Демократия.Ру




Политик не представляет большинство, а создает большинство. Стюарт Холл


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


19.04.2024, пятница. Московское время 00:25

Обновлено: 12.03.2003  Версия для печати

Открытые партсписки были бы выгодны всем

Меньше месяца осталось до начала работы нового состава Центральной избирательной комиссии России, которому и предстоит вскоре провести федеральные выборы. В эксклюзивном интервью «Времени МН» председатель ЦИК РФ Александр Вешняков дал оценку работе комиссии и рассказал о ее ближайших планах. И о своих тоже.

— Александр Альбертович, рассчитываете ли вы снова занять пост председателя Центризбиркома России?

— Да, я это не скрывал и 3 года назад и, естественно, не скрываю и сейчас, за месяц до первого организационного заседания Центральной избирательной комиссии. Полагаю, что у меня есть основания претендовать на это место. Но в то же время понимаю, что этот пост выборный, и не исключаю возможности, что будет конкурс.

— Что самое важное удалось сделать вашей комиссии по совершенствованию избирательной системы?

— Работа Центральной избирательной комиссии заслуживает, на мой взгляд, положительной оценки, которая в определенной мере подтверждается и отношением к нашей комиссии в федеральных органах государственной власти.

На днях при назначении новых членов Центризбиркома трое из действующего состава получили поддержку Государственной думы.

К ставшему авторитетным мнению нашей комиссии прислушиваются и регионы России. Совет Федерации, в свою очередь, оставил в составе ЦИК России Нину Кулясову и Сергея Большакова. Причем их поддержали более 30 субъектов Федерации.

Главное, что удалось сделать по совершенствованию избирательной системы, — повышена роль и ответственность политических партий в избирательном процессе. Обновленные правовые нормы позволят устранить многие негативные явления, отмечаемые в практике наших выборов, особенно региональных. Поставленные задачи в основном решены за год до выборов, а принятые законы получили подавляющую поддержку в Государственной думе и Совете Федерации. А это значит, что мы сумели верно определить болевые точки в избирательном процессе и предложили вполне адекватные на данном этапе формы их правового лечения.

— Когда произойдет окончательная ротация состава Центризбиркома? Что известно о президентской пятерке?

— Две пятерки — 10 членов комиссии — уже назначены. Президент России, я полагаю, назначение в третью пятерку проведет в ближайшие две недели. То есть до середины марта состоится назначение всего состава комиссии, а ее первое организационное заседание ориентировочно пройдет 30 марта, но точно после 23 марта — срока окончания полномочий нынешнего состава.

О президентской пятерке могу сказать, что это будут люди, достойные для работы в комиссии. В их числе будут представлены и те, кто уже является членом ЦИК России, и те, кто хорошо знает избирательное право и избирательный процесс.

— Кого намерен предложить президент? И что известно о вашей кандидатуре?

— Несколько некорректно называть других кандидатов. Мне уже давно было предложено войти в состав тех, кого назначает президент России. Я с таким предложением согласился и поэтому отказался от инициатив выдвигаться по квотам Государственной думы или Совета Федерации.

— Как вы оцениваете политизированное голосование в Думе и достаточно спокойное в Совете Федерации?

— Я бы не сказал, что в Думе голосовали очень уж политизированно.

Она все-таки по своей структуре отличается от верхней палаты, и это естественно. Борьба за представительство в ЦИК развернулась между фракциями СП С и «Яблоко» и разрешилась в рамках принятых правил. В то же время, надо иметь в виду, что кандидатов было не 7 человек, а несколько десятков. Основные процедуры их согласования прошли в преддверии самого заседания, остальное — непосредственно на самом пленарном заседании. Что касается Совета Федерации, то многим субъектам РФ удалось консолидироваться вокруг наиболее достойных кандидатур. Совершенно справедливо, что голосование проводилось по всем 13 кандидатам, имевшим право баллотироваться. Некоторые известные в регионах своим профессионализмом люди получили почти единодушную поддержку. Причем, я не буду скрывать, в ряде случаев руководители субъектов со мной советовались.

— Какие будут первоочередные задачи нового состава?

— Прежде всего необходимо подготовиться к первому организационному заседанию, на котором предстоит избрать председателя, заместителя председателя и секретаря Центральной избирательной комиссии; определить главные направления ее деятельности, закрепить за ними конкретных членов комиссии.

Готовиться надо обстоятельно. Ведь около половины состава, может быть, чуть менее, будут новые люди. И это хорошо, когда происходит некоторое обновление. Но, естественно, нужна определенная их адаптация.

Другая первоочередная задача — без пауз продолжить кампанию по подготовке к федеральным выборам, одновременно разрабатывая требуемые по законодательству многочисленные нормативные документы. И лучше это сделать до начала избирательной кампании, чтобы своевременно довести их до потенциальных участников избирательной кампании, политических партий.

Важна подготовка методических материалов в помощь комиссиям (участковым, территориальным), чтобы работа шла не хаотично, а системно. У нас же огромное количество участковых комиссий — 94 тысячи по России. Кроме этого, нужно развернуть разъяснительную кампанию среди избирателей, которые должны знать свои права на участие в избирательном процессе, а также последствия неучастия.

Так что работа предстоит масштабная по исполнению норм сегодняшних законов. И самое главное сделать так, чтобы качественно подготовиться к предстоящей кампании, старт которой ожидается 1 сентября.

— Вы неоднократно предлагали выборы депутатов Госдумы проводить по открытым партийным спискам. Возможно ли введение такого порядка уже на предстоящих парламентских выборах? Или это вопрос будущего?

— Да, я сожалею, что не удалось решить этот вопрос при модернизации законодательства о выборах. Хотя в какой-то мере один элемент удалось закрепить. Впредь федеральные списки должны разбиваться минимум на 7 региональных групп. В то же время никто не запрещает партии разбивать список на большую часть групп. С моей точки зрения, если партия пойдет по пути открытости своих списков через их разбивку по региональным группам, через персонификацию списков по каждой группе, то в конечном итоге эта партия выиграет. Тогда никто не сможет бросить укор, якобы в вашем списке возникают люди не по идеологическим принципам, а как просто спонсоры вашей избирательной кампании. Надо иметь это в виду и средствам массовой информации, и нашим избирателям. А что касается возможности сделать списки открытыми в законодательном порядке — это уже вопрос будущего. Субъекты же Федерации это могут сделать уже сейчас, когда идет становление пропорциональной системы и ее применения в регионах. Мы готовы помогать.

— Во второй половине года региональные выборы будут проходить по партийным спискам. Как вы относитесь к критике, якобы местные парламенты станут слишком политизированными и не будут решать насущные проблемы в субъектах?

— Определенная доля правды в такой критике имеется. Но если заложить систему открытых партийных списков или же систему, когда партийный список привязывается к частям субъекта Федерации и когда кандидаты в партийном списке будут напрямую связаны с конкретными избирателями, то они вольно или невольно будут ближе к нуждам и проблемам, которыми живет избиратель. И именно эта правовая основа вполне способна ослабить политизацию и, наоборот, структурировать местные парламенты по основным политическим взглядам, оценкам ситуации в регионе. И это может привести не к раздробленности, фрагментарности, порой присутствующей сейчас в парламентах, избранных по мажоритарной системе, а к более системному взгляду на существующие проблемы — принятию решения 2-5 фракциями в законодательном органе власти. Ведь доказано мировой практикой, когда собираются 20-30 групп по интересам, то всегда сложно договориться, а иногда парламентаризм и вовсе дискредитируется.

— Некоторые считают, что электронная система голосования одновременно с ее удобствами позволит властям осуществлять административный контроль. Может, поэтому Европа, идущая далеко впереди нас в техническом отношении, все-таки пользуется традиционной ручной системой подсчета голосов?

— В данном вопросе мы никуда особо не торопимся. Решать надо осторожно, как и в других странах. Кстати, если говорить про Европу, то элементы электронного голосования применяются в Великобритании, во Франции. Мы будем применять ее только тогда, когда получим определенные гарантии, что эта система обеспечивает полную безопасность от возможностей фальсификации, в том числе в каких-то административных целях. Мы здесь действуем даже намного осторожнее и, на мой взгляд, продуманнее, чем наши коллеги, например в США. Там уже применяют электронное голосование. Когда я им задал вопрос: «Хорошо, прошло голосование. Я как избиратель нажал кнопку за моего кандидата. А где у меня уверенность, что компьютер принял именно мой результат, что там не заложена другая программа, присваивающая, к примеру, 52% Бушу?»

Мы поставили условие перед нашими разработчиками, чтобы проголосовавший избиратель получал от компьютера контрольный чек — маленькую бумажку с итогами голосования. После чего бумажка опускается в ящик для голосования. То есть если вдруг будут какие-то сомнения в данных, которые пойдут потом по электронной системе, их всегда можно сверить. Такое же требование распространяется в целом на нашу информационную систему, государственную автоматизированную систему «Выборы». Она позволяет очень быстро собрать информацию, передать и обработать ее. Если бы ее не было, мы бы считали итоги 3-5 дней. При таком огромном временном люфте открываются возможности для манипуляций. А здесь мы сразу фиксируем результаты итогов голосования с каждого участка, сразу их вывешиваем для обозрения. Теперь по закону будем размещать их и в Интернете. Таким образом создается возможность включать мощный механизм общественного контроля.

Это тоже наше изобретение, наше российское ноу-хау. Другие страны не готовы к такому масштабу технически. То, что будущее за электронным голосованием, я не сомневаюсь. XXI век — это век информационных технологий, в этом вы убеждаетесь на своем примере. Сотовый телефон 10 лет назад был чем-то заоблачным, фантастическим, сегодня стал обычным атрибутом немалой части граждан, особенно проживающих в Москве.

Армен Уриханян

Время MN, №031, 4.3.2003, с. 1, 3


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 ЦИК РФ: Александр Вешняков: Что, кому-то выкручивали руки? Интервью Председателя ЦИК России А.А. Вешнякова газете “Коммерсантъ” (2003.18 марта.№45)

 ЦИК РФ: Назначен новый состав ЦИК




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021

 18.06.2021

 27.04.2021

 24.03.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта