Демократия.Ру




Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан. И. Этвёш


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


19.04.2024, пятница. Московское время 01:09

Обновлено: 19.03.2003  Версия для печати

Референдум в Чечне прошел. Что дальше?

Новоселов Н.

В том, что запланированный на 23 марта референдум по Конституции Чечни обречен на успех, в России почти никто не сомневается. Чрезвычайно большие ставки сделаны на это мероприятие в Кремле и в Грозном, слишком мощные силы и средства задействованы для получения нужного результата. Закрепление за чеченской проблемой роли важнейшего политического вопроса предвыборного периода не оспаривается хотя бы потому, что В.Путин пришел к власти на волне принятия жестких мер в отношении угрозы безопасности РФ с территории мятежной республики.


Три с лишним года кровопролитной войны вместо обещанного быстрого и решительного решения кризиса поставили Кремль перед необходимостью не просто обозначить прогресс, как это сделал Б.Ельцин в 1996 году, а действительно сдвинуть урегулирование «с мертвой точки».

Кстати, в предвыборной программе Б.Ельцина на 1996-2000 гг. «Россия: человек, семья, общество, государство» имелся специальный раздел, завершающийся оптимистическим обещанием – «К концу этого года (1996) Чечня станет мирной территорией Российской Федерации – это моя главная задача». Что было на самом деле, знают все.

Сразу следует отметить, что власть определенные выводы из прошлого сделала, и нынешний план урегулирования выгодно отличается от «ельцинского». Еще сильнее отличается организация подготовительного периода.


В интересах создания максимально возможного благоприятного фона для данного мероприятия срочно предприняты самые различные шаги, начиная от обращения президента В.Путина к гражданам и решения правительства РФ выплатить жителям республики компенсации за утраченное жилье, демонтажа части блокпостов и показательного вывода «избыточных» войск, заканчивая развертыванием массированной информационно-пропагандистской работы среди местного населения, остальной России и западных СМИ.

О напряженных усилиях Кремля свидетельствует «массовый наплыв» в Грозный московских гражданских и военных начальников, какого не отмечалось никогда прежде, даже в периоды самых напряженных военных действий. В последние дни Чечню посетили: делегация Администрации президента РФ (С.Ястржембский, В.Сурков), директор ФСБ Н.Патрушев, секретарь Совета безопасности РФ В.Рушайло, вице-премьер правительства РФ А.Гордеев, министр образования В.Филиппов и его заместитель В.Болотов, министр по делам Чечни С.Ильясов, заместитель министра обороны И.Пузанов, начальник Генштаба вооруженных сил А.Квашнин и командующий войсками Северо-Кавказского военного округа В.Болдырев и, наконец, глава президентской администрации А.Волошин, чьи визиты обычно связаны с решением самых сложных и деликатных вопросов.

В полную силу развернул PR-акции С.Ястржембский, организовавший, в частности, за одну неделю концерт чеченских артистов и две презентации книг о Чечне. При этом замалчиваются напряженные действия силовых структур, предпринимающих беспрецедентные меры с целью не допустить дестабилизации обстановки. Если судить по «картинкам» государственных телеканалов, то войны в республике давно нет, и остается немного до наступления периода всеобщего единения. В целом, даже создается впечатление, что власть решила за десять дней продемонстрировать чеченскому народу всю любовь, которую копила много лет.

Однако и тогда, по плану 1996 года, и теперь главной целью является максимальное вовлечение жителей республики в мирный процесс. Тогда была амнистия, В.Путин намекнул в своем обращении на возможность очередной. Еще одно возможное совпадение – ставка в обоих случаях фактически на действующее руководство – тогда А.Масхадов, теперь его бывший соратник, перешедший на сторону федерального центра А.Кадыров. Считается, и не без оснований, что действующий глава администрации республики, если предложенный проект конституции будет одобрен, еще до выборов фактически становится президентом Чечни. Он будет организовывать и проводить выборы, так как в регионе нет другой власти. Не вызывает сомнений заинтересованность А.Кадырова в срочном проведении процесса легализации своего положения и получения, кроме нынешней власти, легитимных прав, позволяющих поддерживающим его кланам официально контролировать политическую ситуацию и экономические ресурсы. Не случайно глава чеченской администрации в обещанной Кремлем широкой автономии Чечне прежде всего выделил особый экономический статус, право иметь 100% акций и распоряжаться недрами.

Указанные заявления чем-то напоминают слова Дж.Дудаева, что не может не беспокоить и русских, и некоторых чеченцев, опасающихся возвращения «старых порядков» в новом, более завуалированном фразами о лояльности, исполнении. В республике и за ее пределами также опасаются возможных расправ с противниками правящего ныне клана и предупреждают о перспективе расширения исчезновения средств, поступающих из Москвы, которые пропадают даже при массированном присутствии федеральных контролеров.


Следует отметить, что большинство чеченцев уже не сомневаются в необходимости референдума, с которым связывают надежды на мир и спокойствие в своих домах. Однако дальнейший конституционный процесс получает у граждан противоречивые оценки, вызванные, в том числе, и далеко не такой однозначной расстановкой сил в республике, как ее пытается нарисовать С.Ястржембский. Некоторые наблюдатели не исключают непризнания итогов президентских выборов значительной частью общества, включая влиятельные диаспоры в России и за ее пределами. А основания для таких оценок имеются, особенно если подходить к оценке ситуации в регионе с традиционных позиций, которыми руководствуются в демократических странах. Указанная ситуация может привести к обострению межклановых «разборок», переходящих в вооруженную борьбу.


Таким образом, накануне референдума с предсказуемыми формальными результатами остаются без ответа некоторые серьезные вопросы. Например, создаст ли плебисцит условия для формирования действительно легитимной власти или ограничится имитацией демократического процесса, плоды которого используют в очередной раз деструктивные силы? Будет ли референдум способствовать реальной консолидации чеченского общества или, напротив, подготовит условия для нового витка противоборства за власть и собственность?


Новоселов Н.
18.03.2003

Статья опубликована на сайте Информационного агенства МиК Фотография с сайта Колокол.Ру


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Соболев Д., Хорошо забытое старое

 Грани.Ру: Мильштейн И., Ложь, видео, референдум

 Полит.Ру: Конституцию приняли, как и предсказывал Кадыров. В президенты его будут выбирать в декабре

 Колокол.Ру: Путин: Мы закрыли последнюю проблему, связанную с территориальной целостностью России

 Информационное агентство МиК: Рудольф Биндиг о референдуме в Чечне

 Политком.Ру: Портников В., Папа Карло из Грозного

 Кремль.Орг: Руслан Хасбулатов: Никакого значения этот референдум иметь не будет

 Демократия.Ру: Горяев И., Кадырову разрешают все




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021

 18.06.2021

 27.04.2021

 24.03.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта