Демократия.Ру




Есть люди, которые всегда идут в первых рядах; в случае успеха они объявляют себя вождями, в случае поражения — говорят, что их гнали вперед как заложников. Веслав Брудзиньский


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


19.04.2024, пятница. Московское время 12:44

Обновлено: 07.06.2007  Версия для печати

Борьба путем покровительства

Газета.Ру

Поощрение ксенофобии и углубление социального разрыва – весьма странный способ противодействия экстремизму.

Удачное оперирование терминами или, проще говоря, подмена понятий все чаще становится важным инструментом внутренней российской политики. Вначале меры по борьбе с терроризмом обернулись серьезным сворачиванием демократических институтов, при этом никто не утруждал себя разъяснением обществу, как это между собой связано. Сегодня для дальнейшего укрепления монополии действующих властных элит становится все более актуальным использование еще одной реальной проблемы, обозначенной как борьба с экстремизмом. Удобство такого прикрытия в том, что, в отличие от терроризма, термин «экстремизм» допускает куда более широкое толкование, что существенно расширяет сферы использования. С одной стороны, при умелом подходе сюда может быть включена любая оппозиционная деятельность, критика власти, требования независимости правосудия и т.п.

С другой стороны, абстрактным в этом случае словом «экстремизм» можно прикрывать, не решая по существу, серьезнейшую проблему межнациональных, межэтнических и межрелигиозных конфликтов.

Часто провоцируемых, заметим, действиями самой власти или ее представителей в местных силовых и правоохранительных органах.

В Ставрополе в ночь на среду произошли массовые беспорядки с попытками погромов автомашин и точек общепита, принадлежащих выходцам из национальных кавказских республик. Погромам предшествовал «Славянский сход» после убийства двух русских студентов (это убийство случилось вскоре после убийства в драке студента с чеченской фамилией). На главной площади города собрались около 700 человек разного возраста – от 20 до 40 лет. Агрессивно настроенные горожане заполнили всю площадь, скандируя: «В атаку!» Толпа несла флаги России и плакаты «Чеченцы в Чечню». Несовершеннолетние вскидывали руки в фашистском приветствии и заглушали выступления вышедших к ним мэра города Дмитрия Кузьмина и и.о. вице-губернатора Ставропольского края Анатолия Воропаева. Когда милиция попыталась пресечь беспорядок, молодежь, по отзывам очевидцев, устроила стихийное шествие, скандируя: «Россия! Чечен – чемодан – Чечня». Заглядывая в салоны медленно едущих автомобилей, митингующие искали в них кавказцев и, если находили, начинали раскачивать и бить их машины.

После этой тревожной ставропольской ночи неподалеку – в Махачкале – прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму». Выступая на конференции, главный (по должности) борец с экстремизмом и терроризмом в России, директор ФСБ, руководитель Национального антитеррористического комитета Николай Патрушев весьма четко обозначил логику восприятия властями этой проблемы.

Директор ФСБ России считает, что борьбу с политическим экстремизмом должно вести все общество. «Борьба с политическим экстремизмом в настоящее время не может являться прерогативой одних только правоохранительных органов и спецслужб. В ней активно должны принимать участие все органы власти и общество», – сказал он. При этом формы такой борьбы совершенно непонятны – то ли это стандартные доносы на соседа, то ли участие в фальшивых митингах, организованных властями по образу и подобию позорных акций сразу после трагедии в Беслане, куда людей сгоняли по разнарядке. Зато смысл участия общества в борьбе с политическим экстремизмом по г-ну Патрушеву очень даже понятен. По мнению главного чекиста, это будет способствовать выработке общих подходов в противодействии экстремизму, «особенно в формировании у российских граждан устойчивого неприятия к экстремистским формам достижения политических целей». Читай: к любой оппозиции. Как известно, только что в России предельно расширено законодательное определение экстремизма. Это позволяет подвести под «экстремизм» практически любую оппозиционную политическую деятельность вплоть до элементарной в любой демократической стране публичной критике официальной политики властей. Похоже, уже даже появился государственный институт, который поможет обществу лучше понять, кто у нас «экстремисты», – при Национальном антитеррористическом комитете решено создать межведомственную группу по борьбе с идеологией религиозно-политического экстремизма. То есть с инакомыслящими и инаковерующими.

Таким образом, власть пытается использовать борьбу с экстремизмом точно так же, как использовала после трагедий «Норд-Оста» и Беслана борьбу с терроризмом, – для ужесточения политического режима.

До сих пор никто не доказал, какое отношение к борьбе с терроризмом имела обоснованная таким образом отмена прямых выборов губернаторов. Опять же, после гибели Масхадова с Басаевым и воцарения в Чечне Рамзана Кадырова, а также практически полного отсутствия терактов в стране (по крайней мере, в официальном информационном поле) очень трудно эксплуатировать террористическую угрозу в прикладных политических целях. Зато экстремизм подходит как нельзя лучше. Были события в Кондопоге, теперь в Ставрополе, были «Русские марши», вдохновленные нескончаемой великодержавной официальной риторикой российских властей. Но от экстремистской риторики российская власть перешла к действиям, которые однозначно трактуются реальными экстремистами, готовыми разжечь межнациональную рознь, как поощрение их идей: достаточно вспомнить запрет иностранцам торговать на розничных и оптовых рынках.

Поэтому теперь Николай Патрушев может уверенно говорить на научно-практической конференции: «Экстремистские акции приобретают более дерзкий, более опасный характер. Экстремизм как социальное явление подпитывается и провоцируется некоторыми нерешенными социальными проблемами». Но едва ли попытки зачищать рынки по национальному признаку решает социальные проблемы. Ничего г-н Патрушев и выступавший на конференции в Махачкале министр внутренних дел Рашид Нургалиев не говорили и о хорошо известных ксенофобских настроениях милиции. То же нападение на Нальчик легче всего списать на Березовского и Литвиненко или полумифическое ваххабитское подполье, но ни слова не говорить о религиозных притеснениях со стороны милиции и властей Кабардино-Балкарии, что и спровоцировало действительно экстремистский, по сути, ответ притесняемых.

Если бороться с экстремизмом в соответствии со своими политическими интересами, как это делает российская власть, реальная проблема, очень острая и отнюдь не сводящаяся к бытовой межнациональной неприязни, будет только обостряться.

В России большинство людей (видимо, то самое законопослушное общество, на которое уповает в борьбе с экстремизмом г-н Патрушев), согласно опросам, приветствовало изгнание иностранных торговцев с рынков и сочувственно относится к полковнику Буданову, зверски убившему 17-летнюю чеченскую девушку. В России правоохранительные органы делают все возможное, чтобы скинхеды-убийцы выглядели бытовыми хулиганами, а организаторы «Маршей несогласных» – политическими экстремистами. Присяжные оправдывают убийц людей «другой» национальности – последний случай: оправдание обвиняемого в убийстве в электричке армянина, когда присяжные не поверили двум свидетелям преступления, а поверили находившимся в другом месте друзьям обвиняемого, что он все это время был с ними. Это отдельная и очень серьезная проблема гражданского правосознания, когда правосудие оказывается «басманным» с обеих сторон. И оттого что насаждаемая на и без того, увы, благодатную почву межнациональная рознь будет назваться как-то по-другому, проблема никак не станет менее острой.

Поэтому, как минимум, следует называть вещи своими именами и, наоборот, не называть экстремизмом любую оппозицию власти и не поощрять националистические и ксенофобские инстинкты особенно маргинальной части населения.

Для этого, во всяком случае, никаких специальных институтов не требуется.


06.06.2007

Статья опубликована на сайте Газета.Ру
Постоянный URL Статьи http://gazeta.ru/comments/2007/06/06_e_1778573.shtml


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Радзиховский Л., Полный туман

 Демократия.Ру: Пономарев Л., Остановить хунвэйбинов!

 Демократия.Ру: Клейн Л., Народ к погрому готов

 Демократия.Ру: Гавров С., Гибель империи

 Демократия.Ру: Урнов М., Еще раз о национализме в России

 Демократия.Ру: Коробочкин М., Торжество реакции в России

 Демократия.Ру: Акопян А., Роль скотчтерьера в оранжевой революции

 Демократия.Ру: Кынев А., Синдром технолога

 Демократия.Ру: Черняховский С., Красный — он Красный. А Белый — он Бел

 Демократия.Ру: Олейник А., А судьи кто?




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021

 18.06.2021

 27.04.2021

 24.03.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта