Демократия.Ру




Я не диктатор. Просто у меня такое выражение лица. Аугусто Пиночет


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


25.04.2024, четверг. Московское время 05:51


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

III. Вопросы политического процесса

A. Предвыборная агитация и реклама

Закон о выборах в Думу в статье 53 определяет, что предвыборная агитация официально начинается в день регистрации кандидата или федерального списка кандидатов. Однако, существует множество мнений, не согласных с такой трактовкой вопроса. Лидер ЛДПР, Владимир Жириновский, а также другие лидеры, принявшие участие в интенсивной предвыборной агитации в июле и августе, еще до регистрации кандидатов, считают, что их деятельность была вполне законной. ЦИК РФ, однако, вынес предупреждение, пригрозив отказать в регистрации кандидатов, если агитационная деятельность не будет прекращена. Вопрос заключается в том, правомочно ли решение ЦИК РФ, если указанная деятельность была предпринята до регистрации.

Согласно статье 8.2 Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предвыборная агитация определяется как «деятельность, деятельность, побуждающая или имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата, за любой зарегистрированный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации федеральный список кандидатов или против него». Можно возразить, что если кандидат или избирательное объединение/блок очевидным образом пытается завоевать поддержку избирателей, закон в части предвыборной агитации может быть нарушен. Однако, излишние ограничения свободы слова могут нарушить защищаемое Конституцией право объединения/блока информировать общественность о своей деятельности.

Более того, действующее законодательство не запрещает общественным объединениям заниматься агитационной деятельностью или выдвигать свои политические платформы или использовать свои фонды в этих целях до регистрации кандидатов или списков кандидатов. Закон также не запрещает политическим партиям заниматься организационной работой или проводить съезды или конференции для привлечения новых членов. Даже если эта деятельность содержит элементы агитации, она не обязательно является агитационной.

Еще один вопрос, который не рассматривается в Законе о выборах в Думу, касается агитации с целью сбора подписей, необходимых для регистрации. Если применить широкое толкование закона, кандидаты, избирательные объединения и блоки имеют право распространять информацию и заниматься организационной работой с привлечением граждан по сбору подписей в поддержку кандидатов или списков кандидатов, в период, предшествующий официальной регистрации последних. Они также могут собирать пожертвования и вносить их на специальные счета, информация о которых должна быть обнародована до того, как состоится регистрация.

B. Роль СМИ

СМИ играют значительную роль во время проведения выборов, особенно в такой большой стране, как Россия, где прямое взаимодействие с электоратом менее популярно, чем использование с этой целью телевидения, радио и прессы. СМИ, таким образом, есть основной источник информации, позволяющий избирателю сделать выбор. Проблема заключается в том, что СМИ не всегда выступают в роли источников корректной и непредвзятой информации. За последние несколько лет, в частности, независимые, до определенного момента, СМИ объединились в корпорации и холдинги, что позволило соперничающим группам олигархов, агрессивно продвигающих свои собственные политические и финансовые интересы, сконцентрировать в руках значительную власть. Так называемые «информационные войны» заставили общественность усомниться в надежности даже самых респектабельных СМИ в отношении острых политических вопросов, а наиболее популярные ведущие приняли открытое участие в «компромате» и злостной клевете, направленной на их политических соперников.

Если принять во внимание данную ситуацию, то неудивительным покажется тот факт, что новый Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» является более «агрессивным» в своем стремлении предоставить равные возможности в СМИ для кандидатов, избирательных объединений и блоков. Проблема, однако, заключается в том, что новые избирательные законы налагают гораздо больше обязанностей на СМИ, которые, в то же время, зачастую недостаточно ясно определены, двусмысленны и негибки. Во многих отношениях, они ограничивают как роль так и возможности СМИ обеспечить плюрализм взглядов и возможность получения электоратом последовательной информации.

Положения, регламентирующие деятельность СМИ, приводятся в статьях 55 - 60 нового Закон о выборах в Думу. Закон устанавливает, что электронные СМИ и пресса обязаны предоставлять бесплатное и платное эфирное время и печатные полосы кандидатам, избирательным объединениям и блокам в случае, если они финансируются не менее чем на 15% из бюджетных фондов или их учредителем является государственная организация. Предвыборная кампания в СМИ начинается за 40 дней и заканчивается за один день до дня голосования. Освещение избирательной кампании на телевидении и радио начинается за 30 и заканчивается за один день до дня голосования. Частные электронные СМИ и периодические печатные издания могут на контрактной основе предоставлять платный эфир и печатные площади, если тарифы за эти услуги одинаковы для всех кандидатов, избирательных объединений или блоков. Кандидаты, избирательные объединения и блоки сами определяют форму и характер своей предвыборной агитации в СМИ. Треть всего бесплатного эфирного времени на телевидении и радио отводится для проведения совместных мероприятий, таких как: дебаты, дискуссии, и «круглые столы».

Большинство из этих положений направлены на то, чтобы защитить право политиков и партий довести свои политические взгляды до общественности: в конечном итоге, это их право распространять агитационную литературу. Политическая реклама, законная по своей сути, отличается от обычной традиционной роли журналистики, чья обязанность - добывать и распространять корректную информацию, действовать в качестве защитника интересов общества, и охранять право граждан на получение информации. В отличие от участника политической кампании, журналист обязан проливать свет на различные правонарушения, выставлять на показ политическое лицемерие, и при необходимости подвергать политиков «допросу»» в интересах широкой общественности. Эта функция становится еще более важной в случаях с предвзятым отношением некоторых СМИ, поскольку обилие информации из различных источников предоставляет гражданам более широкие возможности для определения правдивых и корректных взглядов.

Новые законы, однако, еще более чем раньше затрудняют эту деятельность. Многочисленные вопросы прозвучали, например, в связи со значением словосочетания «предвыборная пропаганда». Различие между словами «информация» и «факты» а также степень и значение положения, устанавливающего, что освещение предвыборной кампании в программах новостей должно осуществляться «без комментариев». Многие журналисты высказали предположение, что сказать что-либо положительное о кандидате или блоке есть само по себе уже выражение симпатии. Показательным примером этой неразберихи может служить вопрос, заданный одним из телевизионных каналов, о том, стоит ли рассматривать простая сентенция «рекордное количество людей собралось на митинге» как констатацию объективного факта или политическое пристрастное высказывание.

Из-за недостатков и двусмысленностей, допущенных в законе, ЦИК РФ пришлось издать пояснения положений закона в части регламентирования деятельности СМИ. Некоторые из ответов, предоставленных ЦИК РФ, не были восприняты юристами, специализирующимися на СМИ, как адекватное разъяснение многочисленных проблем, содержащихся в Закон о выборах в Думу.

Рекомендации:

Рекомендуется либерализовать закон в части, касающейся периода предвыборной агитации, и разрешить деятельность по распространению информации в период, предшествующий регистрации. Таким образом, участники избирательного процесса смогут более эффективно использовать период между официальным назначением выборов и своей регистрацией в качестве кандидатов. В настоящий момент можно заниматься агитационной деятельностью в период до официального назначения выборов, нельзя заниматься этой деятельность сразу после того, как выборы официально назначены, и можно возобновлять эту деятельность во время избирательной кампании, но уже в регламентированном виде.

Необходимо дополнительно обсудить положения Закон о выборах в Думу, регламентирующие деятельность СМИ в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, с тем, чтобы внести соответствующие поправки в законопроект о выборах Президента. Дискуссии между ЦИК РФ, юристами, специализирующимися на деятельности СМИ, и самими средствами массовой информации (редакторами, исполнительными продюсерами) могут прояснить имеющиеся проблемы и внести предложения по совершенствованию положения закона о выборах Президента, что позволило бы СМИ лучшим образом информировать электорат, а электорату принимать решения, основанные на корректной информации.

C. Финансирование избирательных кампаний

Уровень финансирования избирательных кампаний на выборах в Думу определяется в Законе «О выборах депутатов Государственной Думы...». Установленные в нем пределы ниже, чем принятые в западных демократиях. Политические партии в Российской Федерации могут тратить на финансирование кампании не более 41745000 рублей ($1,700,000). В Канаде, где электорат составляет пятую часть от всего российского электората, политические партии могут тратить $7500000 на предвыборную кампанию при проведении общенациональных выборов. В Германии и Австралии вообще не существует ограничений на финансирование избирательных кампаний, проводимых политическими партиями. В Российской Федерации независимый кандидат ограничен суммой в 1669800 рублей ($65000). Единственной санкцией за нарушение правил финансирования кампании кандидатом или партией является отмена регистрации или потеря депутатского мандата, в случае, если кандидат уже избран. Государственная Дума предложила поправки для внесения в законопроект о выборах Президента, повышающие верхний предел финансирования и определяющие дифференцирование санкций за нарушение правил финансирования избирательной кампании. ЦИК РФ планирует доводить до сведения широкой общественности информацию о расходовании средств избирательных фондов в пределах пяти дней, как предусмотрено Закон о выборах в Думу. ЦИК РФ также планирует размещение этой информации на своей странице в Интернет по адресу WWW.FCI.RU. Однако, до сих пор не решено, финансовую информацию о каких партиях и кандидатах размещать в Интернет, поскольку разместить информацию о всех партиях и кандидатах не представляется возможным технически. Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» настолько детализирован, что вопросы, касающиеся финансирования кампаний, пришлось пояснять в специальных Разъяснениях, изданных ЦИК РФ, в которых также истолковывается суть самого закона в части, касающейся избирательных кампаний.

ЦИК РФ планирует привлекать другие государственные министерства, как, например, по налогам и сборам, а также Министерство внутренних дел, для того, чтобы контролировать соблюдение правил финансирования избирательных кампаний.

Рекомендации:

Тот весьма значительный объем информации, которое ЦИК РФ будет получать из трех финансовых отчетов, поданных каждым кандидатом или объединением/блоком, должен быть хорошо организован, чтобы большая часть его могла быть представлена широкой общественности в формате, удобном для восприятия. Это также позволило бы обеспечить большую прозрачность кампании;

Необходимо проанализировать инструкции, которые ЦИК РФ издал специально для Сберегательного Банка Российской Федерации, с тем, чтобы определить, насколько данные, поступающие из Банка совместимы с форматом, используемым для размещения информации в Интернет;

Подготовить отчет о том, какие меры были предприняты международным сообществом по обеспечению действия законов, доказательства имевших место случаях фальсификации, а также о порядке проведения расследований и привлечения к ответственности за финансовые правонарушения кандидатов в период избирательных кампаний.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта