Демократия.Ру




Недостаточно выиграть войну; более важно организовать мир. Аристотель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


28.03.2024, четверг. Московское время 19:06


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Освещение опросов общественного мнения в СМИ

Применяемые правильно и по назначению, опросы могут являться важным способом измерения мнений избирателей по отдельным вопросам, партиям и кандидатам. Газеты и вещатели часто заказывают опросы по собственной инициативе, чтобы получить информацию о намерениях избирателей. С помощью опросов можно установить, что избиратели думают по какому-либо конкретному вопросу или какие вопросы являются, по их мнению, существенными. Вопросы, важные для избирателей, могут не совпадать с вопросами, которые кажутся важными политикам. Существует мнение, что опросы помогают сделать лучший выбор демократическим путем. Например, при рейтинговой системе опросы могут помочь тем, кто хотел бы провалить определенного кандидата за счет соответствующей тактики голосования.

Опасность опросов общественного мнения заключается в том, что они не исключают манипуляции на многих уровнях: выбор и формулировка вопросов, выборка опрашиваемых, выбор времени проведения опроса и т.д. И все это помимо обычной погрешности, присутствующей в любом опросе, которая, в свою очередь, может превышать разрыв между партиями в напряженной избирательной борьбе. Правильно проведенный опрос обычно дает удивительно точные результаты. Считается, что выборка численностью в 1000 опрашиваемых может отражать взгляды более чем 200 млн. взрослых, проживающих в США, с точностью в несколько процентов. Однако пределы точности и прочие ограничения и условия, которыми характеризуются опросы, необходимо ясно понимать. Именно поэтому публикация результатов опросов в СМИ требует применения высоких профессиональных стандартов. И именно поэтому, как считается, порядок публикации результатов опросов должен регулироваться избирательным органом для недопущения публикации СМИ заведомо сфабрикованных данных.

В Соединенном Королевстве внутреннее руководство Би-би-си напоминает сотрудникам о необходимости помнить о том, что значение результатов опроса не так уж велико и подчеркивать, что они отражают лишь состояние общественного мнения в один конкретный момент. Точность заметно выигрывает, если СМИ сообщает о результатах всех опросов, и особенно тогда, когда оно приводит и средний результат, тем самым сводя к минимуму влияние «мошеннических» опросов, которые могут присутствовать даже при самой профессиональной методике опроса.

Профессиональное освещение опросов означает, что задается ряд ключевых вопросов о том, как именно проводился опрос, и предоставление ответов аудитории:

  • Кто проводил опрос? Является ли эта организация авторитетной и независимой?

  • Сколько человек было опрошено?

  • Когда проводился опрос?

  • Какова погрешность, определяемая самой выборкой?

  • Какие вопросы были заданы и как они были сформулированы? В каком порядке задавались вопросы?

  • В какой степени результаты данного опроса соотносятся с результатами других опросов?

Задайте эти вопросы об опросах:

  • Кто проводил опрос? Является ли эта организация авторитетной и независимой?

Если организация, проводившая опрос, не является независимой от всех политических партий, то полученные результаты могут быть предвзятыми. Важно знать, кто заказал опрос: политическая партия, СМИ или какая-то другая организация?

  • Сколько человек было опрошено?

Размер выборки имеет большое значение, это очевидно. Если выборка слишком маленькая, то и вероятность получения точного результата снижается. Однако если выборка сделана хорошо, то и небольшое количество респондентов может дать возможность получить достоверный результат.

  • Как производился отбор респондентов?

Авторитетная организация, специализирующаяся на изучении общественного мнения, всегда публикует порядок отбора респондентов. Ясно, что от состава выборки зависит результат. Если опрос производился по телефону, то он отразит лишь мнение пользователей телефонов. В некоторых странах они составляют достаточно большую часть населения, а в других - лишь незначительное меньшинство. Правильно сделанная выборка будет представлять несколько разных групп населения из различных географических регионов страны.

  • Положены ли в основу публикуемых результатов ответы всех респондентов?

Простым способом манипулирования результатами опросов является просто не учитывать те ответы, которые вам не нравятся. Это непрофессионально как со стороны опросной организации, так и со стороны журналиста.

  • Когда проводился опрос?

Взгляды людей меняются, особенно во время избирательной кампании. Опрос месячной давности может не быть надежным показателем того, как люди проголосуют завтра.

  • Какова статистическая погрешность?

На простом языке это означает: насколько далекими от реальности могут быть результаты опроса? Не существует опроса, который мог бы предсказать результат голосования с полной точностью, однако профессионально проведенный опрос попадает в диапазон шириной в несколько процентов.

  • Какие вопросы задавались и как они были сформулированы? В каком порядке они были заданы?

Профессиональный отчет, опубликованный в СМИ, должен точно указывать, какие именно вопросы были заданы, и это делается во избежание «интерпретирования» результатов наиболее политически удобным способом. Важно знать все заданные вопросы, поскольку ответы могут быть противоречивыми. Например, респонденты могут сказать, что им кажется, что кандидат Икс работает неплохо - а затем высказать мнение, которое противоречит основной платформе его кампании. Самое важное заключается в том, чтобы общественность могла убедиться в сбалансированности вопросов и в том, что респондентов не подводили к даче какого-либо конкретного ожидаемого ответа.

  • Как результаты этого опроса соотносятся с результатами других опросов?

Если имеются несколько опросов, проведенных авторитетными организациями, то усреднение из результатов может помочь уменьшить общую погрешность. С другой стороны, если результаты одного из опросов совершенно не согласуются с результатами других - «мошеннический» опрос, то будет интересно узнать почему. Это просто плохо проведенный опрос? Или отражение важного изменения настроений общественности?

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта