Демократия.Ру




Совесть возрастает обратно пропорционально власти. Неизвестный


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


28.03.2024, четверг. Московское время 13:42

Обновлено: 04.10.2007  Версия для печати

Кот в урне. Россиянам предлагают голосовать за Путина или кучу незнакомцев

Газета.Ру

Знаменитый булгаковский совет «никогда не разговаривайте с неизвестными» в применении к текущему политическому моменту мог бы звучать так: «никогда не голосуйте за незнакомцев». Во всяком случае, подобным лозунгом стоило бы вооружиться «Единой России», прикрывшей свой огромный партийный список самым известным на сегодняшний день россиянином – Владимиром Путиным. Если президента, как какого-нибудь азиатского баши, любит чуть ли не 80% населения, то его конкурентов по гонке за депутатскими мандатами не то что меньше любят, но, что гораздо хуже, совсем не знают. Опросы, проведенные разными социологическими службами, более впечатлительных и менее закаленных, чем российские политики, людей могли бы обескуражить. Согласно свежайшим данным ВЦИОМ, большинство фамилий из партийных «троек» плохо известны избирателям. Например, более половины граждан знать не знают Никиту Белых, возглавляющего предвыборный список СПС. Почти три четверти гадают относительно занимающей третью позицию в тройке Мариэтты Чудаковой. И только Борис Немцов пусть не вызывает положительных эмоций у большинства опрошенных, зато хотя бы им знаком.

Да что говорить о новичках в политике, если диссидента, первого российского уполномоченного по правам человека, яростного критика чеченской войны Сергея Ковалева, чье имя еще несколько лет назад вызывало яростные споры, не опознает 64% опрошенных. Уровень узнаваемости его товарища по яблочной «тройке» Сергея Иваненко, трижды депутата Государственной думы (1993, 1995, 1999), второго человека в партии «Яблоко» еще ниже. Если что и может утешить политических старожилов и думских завсегдатаев (больше половины не знает ни лидера думской фракции ЛДПР Игоря Лебедева, ни агрария Николая Харитонова, ни депутатствующую еще со времен Верховного совета Светлану Горячеву), так это то, что имя нобелевского лауреата Жореса Алферова, второго номера в списке КПРФ, ни о чем не говорит почти 60% опрошенных.

Обвиняемый британскими властями в убийстве Андрей Луговой (второй номер в списке ЛДПР) и то известнее лауреата и депутата Алферова.
Гипотетическая единороссовская «тройка» (опрос проводился до исторического жеста Путина и отказа ЕР от «тройки») в таблице ВЦИОМ не представлена. Что весьма предусмотрительно. Грызлов вряд ли известнее Зюганова или Жириновского (даже этих ветеранов политической сцены не знают соответственно 4% и 3% живущих в счастливом неведении россиян), а планировавшуюся третьим номером Светлану Журову, несмотря на олимпийский PR, знают, главным образом, любители спорта.

Да не в персоналиях дело. «Секрет непопулярности оппозиции», как определили результаты своего опроса сами социологи ВЦИОМ, не только и не столько в неудачно составленных тройках (в конце концов, все первые лица списков, за исключением Белых, хорошо известны), сколько в непонимании избирателями основного: какие взгляды исповедуют те или иные партии и чьи интересы намерены защищать в Думе.
А значит, зачем голосовать за тех или иных.

С ориентацией, а значит, с мотивацией избирателей лучше всего обстоит дело у КПРФ. Согласно опросу Левада-центра, 72% опрошенных четко определяют партию Зюганова как коммунистическую. Куда отнести ту же «Единую Россию», не представляет 28%. 17% называет ее бюрократической партией, 6% патриотической, 2% – коммунистической, а 42% видят в единороссах истинных демократов. Результат, которому впору завидовать и СПС, и «Яблоку». И тех, и других демократическими организациями считают чуть более 20%, причем три года назад, когда проигравшие думские выборы 2003 года демпартии только думали о реванше-2007, показатель их «демократичности» был в 1,5 раза выше.

За прошедшие годы капризные и легкомысленные избиратели основательно подзабыли эти партии, и сегодня половина опрошенных не может сказать об их ориентации вообще ничего.

Конечно, учитывая, что любой образ – положительный или отрицательный – главным образом, формирует телевизор, проблема узнавания может быть легко разрешена. Обязательные предвыборные эфиры, возможно, помогут демократам освежить память забывчивых сограждан. Но учитывая, что их конкурентов – и главного теперь соперника Путина – будут показывать в разы чаще и больше, набрать за месяц рекламной кампании утраченную за годы почти полной информационной блокады популярность вряд ли получится.

Опросы, показывающие, прежде всего, насколько коротка память избирателей, объясняют падение популярности демократических партий. Их рейтинги в 3–4 раза ниже, чем перед выборами 2003 года, не потому, что за прошедшее время такое множество людей разочаровалось в любой демократии, кроме олицетворяемой единороссами суверенной, но и потому, что многие ничего не знают о существовании и деятельности альтернативных демократических партий. Реклама – двигатель политики еще в большей степени, чем торговли.

Впрочем, на фоне общего скепсиса по отношению к Думе как к институту, а к депутатам как к роду деятельности, соревновательность между партиями теряет былой смысл.

Только 8% граждан, согласно опросу Левада-центра, верят, что в Думу люди идут с благой целью выполнить данные избирателям обещания. 57% убеждены, что «они рвутся к власти только для того, чтобы самим разбогатеть, сделать карьеру». Еще 21% убеждены, что идущие в Думу «нацелены на то, чтобы отстаивать интересы власти или крупных корпораций, а не простых людей». Почти столько же россиян полагают, что депутаты привыкли обманывать народ и что они ничего не могут сделать в принципе.

И потому даже за партию единственного хорошо известного и вызывающего доверие большинства россиян человека – Путина, по первым прикидкам, готовы голосовать всего 55% (опрос ВЦИОМ). Любой официально рекомендованный Путиным преемник, наверное, получит не меньше.

Когда речь идет о царе, народ, как показывает невесть откуда взявшийся президентский рейтинг Зубкова, готов голосовать и за незнакомца.

А вдруг повезет?


04.10.2007

Статья опубликована на сайте Газета.Ру
Постоянный URL статьи http://gazeta.ru/comments/2007/10/04_e_2216877.shtml


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Рощин А., MEMENTO КПРФ!

 Демократия.Ру: Зубченко Е., Обманываться рады. Почему люди верят официальной пропаганде

 Демократия.Ру: Новопрудский С., Тефлоновый народ

 Демократия.Ру: Кынев А., Синдром технолога

 Демократия.Ру: Айрян Н., Отрицательный административный отбор

 Демократия.Ру: Колесников А., Деградация избирателя

 Демократия.Ру: Ворожейкина Т., Ускользающий выбор

 Демократия.Ру: Клейн Л., Народ к погрому готов




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021

 18.06.2021

 27.04.2021

 24.03.2021

 22.03.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта