Демократия.Ру




Если желаешь, чтобы мир изменился, - сам стань этим изменением. Махатма Ганди (1869-1948), индийский политический и общественный деятель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


26.04.2024, пятница. Московское время 22:39


ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Описание проекта

В сентябре 1999 г. Международный Фонд Избирательных Систем (МФИС) провел техническую оценку предвыборной ситуации в Российской Федерации (ТОПС) для того, чтобы определить уровень подготовки к выборам в Государственную Думу, дать необходимые рекомендации и оказать посильное содействие участникам и организаторам избирательного процесса. В настоящим отчете исследуются особенности предстоящих выборов, особое внимание обращается на проблемы, требующие незамедлительного решения, а также дается ряд рекомендаций по способам решения некоторых конкретных вопросов.

Настоящий отчет был составлен международной группой технических экспертов, обладающих значительным опытом в сфере проведения выборов, а также в области избирательного законодательства и российского политического процесса. B составе авторской группы находились следующие специалисты: Кристиан Надо, известный канадский адвокат, обладающий значительным международным опытом в области избирательного законодательства и администрации выборов, который также является Директором проекта МФИС в России; Пол ДеГрегорио, старший консультант МФИС, в прошлом - известный американский администратор избирательных кампаний и специалист по европейскому и азиатскому избирательному праву, включая российское избирательное; Джордж Рассел, технический специалист с разносторонним опытом в области организации и проведения выборов, который до недавнего времени являлся Председателем Национальной американской ассоциации председателей избирательных комиссий штатов и возглавлял избирательную комиссию штата Кентукки; Александр Юрин, директор российского Института развития избирательных систем, юрист и известный специалист по вопросам проведения выборов.

С момента открытия своего представительства в Москве в 1993 году МФИС вносит весомый вклад в развитие электоральных институтов и повышение квалификации лиц, профессионально занимающихся вопросами организации и проведения выборов, также МФИС сыграл заметную роль в существенном повышении качества избирательного законодательства и избирательных процедур в Российской Федерации. Регулярное издание Фондом сравнительных аналитических отчетов по вопросам избирательного законодательства и модельных нормативно-правовых документов позволило значительно повысить уровень развития избирательной системы в России. За последние десять лет МФИС эффективно способствовал реализации многочисленных программ по обмену международным опытом среди организаторов выборов, которые, в частности, включали обсуждение различных методов разработки электоральных процедур и решения общих проблем в области избирательных и политических процессов. Роль МФИС в развитии российской избирательной системы была по достоинству оценена Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (ЦИК РФ) и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, а также правительственными должностными лицами, депутатами и административным персоналом Государственной Думы, политическими лидерами на местах, политическими партиями, НПО и международными организациями, работающими в сфере выборов. Был отмечен существенный вклад МФИС в оказание технической помощи и поддержки Российской Федерации в течение исторически важного десятилетия российской демократии.

В последние годы МФИС плодотворно работал над созданием электорального «мозгового центра» в России - негосударственной некоммерческой организации, способной взять на себя часть функций МФИС; выступал в роли ресурсного центра по предоставлению информации о выборах и избирательных системах, действующих в других странах мира; оказывал практическую техническую помощь, вырабатывая посредством предоставления целевых рекомендаций, материалов и консультаций; организовывал аналитические дискуссии и конференции для лиц, профессионально занимающихся решением практических вопросов организации и проведения выборов, представителей органов власти по таким важным аспектам, как: участие средств массовой информации в избирательном процессе, финансирование избирательных кампаний и реформа избирательного законодательства; распространял материалы по выборной тематике в Российской Федерации через избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (ИКС) и другие региональные структуры.

В результате многочисленных встреч с российскими должностными лицами, ответственными за организацию и проведение выборов, лидерами политических партий и НПО, а также представителями иных участников избирательного процесса, группе авторов ТОПС-99 удалось определить основные проблемы, связанные с выборами в Государственную Думу Российской Федерации, назначенными на 19 декабря 1999 г. В дополнение к этому, наблюдения, сделанные на губернаторских выборах в Свердловской и Ленинградской областях 29 августа и 19 сентября 1999 г. соответственно, позволили детально проанализировать и реально определить целый ряд способов применения избирательных законов и нормативных процедур на практике.

Современная российская избирательная система определилась в 1993-1995 гг. Начало развитию новой системы организации, и проведения выборов было положено в конце 1992 г. группой депутатов и специалистов в рамках Конституционной комиссии Съезда народных депутатов Российской Федерации. Результат их деятельности отразился в Президентском указе, вышедшем в разгар кризиса во второй половине 1993 г. На основании этого указа 12 декабря 1993 г. были проведены первые выборы в новый российский парламент. На тех же выборах российские избиратели проголосовали за новую Конституцию, которая установила основные избирательные права граждан Российской Федерации.

Усилия электоральной реформы в России сфокусировались на предоставлении гарантированного права российским гражданам участвовать в избирательном процессе. Тем не менее, защита избирательных прав ста миллионов избирателей - задача не из легких. Базовый закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вступил в силу в 1994 г. Этот закон был аннулирован с принятием нового федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в сентябре 1997 г. Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определил иерархическую структуру избирательных комиссий, официально признал избирательные объединения и блоки как часть политического ландшафта, закрепил права избирателей и кандидатов, участвующих в избирательном процессе, и среди прочих нововведений, установил основополагающие принципы голосования и подсчета голосов.

Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Закон «О выборах Президента Российской Федерации» были приняты в 1995 г. Закон о выборах Президента до сих пор не приведен в соответствие с Законом об основных гарантиях.

Значительные изменения и дополнения были внесены в базовый закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в марте 1999 г. Эти изменения более полно гарантируют конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был подписан Президентом Ельциным 24 июня 1999 г. 9 августа 1999 г. Президент издал указ о назначении выборов в Государственную Думу на 19 декабря 1999 г. В результате этих выборов половина из 450 мест в Думе будет пропорционально распределена среди партийных списков, а другая половина - среди депутатов по одномандатным избирательным округам. Президентский указ также официально определил начало периода предвыборной кампании.

Результатом постоянного пересмотра законов, регулирующих выборы, явилась детализация многочисленных принципов и процедур. Некоторые полагают, что подобная детализация делает трудноосуществимым единообразное применение закона. В то же время, необходимо признать, что глубокая детализация закона позволяет поднять административно-электоральные стандарты на более высокую ступень и повысить качество избирательных процессов на местном уровне.

Несмотря на то, что хорошо написанный закон не всегда обеспечивает эффективные, честные и открытые выборы, он является той несущей конструкцией, которая определяет действия основных участников политического процесса. По сути, организаторы выборов должны сами следить за тем, чтобы действующие лица политического процесса соблюдали правила игры, а выборы проходили на свободной, честной и открытой основе. Авторы ТОПС имели возможность убедиться в том, что с момента учреждения постоянно действующей Центральной избирательной комиссии в 1993 г. их усилия, направленные на совершенствование организации и проведения выборов в Российской Федерации, дали положительные результаты. Среди опрошенных авторами лиц многие подтвердили, что выборы, проводимые в стране, в значительной степени свободны от проявлений мошенничества. Многие также позитивно отозвались о работе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Тем не менее, по некоторым вопросам была выражена определенная обеспокоенность, также была отмечена необходимость в кратчайшие сроки решить целый ряд насущных проблем, стоящих перед российской избирательной системой в ее нынешнем виде, как то:

    - Небеспристрастное освещение избирательных кампаний в средствах массовой информации и неравный доступ к СМИ, предоставляемый политическим партиям и кандидатам;

    - Недостаточная профессиональная подготовка работников избирательных комиссий среднего и низшего уровней;

    - Недостаточная подготовка и неадекватное использование наблюдателей со стороны НПО и политических партий;

    - Недостаточная прозрачность в сфере использования кандидатами избирательных фондов;

    - Низкий уровень подготовки просветительских программ, проводимых в рамках работы с избирателями (особенно среди молодежи) и направленных на повышение явки избирателей;

    - Необходимость продолжения технической поддержки Центральной избирательной комиссии РФ и избирательным комиссиям других уровней, а также необходимость оказания содействия в решении таких проблем, как: средства защиты избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений, а также голосование за рубежом;

    - Необходимость тщательного пересмотра законопроекта о выборах Президента с целью сокращения количества административных проблем, существующих на данный момент в этой области, а также для превненсения в законопроект международного опыта;

    - Необходимость обеспечения условий для правильного понимания международными наблюдателями российских избирательных законов и процедур накануне выборов 19 декабря 1999 г.

С целью оказания содействия в решении перечисленных выше вопросов МФИС предлагает в настоящем отчете ряд рекомендаций, а именно:

1) СМИ:

    - Основываясь на успехе реализуемой в настоящее время МФИС программы семинаров для СМИ, расширить программу и включить в нее проект по разработке и созданию политической рекламы для демонстрации по телевидению с целью повышения активности избирателей и информирования их относительно основных процедур и порядка голосования.

2) Организация и проведение выборов:

    - Разработать эффективные пособия для работников участковых и территориальных избирательных комиссий;

    - Разработать обучающий видеофильм для участковых избирательных комиссий и наблюдателей;

    - Содействовать совершенствованию процедур и информационных программ, используемых при организации голосования за рубежом;

    - Завершить разработку порядка составления федерального списка избирателей;

    - Оказать содействие ЦИК РФ по привлечению международных наблюдателей;

    - Продолжать оказание технической помощи ЦИК РФ по мере необходимости.

3) Финансирование избирательных кампаний:

    - Повысить прозрачность в области финансирования избирательных кампаний посредством оказания помощи ЦИК РФ в разработке и практической реализации прозрачных и доступных широкой общественности механизмов финансовой отчетности;

    - Разработать пособие по заполнению 22 существующих форм отчетности по финансированию избирательных кампаний.

4) Избирательное законодательство:

    - Оказывать юридическую поддержку ЦИК РФ по разрешению несоответствий, имеющихся в избирательном законодательстве;

    - Провести аналитическое изучение закона о выборах Президента и предоставить ЦИК РФ комментарии, сделанные на его основе;

    - Предоставить ЦИК РФ рекомендации по изменению закона о выборах Президента в части, касающейся участия СМИ в избирательной кампании, а также финансирования политических партий, введения чрезвычайного положения и других вопросов, которые могут возникнуть в ходе проведения выборов.

5) Помощь субъектам Федерации:

    - Оказывать содействие в проведении выверки списков избирателей посредством разработки соответствующих баз данных и специальных программ, позволяющих выполнять проверку подлинности данных;

    - Оказывать содействие субъектам РФ в разработке и усовершенствовании методических приемов и программ;

    - Разработать эффективные программы по информированию избирателей с целью повышения их явки на избирательные участки для проведения на местном уровне;

    - Организовывать семинары для региональных СМИ с целью содействия корректному освещению избирательного процесса и голосования на местах;

    - Оказывать содействие в разработке стандартизированных процедур и механизмов передачи информации и связи и иных процессуальных норм.

6) Судебная власть:

    - Оказывать содействие в организации и проведении симпозиумов и семинаров с участием представителей областных судов и избирательных комиссий с целью повышения уровня их подготовки в вопросах, связанных с организацией и проведением выборов, координации усилий, сотрудничества, и улучшения обмена информацией.

Решение перечисленных выше проблем честными и открытыми методами будет способствовать дальнейшему развитию представительной демократии в Российской Федерации. Более того, в свете приближающихся президентских выборов, назначенных на лето 2000 г., своевременное решение этих проблем позволит гражданам России лучше подготовиться к радикальным изменениям российской избирательной системы, грядущим в новом тысячелетии.

ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта