Демократия.Ру




Скопище людей превращают в нацию две вещи – общее великое прошлое и общие великие планы на будущее…. Жюль Ренар, [Jules Renard, 1864-1910] - французский писатель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


29.03.2024, пятница. Московское время 16:12

Обновлено: 22.08.2003  Версия для печати

Мысли для базы. Госдума решит, кто вправе собирать персональную информацию на каждого из нас

Желенин А.

Основными целями законопроекта, как говорится в пояснительной записке к нему, являются «обеспечение правовой защиты граждан в условиях бурного роста баз персональных данных, создаваемых в последнее десятилетие на основе новейших информационных технологий», «защита персональной информации от усиливающегося к ней интереса со стороны криминальных структур» и «выполнение международных обязательств России».

Персональные данные предлагается разделить на две категории: общедоступные (например, фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, номер телефона) и конфиденциальные. Справедливости ради надо сказать, что в законопроекте оговаривается, что гражданин предоставляет данные о себе на добровольной основе (ст. 9). Если же он посчитает необходимым сделать их закрытыми, то может сообщить об этом в госорганы, которые на основе его распоряжения должны «безотлагательно» изъять их из общедоступных источников.

Впрочем, из каждого правила есть исключения. Так, статья 6 законопроекта устанавливает, что для персональных данных некоторых категорий граждан, «занимающих высшие государственные должности, и кандидатов на эти должности.., в частности, в период предвыборной кампании, может устанавливаться специальный правовой режим». По мысли авторов документа, это будет режим, «обеспечивающий открытость персональных данных, имеющих общественную значимость». Что скрывается за формулировкой «общественная значимость», в проекте не расшифровывается, однако можно догадаться.

В статье 8 законопроекта говорится о данных, «раскрывающих расовое или этническое происхождение, национальную принадлежность, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, а также касающихся состояния здоровья и сексуальных наклонностей». Интересно, что пункт 1 этой статьи сбор, использование и хранение таких данных запрещает. Однако ее 2-й пункт перечисляет те случаи, когда такие данные собирать все-таки можно. Этим разрешено заниматься, в частности, «некоммерческой организации» «в ходе ее законной деятельности в политических, философских или религиозных целях». Ее полномочия, правда, простираются исключительно на членов соответствующей организации или лиц, имеющих «регулярный контакт с нею в связи с ее целями».

«Некоммерческое» право на сбор персональных данных известный адвокат Павел Астахов прокомментировал «Новым Известиям» так: «Формулировка «лица, имеющие регулярный контакт» не является юридической. Человек может рассматриваться либо как учредитель общественной организации, либо как ее клиент. Допустим, некто заинтересовался какой-то организацией, два раза позвонил туда. Это что, «регулярный контакт»? Один исполняет супружеский долг раз в месяц, другой – каждый день. И то, и другое регулярно. Каждому – свое. Из-за узкой субъективности этой формулировки она нежизнеспособна в юридическом смысле».

В законопроекте, правда, оговаривается, что изучать личность человека столь досконально можно только на условиях конфиденциальности и не раскрывая эти данные третьей стороне. Чтобы убедиться в эффективности подобных ограничений, уже сегодня достаточно полчаса побродить по Интернету. Впрочем, собирать и использовать столь интимные данные законопроект позволяет не только «некоммерческой организации», но и лицам, профессионально занимающимся «медицинской либо иной соответствующей деятельностью».

У Павла Астахова и к этому предложению есть юридические претензии: «Все, что относится к формулировке «иной», я сразу как юрист не воспринимаю. Потому что это всегда возможность для слишком широкой трактовки. «Иной» – читай: любой другой».

Если законопроект будет принят в таком виде, он, несомненно, станет еще одним действенным инструментом контроля не только личной жизни граждан, но и их общественных помыслов. Правда, статью 24 Конституции РФ, гласящую: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются», придется отменить.

Александр ЖЕЛЕНИН

22.08.2003

Статья опубликована в газете Новые Известия 22 августа 2003 г.

Постоянный URL статьи http://newizv.ru/news/?n_id=723&curdate=2003-08-22


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Protect Box: Калюжный Р.А., Законодательные проблемы защиты информации

 Индекс Орг: Петров Н., Десятилетие архивных реформ в России

 Институт прав человека: Джеймс Майкл, Правительство при свете дня




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021

 18.06.2021

 27.04.2021

 24.03.2021

 22.03.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта