Демократия.Ру




Отдельные люди могут вводить в заблуждение и заблуждаться, но никто не может обмануть всех. Плиний Младший


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


25.04.2024, четверг. Московское время 11:28


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

4. Составление списков избирателей.

Достаточно распространены обращения в суд с жалобами на не включение граждан в списки избирателей. Характерно, что значительная часть таких обращений связана с отказом участковых избирательных комиссий включить в список избирателей лиц, хотя и проживающих на соответствующей территории, но чье место жительства не зарегистрировано в установленном порядке, то есть у граждан отсутствует прописка. В числе судебных дел данной категории представляет интерес жалоба Винокуровой Э.В. на действия Курейской участковой, Холмогорской территориальной избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, а также Архангельской областной избирательной комиссии. Винокуровой Э.В. было отказано во включении в списки избирателей при проведении выборов Президента Российской Федерации в 1996 г. Судом первой инстанции было установлено, что заявитель проживала в личном доме в д. Ивлево Холмогорского района Архангельской области и 28 ноября 1995 года снялась с регистрационного учета по данному месту жительства в связи в выездом в г. Калининград и до момента составления списков избирателей не зарегистрировалась по месту жительства, хотя в г. Калининград не выехала.

Районный суд признал правильными действия участковой избирательной комиссии, не включившей Винокурову Э.В. в списки избирателей. Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда оставила решение районного суда без изменения.

В определении судебной коллегии, в частности, было отмечено, что согласно ч.2 ст. 26 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с Федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации. Аналогичное положение зафиксировано и в ч.З ст.8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». В соответствии с ч.1 ст.З, ст.6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны зарегистрироваться по месту жительства в целях обеспечения необходимых условий для реализации их прав и свобод, а также исполнения их обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N713 с изменениями от 23 апреля 1996 г. утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в соответствии с которыми гражданин не позднее 7 дней обязан обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о регистрации его по месту жительства. Поэтому, полагает судебная коллегия, поскольку Винокурова в период проведения выборов Президента Российской Федерации не была зарегистрирована по своему месту жительства, то районный суд пришел к правильному выводу, что действия участковой избирательной комиссии N1126, не включившей ее в списки избирателей при проведении выборов 16 июня 1996 г. и не выдавшей в этот день бюллетень для голосования, являются правомерными.

Указанное решение представляется спорным. Регистрация места жительства гражданина является достаточным, но не единственным основанием, для включения гражданина в список избирателей. Конституционное право избирать возникает у гражданина в связи с его фактическим (постоянным или преимущественным) проживанием на определенной территории. Нарушение установленного порядка регистрации места жительства в связи с теми или иными обстоятельствами не может служить основанием для лишения гражданина возможности осуществить принадлежащие ему избирательные права.

Следует подчеркнуть, что в подавляющем большинстве случаев суды решали подобные споры в пользу граждан. Одно из указанных решений было принято Обнинским городским судом по жалобе Степанова К.Е. Суд установил, что Степанов К.Е. является жителем г. Обнинска и ранее проживал по адресу г. Обнинск, улица Гагарина, дом 44 кв. 34 и был внесен в список избирателей по выборам Президента Российской Федерации, однако до дня выборов он выписался из квартиры по указанному адресу. Участковая избирательная комиссия отказала Степанову в выдаче бюллетеня на том основании, что он не имеет прописки по указанному в списке адресу. Суд постановил признать жалобу Степанова подлежащей удовлетворению, указав при этом, что прописка имеет производное значение от самого фактического проживания, а Степанов проживал на территории избирательного участка в момент составления списков избирателей и был включен в список избирателей.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта