Демократия.Ру




Велико искусство прививать людям прекрасные идеи, которые учат жертвовать всем для счастья рода людского. Стендаль (Анри Мари Бейль) (1783-1842), французский писатель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


26.04.2024, пятница. Московское время 23:40


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава 5. Обучение избирателей и специальные вопросы

Введение

Анализ освещения избирательной кампании вещательными средствами массовой информации будет неполным без рассмотрения роли радио и телевидения в обучении избирателей. Такие вопросы касаются роли средств, имеющихся у правительства в пропаганде общечеловеческих ценностей, использованию вещательных средств массовой информации для воздействия на группы с традиционно низким процентом участия в выборах с целью вовлечения их в избирательный процесс, а также особенности освещения выборов в местные органы власти и национальных плебисцитов.

5.1. Обучение избирателей

Вещательные средства массовой информации могут быть очень эффективным средством проведения обучения избирателей путем распространения информации от том как, когда и где следует голосовать, о тайне голосования и о роли и значении участия в выборах. Эта функция Часто называется гражданским обучением избирателей. Еще одним способом участия в обучении избирателей является распространение информации, необходимой избирателям для понимания сущности идей, платформ и программ политических партий, а также качеств кандидатов. Последняя функция реализуется посредством рекламной кампании, проводимой политическими партиями в ходе показа специальных информационных программ и выпусков новостей.

Относительная важность общегражданского обучения при помощи вещательных средств массовой информации зависит от наличия демократических традиций и опыта в проведении многопартийных выборов в любой отдельной взятой стране в период перехода к демократии. Страна с крепкими демократическими традициями, прерванными на короткое время авторитарным режимом, в меньшей степени будет нуждаться в обучении избирателей, чем страна, надолго оторванная от демократических корней или с небольшим опытом проведения многопартийной избирательной кампании.

Информационные программы, сообщающие где, когда и как голосовать, описывающие процедуру регистрации, важны в любой стране. Короткие информационные передачи, приглашающие принять участие в выборах, также могут быть эффективными. Объяснения, касающиеся тайны голосования или подобных избирательных процедур, могут иметь решающее значение для установления общественной веры в справедливость предстоящих выборов. В некоторых ситуациях передачи могут быть полезными для убеждения избирателей в том, что в день выборов будет обеспечена их личная безопасность. Передачи о злоупотреблениях, связанных с проведением выборов, и о том, что делать при возникновении конфликтной ситуации, могут помочь уменьшить вероятность или предотвратить попытки запугивания избирателей.

Эффективные передачи для избирателей могут быть относительно короткими, от 60 секунд до нескольких минут. Их производством может заниматься особый правительственный орган, ответственный за наблюдение за ходом выборов, или неправительственные гражданские организации, а транслироваться они могут по независимым или правительственным каналам. Например, в Румынии во время выборов в 1992 году Союз за Демократию, неправительственная гражданская организация составила для транслирования по национальному телевидению одноминутную информационную передачу под названием «Ты нужен Румынии», которая приглашала избирателей принять участие в выборах.

Во время избирательной кампании в Болгарии в 1990 году Центральная Избирательная Комиссия взяла на себя ответственность за финансируемое правительством обучение избирателей, хотя различные гражданские группы передавали свои собственные программы. Государственное телевидение и радио передавали десятиминутные информационные программы, которые не только объясняли, но и демонстрировали довольно сложную процедуру голосования. Эти программы также использовались для того, чтобы развеять опасения избирателей относительно возможности фальсификации результатов выборов. Центральная Избирательная Комиссия подвергалась критике со стороны оппозиционных партий за то, что не уделила, по их мнению, достаточного внимания вопросу тайны голосования. Это упущение было расценено как действия в пользу правящей партии, что обусловлено сорокатрехлетним периодом однопартийного правления в Болгарии.

Избирательная кампания в Намибии в 1989 году включала передачи по обучению избирателей, произведенные Группой ООН по Содействию при Переходе к Демократии, а также правительственные передачи. Группе содействия при Переходе к Демократии ежедневно выделялось пять минут радио эфира и еженедельно десять минут телеэфира. Информационные программы приглашали избирателей принять участие в голосовании, давали общие сведения о процедуре голосования и обращали внимание на тайну голосования. Управление Генеральной Администрации проводило кампанию по обучению избирателей, включавшую передачи на многих языках на такие темы, как «голосуй без страха» и «твой голос - твоя тайна».

Во время избирательной кампании в 1985 году в Гватемале Верховная Избирательная Комиссия совместно с независимым институтом политических исследований (CEDEP) проводила кампанию в вещательных и печатных средствах массовой информации по агитации граждан принять участие в выборах.

5.2. Особая важность освещения избирательной кампании для малочисленных народов, коренного населения и женщин-избирателей

Вещательные средства массовой информации могут играть решающую роль в общегражданском образовании и в увеличении процента участия в выборах за счет вовлечения в избирательный процесс групп, до этого активно в нем не участвовавших. Женщины в определенных странах традиционно имеют меньший процент участия в выборах. Некоторые малочисленные народы и коренное население могут иметь более высокий уровень неграмотности или говорить не на тех языках, на которых говорит большинство населения данной страны. Они также могут быть географически изолированы. Все эти факторы увеличивают важность использования государственных средств информации для поддержки таких групп населения в реализации их избирательных прав.

Хотя выборы в Гватемале в ноябре 1985 года были восприняты международными наблюдателями как первый важный шаг в переходе к демократии, коренное население данной страны (составляющее примерно около половины ее населения) не было должным образом вовлечено в избирательный процесс, а процент участия в выборах женщин-представительниц коренного населения был крайне низким.

Коренное население, проживающее в сельской местности в обстановке крайней бедности, в большинстве своем не говорящее по-испански, имеет достаточно высокий процент неграмотности. В Гватемале среди коренного населения насчитывается четыре основные языковые группы, 22 языка и более ста диалектов. Некоторые радиостанции ведут передачи на их языках, а несколько политических партий проводили в этих передачах свою рекламную кампанию. Международные обозреватели отмечают необходимость вовлечения коренного населения в демократический процесс. Электронные средства массовой информации, в особенности радио, могли бы играть особую роль в этом процессе.

Радио имеет особую важность в эффективной передаче политической информации различным группам населения. Во время выборов в Намибии в 1989 году восемь радиостанций передавали в диапазоне УКВ программы на тринадцати языках, охватывая, таким образом, большинство населения, в то время как телевидение ведет передачи только на языке африкаанс. Выборы в Малайзии в 1990 году являются еще одним примером, иллюстрирующим важность вещательных средств массовой информации для охвата различных групп населения страны. Радио и Телевидение Малайзии ведет свои передачи в основном на малайском языке, но новости и другие программы также передаются на английском, мандаринском китайском и тамильском. Радио Малайзии также вело региональные передачи на местных языках сабах и саравак.

5.3. Выборы в местные органы власти

При приближении выборов в местные органы власти необходим особый подход к каждой из проблем, возникающих в связи с освещением предвыборной кампании в вещательных средствах массовой информации. Квалификационные пороги и методы распределения времени могут потребовать пересмотра при проведении выборов в муниципальные и областные органы власти. За исключением очень небольших стран, появление кандидатов в местные органы власти на национальном телевидении может потребовать слишком много времени и вызвать недоумение у избирателей. Местные теле- и радиоканалы лучше подходят для предоставления эфирного времени кандидатам и информационного освещения предвыборных кампаний на местном уровне.

При одновременном проведении выборов в местные органы власти по всей стране уместны выступления лидеров национальных политических партий с изложением их общих программ местного развития и сопутствующих вопросов. Это в особенности приемлемо в тех случаях, когда мэры и члены муниципальных советов избираются голосованием по партийным спискам. Прямые выборы мэров - это несколько другая ситуация, в которой рекомендуется организовать выступ-пение кандидатов на посты мэров основных городов в один день или в одно время. График их выступлений мог бы быть после этого опубликован для достижения максимального привлечения внимания населения этих районов к таким программам.

На выборах в муниципальные органы в Парагвае в 1991 году было организовано выступление по телевидению кандидатов на пост мэра города Асунсьон. В этом городе телевидение играет более важную роль, чем в остальных районах страны. Правительство разрешило бесплатно использовать радио эфир и прессу. В Болгарии в 1991 году при проведении выборов в законодательные и муниципальные органы все партии, представленные в парламенте, получили равный доступ к вещательным средствам массовой информации. Две местные радиостанции не до конца следовали правилу предоставления равного доступа к эфирному времени, этим самым, привлекая внимание к необходимости создания механизма оперативного решения вопросов, связанных с обеспечением соблюдения данного правила на местном уровне. В Румынии в феврале 1992 года во время всеобщих выборов в муниципальные органы политическим партиям и кандидатам на посты мэров был также предоставлен свободный доступ к эфирному времени в вещательных средствах массовой информации.

5.4. Национальные плебисциты и референдумы

Плебисциты являются особым случаем, по меньшей мере, в двух аспектах. Голосование заключается в ответах «Да» или «Нет» на предложенные вопросы, и поэтому эфирное время может быть свободно разделено на два блока. Кроме того, по крайней мере, на первый взгляд, отсутствует какая-либо борьба против кандидатур. Тем не менее, будущее политического деятеля или партии, представляющего данную программу, часто зависит от исхода голосования.

Вопрос о том, кто получит эфирное время для выступлений в поддержку или против проблемы, вынесенной на голосование, может быть достаточно сложным. И ту, и другую точку зрения может отстаивать множество партий. Каждая партия может требовать предоставить ей право выступить в вещательных средствах массовой информации. Вводятся в действие квалификационные пороги и распределение времени в рамках блоков, предоставленных каждой стороне. Весь спектр вопросов, связанных с освещением избирательных кампаний в средствах массовой информации распространяется на деятельность партии, выступающей с той или иной точкой зрения. Также возникает потребность в обучении избирателей, наряду с необходимостью выработать политику предоставления средств массовой информации иметь надежные регулирующие механизмы в сфере вещательных средств массовой информации.

Национальный плебисцит в Чили в 1988 году по вопросу об ускорении возвращения к демократии является наглядным примером такого типа предвыборной борьбы. На любом референдуме предметом обсуждения могут стать вопросы особой важности для страны, например, ратифицировать или нет новую конституцию.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта