Демократия.Ру




В основном, искусство правления состоит в том, чтобы забирать как можно больше денег у одной части граждан и раздавать другой. Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778), французский философов-просветитель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


29.03.2024, пятница. Московское время 01:26


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Заключение


Порядок и цели работы над законодательными актами о выборах и референдумах


Порядок и цели работы над законодательными актами о выборах и референдумах

Вышеперечисленные направления совершенствования избирательного законодательства касаются всей избирательной системы Российской Федерации и, на наш взгляд, должны получить отражение во всех законах о выборах и референдумах в Российской Федерации. Так, в проекте Федерального закона «О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства» уже учтен ряд предложений по совершенствованию законодательства (порядок формирования избирательных комиссий, порядок сбора подписей и т.п.). В настоящее время требуется доработка указанного проекта с учетом возможных поправок к нему с тем, чтобы в 2001 году была создана правовая база для проведения выборов депутатов Палаты Представителей первого созыва.

Что касается действующих федеральных законов, то порядок работы над их совершенствованием представляется следующим.

Изменения и дополнения в федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» должны быть подготовлены одновременно. Кроме того, параллельно должна вестись работа над проектом Федерального закона о политических партиях. При этом для того, чтобы положения этого закона были учтены в федеральных законах о внесении вышеназванных поправок, он должен вступить в силу раньше.

Наработанные нормы этих федеральных законов можно будет учесть в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации».

В процессе работы над вышеуказанными задачами, на наш взгляд, можно решить вопрос о кодификации избирательного законодательства, определив время такой кодификации - после внесения изменений и дополнений в вышеуказанные федеральные законы и окончания очередного избирательного цикла.

С учетом указанных в разделе 2 настоящего доклада направлений совершенствования законодательства в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необходимо отрегулировать порядок формирования избирательных комиссий, комиссий референдума, ряд вопросов предвыборной агитации, организации голосования и подсчета голосов избирателей (возможность голосования по почте, по доверенности, сокращение позиций протокола об итогах голосования), вопросы совмещения выборов.

Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» в равной мере должны решать весь комплекс вопросов, перечисленных в разделе 2 настоящего доклада. Особое внимание должно быть уделено вопросам информационного обеспечения избирательных кампаний, проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых для регистрации в избирательные комиссии, вопросам регистрации (учета) избирателей, организации голосования и подсчета голосов, ответственности за нарушение избирательных правил и процедур.

Следует учесть практику, когда новые законы, регламентирующие федеральные избирательные кампании, вступали в силу незадолго до назначения выборов, что осложняло их применение в условиях избирательной кампании с ее динамичностью и огромным числом участников. В связи с этим представляется необходимым, чтобы обновленные федеральные законы в основном были бы подготовлены и приняты до конца 2001 года.

Не позднее 2001 года также должны быть подготовлены и приняты:

- обновленная редакция Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» с учетом необходимости вынесения на референдум проекта Конституционного Акта Союзного государства;

- Федеральный закон о Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».

Учитывая, что подход к совершенствованию законодательства в настоящее время должен осуществляться по «пакетному» принципу, то есть вместе с законом о выборах должны быть подготовлены и законы, обеспечивающие действенность его норм (например, устанавливающие ответственность за нарушение закона), в процессе работы над совершенствованием избирательного законодательства необходимо будет в той или иной мере скорректировать следующие законодательные акты:

1. Федеральный закон «Об общественных объединениях»;

2. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»;

3. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации»;

4. Федеральный закон «О рекламе»;

5. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;

6. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

7. Федеральный закон «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях либо новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

8. Уголовный кодекс Российской Федерации;

9. Кодекс законов о труде Российской Федерации;

10. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР либо новый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

11. Налоговый кодекс Российской Федерации.

Способствовать развитию и совершенствованию законодательства о выборах и референдумах и, более того, избирательной системы Российской Федерации в целом могло бы введение в действие Правительством Российской Федерации в ближайшее время Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому просвещению избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 годы.

Практика работы над совершенствованием избирательного законодательства показала, что наиболее приемлемой формой работы над избирательным законодательством является рабочая группа, в составе депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, представителей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, видных ученых-конституционалистов. Такая рабочая группа создана распоряжением Президента Российской Федерации от 26 августа 2000 года No 372-рп.

В целом предлагаемые меры по развитию и совершенствованию законодательства в Российской Федерации о выборах и референдумах должны способствовать решению следующих задач:

1) наиболее полное внедрение институтов народовластия и демократии как в Российской Федерации в целом, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, так и на уровне межгосударственных союзов и сообществ;

2) обеспечение подлинной и всеобъемлющей реализации, а также развития общепризнанных принципов и норм международного права;

3) продвижение Российской Федерации по пути строительства гражданского общества, вовлечение все большего числа членов этого общества в процесс демократических преобразовании, происходящий в Российской Федерации, достижение в органах государственной власти и местного самоуправления сбалансированного представительства интересов различных социальных групп населения;

4) внедрение при подготовке и проведении выборов и референдумов передовых информационных технологий, учет в регулировании избирательных процессов новейших информационных явлений с целью защиты конституционных прав и свобод граждан;

5) недопущение использования субъектами избирательного процесса негативных избирательных технологий, повышение ответственности за нарушение права граждан на осуществление власти, усиление механизмов защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

6) обеспечение судебного и общественного контроля за организацией подготовки и проведения выборов и референдумов, своевременным определением результатов выборов и их опубликованием, повышение доверия населения к результатам выборов и референдумов, укоренение в общественном сознании категорий сопричастности и ответственности за деятельность выборных органов;

7) точное и непротиворечивое разделение компетенции в области защиты избирательных прав граждан между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, усиление федеральных гарантий прав граждан при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов;

8) создание сбалансированного и непротиворечивого законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта