Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Идеи иногда экспортируются, но куда чаще депортируются. Артур Никольский


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


03.04.2020, пятница. Московское время 07:42

Обновлено: 25.09.2002  Версия для печати

Прощай, Референдум

Двадцатого сентября 2002 года во втором чтении принят закон, поправляющий Конституцию. Второе чтение прошло только с четвертого раза.

Что поправляем?

Что говорит Конституция:

    Глава 1, статья 3:

    Статья 3
    1. Носителем суверенитета и единственным источником власти а Российской Федерации является ее многонациональный народ.
    2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
    3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Что говорит закон «О референдуме РФ»:

    Глава 1, статья 4:

    Статья 4. Обстоятельства, исключающие проведение референдума Российской Федерации.
    Референдум Российской Федерации не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Несмотря на различия в идеологии ни один политик в открытую не станет возражать, что высшее проявление власти народа - это в первую очередь референдум, а во вторую очередь - свободные выборы, поскольку референдум - это прямое выражение воли народа, а передача власти выборному лицу - опосредованное выражение воли.

Двадцатого сентября 2002 года орган, представляющий всех граждан России, расставил точки - теперь приоритеты другие. Вкратце, если референдум мешает переизбираться федеральной власти, то референдум не проводится. Выборы федеральной власти поставлены выше всенародных референдумов и прямого волеизъявления народа. Государственная Дума по инициативе Владимира Пехтина, Вячеслава Володина, Геннадия Райкова, Олега Морозова, Бориса Немцова и Сергея Иваненко приняла поправку к закону о Референдуме.

Новая редакция закона, предложенная депутатами, гласит:

    «Проведение референдума Российской Федерации не допускается (за исключением случаев, когда референдум в РФ инициируется в соответствии с международными договорами РФ) в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного федерального органа, или если проведение референдума РФ приходится на последний год полномочий президента РФ, иных федеральных органов государственной власти».

До этого времени приоритеты расставлялись Конституцией однозначно:

1. Референдум - высшее выражение воли народа.

2. Выборы любого чиновника, даже если это самый главный чиновник в государстве, - второстепенны.

3. За нарушение законодательства - административная и уголовная ответственность.

4. Всероссийские референдумы запрещаются только во время военного или чрезвычайного положения.

Что теряет общество

За год до федеральных выборов теперь проводить всероссийский референдум будет невозможно. Ближайшие федеральные выборы - выборы в Думу. Значит с декабря 2002 года по март 2003 года (15 месяцев) проводить всероссийские референдумы в стране нельзя. За 110 дней (три месяца) до президентских выборов нельзя проводить агитацию. Начать агитацию за референдум можно будет только после окончания президентских выборов, а это, при наличии второго тура, - не ранее конца мая 2004 года. От подачи заявления на регистрацию до проведения референдума проходит 7 месяцев:

- 15 дней на регистрацию инициативной группы,
- 3 месяца на сбор подписей,
- 15 дней на проверку подписей в ЦИКе,
- 10 дней на проверку в Президентской администрации,
- 15 дней на проверку в Конституционном суде,
- Указ Президента о назначении референдума через 2-3 месяца.

Таким образом, ближайший всероссийский референдум россияне смогут провести не ранее января 2005 года (через два года и 4 месяца, считая от сегодняшнего дня).

По новой поправке к федеральному закону «О референдуме РФ» народу России гарантируется, что статья 3 Конституции будет распространяться только на федеральные выборы, но не на референдумы. И продлится это, как минимум, в течение двух лет и четырех месяцев.

Если считаться с Конституцией РФ, то вносить поправки в главу 1 Конституции может только специально созванное Конституционное собрание:

    Статья 135

    1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
    2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Но, оказывается, то же самое легко можно сделать 304-мя голосами Государственной Думы (против проголосовали 131, воздержавшихся не было). Дума не меняла содержание Конституции, она только внесла поправку в конституционный закон «О референдуме РФ». Поправку, по своему содержанию имеющую огромное значение.

Создан прецедент ограничения прав, предоставленных Конституцией, с помощью поправок в действующие законы. С помощью коррекции федерального закона удалось почти на два года наложить мораторий на действие статьи 3 Конституции. Сделать то, что ранее могло делаться только в условиях войны или чрезвычайного положения.

Почему спешим

Надо сказать, что все эти поправки к закону (а под их прикрытием, и ограничение российской Конституции) срочно понадобились потому что коммунистам удалось сформулировать четыре практически беспроигрышных вопроса для будущего референдума:

  1. Согласны ли вы с тем, чтобы в Российской Федерации все земли принадлежали государству за исключением земель личных подсобных хозяйств, приусадебных, дачных, садово-огородных и гаражных участков, которые могут находиться в частной собственности граждан РФ?
  2. Согласны ли вы с тем, что размер оплаты жилья, электроэнергии и иных коммунальных услуг в сумме не должен превышать 10% от совокупного дохода семьи?
  3. Согласны ли вы с тем, что минимальная зарплата и пенсия гражданина РФ не могут быть ниже прожиточного минимума?
  4. Согласны ли вы с тем, чтобы в Российской Федерации недра, леса, водоемы и другие природные ресурсы, а также железные дороги, предприятия топливно-энергетического комплекса, оборонной промышленности, черной и цветной металлургии находились в государственной собственности как объекты, обеспечивающие национальную безопасность России и достойную жизнь каждому гражданину?

Таких вопросов власть серьезно испугалась. Ведь в случае положительного ответа на все вопросы референдума, государственной власти придется пожертвовать некоторыми своими правами в интересах общества.

Любопытна аргументация «сторонников демократии», на волне выборов оказавшихся у краника власти и не желающих допускать туда никого из посторонних - они почти откровенно говорят о том, что нельзя задавать такие вопросы, потому что неразумное население ответит на все вопросы положительно.

Конечно, вопросы довольно просты, и их можно было бы сформулировать совсем примитивно, например: Хотите ли вы, чтобы правительство выплатило каждому жителю России по 7200 у.е. в качестве его доли национального богатства?

Почему-то никто не хочет поставить вопрос таким образом, предполагая, что ничего кроме положительного ответа не услышит. А может попробовать? Вот тогда можно будет сказать, что «Погорячились мы малость с Конституцией и правами народа». Ведь народ то у нас... того... не совсем умный.

К сожалению, государственная власть считает, что она - это хозяин, а население - это как бы неразумная рабочая живность, о которой надо заботиться, чтобы она не замерзла и не вымерла полностью (чтобы можно было ее с пользой для себя использовать). Отсюда и соответствующее отношение: не доверять же хозяйственной живности решение своей собственной судьбы, в самом деле.

Поэтому власть предприняла отчаянную попытку исправить ошибку, по недоразумению допущенную в Конституции Российской Федерации, где народу был предоставлен теоретический шанс повлиять на ход событий. Сам народ свое право на референдум бы не ограничил, а через послушную Думу власти это удалось. Ведь всем очевидно, что Госдума не является самостоятельным политическим организмом, как и Совет Федерации, в котором эта поправка будет утверждена без задержки 25-го сентября. И тогда слово будет за Президентом, который подпишет поправку, переведя стрелки на глупых «народных избранников», и забыв, что он тоже был выбран «населением». А Конституционный суд, как всегда, промолчит.

Что общество могло выразить на референдумах

Россия имеет не слишком большую историю проведения референдумов.

Референдум СССР состоялся 17 марта 1991. На нем был задан вопрос:

«Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлБнной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности?».

«За» проголосовали 76.4% граждан СССР. Это абсолютно не помешало в том же году развалить великую империю.

Одновременно с ним проводился референдум России. И на нем был задан вопрос:

«Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?». За проголосовали 69.85%.

25 апреля 1993 в стране проводился референдум по следующим вопросам:

    1) «Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину?» (за 58,7%)
    2) «Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года?» (53,0%)
    3) «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?» (49,5%)
    4) «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?» (67,2%)

12 декабря 1993 года за принятие новой Конституции РФ проголосовало 58,4% от принявших участие в голосовании.

После этого все попытки провести какие бы то ни было всероссийские референдумы срывались по бюрократическим или формальным примерам.

Один из сорванных референдумов следует упомянуть, поскольку он инициировался нынешним противником референдумов Борисом Немцовым:

За два с половиной месяца до думских выборов 1999 года СПС начинала сбор подписей по проведению референдума по следующим вопросам:

    1. Вы за то, чтобы были расширены правовые и политические гарантии защиты частной собственности граждан России (включая квартиры, дома, земельные участки, вклады в банках и иных кредитных организациях) от чужого посягательства, включая посягательство государства?

    2. Вы за то, чтобы депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, совершившие уголовные преступления, несли уголовную ответственность наравне с остальными гражданами России?

    3. Вы за то, чтобы в боевых действиях в локальных конфликтах принимали участие только военнослужащие, проходящие службу по контракту?

    4. Вы за то, чтобы в конституцию России были внесены изменения, ограничивающие право Президента России отправлять в отставку правительство России?

Этот референдум не состоялся, поскольку сборщики подписей случайно или предусмотрительно внесли необходимое количество поддельных подписей в подписные листы. Несмотря на то, что между думскими и президентскими выборами Президент России поддержал возможность проведения референдума по названным вопросам, СПС проигнорировала возможность собрать подписи еще раз, поскольку сама идея референдума, скорее всего, была нужна им для проведения массовой избирательной кампании перед выборами в Госдуму, чтобы не ограничиваться рамками избирательных фондов, дозволенными Законом о выборах в Думу.

Более печальной была судьба референдума, затеянного экологическими организациями, традиционно считающимися властью настоящими экстремистами, что-то вроде «Аль-Кайеды». Несмотря на беспроигрышные вопросы, на однозначное отношение общества к превращению территории России в свалку ядерных отходов, вся работа по подготовке референдума была забракована бдительными чиновниками, проверявшими подписи.

Другими словами, механизмы пресечения народной инициативы в виде рогаток на пути соблюдения формальностей существуют, и отменно работают. Референдумы в нашей стране всегда были спектаклем, организуемым государственной властью для прикрытия своих политических интересов. А теперь и этого не стало.

Для чего понадобилось запретить проведение референдумов раз и навсегда? Никакого иного ответа, кроме «политической целесообразности» - то есть, не дать возможности коммунистам сделать то, что четыре года назад проделали сами: провести кампанию за счет иных средств, кроме тех, которые предусмотрены Законом о выборах в Госдуму.

А.Фирсов
Другие статьи по этой теме:

Референдумы, проведенные на всей территории Российской Федерации

Реплика Черкизова 23 Сентября 2002

Дума - не воровской сходняк. Беседа с Борисом Немцовым.

Путин поддержал инициативу СПС о проведении референдума

Белкин А.А. Дело о референдуме 25 апреля 1993 года


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. N2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

 Демократия.Ру: Экологического референдума не будет




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 21.03.2020

 01.03.2020

 01.02.2020

 19.01.2020

 06.01.2020

 01.12.2019

 13.11.2019

 07.11.2019

 27.10.2019

 11.09.2019

 11.09.2019

 07.09.2019

 07.09.2019

 04.09.2019

 23.08.2019

 05.08.2019

 02.08.2019

 19.07.2019

 23.06.2019

 14.06.2019


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2020  Карта сайта