Демократия.Ру




Кто не заботится о лошадях, должен позаботиться о хорошем кнуте. Владислав Гжещик


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


24.04.2024, среда. Московское время 00:05


ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

1. Число депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе

В Федеральном законе не указывается абсолютное число депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе. Конкретное число распределяемых по пропорциональной системе депутатских мандатов определяется субъектом Российской Федерации самостоятельно. При этом следует руководствоваться тем, что указанное распределение должно осуществляться пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. При малом числе депутатских мандатов высока вероятность возникновения ситуации, когда два списка кандидатов, за один из которых проголосовало существенно больше избирателей, чем за другой, получают равное число депутатских мандатов, что может поставить под сомнение сам принцип пропорциональности такого распределения мандатов и, следовательно, соблюдение пункта 16 статьи 35 Федерального закона.

Пример.

Предположим, что было зарегистрировано пять списков кандидатов и голоса избирателей распределились следующим образом:

Список Процент голосов
(от проголосовавших за списки)
А 43
Б 27
В 14
Г 10
Д 6

В соответствии с методом наибольших остатков (см. раздел 3.2 настоящих Рекомендаций) в зависимости от числа мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, результаты выборов будут выглядеть так:

Список % голосов Число мандатов
5 мандатов итог 10 мандатов итог 20 мандатов итог
А 43 43*5/100=2,15 2 43*10/100=4,3 4 43*20/100=8,6 9
Б 27 27*5/100=1,35 1 27*10/100=2,7 3 27*20/100=5,4 5
В 14 14*5/100=0,7 1 14*10/100=1,4 1 14*20/100=2,8 3
Г 10 10*5/100=0,5 1 10*10/100=1 1 10*20/100=2 2
Д 6 6*5/100=0,3 0 6*10/100=0,6 1 6*20/100=1,2 1

Из приведенного примера видно, что в случае распределения по пропорциональной системе пяти мандатов списки Б и Г будут представлены равным числом депутатов, хотя за первый из них проголосовало в 2,7 раз больше избирателей, чем за второй. В случае распределения десяти мандатов равным числом депутатов будут представлены списки В и Д, хотя за список Д проголосовало в 2,3 раза меньше избирателей, чем за список В.

Подобные ситуации уже возникали на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, по результатам выборов депутатов Калининградской областной Думы, проходивших 5 ноября 2000 года, все избирательные объединения, избирательные блоки, допущенные к распределению депутатских мандатов, получили равное представительство (по 1 мандату), хотя доля голосов избирателей, поданных за эти списки, колебалась от 11,29 до 16,34 процентов.

Таким образом, рекомендуется, чтобы число депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, составляло не менее 20. Если же численность депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации невелика, а ее увеличение по каким-либо причинам окажется невозможным, то рекомендуется не применять смешанную систему, а избирать весь состав указанного органа по пропорциональной системе.

ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта