Демократия.Ру




Когда народ не имеет голоса, это чувствуется даже при пении гимна. Станислав Ежи Лец (1909-1966), польский поэт, философ


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


24.04.2024, среда. Московское время 22:30


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Вопросы регистрации кандидатов на должность Президента

В Таблице N2 содержатся основные требования, предъявляемые кандидатам на должность Президента Соединенных Штатов Америки. По своей структуре данная таблица ничем не отличается от Таблицы N1, где перечислены соответствующие требования для кандидатов, баллотирующихся в законодательные органы власти. Не следует забывать, что с правовой точки зрения американская политическая система позволяет каждому штату самому определять критерии отбора кандидатов на пост Президента Соединенных Штатов при условии контролируемого соответствия устанавливаемых требований принципам Конституции Соединенных Штатов Америки. Такие вопросы, как количество или процент подписей в поддержку кандидатов или территориальное распределение этих норм, как правило, не выходят на уровень требований Основного Закона страны. В практическом же плане американская избирательная система, в основном, фокусируется на президентских первичных выборах, проводимых в рамках политических партий (довольно редкая методика отбора кандидатов в контексте мировых избирательных систем), для того, чтобы сократить количество претендентов на должность Президента Соединенных Штатов Америки. Такой подход резко отличается от российской практики (которая более распространена в мире, чем американская), предусматривающей проведение повторного голосования, если ни один из кандидатов не наберет большинства голосов избирателей в первом туре.

После всего сказанного можно перейти к рассмотрению различных подходов к вопросам пассивного избирательного права на уровне отдельных штатов, что также может быть полезным для членов Центральной избирательной комиссии и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Для сравнительного анализа к наиболее важным проблемам следует отнести:

- различия по признаку статуса между кандидатами от крупных партий, малых партий и независимыми кандидатами;
- сроки определения статуса крупной партии;
- количество или процент подписей, необходимых для регистрации кандидата;
- основа для исчисления необходимого количества или процента подписей: избиратели, члены политических партий, участие в предыдущих выборах;
- применение регистрационных взносов;
- порядок работы с «самовыдвиженцами».

В различных штатах установлены различные нормы голосов избирателей, которые признаются достаточными для получения статуса крупной политической партии с вытекающими из этого правовыми и практическими льготами и преимуществами23. В ряде штатов (например, Алабама, Джорджия, Техас) планка по этому признаку поднята до уровня 20%, что можно квалифицировать как весьма жесткое требование. В других штатах это требование значительно слабее (например, Индиана - 10%, Канзас, Небраска, Северная Дакота - 5%, Южная Дакота - 2,5%, Юта - 2%, Вирджиния - 1%). В большинстве штатов проводится жесткое разграничение между крупными политическими партиями и всеми другими политическими партиями (например, Иллинойс, Миссури). В ряде штатов введена категория так называемых малых или новых политических партий (например, Индиана, Огайо), которые также вправе выдвигать своих кандидатов либо на партийном съезде, либо на первичных выборах).

Методики исчисления необходимого для регистрации партии количества голосов избирателей также отличаются от штата к штату. Многие штаты используют для решения этого вопроса результаты голосования на последних выборах Президента США или губернатора штата (например, Арканзас, Кентукки, Нью-Гемпшир, Висконсин). Некоторые штаты используют методы сбора подписей избирателей или выборочный опрос избирателей вне связи с выборами кандидатов на конкретную должность (например, Айдахо, Миннесота, Монтана, Нью-Джерси). Ряд штатов устанавливает конкретные уровни для количества подписных листов и процента голосов, полученных на тех или иных выборах (например, Род Айленд - 5% от числа принявших участие в голосовании на последних президентских выборах или 1000 подписных листов). В других штатах необходимый процент голосов, поданных за кандидата на данную должность, увязывается с количеством голосов, поданных при голосовании за кандидата, баллотировавшегося на нижестоящую должность в правительстве данного штата, например, на должность руководителя администрации штата (например, Индиана). Теоретически такой подход предполагает, что данная политическая партия пользуется более надежной и стабильной поддержкой избирателей, готовых поддержать своих кандидатов, баллотирующихся не только на должности Президента страны или губернатора штата, но и кандидатов, выдвинутых на менее значительные посты на уровне штата.

Законодательство ряда штатов не устанавливает порядка отбора партийных кандидатов на должность Президента Соединенных Штатов Америки. В таких штатах, как Аляска, Аризона, Гавайи, Луизиана, правила избрания партийного кандидата на должность Президента определены уставом соответствующей политической партии. Законы отдельных штатов (например, Массачусетс, Мичиган, Миссисипи) уполномочивают какое-либо ответственное должностное лицо штата, например, руководителя администрации штата, действующего на основе личного опыта, знания обстановки и анализа освещения общественных деятелей в средствах массовой информации, назвать наиболее вероятных кандидатов от крупных политических партий при условии, что любые другие кандидаты от этих партий получат возможность добиваться регистрации путем сбора подписей избирателей в свою поддержку.

При выдвижении кандидатов в Конгресс США сравнительно немногие штаты устанавливают какие-либо территориальные критерии (например, Орегон, Пенсильвания, Висконсин). Логика такого подхода состоит в том, что выдвинутый кандидат в любом случае будет демонстрировать широкую поддержку избирателей в период предвыборной кампании с тем, чтобы победить на выборах по данному штату. Точно также очень немногие штаты устанавливают регистрационные взносы для участия в президентских выборах. Так, в штате Мэриленд регистрационный взнос обязателен, а в штате Колорадо он заменяет подписные листы.

Во многих штатах в выборах разрешено участвовать «самовыдвиженцам» после предварительной регистрации и соответствующего уведомления избирательной комиссии штата. Цель этого уведомления состоит в том, чтобы дать возможность членам избирательной комиссии штата выработать механизм учета таких избирательных бюллетеней и тем самым избежать нештатной ситуации в день выборов при определении итогов голосования. Учитывая, что «самовыдвиженцы» не несут ничего кроме неудобств и дополнительных хлопот, некоторые штаты вообще не регистрируют их. В одном штате (Колорадо) такие кандидаты допускаются к участию в выборах после уплаты в регистрационного взноса. В нескольких штатах кандидаты, потерпевшие поражение на партийных первичных выборах, не допускаются к участию в президентских первичных выборах в качестве независимых кандидатов.

В целом, большинство американских экспертов склонно считать, что нормы пассивного избирательного права применительно к президентским выборам носят более либеральный и прогрессивный характер, чем нормы пассивного избирательного права, определяющие регистрацию кандидатов в законодательные органы власти (если не принимать во внимание вопрос о трудоемкости работы с большим количеством «самовыдвиженцев»). Хотя соображения административной целесообразности и требуют поступить по-другому, тем не менее со всей убедительностью напрашивается вывод о том, что демократия лишь выиграет от такой организации выборов, при которой многие получают право претендовать на высшие руководящие должности в стране. При огромном количестве избирателей в Соединенных Штатах невозможно предположить, чтобы какой-либо несерьезный кандидат в Президенты сумел нарушить сложившийся баланс сил на избирательном поле или добиться поразительного успеха, близкого к победе, даже если учесть непредсказуемость коллегии выборщиков. На последних выборах в Конгресс Соединенных Штатов Америки кандидаты в Сенат и Палату представителей одерживали победы с перевесом менее 2% голосов избирателей (другими словами, дополнительный 1% голосов мог бы обеспечить победу другому кандидату). В ряде случаев перевес исчислялся менее чем 1 000, а иногда и 100 голосами, и победителя определяли после повторного подсчета голосов24.


23 В целом преимущество статуса основной партии в Соединенных Штатах заключается в юридическом праве выдвигать кандидатов внутри самой партии или на съезде партии и в последующем автоматическом получении статуса баллотирующегося кандидата без необходимости сбора подписей для каждых выборов либо в возможности получения этого статуса путем сбора гораздо меньшего количества подписей по сравнению с малыми партиями или независимыми кандидатами. Предвыборные кампании в ходе первичных выборов также позволяют кандидатам произвести сбор средств, добиться большей поддержки, а также повысить уровень своей известности среди избирателей, хотя иногда они тоже не лишены того недостатка, что стоят кандидатам немалых средств и подвергают его/ее уничтожающей критике, которая наносит непоправимый вред в последующих всеобщих выборах. Практически все штаты позволяют основным партиям выдвигать своих кандидатов на первичных выборах или съездах, либо на практике, либо установленными в прямой форме положениями закона. Значительная часть штатов не имеет никакого механизма для участия малых партий в первичных выборах, а большая часть штатов не допускает указания статуса независимых кандидатов в бюллетенях при проведении первичных выборов на уровне штатов.

24 Практически при каждом цикле выборов в Соединенных Штатах имеют место одна или несколько попыток оспорить результаты выборов на федеральном уровне, уровне штатов или местном уровне. Ряд избирательных образований предусматривает автоматический пересчет голосов в том случае, если допустимое отклонение голосов или процент голосов составляет меньше определенного числа. В этом случае законодательство также подлежит изменению. 4 декабря 1996 г. (т.е. за день до написания этого документа) Верховный Суд Соединенных Штатов заслушал устные прения противостоящих сторон по следующему вопросу: может ли штат не допускать того, чтобы выдвинутый кандидата являлся кандидатом от нескольких партий. Когда решение по этому делу будет принято, то это может иметь значительные практические выводы в отношении препятствий для кандидатов от третьих партий.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта