Демократия.Ру




Даже кристально честный подсчет голосов на неконкурентных и несвободных выборах не может сделать их конкурентными и свободными. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837), российский поэт


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


25.04.2024, четверг. Московское время 13:41


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Неожиданные ситуации

Тупиковые случаи в деятельности коллегии выборщиков

Поправка XII к Конституции США предусматривает случаи, когда ни один из кандидатов не набирает большинства голосов выборщиков. В таких ситуациях в действие вступает нештатная процедура избрания президента и вице-президента. Когда это происходит, тогда из лиц (не более трех из числа тех, за которых голосовали как за президента), имеющих наибольшее число голосов, Палата представителей Соединенных Штатов незамедлительно выбирает президента, голосуя с использованием избирательного бюллетеня, но при выборах президента голоса подаются по штатам, причем представительство от каждого штата имеет один голос.16

Когда президентские выборы проходят при наличии двух основных политических партий, такого рода нештатные ситуации почти исключены. Когда же в президентской избирательной кампании принимают участие кандидаты от третьей политической силы (Джордж Уоллес в 1968 г., Джон Андерсон в 1980 г. и Г. Росс Перо в 1992 г.), такого рода тупиковые ситуации вполне возможны. После принятия Поправки XII Палата представителей Соединенных Штатов лишь один раз (в 1824 г.) вынуждена была избирать президента. Тогда в президентской гонке участвовали четыре сильных кандидата. В конце концов, президентом Соединенных Штатов был избран Джон Куинси Адамс.

Если ни одно лицо не получает большинства голосов за вице-президента, тогда из двух лиц, которые получили наибольшее число голосов среди всех кандидатов, находившихся в списке, Сенат выбирает вице-президента; кворум в таком случае составляет две трети всех сенаторов, при этом для избрания вице-президента необходимо большинство голосов сенаторов. Сенат США лишь один раз, в 1837 г., избирал вице-президента. Им оказался Ричард М. Джонсон. Выборщики, отдавшие предпочтение кандидату в президенты от Демократической партии Мартину Ван Бюрену, тогда не могли определиться с кандидатурой на пост вице-президента. В дело избрания вице-президента вынужден был вмешаться Сенат, который и поставил окончательную точку.

В случае необходимости проведения неожиданных дополнительных выборов в распоряжении Палаты представителей имеются лишь две недели (между голосованием выборщиков 6 января и инаугурацией президента 20 января) для избрания президента. Если Палате представителей не удается решить эту задачу в вышеозначенный срок, вновь избранный (выборщиками или Сенатом) вице-президент будет действовать в качестве президента до тех пор, пока Палата представителей не разрешит данную тупиковую ситуацию. В том случае, если Сенату не удается избрать вице-президента, спикер Палаты представителей действует в качестве президента до официального избрания президента или вице-президента, однако в этом случае он должен оставить свои должности спикера и члена Палаты представителей. В том же случае, если спикер отсутствует, или если он не отвечает предъявляемым требованиям, должность президента исполняет временный председатель Сената (самый старший по выслуге лет сенатор партии большинства). И в этом случае временно председательствующий в Сенате должен сложить с себя полномочия члена Сената США.

Смерть кандидата

Смерть кандидата до декабрьской встречи выборщиков. В случае, если кандидат в президенты или кандидат в вице-президенты умирает или прекращает свою политическую деятельность в период между съездом партии и собранием выборщиков в декабре, согласно уставам основных политических партий, национальные комитеты данных партий проводят чрезвычайное заседание и заполняют вакансию. В Демократической партии это решение утверждается на основе поименного голосования всех членов Национального комитета. В Республиканской партии каждая делегация штата в Национальном комитете голосует, имея право на такое количество голосов, которое соответствует численному составу данной делегации на национальном партийном съезде.17

В 1972 г. Национальный комитет Демократической партии в качестве официального кандидата на должность вице-президента Соединенных Штатов утвердил Р. Сержанта Шрайвера вместо сенатора Томаса Иглтона, который принял решение снять свою кандидатуру после проведения национального партийного съезда. В 1912 г. республиканцы также заменили своего кандидата на должность вице-президента, когда 30 октября умер вице-президент Соединенных Штатов Джеймс С. Шерман. Тогда члены Национального комитета Республиканской партии собрались в срочном порядке, чтобы избрать Николаса М. Батлера в качестве официального кандидата на должность вице-президента.

Смерть кандидата в период с декабря по 6 января. В том случае, если вновь избранный президент умирает в этот период, т.е. тогда, когда на уровне штатов подсчитаны голоса выборщиков, вступают в действия положения Поправки XX к Конституции США: если к моменту, установленному как начало срока полномочий президента, избранный президент умрет, избранный вице-президент становится президентом. Некоторые аналитики, однако, полагают, что в данных обстоятельствах вновь избранный президент как таковой отсутствует до окончания подсчета голосов выборщиков, что происходит не ранее 6 января следующего года. И поскольку ни один из оставшихся кандидатов не получил необходимого большинства голосов выборщиков, Палата представителей в этом случае избирает президента, а Сенат - вице-президента.18 Другие специалисты не согласны с таким толкованием, полагая, что Конгрессу в данном случае ничего не остается, как подсчитать представленные голоса, исходя из того, что лицо, за которое были поданы эти голоса, на момент голосования было живо.19 Более того, это толкование подтверждается также докладом Палаты представителей, который в свое время был выпущен в порядке толкования Поправки XX к Конституции Соединенных Штатов. Этот доклад, в частности, гласит, что «голоса выборщиков в данных обстоятельствах должны быть подсчитаны Конгрессом... И Конгресс должен объявить, что кандидат, умерший до даты подсчета голосов, действительно получил наибольшее количество голосов выборщиков».20 В целом, анализ мнений специалистов и обобщение практического опыта говорят о том, что голоса выборщиков, поданные за умершего кандидата, считаются законными и действительными при условии, что эти голоса были поданы за него тогда, когда он был еще жив.

Нерешенным остается вопрос относительно того, применимы ли вышеописанные положения к ситуации, когда победивший кандидат в президенты снимает свою кандидатуру после голосования выборщиков, но до подсчета их голосов. Поправка XX к Конституции Соединенных Штатов регулирует аналогичную ситуацию только применительно к случаю смерти кандидата. Будет ли в этом случае Конгресс подсчитывать голоса выборщиков, объявлять результаты голосования выборщиков и, в конечном счете, признавать вакантной должность вновь избранного президента? Если так, тогда спорным остается вопрос относительно того, может ли вновь избранный вице-президент исполнять обязанности вице-президента. С другой стороны, можно утверждать, что раздел 3 Поправки XX предусматривает лишь ситуацию, связанную со смертью вновь избранного президента, и не содержит никакого упоминания о каких-либо иных обстоятельствах. В этом случае можно было бы утверждать, что было бы разумно сослаться на предложение 2 раздела 3 данной поправки:

    «Если президент не был избран ко дню, с которого начинается срок его полномочий, или если избранный президент не отвечает требованиям, предъявляемым к кандидату на эту должность, тогда избранный вице-президент исполняет обязанности президента до тех пор, пока президент не сможет отвечать указанным требованиям».

В этом случае вновь избранный вице-президент будет действовать лишь в качестве исполняющего обязанности президента, и хотя различия между этими двумя ситуациями могут показаться незначительными, можно смело утверждать, что для страны гораздо выгоднее и надежнее иметь надлежащим образом утвержденного и введенного в должность президента чем исполняющего обязанности президента, чей срок и конституционный статус не определены в полной мере. Данный вопрос, безусловно, заслуживает внимания специалистов по конституционному праву.

Смерть кандидата в период с 6 января по 20 января. Если вновь избранный президент умирает после того, как голоса выборщиков подсчитаны Конгрессом, согласно положениями Поправки XX к Конституции США, вновь избранный вице-президент становится вновь избранным президентом. В этом случае, согласно положениям Поправки XXV, вновь избранный президент назначает вице-президента, который вступает в должность по утверждении большинством голосов обеих палат Конгресса. В случае смерти вновь избранных президента и вице-президента до инаугурации, но после подсчета голосов выборщиков, Конгресс Соединенных Штатов, в соответствии с положениями Поправки XX, решает вопрос о том, кто будет исполнять обязанности президента, или каким образом будет избран новый президент.

Инаугурация

Хотя в период с 1789 по 1933 гг. инаугурация вновь избранных президента и вице-президента Соединенных Штатов проводилась 4 марта на следующий год после их избрания, согласно Поправке XX, ратифицированной в 1933 г. и введенной в действие в 1937 г., официальное вступление президента и вице-президента в должность было перенесено на 20 января. Цель этого новшества, также предусмотревшего перенос срок работы Конгресса США с 4 марта на 3 января, заключалась в том, чтобы сократить период между выборами и инаугурацией, избавиться от так называемых «хромоуточных» составов Конгресса, когда неизбранные и ушедшие в отставку законодатели собирались для проведения заключительного заседания Конгресса после проведенных выборов.

Воскресная инаугурация

Согласно традиции, уходящей корнями в XIX в., инаугурация президента США никогда не назначается на воскресенье. Однако если 20 января выпадает именно на воскресенье, инаугурация носит исключительно сокращенный характер. В этом случае она проходит в Восточном зале Белого дома. Публичная же церемония инаугурации проводится на следующий день. Именно такой порядок был соблюден в 1985 г., когда президент Рональд Рейган был избран на второй срок. Поскольку 20 января в том году выпало именно на воскресенье, публичная церемония инаугурации была проведена 21 января. Следующая воскресная инаугурация президента США пройдет в январе 2013 г.

Место инаугурационных мероприятий

Согласно традиции, начатой инаугурацией Эндрю Джексона в 1829 г., церемонии вступления президента в должность проводились на лужайке перед парадным Восточным подъездом главного здания Конгресса США на Капитолийском холме (напротив здания Верховного Суда), а церемонии вступления в должность вице-президентов проводились в здании Сената США. Такая практика продолжалась до 1933 г., начиная с которого обе церемонии были объединены в одну.

После 1837 г. инаугурация президента проводилась не только на лужайке перед парадным Восточным подъездом здания Конгресса США. В 1909 г. из-за плохой погоды церемония введения в должность Вильяма Говарда Тафта была проведена в здании Сената США; в 1945 г., по причине нездоровья вновь избранного президента и из-за соображений безопасности, Франклин Делано Рузвельт был приведен к присяге на четвертый срок на Южном крыльце Белого дома; в 1981, 1989, 1993 и 1997 гг. Рональд Рейган, Джордж Буш и Билл Клинтон были приведены к присяге у Западного подъезда здания Конгресса США (напротив Мола); инаугурация президента Рейгана в январе 1985 г. из-за плохой погоды была проведена в ротонде здания Конгресса. Начиная с 1981 г., инаугурации вновь избранных президентов все чаще проводятся напротив Западного подъезда здания Конгресса. При наличии благоприятных погодных условий данная практика, скорее всего, будет продолжена и в дальнейшем.


16 Более подробная информация по данному вопросу содержится в докладе CRS Report RS20300, Election of the President and Vice President by Congress: Contingent Election.

17 Democratic National Committee. Rules of Procedure for Filling a Vacancy on the National Ticket; Rule 27 of the Republican Party.

18 Walter Berns, ed., After the People Vote: A Guide to the Electoral College (Washington: AEI Press, 1992), pp. 27, 28.

19 John D. Feerick, From Failing Hands: The Story of Presidential Succession (NY: Fordham Univ. Press, 1965), p. 274.

20 U.S. Congress, House, Committee on Election of President and Vice President, and Representatives in Congress, Proposing an Amendment to the Constitution of the United States, 72nd Congr., 1st sess., H.Rept. 72-345 (Washington: GPO, 1932), p. 5.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта