Демократия.Ру




Даже человек с очень низким интеллектуальным потенциалом (знающий лишь педали газа и тормоза) без труда может управлять государством, если уж он этой власти достиг. Эрих Фромм, американский психолог и философ


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


26.04.2024, пятница. Московское время 15:17


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

7. Уроки для России

Поскольку Россия готовится к общим выборам, весьма реалистичным будет предположение, что значительное количество грязных денег будет направлено на проведение политической кампании. Очень важно попытаться ограничить такие объемы. В то же время в равной степени важно обеспечить, чтобы кандидаты, которые не получают грязных денег, не очень сильно «пострадали» от своей честной и принципиальной позиции. Один из наиболее надежных способов защиты интересов «чистых» кандидатов и партий - это обеспечить: (а) чтобы для всех конкурирующих политических партий и кандидатов законами была предусмотрена равная возможность для проведения агитации, было предоставлено бесплатное политическое освещение в вещательных СМИ и в прессе, и (b) уважение и соблюдение таких законов.

Стратегия, которую рекомендуется применить в этом направлении, заключается в том, чтобы во главу угла была поставлена задача оказания помощи тем, кто не связан с преступностью, путем защиты и обеспечения их права выступить на телевидении и радио. Вторая по важности задача заключается в том, чтобы обеспечить обнародование любых проявлений незаконного финансирования. Третья по важности задача, очень существенная, но, тем не менее, менее актуальная в краткосрочной перспективе, - попытаться привлечь к ответственности тех, кто пользуется грязными деньгами при проведении предвыборной кампании.

(а) Обеспечение справедливости при освещении деятельности кандидатов и политических партий на телевидении и радио

Поскольку электронные СМИ являются одними из наиболее влиятельных форм доведения политической информации, жизненно важно обеспечить, чтобы программы, освещающие политические события, не находились под властью незаконных денег. В общем, этой цели можно достичь, даже если владельцы определенных телевизионных средств сами являются кандидатами на политические должности (или близки к таким кандидатам), или даже если владельцы телевизионных компаний подозреваются в связях с преступным сообществом.

Программы, транслируемые по радио и телевидению, по своему характеру являются общественными. При условии, что такие программы регулярно проверяются, для кандидата или владельца телевизионного канала становится невозможно нарушить установленные правила, оставаясь при этом незамеченным. Таким образом, деятельность телевидения и радио подлежат регулированию.

Требуется установить три этапа регулирования. Реализация каждого этапа должна быть осуществлена задолго до выборов, что позволит найти средства решения проблем и борьбы с злоупотреблениями. Во-первых, должны быть установлены законы и правила. Они должны устанавливать порядок доступа на телевидение соперничающих кандидатов и партий. Во-вторых, должны быть разработаны процедуры обеспечения контроля и анализа телевизионных и радиопрограмм. Должны быть разработаны методы оперативной реакции на возникающие проблемы. В-третьих, это стадия реализации, которая имеет место в заключительный период непосредственно перед днем выборов.

Этап 1. Правила и нормативно-правовые акты. Четкие стандарты должны быть согласованы заранее.

    (1) Правилами должно быть дано определение «справедливого» распределения эфирного времени. Например, означает ли справедливое распределение, что все кандидаты и все партии получают одинаковое количество времени, или это означает, что эфирное время выделяется пропорционально размеру и общественной поддержке партии? Если за основу берется последний принцип, то должен ли размер определяться на основе процента голосов, полученных на предыдущих выборах? пропорционально количеству мест,, полученных на предыдущих выборах? или по какому-либо иному признаку?

    Должны ли в отношении информационных вещательных программ применяться принципы распределения эфирного времени, аналогичные тем, что действуют в отношении бесплатно предоставляемого политической партии или кандидату времени в вещательных СМИ или в отношении платной политической рекламы? А как определить принципы, на основе которых будут проводиться политические дебаты между кандидатами, претендующими на пост президента?

    Будут ли применяться те же принципы справедливости в освещении политических событий в ходе информационных вещательных программ до начала предвыборной кампании, или принципы справедливости должны будут соблюдаться с особой тщательностью только в течение нескольких недель непосредственно до дня выборов?

    Как будут разрешаться споры в случае возникновения противоречий между кандидатами и между партиями в отношении справедливого распределения эфирного времени?

    Несомненно, разработать честные правила - задача не из легких. В то же время, существенно важно, чтобы были приняты четкие решения, и чтобы такие решения были обнародованы. Только в том случае, когда правила четкие, наблюдатели могут определить, соблюдаются они или нет.

    Правила должны быть определены не менее чем за 6 месяцев до дня выборов.

    (2) Сфера действия правил. Правила должны быть разработаны в отношении (а) бесплатного доступа к вещательным средствам для партий и кандидатов, (b) платной политической рекламы, (с) информационных выпусков новостей, (d) программ, посвященным текущим событиям, (е) других программ, способных оказать воздействие на решение избирателей (как то: определенные программы по истории или экономике).

Этап 2. Принятие мер по обеспечению проверки и соблюдению установленных правил. Эти мероприятия должны быть проведены в период от 9 до 4 месяцев до дня выборов.

    (1) Определение территории вещания и телевизионных каналов, которые потенциально могут создать проблемы, и чьи политические программы требуют особого внимания с точки зрения контроля за соблюдением правил.

    (2) Проведение технических мероприятий в отношении контроля за программами отдельных телевизионных и радиокомпаний (например, мероприятия, предусматривающие использование видеоаппаратуры).

    (3) Проведение организационных мероприятий по осуществлению технического наблюдения за программами телевизионных и радиокомпаний, привлечение активистов-добровольцев или платных помощников. Подготовка и обучение. Организация порядка доведения результатов в центральный штаб.

    (4) Организация периодических (один раз в 2 недели?) совещаний членов Центральной избирательной комиссии, основных кандидатов и представителей партий для обсуждения и поиска путей решения потенциальных проблем (такие неформальные многопартийные совещания показали свою действенность в целом ряде стран, в которых практика проведения избирательных кампаний постоянно является предметом спора).

    (5) Практическое применение методов быстрого реагирования на возникающие проблемы, например, проведение мероприятий в отношении предоставления сведений в центральный штаб об обвинениях в адрес кандидатов, которые требуют права опровержения. Мероприятия в отношении информации о непропорциональном освещении в информационных передачах деятельности партий и кандидатов какой-либо телевизионной станции.

Этап 3. Реализация планов в течение нескольких недель до выборов

(b) Порядок осуществления наблюдения, контроля и отчетности за расходованием средств на кампанию

Если определенные кандидаты используют крупные финансовые пожертвования, получаемые из скрытых или сомнительных источников, то, несомненно, будут косвенные признаки того, что они делают это. Поскольку цель сбора денег на политические программы заключается в использовании таких средств для получения выборного поста, богатые кандидаты и богатые партии обычно «раскрывают» свои материальные возможности, что становится явным, если за такими действиями установлены контроль и наблюдение. Контроль и наблюдение за мероприятиями, требующими денежных вложений, и публикуя результаты, позволяют информировать избирателей о материальном состоянии конкурирующих кандидатов и партий.

Осуществление наблюдения и контроля за расходованием на политические цели может проводиться двумя способами: (а) простой сбор газетных заметок и статей о деятельности и расходах партий и кандидатов. На статьи в прессе часто нельзя полагаться, поскольку в них отражаются политические пристрастия журналистов или владельцев печатных средств. Тем не менее, такая подборка может заложить важную начальную основу для проведения глубокого анализа; (b) возможно осуществлять наблюдение и контроль за конкретными мероприятиями в ходе избирательной кампании, например, количество минут платной политической рекламы на телевидении, количество рекламных объявлений в газетах, количество плакатов на коммерческих рекламных щитах, размер помещений под штабы предвыборной кампании, а также приблизительное количество работников в таких штабах, широковещательное оборудование, используемое на политических собраниях, объемы издаваемой политической литературы и т.п. Этот метод предполагает сложную кропотливую работу, но он дает отличную возможность сформировать общее представление об относительном уровнем расходов на кампанию.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта