Российские выборы в вопросах и ответах
Раздел ведет заслуженный юрист России, кандидат юридических наук Ляля Георгиевна Алехичева
ВОПРОС #108: поступил 12/06/2003, количество посещений 2127 |
Пункт 9 ст. 70 ФЗ "Об основных гарантиях..." устанавливает, что соответствующая избирательная комиссия признает итоги голосования, результаты выборов недействительными, если допущенные при проведении голосования или установления его итогов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Аналогичная норма содержится и в ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы..." Объясните, пожалуйста, какими критериями должна руководствоваться избирательная комиссия, определяя, является ли определенное нарушение не позволяющим с достоверностью определить результаты волеизъявления или нет. Закреплены ли такие критерии в нормативных актах?
ОТВЕТ:
При определении результатов выборов избирательная комиссия должна принимать во внимание массовость и серьезность допущенных нарушений закона. Массовость нарушений оценивается с учетом разницы голосов, поданных за кандидатов, получивших наибольшее число голосов, а также против всех кандидатов. Серьезность нарушений оценивается с точки зрения: 1) их непосредственного влияния на волеизъявление избирателей, чему должны быть фактические подтверждения (жалобы избирателей, наблюдателей, особые мнения членов избирательных комиссий, сведения из правоохранительных органов и т.п.), 2) необратимости последствий нарушений, то есть невозможности устранения последствий нарушений посредством повторного подсчета голосов. Что касается установления итогов голосования,указанные критерии действуют с определенными особенностями. В частности, при оценке массовости нарушений не может учитываться разница голосов, поданных за кандидатов, получивших наибольшее число голосов, а также против всех кандидатов.
Указанные критерии недействительности выборов вытекают из самого смысла пункта 9 статьи 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав …", и аналогичных норм Федеральных законов о выборах Президента Российской Федерации и о выборах депутатов Государственной Думы. На них ориентируется судебная практика. В каких-либо иных нормативных актах эти критерии не конкретизируются.
<<< Вернуться

