Демократия.Ру




Коррупция – верный признак того, что власть не только утратила способность управлять делами государства, но и окончательно потеряла всю свою совесть. Павел Курьянофф


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


19.04.2024, пятница. Московское время 06:28

Обновлено: 28.05.2003  Версия для печати

Правительство объявит войну «черному пиару»

Попов А.

Поправки к закону о СМИ, предусматривающие ответственность СМИ за нарушения выборного законодательства, будут приняты в середине июня и вступят в силу в конце июня – начале июля. Об этом на коллегии Минпечати во вторник сообщил председатель Центризбиркома Александр Вешняков. В последнее время ЦИК, Минпечати и даже МВД объединяются под знаменем борьбы за «чистые и честные выборы» – то есть против пресловутых «черных» политтехнологий. Однако, по мнению экспертов, разговоры о засилье «черного PR», мягко говоря, преувеличены, а настоящая цель властей – более жесткий контроль над СМИ накануне выборов. Политологи считают, что массовых «зачисток» редакций в ближайшее время ждать все же не стоит. Но дамоклов меч будет висеть над прессой как минимум до следующего года, когда будет принята новая версия закона о СМИ.

Пакет поправок к закону о СМИ и ряду других законов, который сейчас готовится ко второму чтению в Государственной Думе, призван серьезно ужесточить ответственность СМИ за нарушения выборного законодательства. Так, первоначальный вариант законопроекта предусматривал процедуры «срочной» приостановки деятельности СМИ до соответствующего решения суда. Кроме того, поправки предусматривают увеличение штрафных санкций за нарушения выборного законодательства не только для изданий, но и для самих кандидатов. Депутаты остались не в восторге от первоначального варианта поправок. «Меня этот закон не устраивает», – сказал RBC daily замглавы фракции СПС, член комитета по госстроительству Борис Надеждин. По его словам, вместе с коллегами он внес ко второму чтению законопроекта ряд поправок, которые должны смягчить излишне жесткие положения. Так, имеются поправки, сводящие к минимуму упоминания закона о СМИ. Усложняется также процедура приостановки выпуска изданий. Наконец, есть поправка, согласно которой приостанавливается не деятельность, а именно выпуск СМИ. Это означает, что из-за одной передачи можно придержать выход в эфир только данной передачи, а закрыть весь канал нельзя.

«Но даже со всеми этими поправками закон меня не удовлетворяет, – говорит г-н Надеждин. – У меня, помимо прочего, есть для этого четкое обоснование – совершенно точно известно, что готовится новый закон о СМИ. Причем говорят, что специальные процедуры регулирования, связанные с выборами, в этом законе вовсе отсутствуют». Что же касается действия нынешних «предвыборных» поправок к закону о СМИ и другим законам, по мнению депутата Надеждина, они целиком и полностью призваны обслуживать власть. «Ничего этот закон обеспечить не сможет: Доренко на первом канале все равно не закроют, – полагает Борис Надеждин. – Это просто будет дубина против независимых СМИ. А версия о том, что власти будут использовать его честно и в благих интересах, не выдерживает проверки опытом».

С мнением представителя СПС согласен руководитель Информационно-технологического центра ЦК КПРФ Илья Пономарев. «Этот закон очень удобен властям: с его помощью можно делать со СМИ все что угодно, и использовать власти его будут против всего, что покажется им неудобным, – отметил г-н Пономарев в беседе с корреспондентом RBC daily. Впрочем, никаких особых «движений» против КПРФ в результате принятия поправок Илья Пономарев не ожидает. «Наш коммуникационный ресурс практически равен нулю, – говорит он. – Однако это угроза для тех, кто задумается о возможности сотрудничества с нами». По мнению г-на Пономарева, поправки реально усилят давление на СМИ в основном на федеральном уровне, так как в регионах практически все СМИ и так безраздельно контролируются губернаторами. Представитель КПРФ полагает, что в конечном итоге от принятия таких поправок выиграют «партии-середнячки». «Закон ведь будет использоваться главным образом в пользу «Единой России», – говорит Илья Пономарев. – Но действия этой партии демонстрируют ее полную неуклюжесть, которая в сочетании с хорошим медиа-ресурсом станет видна еще больше. Между тем средние партии – типа СПС, «Яблока» и ЛДПР, которые в этом плане никому интересны не будут, – воспользуются ситуацией и только выиграют от этого».

Так ли уж серьезна угроза «черного PR», о которой в последнее время в один голос говорят чиновники всех ведомств, так или иначе связанных с выборами? «В последнее время ведущие политтехнологические и PR-компании существенно «собрались» и доля «черных технологий» в их работе серьезно сократилась, – сказал RBC daily генеральный директор компании «ИМА-Консалтинг» (занимается политтехнологиями) Игорь Лобовский. – Впрочем, ведущие пять-шесть компаний никогда особо этим не страдали. В основном «черным PR» грешат наши коллеги в регионах». Однако и это, по мнению г-на Лобовского, тоже не очень серьезная проблема. Увлечение «грязью» пройдет, по мере того как и сами технологи, и их заказчики убедятся в том, что «черные технологии» не так эффективны, полагает он. Впрочем, не исключено, что власть руководствуется не столько нынешним положением вещей на рынке PR, сколько мыслит реалиями прошлого. «Сейчас силен синдром выборов 1999 года – а тогда действительно кампания была беспрецедентна с точки зрения информационных войн, «черного PR» и компромата», – отметил в беседе с RBC daily руководитель спецпроектов Института социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский. По его мнению, объективных оснований ожидать повторения ситуации 1999 года сейчас нет. Однако, считает он, этот синдром играет едва ли не главную роль в логике нынешних действий власти.

Кроме того, не стоит забывать о том, что в недавнем послании президента к Федеральному Собранию теневому рынку политтехнологий досталась едва ли не самая острая критика. По мнению Владимира Путина, это рынок является одним из самых «теневых» секторов российской экономики. Эти слова, по мнению Дмитрия Бадовского, говорят о том, что у власти есть стремление ограничить этот рынок. Причем способ, избранный Кремлем для «разруливания» ситуации, наглядно показывает, что власти желают установить жесткий контроль над СМИ и политтехнологиями именно на период ближайших выборов – парламентских и президентских. Дело в том, что сама тема необходимости модернизации регулирования СМИ не нова. Как уже отмечал Борис Надеждин, в следующем году планируется принятие и вступление в силу нового закона о СМИ – и в результате вся работа над нынешними поправками будет просто похоронена. То есть, обращает внимание Дмитрий Бадовский, нынешние поправки фактически принимаются на две избирательные кампании. «Логичнее было бы дождаться принятия нового закона о СМИ, но он до сих пор находится в разработке, и принять его до выборов не успеют, – говорит г-н Бадовский. – А принятие правовых норм для использования в двух кампаниях – это показатель не очень хорошей тенденции в правовой культуре власти».

Практически все опрошенные RBC daily эксперты единодушны во мнении, что на нынешних выборах возможность манипуляции правовыми нормами в политических целях высока. Однако Дмитрий Бадовский полагает, что сама власть – и ЦИК, и Кремль – вряд ли ставит перед собой цель массового закрытия каких-либо СМИ. «Нельзя исключать одну или две демонстративные акции, для того чтобы показать, что власть готова применять этот инструмент, – говорит он. – Но никто не заинтересован в создании скандальных ситуаций». Разумеется, сам по себе факт закрытия издания создает мощный рекламный и пиаровский импульс. И эффект статьи может возрасти во много раз, если она послужит причиной для закрытия издания или наложения на него жестких санкций. «Эта норма вводится скорее для устрашения и упреждения, – полагает эксперт Института социальных систем. – Расчет делается на то, что у СМИ сработает внутренняя цензура». Таким образом, суть поправок к закону о СМИ – как у стратегических ядерных боеголовок – не в применении, а в самом факте их существования. И этот факт, по мнению экспертов, будет использоваться скорее в неформальных «разъяснительных» беседах властей с представителями СМИ, нежели в публичных «экзекуциях». Впрочем, поправки к закону о СМИ могут дать и обратный эффект, который никак не укладывается в«генеральную линию» послания президента. «Ведь если издержки и возможные риски со стороны изданий станут очень высоки, то и расценки на «черный PR» тоже возрастут многократно, – отмечает г-н Бадовский. – Так что «черный» рынок вряд ли исчезнет – он может даже увеличиться в объеме».

Антон ПОПОВ
28.04.2003

Статья опубликована на сайте РосБизнесКонсалтинг

Постоянный URL статьи http://www.rbcdaily.ru/news/policy/index.shtml?2003/05/28/41471


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: СМИ все же будут прикрывать на время выборов. А чтобы журналистам не было обидно, предложено сажать чиновников за использование административного ресурса

 Демократия.Ру: Обращение Совета главных редакторов СМИ Таймыра и Норильского промышленного района

 Демократия.Ру: Фирсов А., Российское избирательное законодательство противоречит Конституции?

 Демократия.Ру: Журналист вступился за свободу соображения. Закон о гарантиях избирательных прав оспорен в КС

 Демократия.Ру: Операция «прикрытия» олигархов

 Демократия.Ру: Лев Сигал, Черным пиаром займется государство




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021

 18.06.2021

 27.04.2021

 24.03.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта