Демократия.Ру




Народ — не только сила, создающая все материальные ценности, он — единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных. Максим Горький


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


19.04.2024, пятница. Московское время 16:34


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Альтернативные решения проблем пассивного избирательного права на основе опыта стран Восточной Европы и СНГ

Для Российской Федерации, возможно, небесполезен опыт и других политических систем, помимо американской, касающийся подходов к проверке подписей и решения возникающих в этой связи конфликтов. Ниже следуют выдержки из избирательных законов стран Восточной Европы и европейских территорий (включая Казахстан) бывшего Советского Союза. Сборник этих избирательных законов, из которого приводятся выдержки, был составлен Ассоциацией должностных лиц, занимающихся вопросами организации и проведения избирательных кампаний, в результате обсуждения их на ряде совещаний, последнее из которых было проведено на Украине в декабре 1994 года26. Особый интерес представляет опыт стран, прошедших за последнее время исторический путь развития от однопартийной государственной системы до политического плюрализма.

Приводимые выдержки из избирательных законов специально подбирались таким образом, чтобы в той или иной мере соотноситься с опытом Российской Федерации. Некоторые из отраженных в них подходов положительно оцениваются в разделе заключений и рекомендаций. Однако не все подходы, обсуждаемые здесь, рекомендуются для принятия их Российской Федерацией27.

Статей 82 Закона «О выборах в Народное собрание Республики Албания» предусматривается, что любое лицо, предлагающее деньги, работу, либо иные подобные услуги другому лицу в обмен на его подпись в поддержку кандидата, согласие проголосовать за этого кандидата, либо воздержаться от голосования, приговаривается к лишению свободы от 6 месяцев до 3 лет. Подобное же наказание применяется и по отношению к избирателю, согласившемуся совершить предлагаемое ему действие в обмен на предложенную ему работу, деньги, либо другие услуги.

Статьей 13 Закона Республики Беларусь «О выборах депутатов в Верховный Совет Республики Беларусь» предусматривается, что если кандидат в депутаты, либо его полномочный представитель нарушают Закон о выборах в части вмешательства в работу избирательной комиссии, невыполнения решений избирательной комиссии, либо фальсификации подписей избирателей, то они предупреждаются о нарушении, а в случае повторного нарушения лишают права выставлять свою кандидатуру.

Статьей 46 «Закона о выборах членов Национального Собрания, муниципальных советников и мэров» Республики Болгария предусматривается, что если тот или иной кандидат выдвинул свою кандидатуру в большем, чем установлено Законом, числе округов (по Закону это число в Болгарии не должно превышать двух), и если ему отказали в регистрации в дополнительном округе, то партия или коалиция, выдвинувшая этого кандидата, может выставить другую кандидатуру по этому округу в течение 10 дней после отказа в регистрации, но не позднее чем за 20 дней до выборов.

В соответствии со статьей 56 Закона «О выборах представителей в Парламент (»Сабор») Хорватии», при рассмотрении жалоб по поводу выдвижения кандидатуры или нарушения положений избирательного закона избирательная комиссия должна руководствоваться следующей нормой: она должна определить по существу степень нарушения обжалуемыми действиями правил выдвижения кандидатов, либо избирательного процесса, и могут ли эти нарушения отразиться на результатах выборов.

Эта же норма применяется в отношении президентских выборов в соответствии со статьей 46 Закона «О выборах Президента Хорватии». Статьей 59 Закона «О выборах представительных органов местного самоуправления» предписывается применение этой же нормы при проведении местных выборов.

В статье 20 Закона «О выборах в Национальное Собрание Чехии» предусматривается, что в тех случаях, когда списки кандидатов от одной и той же политической партии в разных избирательных округах грешат непоследовательностью, то Центральная избирательная комиссия должна собрать представителей этой партии для внесения необходимых поправок. В случае, если время, отведенное для осуществления такой процедуры, истекает, то комиссия может сама принять по этому вопросу решение.

В соответствии со статьей 26 избирательного закона Bligikogu (Эстония), сторона, выдвигающая кандидатуру или список кандидатур, должна разместить на банковском счете Национальной избирательной комиссии сумму, равную двум минимальным месячным заработным платам на каждого из кандидатов. Эта сумма будет возвращена в случае победы кандидата или получения им в соответствующем округе половины голосов победившего кандидата, или в случае, если партия, выдвинувшая кандидата, получает представительский статус.

Статьей 44 Закона «О выборах членов парламента» (Венгрия) предусматривается, что в случае нарушения Закона о выборах суд, который рассматривает этот вопрос, может поступить следующим образом:

a. информировать об этих нарушениях заинтересованные стороны и Венгерское Телеграфное Агентство, либо

b. отменить решение, нарушающее закон, либо

c. полностью или частично отменить решение и предписать, частично или полностью, заново провести необходимые выборные процедуры.

В соответствии со статьей 60 Закона «О выборах» Республики Казахстан, каждый кандидат должен положить на счет Центральной избирательной комиссии в качестве предвыборного залога сумму, равную его пятикратной зарплате. Кандидат с неполной занятостью кладет на банковский счет ЦИК сумму, равную пяти минимальным зарплатам. (В законе не указано, за какой период времени эта зарплата подсчитывается.) Залог возвращается кандидату в случае получения им 5% голосов в соответствующем избирательном округе.

Статьей 74 Закона «Об особенностях выдвижения кандидатов на пост Президента и вице-президента Республики Казахстан» предусматривается, что кандидат должен положить на банковский счет Центральной избирательной комиссии сумму, равную его 10-месячному окладу. (Период подсчета исходных окладов не указывается.)

В соответствии со статьей 31 Закона «О выборах в Сейм» (Литва), политические партии, зарегистрировавшиеся не позднее чем за 35 дней до выборов, либо общественные движения, зарегистрировавшиеся в Министерстве юстиции, имеют право выдвигать кандидатов, если в поддержку последних собрано 1000 подписей.

Статьей 38 Закона «О выборах Президента Литвы» предусматривается, что кандидаты на пост Президента могут освобождаться от своих обязанностей по месту работы, получая среднемесячную заработную плату на протяжении двух месяцев.

В соответствии со статьей 20 Закона «О выборах и отзыве членов Палаты Представителей и Собрания Македонии», зарегистрировавшиеся политические партии могут выдвигать своих кандидатов, если их численность превышает 1.500 человек. При этом достаточно 100 подписей для внесения кандидата от такой партии в избирательный бюллетень.

Статьей 11 Закона «О выборах в парламент Республики Молдова» предусматривается, что в случае необходимости рассмотрения жалобы, эта процедура будет осуществляться в присутствии судьи, являющегося членом Центральной избирательной комиссии.

Статьей 61 Закона «О выборах в парламент Республики Молдова» предусматривается возложение на Конституционный Суд обязанностей контроля за соблюдением законности выборов на каждом избирательном участке.

Статьями 69 и 70 этого Закона определяются принципы разграничения между административными и уголовными правонарушениями.

Статьей 70 Закона «О выборах в Сейм» (Польша) предусматривается, что партии, собравшие более 50000 подписей в свою поддержку с регистрацией по меньшей мере в пяти избирательных округах, освобождаются от необходимости сбора 5000 подписей в каждом отдельном округе.

В соответствии со статьей 24 Закона «О выборах членов Палаты и Сената Румынии» Центральная избирательная комиссия должна состоять из 7 судей Верховного Суда и 16 представителей политических партий.

В статьях 72-78 вышеозначенного Закона определяется различие между административными и уголовными правонарушениями.

Статьей 17 Закона «О выборах в Национальный Совет Словакии» предусматривается, что партии, получившие более 10000 действительных голосов на последних выборах, освобождаются от необходимости повторного представления подписей 10000 членов партии во время текущих выборов.

Статьей 19 указанного выше Закона о выборах в Словакии в случае каких-либо недоразумений и погрешностей при выдвижении кандидатов по различным округам, Центральная избирательная комиссия входит в контакт с представителями партий и дает им 24 часа на исправление обнаруженных нарушений.

Статьей 36 Закона «О выборах в Государственную Палату Словении» для кандидатов от некоторых национальных меньшинств предусматриваются менее жесткие требования в отношении подписей и других видов поддержки, чем это принято в общем, если они баллотируются в специальных избирательных округах с преобладающей численностью тех национальных меньшинств, которые они представляют.

Статьей 44 обозначенного выше Закона предусматривается, что в случае обнаружения специально назначенной избирательной комиссией «формальных» нарушений в списках выдвинутых кандидатов, она оповещает об этом стороны, которые выдвинули этих кандидатов, и предлагает им исправить допущенные ошибки в течение 3-х дней.

В соответствии со статьей 23 Закона «О выборах народных депутатов Украины», выдвижение кандидатов начинается за 90 дней и прекращается за 60 дней до дня выборов.

Статьей 24 вышеуказанного Закона предусматривается, что если число подписей, собранных в поддержку кандидата, оказывается недостаточным в силу признания части из них недействительными окружной избирательной комиссией, последняя уведомляет об этом кандидата, предоставляя ему 5 дней на сбор необходимых для выдвижения его в качестве кандидата действительных подписей.

Статьей 43 этого же Закона предусматривается, что выборы будут считаться недействительными в случае участия в них менее 50% избирателей.

Статьей 48 этого же Закона предусматривается, что в случае повторного голосования в нем не будут принимать участия ни кандидаты, получившие недостаточное количество голосов, ни те лица , чьи кандидатуры сняты.

Статьей 25 Закона «О выборах Президента Украины» предусматривается регистрация кандидата на этот пост в том случае, если он или она предоставляет в свою поддержку подписи 100000 граждан, включая по меньшей мере 1.500 подписей от каждого из 2/3 избирательных округов в стране.

Статьей 27 Закона «О выборах депутатов и председателей сельских, городских, районных ... органов власти» предусматривается, что кандидаты на пост председателей региональных (областных) Советов должны представить 10000 подписей (значительно больше, чем 1% подписей, которые обычно требуются для выдвижения).


26 Копии выдержек из этих законодательных актов могут быть направлены из офиса МФИС в Вашингтоне, если этот сборник еще не имеется в библиотеке офиса МФИС в Москве.

27 Ряд нижеприведенных положений выбраны для иллюстрации нежелательных, по мнению автора, путей решения, как вопросов пассивного избирательного права, так и смежных вопросов. Например, в законодательстве Албании предусматривается, что наказание для избирателей, которые допускают правонарушения, должно быть таким же строгим, как и наказание для лиц, которые подстрекали их к совершению таких действий. Можно дискутировать по поводу такой позиции, для организаторов же избирательного процесса более практический подход заключался бы в предотвращении преднамеренных систематических нарушений. Положение Казахстана представляется неясным по вопросу о сроках. Возможно, наиболее значительным для рассмотрения ЦИКа является опыт Украины с установленным законом требованием, что в голосовании должны принимать участие 50% избирателей для того, чтобы результаты выборов в конкретном избирательном объединении считались действительными, а не 25-ти процентный барьер голосов, применяемый в Российской Федерации и практически во всех избирательный системах других стран СНГ. В то время как этот подход выражает высокую философскую цель повышения явки избирателей на избирательные участки, его практический эффект состоял в том, что значительное число избирательных образований оставались без законодательного представительства в течение значительного времени. (В настоящее время это юридическое положение пересматривается на Украине). Этот пример показывает, как последствия применения более широкой установленной законом схемы в стране могут значительно повлиять на определенные технические аспекты, связанные с признанием выборов состоявшимися.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта