Демократия.Ру




О чьих правах вы говорите? Имена? Явки? Фамилии? Путин В.В


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


24.04.2024, среда. Московское время 03:02


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

8. Финансирование избирательной кампании

Свод федеральных законов, регламентирующих финансирование президентских выборов 1996 года и выборов в Государственную Думу 1995 года, представляется более ясным и детально разработанным, чем схематический закон 1991 года «О выборах Президента РСФСР» и закон 1993 г. «О выборах в Государственную Думу». Несмотря на то, что в Москве проводятся нетрадиционные для России, хотя и значимые, дискуссии между влиятельными общественными деятелями, ключевыми политическими фигурами и учеными-политологами о несовершенстве российских законов, которые сопровождаются призывами к расширению законодательной базы, приведению существующей «практики» финансирования в соответствие с уже действующим законодательством уделяется недостаточное внимание. Конечно, пробелы и противоречия существуют, и их еще предстоит решить. В то же время политики должны понять, что система обнародования информации о финансировании избирательной кампании не обязательно должна регулировать все стороны последней. Это должна быть система, по возможности максимально обеспечивающая соблюдение ее положений политическими деятелями. Контроль при этом должен осуществляться органами, отвечающими за подготовку и проведение выборов. Все нарушения законодательства должны доводиться до сведения избирателей.

Обзор положений законодательства16

Положения о финансировании предвыборной кампании в Законе «06 основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»

Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» устанавливает общие положения системы финансирования избирательной кампании для федеральных органов. Согласно статье 12, Центральная избирательная комиссия и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации уполномочены распределять предусмотренные федеральным бюджетом средства на подготовку и проведение выборов и осуществлять контроль за использованием этих средств. ЦИК уполномочена издавать инструкции по вопросам применения закона. Инструкции, принятые ЦИК, обязательны для исполнения всеми избирательными комиссиями. Выделение средств на подготовку и проведение выборов определяется в статье 27. Согласно ее положениям, денежные средства выделяются из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Расходы Центральной избирательной комиссии предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Центральная избирательная комиссия предоставляет финансовый отчет Федеральному Собранию.

Согласно статье 28 кандидатам предоставляется право создавать собственный избирательный фонд для финансирования предвыборной агитации. Кроме того, закон предоставляет такие же полномочия избирательным объединениям, органам государственной власти и местным органам самоуправления (согласно статье 2 Закона «Об основных гарантиях...», избирательные блоки пользуются теми же правами, что и избирательные объединения). Закон определяет источники поступления средств в избирательные фонды. Они включают в себя:

- средства, выделяемые кандидатам или избирательным объединениям соответствующими избирательными комиссиями;
- собственные средства кандидатов или избирательных объединений (за исключением средств, поступивших из иностранных источников);
- средства, предоставляемые кандидатам избирательными объединениями; и добровольные пожертвования физических и юридических лиц.

Средства, выделенные в избирательные фонды должны расходоваться только на цели предвыборной кампании. Закон также определяет источники, со стороны которых пожертвования в избирательные фонды не допускаются. Они включают:

- иностранные государства, организации и граждан;
- российские юридические лица с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном фонде превышает 30%;
- международные организации;
- государственные организации и учреждения;
- органы местного самоуправления; и,
- религиозные объединения.

Отдельные законы, регулирующие выборы в другие органы на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и местном уровне, определяют ограничения не только на предельные суммы поступлений и расходов из избирательных фондов кандидатов или избирательных объединений в целом, но и размеры пожертвований, которые могут быть получены из каждого источника.

До выборов избирательные комиссии должны периодически опубликовывать информацию, полученную от кандидатов или избирательных объединений, о размерах и источниках их избирательных фондов. Все кандидаты или избирательные объединения должны предоставить в соответствующую избирательную комиссию отчет о поступлении и расходовании средств не позднее чем через 30 дней после выборов. Закон также устанавливает, что избирательные комиссии, в свою очередь, должны опубликовать отчеты кандидатов или избирательных объединений не позднее чем через 45 дней после их поступления.

Статья 29 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» определяет механизм поступления и распределения избирательных фондов. После регистрации соответствующей избирательной комиссией кандидаты или избирательные объединения должны открыть специальные банковские счета, на которые перечисляются все средства их избирательных фондов. Закон устанавливает, что Центральная избирательная комиссия по согласованию с Центральным банком, определяет условия открытия и ведения таких счетов, учета размещения и снятия средств со счетов, а также условия оформления отчетных документов. Согласно этому Закону кандидаты или избирательные объединения распоряжаются средствами избирательных фондов. Остатки денежных средств на счетах после окончания выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования в избирательные фонды.

Положения Закона «О выборах Президента Российской Федерации « об избирательной кампании

Положения Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» были развиты и дополнены в Федеральном Законе «О выборах Президента Российской Федерации». Статья 9 определяет порядок выделения средств из федерального бюджета на финансирование подготовки и проведения президентских выборов и устанавливает правила привлечения кандидатами средств для финансирования своей предвыборной кампании.

В соответствии со статьей 44 расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению президентских выборов, а также по обеспечению их деятельности производятся за счет средств федерального бюджета. Соответствующие расходы должны быть предусмотрены отдельной строкой в федеральном бюджете. Денежные средства должны быть переведены на счет Центральной избирательной комиссии в десятидневный срок со дня назначения выборов. В этом Законе оговариваются различные проблемы финансирования и непредвиденные обстоятельства. Среди них - положение о том, что в случаях, если бюджетные средства своевременно не перечислены на счет Центральной избирательной комиссии, ЦИК вправе обратиться за привлечением кредитов в Центральный банк Российской Федерации. При отказе последнего предоставить кредит, ЦИК вправе обратиться за привлечением кредитов на конкурсной основе в коммерческие банки. Данные кредиты, включая начисленные на них проценты, покрываются за счет средств федерального бюджета не позднее чем через три месяца после дня выборов. Аналогично осуществляется финансирование повторного голосования (второй тур голосования) и повторных выборов в случае, если первоначально выделенные на проведение выборов денежные средства оказываются исчерпанными.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации отвечают за распределение выделенных из федерального бюджета средств между нижестоящими избирательными комиссиями. (Известно, что подобные подробные инструкции отсутствуют в Законе «О выборах депутатов в Государственную Думу»). Согласно этому закону председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами в соответствии с решениями избирательных комиссий и несут ответственность за ведение финансовой отчетности. Неизрасходованные средства после окончания выборов остаются на специальных счетах для их дальнейшего использования избирательной комиссией.

Статья 45 определяет источники пожертвований, которые могут быть приняты кандидатом на должность Президента, и устанавливает верхние границы каждого из видов пожертвований. Ограничения размеров пожертвований определяются в минимальных размерах оплаты труда, установленных федеральным законом на день выборов. Закон о выборах устанавливает следующие источники формирования избирательного фонда:

- средства, выделенные Центральной избирательной комиссией;
- собственные средства кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 1000 раз;
- средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, блоком или инициативной группой, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 50000 раз;
- добровольные пожертвования физических лиц, не превышающие минимальный размер оплаты труда более чем в 50 раз;
- добровольные пожертвования юридических лиц, не превышающие минимальный размер оплаты труда более чем в 5 000 раз.

На основании этих ограничений предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать минимального размера оплаты труда более чем в 250000 раз.

Статья 45 Закона «О выборах Президента Российской Федерации» определяет источники, выделение средств из которых в избирательные фонды не допускаются. Согласно положениям этой статьи, пожертвования в избирательные фонды не допускаются со стороны:

- иностранных государств, организаций и граждан;
- лиц без гражданства;
- юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30%;
- международных организаций и движений;
- органов местного самоуправления;
- государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
- воинских частей, военных учреждений и организаций;
- благотворительных организаций; и религиозных объединений.

Пожертвования, поступившие от физических или юридических лиц, не имеющих права на такие пожертвования, либо в превышающих предусмотренными законом размерах, должны быть возвращены в сумме, превышающей установленный размер пожертвования, полностью, либо частично с указанием причины возврата. Анонимные пожертвования перечисляются в доход государства.

Денежные средства, собранные на цели проведения предвыборной кампании кандидата, составляют избирательный фонд кандидата, право распоряжаться которым принадлежит исключительно кандидату. Эти средства должны быть размещены на специальном временном счете в Сберегательном банке Российской Федерации. Такой счет открывается на основе письменного сообщения Центральной избирательной комиссии.

Согласно Закону «О выборах Президента Российской Федерации», банкам предписывается предоставлять Центральной избирательной комиссии сведения о поступлении средств на счета кандидатов в трехдневный срок со дня их поступления. Кроме того, банки должны предоставлять Центральной избирательной комиссии по ее запросу сведения о расходовании средств, находящихся на этих счетах. Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной кампании, кроме средств, находящихся на их официальном счете. Все финансовые операции со счетами кандидатов прекращаются в день выборов.

Центральная избирательная комиссия вправе обратиться в Верховный Суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата, если установлено, что кандидат для ведения предвыборной кампании помимо средств, поступивших в его избирательный фонд, использовал другие денежные средства. При данных обстоятельствах, Верховный Суд рассматривает указанное представление в пятидневный срок или немедленно - если представление подано менее чем за 5 дней до дня выборов.

Порядок учета денежных средств и финансовой отчетности определяется в статье 46. Центральная избирательная комиссия определяет формы учета использования избирательных фондов кандидатов и устанавливает формы финансового отчета. Кандидаты представляют в Центральную избирательную комиссию финансовый отчет не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов. Центральная избирательная комиссия передает указанные отчеты средствам массовой информации.

Статья 47 предусматривает, что неизрасходованные денежные средства избирательного фонда кандидата должны быть возвращены Центральной избирательной комиссии в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных ему Центральной избирательной комиссией. С разрешения Центральной избирательной комиссии остатки денежных средств на счетах кандидатов перечисляются ими пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования в избирательные фонды.

В соответствии со статьей 48, для осуществления контроля за источниками поступления, правильностью учета и целевым расходованием денежных средств избирательных фондов создается специальная контрольно-ревизионная служба при Центральной избирательной комиссии.

С целью учета расходов избирательных комиссий, участковые избирательные комиссии представляют территориальным избирательным комиссиям финансовые отчеты не позднее чем через 10 дней со дня опубликования результатов выборов; территориальные избирательные комиссии представляют финансовый отчет избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации не позднее чем через 30 дней; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, в свою очередь, представляют финансовый отчет Центральной избирательной комиссии не позднее чем через 60 дней со дня опубликования результатов выборов. Центральная избирательная комиссия представляет финансовый отчет Федеральному Собранию не позднее чем через 3 месяца. Опубликованный финансовый отчет Центральной избирательной комиссии должен быть передан средствам массовой информации.

Инструкции ЦИК об избирательных фондах

1 февраля 1996 года, в соответствии с полномочиями, представленными статьей 46 Закона «О выборах Президента Российской Федерации», Центральной избирательной комиссией изданы инструкции, устанавливающие порядок учета поступления и расходования средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента. Подобные инструкции были изданы в 1995 году для кандидатов, избирательных объединений и блоков на выборах в Государственную думу. Инструкции 1995 года устанавливали, что контроль за расходованием средств кандидатами, избирательными объединениями и блоками по федеральному округу (партийным спискам) будет осуществляться Центральной избирательной комиссией; а контроль за расходованием средств кандидатами по одномандатным округам - окружными избирательными комиссиями. Инструкции по выборам Президента, изданные ЦИК, закрепили и расширили соответствующие требования, условия и ограничения, установленные законом. Полномочия ЦИК издавать инструкции в этой области были подтверждены в ходе рассмотрения жалоб, поданных в Верховный Суд Российской Федерации.

В инструкциях ЦИК указывается, что предоставление услуг по ведению предвыборной кампании, оплаченных физическими или юридическими лицами из средств, не перечисленных в избирательные фонды, является нарушением положения статьи 45 о запрещении использовать иные денежные средства для ведения предвыборной кампании, кроме средств, поступивших в избирательные фонды кандидатов на специальный банковский счет. В инструкциях указывается, что отделениям банков и отделениям связи предписывается принимать пожертвования в избирательные фонды от частных лиц только при предъявлении документов, удостоверяющих их личность. Согласно инструкциям, пожертвования от юридических лиц могут быть произведены только перечислением денежных средств на счет кандидата. Сберегательный банк обязуется возвращать пожертвования физических и юридических лиц в избирательные фонды кандидатов, если такие пожертвования были произведены после выборов. Инструкция также предписывает производить прием денежных средств только в рублях и запрещает прием пожертвований в иностранной валюте.

В инструкциях поясняется, что кандидат может открывать только один специальный счет для размещения своего избирательного фонда. Инструкции еще раз указывают на то, что, согласно статье 45, доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются. Инструкции определили, что за открытие специальных счетов комиссионные банками не взимаются. В инструкциях подтверждалась обязанность кандидата лично знакомиться с информацией о поступлениях денежных средств на их счет и источниках этих поступлений. Инструкции также установили, что в случае добровольного снятия своей кандидатуры ЦИК вправе снимать со счета этого кандидата денежные средства, перечисленные ему из федерального бюджета.

Кандидатам предписывалось вести учет поступлений и расходования средств своих избирательных фондов в соответствии с установленными правилами. Все операции со счетами кандидатов должны были быть прекращены в день выборов при отсутствии специального разрешения; в случае проведения повторного голосования операции со счетами могут быть возобновлены с письменного разрешения ЦИК.

В инструкциях пояснены правила предоставления товаров и услуг юридическими лицами. Указывалось, что в таких случаях необходимо заключение контракта или составление счета-фактуры, содержащих информацию о затратах и произведенной оплате. В последующих положениях указывалось, что расчет с юридическими лицами, предоставляющими товары и услуги, должен производиться путем перевода средств со счета кандидата. Инструкциями предписывалось формализовать контракты с частными лицами, предоставляющими консультативные услуги и услуги по управлению предвыборной кампанией. Кроме того, оговаривалось, что счета выданные теле- и радиостанциями, печатными изданиями, типографиями и другими юридическими лицами за предоставленные рекламные услуги, должны сопровождаться документами, подтверждающими согласие кандидата на эти услуги.

В инструкциях ЦИК были указаны цели, на которые могли использоваться средства избирательных фондов, а также требования к проведению операций со счетами кандидатов. Согласно этим инструкциям, денежные средства могли быть использованы на:

- оплату услуг по производству и распространению агитационных материалов (с приложением полной информации о финансировании);
- заявления и обращения кандидатов в средствах массовой информации; и
- оплату расходов на проведение встреч с избирателями, митингов и демонстраций и других мероприятий предвыборной кампании.

В соответствии с положениями Закона, инструкциями запрещена выдача кандидатами и их агентами наличных денежных средств и подарков избирателям, продажа со скидкой и распространение бесплатных товаров, кроме предметов предвыборной агитации.

Кандидатам были представлены детально разработанные инструкции по учету использования избирательных фондов, включая порядок открытия специального временного счета, возврата запрещенных или превышающих установленные размеры пожертвований и отказа от анонимных пожертвований. Инструкциями устанавливался порядок перевода денежных средств в избирательные фонды юридическими лицами и подтверждения доли иностранного капитала в их уставном фонде. Инструкциями утверждались официальные формы для использования на различных этапах отчетности за использование избирательных фондов. Они включали в себя:

Форма 1 - используется Сберегательным банком для предоставления информации ЦИК в течение 3 дней со дня поступления средств на специальный счет кандидата, включая дату поступления средств, источник, размер пожертвования и примечания об источнике средств;
Форма 2 - используется кандидатами для обращения в ЦИК с запросом об уведомлении отделения Сберегательного банка об их намерении открыть специальный временный счет;
Форма 3 - используется ЦИК для уведомления Сберегательного банка о разрешении открыть кандидату специальный временный счет;
Форма 4 - используется кандидатами для уведомления ЦИК об открытии счета и для предоставления информации для разрешения перевода денежных средств, выделенных кандидату;
Форма 5 - используется кандидатами для ведения учета получения (и возврата) средств и их расходования из избирательного фонда;
Форма 6 - используется Сберегательным банком для предоставления информации ЦИК (по письменному запросу) о дате, получателе, сумме и цели расходования средств со специального счета кандидата;
Форма 7 - используется кандидатами для предоставления ЦИК отчета о получении и расходовании (по номеру счета) средств из специальных избирательных фондов, в 30-дневный срок со дня опубликования результатов выборов.

Инструкции ЦИК обязали кандидатов предоставлять финансовый отчет по Форме 7 в течение 30 дней со дня опубликования результатов выборов. К данному отчету должны прилагаться: заполненная Форма 5 и документы, подтверждающие получение и расходование средств. В инструкциях ЦИК содержались положения Закона о возвращении неизрасходованных средств избирательных фондов ЦИК, физическим и юридическим лицам в размерах, пропорциональных размерам выделенных средств и пожертвований. Постановлением ЦИК для осуществления контроля за финансированием кампании была создана контрольно-ревизионная служба при ЦИК.

Нормативными актами ЦИК на кандидатов была возложена личная ответственность за использование средств избирательного фонда, своевременное предоставление отчетов в соответствии с утвержденными ЦИК формами. В этих документах содержалось установленное законом право ЦИК обращаться в Верховный Суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата, если этот кандидат для ведения предвыборной кампании помимо средств, поступивших в его избирательный фонд, использовал другие средства. В инструкциях ЦИК содержались ссылки на статьи 40-11 и 40-12 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР, которые, в соответствии с гражданским правом, устанавливают обязанности кандидата по предоставлению финансовой отчетности и ответственность за принятие запрещенных пожертвований из иностранных источников.

Функционирование избирательной системы

Центральная избирательная комиссия создала управление, обеспечивающее выполнение положений федеральных избирательных законов, регулирующих финансирование политических кампаний кандидатов и избирательных групп. Это управление действует с парламентских выборов 1993 года и достигло определенных успехов в выполнении установленных законом требований в пределах своих узких полномочий и ограниченных целей. В 1996 году кандидаты на должность Президента, кандидаты на выборах в Государственную Думу 1995 года и избирательные группы, имеющие право выдвигать и поддерживать их, в соответствии с законом открывали специальные временные счета для финансирования своей избирательной кампании. Зарегистрированным кандидатам и группам были выделены средства из федерального бюджета. Центральная избирательная комиссия (и окружные избирательные комиссии - на выборах в Государственную Думу по одномандатным округам) осуществляли контроль за представляемой Сберегательным банком информацией о финансовых операциях с этими счетами. Данная информация периодически опубликовывалась в общероссийских и местных газетах. Кандидаты и избирательные группы, в соответствии с законом, отчитывались о получении и расходовании средств своих избирательных фондов.

Избирательные комиссии внешне действовали успешно, а политические деятели выполняли свои обязательства. Поданные в ЦИК жалобы, запросы и заявления о нарушениях рассматривались и разрешались «рабочими группами» и прямым вмешательством сотрудников ЦИК. По сообщениям из различных источников, в ходе президентских выборов 1996 года ЦИК рассмотрела около 700 заявлений, требующих проведения проверки. В основном, это были доставленные гражданами предметы предвыборной агитации (листовки, плакаты и т.д.) за или против того или иного кандидата, которые явно не были оплачены за счет средств с официального банковского счета кандидатов (или избирательных групп), финансирующих, распространяющих или извлекающих выгоду из использования таких материалов. В некоторых случаях происхождение этих материалов было вполне очевидно. Несмотря на это, ЦИК проводила проверки и расследования таких прецедентов с целью разрешения проблемы. Угроза огласки и возможного дальнейшего разбирательства заставляла нарушителей соблюдать закон. Во всех случаях, когда претензии признавались обоснованными, сторону-нарушителя (или другое ответственное лицо) убеждали произвести расчет и отчитаться за произведенные операции через официальный счет.

В отличие от практики, принятой в Соединенных Штатах Америки, политические оппоненты и беспартийные организации-наблюдатели официальные жалобы не подавали. В средствах массовой информации было опубликовано лишь небольшое количество материалов, подтверждающих нарушения правил финансирования избирательной кампании, хотя считается, что нарушения закона происходили повсеместно. Таким образом, наблюдатели на выборах считают, что, несмотря на незначительное количество официальных жалоб и явное разрешение конфликтных ситуаций неофициальными методами, положение о финансировании избирательной кампании и порядок отчетности нарушаются и игнорируются. Такое впечатление складывается, в основном, благодаря гораздо более активной деятельности, чем можно было ожидать и гораздо более высоких расходах на кампанию, чем предусматривается законом.

Незадолго до проведения президентских выборов в журнале «Ньюсуик» (Newsweek) на русском языке была опубликована статья о финансировании предвыборной кампании кандидатов на должность Президента. На следующей странице была приведена схема в виде игрального автомата. На ней был изображен поток денег из Центральной избирательной комиссии в избирательный фонд кандидата и деньги частных лиц и «чистых» юридических лиц, передаваемые в избирательный фонд кандидата и политической партии. Средства избирательного фонда кандидата использовались на оплату выступлений на телевидении, плакатов и других агитационных материалов (как, например, значки). Средства партийного фонда использовались для оплаты агитационных средств и услуг лиц, принимающих участие в кампании. Вторая половина игрального автомата состояла из 2 огромных потоков денежных средств банков, заводов и коммерческих предприятий через посредников в «черные кассы» для оплаты сбора подписей, проведения собраний и других общественных мероприятий, имеющих политическую окраску, а также на оплату рекламных материалов. Второй поток через другие банки и посредников направлялся на «отмывание денег» и передачу их «чистым» компаниям.

Сейчас многие полагают, что в этой схеме недооценивались масштабы неучтенных расходов во время президентских выборов 1996 года (и, почти в той же степени, во время выборов в Государственную Думу 1995 года). Большая часть расходов, связанных с проведением кампании, скорее всего, не была занесена в официальные финансовые отчеты. Как было описано выше, порядком финансирования избирательной кампании запрещается проведение таких финансовых операций и предусматривается система более строгого контроля и отчетности. В своей деятельности ЦИК руководствовалась принципами этой системы. Но, подобно теневой рыночной экономике во времена Советского Союза, настоящее действие происходило вне рамок официальной системы. Дополнительное финансирование и использование денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, осуществлялось несколькими способами.

Деятельность до регистрации

Существующие законы о проведении избирательной кампании по выборам Президента и в Государственную Думу вступили в действие с момента регистрации кандидатов и начала предвыборной агитации. Однако политические деятели израсходовали огромные средства на свою деятельность до регистрации выдвинутых ими кандидатур. Избирательные объединения, блоки и инициативные группы собрали большое количество денежных и других средств до регистрации кандидатов. Имеющиеся данные позволяют предположить, что некоторые средства были получены из иностранных источников или в размерах, превышающих установленные. Сбор средств на этой стадии предвыборной деятельности не попадает под действие существующих избирательных законов. Денежные средства, собранные до вступления в действие принципов финансирования избирательной кампании, рассматривались как уже существующие, и их использование было разрешено избирательным группам и их кандидатам в ходе предвыборной агитации.

Фонды и средства, собранные этими группами до установленных законом сроков, были израсходованы на организационные цели, включая оборудование офисов, выплату заработной платы и материальное обеспечение. Избирательные группы проявляли активность на ранних стадиях выдвижения кандидатур и, конечно, в ходе сбора подписей, для подачи ходатайств, отвечающих требованиям о регистрации кандидатов. Была широко распространена практика платы за сбор подписей избирателей и деятельность рабочих групп, иногда в чрезмерно больших размерах. Кроме того, в ходе президентских выборов, поступали многочисленные сигналы о принудительном сборе подписей на промышленных предприятиях и неправомерном использовании государственных средств. Еще раз заметим, что политическая деятельность до момента регистрации кандидатов не регулировалась положениями закона о финансировании предвыборной кампании и предоставления отчетности о такой деятельности, так как ни в Законе «Об основных гарантиях...», ни в Законе «О выборах Президента...» такая деятельность не рассматривается.

Дополнительные расходы на товары и услуги

Несмотря на отсутствие положений закона, регулирующих данную область, инструкциями Центральной избирательной комиссии предписывалось составление письменных контрактов и соответствующей документации, подтверждающей соглашения между кандидатами и лицами, предоставляющими товары и услуги (такие как эфирное время на ТВ и услуги издательств). Очевидно, что в этих контрактах стоимость предоставляемых товаров и услуг часто занижалась. Вместо этого, контракты служили прикрытием расходования денежных средств, предоставленных лицами или заинтересованными группами, прямые пожертвования от которых были запрещены или ограничены в размерах. Представляется сложным выявить такие соглашения, отчет о которых поступил, и которые предполагают значительный, но скрытый, рост объемов финансирования избирательной кампании кандидата.

Уклонение от очевидных политических целей

Сложно отличить чисто политическое выступление - изложение взглядов на общественно-важные проблемы или комментарии по поводу деятельности правительства и отдельных должностных лиц - от выступлений или деятельности, явно направленных на оказание поддержки определенному кандидату, и являющихся предметом регулирования законодательством о порядке финансирования политических кампании. В Соединенных Штатах после двадцатилетней практики применения действующих федеральных законов о финансировании политических кампаний продолжаются дискуссии и споры относительно значения понятий «поддержка определенному кандидату» или «выступления против него». Должно ли сочетание «выражение поддержки» сопровождаться словами «голосуйте за» или «голосуйте против»; или же такой смысл может быть вложен в обращения к общественности, единственной целью и результатом которых является оказание влияния на избирателей?

С этой проблемой определения мы столкнулись и при проведении последних выборов в России. Политические деятели заявили, что агитационные объявления и деятельность, якобы имеющая отношение к выборам, не предназначались для активной поддержки того или иного кандидата. Некоторые выступления на телевидении и в печатных изданиях являлись, по утверждению этих людей, политическим комментарием, а не имели целью оказать влияние на избирателей, чтобы побудить их голосовать за или против какого-либо кандидата, хотя такие выступления проводились по просьбе или при взаимодействии с кандидатами, избирательными группами или их доверенными лицами. Таким образом, эта деятельность не учитывалась и отчетов о ней не поступало.

Преимущества пребывания в должности

Трудно переоценить влияние нахождения у власти на ход предвыборной кампании и результаты президентских выборов 1996 года. Органы исполнительной власти, администрация Бориса Ельцина оказывали большое влияние на ход избирательной кампании благодаря преимуществам своего положения: возможности принимать решения, изменять политику и санкционировать правительственные действия и расходы, что оказывает требуемое влияние на определенные демографические группы избирателей и целые регионы. Исполнительная власть также может привлекать внимание средств массовой информации к подобным действиям. У действующей администрации есть организация и личная заинтересованность в сохранении своей власти вплоть до местного уровня. Некоторые действия администрации по оказанию поддержки средствам массовой информации находятся вне прямой юрисдикции законов и нормативных актов, регламентирующих порядок финансирования избирательной кампании (кроме случаев взяточничества, которые имели место).

Кроме естественных преимуществ пребывания у власти и оказания политического давления у действующей администрации есть возможность использования государственных фондов, ресурсов, сооружений и служащих для оказания поддержки одному кандидату и влияния на результаты выборов. Злоупотребление властью в развитых демократических странах категорически признано неэтичным и незаконным. Несмотря на это, даже в самых совершенных демократических системах происходят нарушения, по которым производятся расследования и которые преследуются по закону. В ходе последних выборов Президента многие обозреватели убедились в том, что в кампании Ельцина напрямую использовались средства федерального правительства в размерах, превышающих официально учтенные расходы.

Обстоятельства, при которых стало возможным неофициальное и не учтенное использование средств, сложились под влиянием ряда факторов, среди которых выделяются:

- огромное влияние лиц, обладающих властью;
- заговор молчания среди политических лидеров, боявшихся привлечь к себе пристальное внимание; и
- как минимум, молчаливое согласие средств массовой информации.

В общественном сознании общества наблюдается полное отсутствие оценки данной проблемы и необходимости осуществления взаимоконтроля противоборствующими избирательными организациями и кандидатами через средства массовой информации.

Таким образом, ограничения, установленные законом, и требования по ведению финансовой отчетности соблюдались формально и многократно нарушались как в ходе президентских выборов 1996 года, так и при проведении выборов в Государственную Думу 1995 года. Ограничения, наложенные на источники поступления средств, размеры пожертвований и полную сумму расходов кандидатов, могли часто нарушаться как в результате сознательного уклонения от исполнения законов, так и в результате предоставления неполной отчетности. В результате, финансовые отчеты были, по крайней мере, неполными. Предоставленные данные о финансировании избирательной кампании не получали широкой огласки и не подвергались тщательному контролю со стороны общественных деятелей, которые имели возможность осуществить такой контроль.

Предложения

Создание надежной системы финансирования избирательной кампании и системы финансовой отчетности служит двум важным целям. Во-первых, беспристрастный закон поможет установить равные и справедливые условия для всех кандидатов. Ввод в действие такого закона также предоставит избирателям важную информацию, на основе которой они смогут сделать свой выбор. В ходе дальнейшего формирования демократического процесса выборов в Российской Федерации граждане осознают важность вопросов финансирования избирательной кампании и потенциального влияния лиц, вносящих денежные средства на счета избирательных фондов, не только на них, как на избирателей, но и на решения и официальные действия кандидатов в случае их избрания.

Эффективное регулирование финансирования кампании зависит от предоставляемой информации. Открытость информации, в свою очередь, начинается с требований к ней. Открытость информации - это, скорее, рыночное, чем административное решение проблемы влияния капитала на политику и политиков. Открытость финансовой информации о ведении избирательной кампании обеспечивает самоуправление политической системы путем информирования общественности. Открытость информации также помогает избирателям сделать свой выбор. Информация о частных источниках поддержки кандидата представляется полезной для избирателей, помогает для определения характера, убеждений и истинных намерений кандидатов. Список лиц, организаций и групп внесших пожертвования в избирательный фонд кандидата, ясно показывает, к чьему мнению он будет прислушиваться в случае избрания.

Эффективная система обнародования данных о финансировании избирательной кампании зависит от 3-х компонентов:

Отчетность: законы и законодательные акты (и полномочия органов, ответственных за подготовку и проведение выборов по их исполнению), предписывающие полный отчет о полученных и израсходованных средствах на ведение избирательной кампании кандидатами и избирательными организациями как до выборов, так и после них;
Доступность:
информация о финансировании кампании должна быть доступна на приемлемых условиях средствам массовой информации, гражданским организациям, кандидатам, избирательным объединениям (включая оппонентов) и другим заинтересованным лицам как в ходе предвыборной кампании, так и после выборов;
Гласность:
контроль, наблюдение и опубликование средствами массовой информации предоставляемой информации о финансировании избирательной кампании с целью информирования общественности и удержания кандидатов и избирательных объединений от нецелевого использования средств и представления неточной финансовой информации.

Эффективность закона о финансировании кампании нельзя измерять только на основе технического исполнения требований о привлечении и расходовании избирательных фондов. Она также измеряется эффективностью выявления нарушений закона. Деятельность средств массовой информации и общественных объединений по проверке и опубликованию информации, представляемой кандидатами в избирательные органы, содействует осведомленности общества.

Таким образом, основные усилия по пересмотру избирательной системы в сфере финансирования кампании должны быть сконцентрированы на обеспечении более тщательной и эффективной системы отчета о предвыборной деятельности и системы обнародования информации. ЦИК (или подчиненные ей избирательные комиссии) должна сосредоточить основные усилия на полном соблюдении кандидатами и избирательными объединениями расширенных требований о предоставлении отчетности; а также периодически передавать полученную информацию в СМИ. Эти цели должны быть достигнуты при внесении следующих изменений в законы о выборах и деятельности избирательных комиссий:

9.1 статьи 45 и 46 Закона «О выборах Президента Российской Федерации» и соответствующие статьи законов, регулирующих другие выборы, должны быть изменены с целью более ясного определения сферы полномочий. Для предотвращения нарушений и уклонения от соблюдения порядка финансовой отчетности необходимо пересмотреть законы о выборах, с целью более точного определения сущности тех расходов на проведение политических кампаний, которые попадают под действие финансовых ограничений и требований о предоставлении отчетности. Необходимо привести точные формулировки и примеры таких финансовых операций. Деятельность и некоторые виды расходов, особенно со стороны лиц и организаций, кроме кандидатов и выдвинувших их организаций, могли бы рассматриваться как предположительно влияющие на результаты выборов (например, выступления и заявления, упоминающие кандидата в контексте выборов или сделанные в установленные сроки до выборов, а также предоставление товаров и услуг, которые явно способствуют деятельности какого-либо кандидата или избирательного объединения или явно направлены на это). В этом случае такая деятельность будет регулироваться законами о выборах. Концепция получения кандидатами помощи из внешних источников - явное или подразумеваемое получение - должна подвергаться детальному рассмотрению. Любые действия, направленные на более точное определение сферы полномочий по регулированию финансирования кампании, только выиграют, если широкие круги общественности будут знать все о политических деятелях, журналистах, ученых и официальных лицах, отвечающих за подготовку и проведение выборов. Целью этого процесса должно служить установление юридических норм, основанных на объективных и обоснованных критериях. Лучше ясно определить относительно узкий круг полномочий по регулированию финансирования избирательных кампаний, чем установить широкий набор требований, которые на практике часто нарушаются.

9.2. В соответствии с действующим законодательством, согласно статьям 45, 46 и 47 Закона «О выборах Президента Российской Федерации», формально только кандидаты на пост Президента являются субъектами права, которым официально разрешено проведение избирательной кампании. В соответствии с требованиями законодательства для указанных субъектов, кандидаты на пост Президента создают «избирательные фонды», которые содержатся на специальных счетах. Избирательные фонды кандидатов формируются за счет поступлений от избирательных объединений, блоков и инициативных групп избирателей, при этом в центре предвыборной деятельности остается сам кандидат. В Законе «О выборах Президента Российской Федерации» только мимоходом упоминается участие выдвигающих кандидата организаций в избирательной кампании, а именно в статьях 40 и 41 предусматривается их право использовать телерадиокомпании, а также печатные издания. В Законе не отражена фактическая реальность, а именно тот факт, что избирательные объединения и прочие организации, имеющие определенную политическую ориентацию, также проводят широкомасштабную агитационную кампанию до момента регистрации кандидата, а также в течение всей избирательной кампании. При этом, указанная деятельность не регламентируется какими-либо правилами, финансовыми ограничениями или требованиями предоставления соответствующей отчетности.

9.3. Законодателям, несомненно, следует рассмотреть возможность принятия отдельного закона об избирательных объединениях (»политических партиях»), в котором предусматривалась бы структура по регулированию финансовой деятельности политических организаций. Необходимость принятия всестороннего федерального закона о легализации и регулировании деятельности избирательных объединений очевидна по нескольким причинам. Особенно важным следствием принятия «закона о партиях» явилось бы эффективное регулирование финансового аспекта избирательной кампании. Существующее регулирование финансового аспекта избирательной кампании вступает в силу только после регистрации кандидатов и начала официальной предвыборной кампании. Однако, сбор средств и создание фондов, а также расходование средств для достижения политических целей в значительной степени происходит до этого момента, особенно в связи с осуществлением сложной и дорогостоящей процедуры по сбору подписей в поддержку выдвижения кандидата.

Закон о партиях рассматривает избирательные объединения как действующие на постоянной основе стабильные образования. Указанный закон включал бы вопросы регулирования и гласности в отношении финансовой деятельности избирательных групп и их сторонников в период между выборами, а также в решающий период, предшествующий регистрации кандидата. Хотя деятельность указанных групп, возможно, будет представлять определенные проблемы в отношении их отчетности и контроля за оказываемой кандидатам финансовой поддержкой, они, несомненно, могли бы сыграть положительную роль в изолировании кандидата от непосредственных контактов с жертвователями, а также с отдельными группами лиц, лоббирующими определенные интересы. Отдельный закон, предусматривающий ответственность в отношении финансовой деятельности при проведении избирательной кампании, а также предоставление соответствующей отчетности организациями, выдвигающими кандидатов и прочими политическими образованиями, мог бы стать основой для разграничения избирательной деятельности отдельных кандидатов и организаций, деятельность которых не контролируется непосредственно кандидатом.

9.4. В законодательстве необходимо отразить вопросы политической этики, в частности, касающиеся предусмотренных законом ограничений на использование должностными лицами, обладающими исполнительными и законодательными полномочиями, государственных средств для достижения политических целей. Согласно статье 23 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» и статье 38 Закона «О выборах Президента Российской Федерации», членам избирательных комиссий, органам государственной власти, а также прочим государственным организациям запрещается проводить предвыборную агитационную деятельность. В статье 38 Закона «О выборах Президента Российской Федерации» содержатся аналогичные ограничения, а также дополнительное запрещение указанным организациям в отношении «распространения предвыборных агитационных материалов». В данной статье также запрещается осуществлять указанную деятельность должностным лицам упомянутых организаций «при исполнении ими своих служебных обязанностей». В статье 45 Закона «О выборах Президента Российской Федерации» органам государственной власти, государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям и организациям запрещается делать взносы в избирательные фонды кандидатов, однако в Законе недостаточно конкретно рассматриваются вопросы, связанные с использованием этими организациями собственных средств. Необходимо тщательно подготовить и принять новый закон об этике, которой в гораздо более четкой форме определял бы порядок и запрещал использование государственных фондов, средств, производственных мощностей, оборудования и персонала в целях оказания влияния на результаты выборов. Указанный закон должен распространяться как на должностных лиц, обладающих исполнительными и законодательными полномочиями, так и на служащих, а также предусматривать личную ответственность указанных лиц за допущенные нарушения.

9.5. В Законе не рассматриваются вопросы, связанные с нематериальными взносами или взносами в так называемой «натуральной форме», поступающими из целого ряда различных источников в поддержку избирательных кампаний. Так, в статье 45 кандидатам запрещается использовать только «какие-либо иные денежные средства для проведения предвыборной кампании кроме средств, поступивших в их избирательные фонды». То, что в Законе не рассматриваются взносы в натуральной форме, такие, например, как возможность издания печатных материалов или использования товаров с агитационной символикой, предоставленных «безвозмездно», с учетом нематериальных компенсаций или для целей торговли, предоставляет массу возможностей обойти не только финансовые ограничения, но и требования о предоставлении соответствующей отчетности.

Рекомендуется усилить существующее законодательство и предусмотреть безусловное запрещение принятия и расходования средств для достижения политических целей, поступивших в виде наличных денежных сумм и не имеющих документального подтверждения. Необходимо внести поправки в избирательное законодательство с тем, чтобы обеспечить безусловное запрещение принятия и расходования денежных средств, а также взносов в натуральной форме, предназначенных для достижения политических целей (сверх установленных минимальных пределов), поступивших в форме наличных денежных сумм, в отношении которых не представляется возможным провести документальную аудиторскую проверку, с введением конкретных и значительных штрафных санкций за допущенные нарушения. С другой стороны, следует упростить предусмотренный в законе порядок приема законных денежных пожертвований со стороны физических лиц, имеющих документальное подтверждение, не требуя при этом физического присутствия указанных лиц в банке, где находится счет кандидата.

9.6. Рекомендуется установить гораздо более широкий диапазон ограничений в отношении взносов и расходования средств в политических целях. При условии сохранения в Законе ограничений в отношении взносов, поступающих от физических и юридических лиц на счет кандидата и избирательных групп, а также ограничений относительно общей суммы расходов кандидата и избирательных групп в ходе предвыборной кампании, указанные ограничения должны быть установлены в гораздо более широких пределах по сравнению с нормами, предусмотренными в действующем законодательстве. Так, существующие предельные суммы расходов, установленные в статье 45 Закона «О выборах Президента Российской Федерации» являются слишком незначительными, и фактически, способствуют нарушению и игнорированию всей системы регулирования. Так, в ходе президентских выборов 1996 года собственные расходы кандидата ограничивались приблизительно суммой в 11550 долларов; избирательным блокам и инициативным группам избирателей запрещалось предоставлять кандидатам средства на сумму свыше 577,5 долларов, размер пожертвований от частных лиц ограничивался максимальной суммой в 577,5 долларов, а от юридических лиц - суммой в 57750 долларов, и что является наиболее нереальным - максимальная сумма расходов кандидата на пост Президента составляла 2887500 долларов. Подобным же образом, во время выборов в Государственную Думу 1995 года избирательные объединения могли израсходовать в ходе избирательной кампании общую сумму в пределах приблизительно 2300000 долларов, а кандидаты по одномандатным округам ограничивались суммой в 93000 долларов. Указанные низкие предельные суммы, несомненно, провоцируют нарушения закона. Было бы целесообразно предусмотреть гораздо более широкие рамки в отношении сумм пожертвований и расходования средств (или вообще отказаться от ограничений в этом отношении), при условии, что поступление и расходование средств участниками политических кампаний осуществляется в рамках системы, предусматривающей полную отчетность, открытость и гласность.

9.7. Необходимо ввести более стандартизированный порядок представления финансовой отчетности по проведению предвыборной кампании, предусматривающей непосредственный контроль за деятельностью кандидата. В соответствии с действующим законодательством, информация о финансовой деятельности в политических целях предоставляется избирательным комиссиям отделениями сберегательного банка. Данный подход удобен в административном плане; при этом не требуется, чтобы перегруженные работой кандидаты и группы поддержки сами занимались составлением отчетов в период предвыборной кампании. Таким образом, подчеркивается значимость специальных временных счетов, предназначенных для избирательных фондов кандидата. Однако, необходимо внести изменения в избирательное законодательство с тем, чтобы отчеты банков о поступлениях и расходовании средств со счетов кандидатов и групп поддержки, представлялись в рамках обычной, установившейся практики, действующей в период предвыборной кампании; при этом, периодичность указанной отчетности должна возрастать по мере приближения к дате выборов, вместо того, чтобы представлять отчетность по скользящему графику, т.е. «в трехдневный срок со дня поступления взносов на указанные счета» или по запросу избирательных комиссий о расходовании средств. Любые неточности и ошибки в представленной информации должны быть исключены к моменту представления отчетов после окончания выборов, при этом необходимо предусмотреть серьезные санкции в случае преднамеренного искажения или грубой халатности в представленной отчетности. Таким образом, вся система отчетности о финансовой деятельности, проводимой в политических целях, требует серьезной доработки и должна носить более строгий и упорядоченный характер. В связи с вышеизложенным, формулировки, используемые в Законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» и Федеральных Законах «О выборах Президента» и « О выборах Государственной Думы» должны быть соответственно скорректированы с учетом ответственности групп поддержки кандидата, избирательных объединений и избирательных блоков за представление периодической отчетности о суммах пожертвований в избирательную кампанию и их источниках.

9.8. Контроль за финансовой деятельностью при проведении избирательной кампании должен осуществляться не избирательными комиссиями, а независимым образованием или независимым подразделением в составе Центральной избирательной комиссии. Сбор, проверка и опубликование информации о финансовом аспекте избирательной кампании, а также соблюдение требований закона и ограничений в отношении финансовой деятельности в политических целях должны осуществляться под руководством отдельного независимого и специализированного государственного учреждения или подразделения Центральной избирательной комиссии (в идеале, имеющего право контролировать финансы и деятельность постоянных политических партий в соответствии с законом о политических партиях). Подобную организацию, курирующую финансовый аспект избирательной кампании, несомненно, потребуется укомплектовать компетентными кадрами и предоставить ей дополнительные ресурсы помимо тех, которыми располагает специализированный, однако, явно маломощный отдел, входящий в настоящее время в состав Центральной избирательной комиссии. Необходимо, чтобы новая организация или отдел были наделены правами проводить расследования, а также возбуждать судебное производство в случае выявления нарушений в ходе проведения избирательной кампании, возможно, при непосредственной поддержке прокуратуры.

9.9. Соответствующим органам, регулирующим данные вопросы, а также политическим организациям, подпадающим под такое регулирование, следует выделить специально назначенных для этого сотрудников, которые должны пройти необходимую подготовку и будут нести ответственность за обеспечение гласности. Специально обученный персонал государственных организаций и учреждений, ответственный за выполнение и соблюдение законов, регулирующих финансовую деятельность при проведении избирательных кампаний, должен направляться для работы в банки в период предвыборной кампании для осуществления контроля и обеспечения отчетности. Хотя в действующем законодательстве оговаривается назначение уполномоченных представителей и доверенных лиц для представления общих интересов, в законе, тем не менее, необходимо предусмотреть назначение «финансовых менеджеров» кандидатов и групп поддержки, которые создают специальные счета избирательных фондов и несут юридическую ответственность за соблюдение избирательного права. «Финансовые менеджеры» должны пройти специальный курс подготовки перед тем, как занять данную должность, которую организуют избирательные комиссии. Указанные представители и организаторы избирательных кампаний контролируют подготовку банками отчетов о финансовой деятельности. Кандидаты или председатели избирательных объединений и избирательных блоков должны лично подтверждать на основе всей имеющейся в их распоряжении информации или исходя их личных соображений, полноту и достоверность указанных банковских отчетов об избирательных фондах кандидатов и групп поддержки кандидата.

9.10. Представляется необходимым установить систему штрафов, взысканий и наказаний в отношении нарушений избирательного права, которая должна носить четко определенный, дифференцированный характер и быть обеспечена определенными правовыми средствами. Такая система должна также предусматривать четкое соответствие меры наказания допущенному правонарушению. Целесообразно было бы расширить рамки действия положений, обеспечивающих соблюдение законов и предусматривающих ответственность за правонарушения в области регулирования финансового аспекта предвыборной деятельности и обеспечения гласности с тем, чтобы более четко определить правовые нормы и ограничения избирательного законодательства. В целях обеспечения соблюдения законности режим правоприменения должен быть сосредоточен на основных элементах данного процесса. Необходимо создать четкую систему гражданско-правовых санкций, взысканий и мер уголовного наказания, обеспечивающих соответствие наказания тяжести допущенных правонарушений. Правоприменение должно осуществляться на основе принципов всесторонности и единообразия; наказание должно стать неотвратимым для нарушителей закона, что послужит обеспечению соблюдения законности и профилактике правонарушений.

В законе должна быть четко определена личная ответственность кандидатов, представителей групп поддержки и финансовых представителей кандидатов в интересах отчетности и соблюдения законности. При этом, применение штрафных санкций в связи с проводимой кандидатами и избирательными группами предвыборной агитации должно явиться первым этапом правоприменения; наказание отдельных лиц, а также возбуждение уголовных дел должно стать крайней мерой в случае наиболее тяжких, преднамеренных правонарушений, либо правонарушений, совершенных в результате грубой халатности;

Обычные штрафы применяются в случае сравнительно незначительных нарушений положений финансовых нормативных актов, ошибок или несвоевременного представления отчетности. Степень наказания должна возрастать в зависимости от тяжести или преднамеренности нарушений. Мера наказания должна быть соразмерима с тяжестью правонарушения; применение наиболее серьезных санкций и возбуждение уголовных дел допустимо только в случае наиболее серьезных, преднамеренных или совершенных в результате грубой халатности правонарушений. Санкции не должны быть ориентированы только на кандидата; не имеет смысла предусматривать отмену решения о регистрации кандидата за нарушения закона в том случае, если такие нарушения или степень ответственности могут быть установлены в судебном порядке только после окончания выборов. Хотя обеспечение действия законов в области финансового регулирования при проведении избирательной кампании не должно, в общем, исходить из того, повлияли ли данные нарушения на результаты выборов, тем не менее, такую санкцию как отмена результатов выборов при избрании кандидата, следует предусмотреть именно для указанных случаев или, возможно, для случаев преднамеренных правонарушений и преступной халатности.

9.11. Необходимо создать механизмы, обеспечивающие в предвыборный период возможность анализа официальной финансовой информации по проведению избирательной кампании, а также информации, содержащейся в отчетах, представленных после окончания выборов. В соответствии с действующей практикой, финансовая информация о политической деятельности периодически публикуется под контролем соответствующих избирательных комиссий: Центральной избирательной комиссии в отношении общенациональных выборов таких, как выборы Президента или выборы депутатов Государственной Думы по партийным спискам; окружных избирательных комиссий - для выборов по одномандатным округам, а также под руководством избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в отношении выборов республиканского уровня в органы исполни тельной и законодательной власти. Данная процедура является превосходным, однако недостаточным средством. Центральной избирательной комиссии и избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации необходимо разработать систему программного обеспечения и базу данных для ввода и получения с помощью компьютерной техники необходимой финансовой информации о политической деятельности, представляемой банками в ходе предвыборной кампании, а также содержащейся в отчетах кандидатов и избирательных групп поддержки после окончания выборов.

9.12. Необходимо организовать непрерывную работу по формированию гражданско-правовой культуры в поддержку общественной гласности и постоянного контроля за финансовой информацией о проведении избирательной кампании. Создание системы разумного регулирования, которая будет понятна, обеспечена правовой санкцией и будет пользоваться уважением подпадающих под ее действие лиц, является основным условием обеспечения доверия и участия широких слоев населения. Необходимо убедить участников политической деятельности, средства массовой информации и общественность в важности организации постоянного контроля за финансовым аспектом избирательной кампании, используя данные избирательных комиссий. Необходимо также поощрять работу политологов по проведению долгосрочных исследований в этом направлении по окончании выборов. Участники политической деятельности должны пройти курс соответствующей подготовки по организации указанного контроля. Развитие гражданско-правовой культуры, что должно эффективно сказаться на обеспечении гласности в финансовой деятельности, осуществляемой в политических целях, потребует долгосрочных усилий в области общественного образования.

9.13. Финансирование деятельности избирательных комиссий и участников избирательного процесса за счет средств федерального бюджета должно осуществляться на принципах своевременности и обязательности. Субсидии из средств государственной казны в адрес кандидатов (и уполномоченных избирательных групп поддержки) должны предоставляться в полном объеме на ранних стадиях предвыборной кампании. В законе должны быть предусмотрены сроки для перевода выделенных средств в избирательные фонды, установленные со дня регистрации кандидата. Например, разумный в данном отношении срок, мог бы составить 2 дня с даты регистрации кандидата. Еще более важным является тот факт, что избирательные комиссии должны получать выделенные на проведение избирательной кампании средства в полном объеме. Хотя проблемы бюджета федерального правительства понятны, тем не менее, необходимо обеспечивать гарантированное выделение средств, достаточных для проведения выборов.


16 См. также Кодекс об административных правонарушениях РСФСР (ст. 40-11 и 40-12), устанавливающий обязанности кандидатов по предоставлению финансовой отчетности и их ответственность за принятие запрещенных пожертвований из иностранных источников в соответствии с гражданским правом.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта