Демократия.Ру




Демократия - это когда каждый получает то, чего заслуживает большинство. Неизвестный


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


20.04.2024, суббота. Московское время 07:06


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Насколько репрезентативны политические опросы

Наиболее часто к социологическим службам, проводящим опросы, можно предъявить требования технического характера, например, в репрезентативности, представительности используемых ими при проведении опросов выборок респондентов. Обычно, в частности, опросы респондентов на улицах городов намного менее представительны, чем опросы по месту жительства. Но сведения о выборке не всегда публикуются средствами массовой информации, более того, многие телевизионные и радиопрограммы строятся на мнениях граждан, полученных в ходе уличных опросов. Такая практика вызывает большие сомнения в объективности публикаций.

Очень существенно, что не все ответы респондентов, включенных в опросы, представляют собой именно их мнения. Социологические службы в качестве вопросов по общественно - политической тематике навязывают своим респондентам представления и проблемы профессиональных политиков, их суждения и их способы мышления, которые не соответствуют представлениям, способам мышления и менталитету большинства граждан. Очень часто сами формулировки вопросов неявно, а иногда и явно содержат в себе указания на наиболее желательный ответ, в чем проявляется ангажированность проводящих опрос, их стремление не столько выявить общественное мнение, сколько его сформировать. Но ведь для того, чтобы разобраться в современной российской политике, нужно быть в нее весьма сильно вовлеченным, нужно знать и уметь анализировать историю политических партий и движений, их реальные цели и методы работы, быть в курсе текущих политических событий, знать хотя бы основы политических и социологических наук. Социологические исследования показывают, что удовлетворяет этим требованиям, хотя бы частично, явное меньшинство российских граждан. И поэтому опросы весьма часто показывают именно то, что заложено в них политически ангажированными исследователями или их заказчиками.

В ситуации, когда предлагаемая в опросе проблематика не очень волнует респондента или он не имеет о ней сложившихся представлений, он либо отвечает более или менее случайным образом, по настроению, не задумываясь всерьез об ответах, либо не отвечает вовсе. В качестве примера приведем данные опроса 3 - 4 октября Фонда «Общественное мнение», в ходе которого задавались два вопроса об оценке Евгения Примакова. Первый вопрос касался тех его качеств, которые помогут ему справиться с обязанностями премьер - министра, а второй - какие помешают. На первый вопрос затруднились ответить 42% респондентов и еще 4% дали неконкретные ответы или ответы не на тему. По второму вопросу, соответственно, 56% и 2%. Такой высокий уровень затруднений с ответом свидетельствует, скорее всего, об отсутствии сложившихся представлений качествах, интересовавших исследователей. Такого результата вполне можно было ожидать, но эта тематика очень интересна профессионалам в политике, и вопросы были заданы. В итоге на оба вопроса одновременно ответили всего 33% респондентов. Можно отметить, что, по мнению этих респондентов помогают Евгению Примакову, в первую очередь, его опыт и честность, справедливость, а помешать может, в первую очередь, возраст и здоровье. Но мнения не ответивших на вопросы осталось неизвестным.

Не ответивших или затруднившихся с ответами бывает довольно много, их мнения при интерпретации результатов опросов учесть уже невозможно, но это не значит, что мнения таких респондентов не важны. Можно попытаться оценить возможные ответы не ответивших с помощью опросов экспертов, но объективность таких оценок обычно вызывает большие сомнения: каждый эксперт, вовлеченный в политику, всегда имеет собственную политическую позицию, с которой он и оценивает результаты опросов.

В любом случае задаваемые вопросы и получаемые ответы респондентов переистолковываются ими в соответствии со своими интересами. Поэтому одинаковые по форме ответы могут означать совершенно разное у разных категорий респондентов. Так в нашем примере с качествами Евгения Примакова понятие «опыт» и даже понятие «здоровье» наверняка различны для разных категорий респондентов.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта