Демократия.Ру




Неотчуждаемая верховная власть, равенство перед законом и в правах, гражданское и политическое, общественная свобода - вот три основных положения всякой истинной демократии. Э.Литтре


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


26.04.2024, пятница. Московское время 00:20


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава VII. Голосование и определение результатов выборов

Статья 38. Помещение для голосования

Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий районной, городской, районной в городе, сельской, поселковой администрацией. Если нет возможности использовать здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует подходящие здания у частных собственников. Оплата и возмещение убытков производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных для проведения выборов.

Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Статья 39. Избирательные бюллетени

Для выборов в Народное Собрание каждый избиратель получает один избирательный бюллетень по форме, установленной Центральной избирательной комиссией.

Избирательный бюллетень для голосования до избирательному округу содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных по округу кандидатов и их данные.

В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.

Избирательные бюллетени печатаются на русском языке и на языках народов Республики Дагестан. Если для избирательного участка изготавливаются избирательные бюллетени на двух или более языках, текст на всех этих языках помещается в каждом бюллетене.

Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению окружных избирательных комиссий и пересылаются участковым избирательным комиссиям не позднее чем за 10 дней до выборов.

Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на два процента. На обороте полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии и подписи двух ее членов.

В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах и делают отметку «выбыл» с указанием даты выбытия.

Статья 40. Порядок голосования

Голосование производится в день выборов с 7 часов до 20 часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 20 часов.

Избиратель, который в период начиная с 15 дней до дня выборов уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении окружной (за 15 - 10 дней до дня выборов) или участковой (за 10 - 1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемых ему избирательных бюллетеней ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии и подписи двух членов избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии по выборам передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей проголосовавших таким образом избирателей.

В 7 часов утра дня выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии опускает конверты с заполненными бюллетенями, оставленными временно выбывшими избирателями, в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.

При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего удостоверения личности или паспорта и расписывается. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, доверенным лицом либо наблюдателем, фамилия которого указывается в списке.

Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, прохождение через которую обязательно для каждого голосующего. В кабине или комнате не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.

В каждом избирательном бюллетене избиратель оставляет фамилию кандидата, за которого он голосует, и зачеркивает другие фамилии.

Заполненные бюллетеня избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии -секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.

В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Данных ящиков не может быть более двух на участке. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В таком случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный описок, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче. Неиспользованные бюллетени возвращаются в комиссию под роспись.

Статья 41. Подсчет голосов на избирательном участке

По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.

Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.

По каждому избирательному участку прежде всего определяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии и подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности те, в которых оставлены фамилии более одного кандидата.

Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на участке. В протоколе указывается:

общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку;
число погашенных неиспользованных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов;
число избирательных бюллетеней, оставленных ранее проголосовавшими избирателями;
число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;
число недействительных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число действительных голосов, поданных за и против каждого из них;
число голосов, поданных против всех кандидатов;
поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение.

По одному экземпляру протокола участковой избирательной комиссии безотлагательно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию, один экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы.

Избирательная документация, включая бюллетени, передается в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через 10 дней после официального объявления итогов выборов.

Статья 42. Определение результатов выборов в избирательном округе

Окружная избирательная комиссия по выборам в Народное Собрание немедленно по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий избирательного округа производит подсчет голосов, поданных по избирательному округу, путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.

Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает:

общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу;
число погашенных неиспользованных бюллетеней;
число выданных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;
число недействительных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за и против каждого из них;
если фамилии и инициалы двух или более кандидатов совпадают, для них указываются дополнительные идентифицирующие данные;
число голосов, поданных против всех кандидатов;
одно из следующих решений:

- признание избранным кандидата, получившего более половины действительных голосов;
- признание выборов по избирательному округу недействительными, если совершенные и допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
- признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если в них приняло участие менее 35 процентов зарегистрированных избирателей;
- поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию, а другой хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы и формирования окружной избирательной комиссии в новом составе.

Статья 43. Установление общих итогов выборов

На основании протоколов окружных избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия в течение трех дней по их получении, но не позднее чем через 10 дней после проведения выборов определяет и публикует общие итоги выборов.

Центральная избирательная комиссия признает недействительными выборы по избирательным округам, если установит, что допущенные в этих избирательных округах ошибки при проведении выборов в нарушение настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, Центральная избирательная комиссия назначает новые выборы.

Статья 44. Повторное голосование

Если по избирательному округу баллотировалось более двух кандидатов и ни один из них не был избран, соответствующая избирательная комиссия принимает решение о проведении в округе повторного голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее число голосов.

Повторное голосование проводится не позднее чем в двухнедельный срок с соблюдением настоящего Закона;

Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в печати или доводится до сведения населения иными способами.

Избранным считается кандидат в депутаты, получивший (при повторном голосовании большее число голосов избирателей.

Статья 45. Повторные выборы

Если по избирательному округу баллотировалось не более двух кандидатов в депутаты и ни один из них не был избран, либо выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися или недействительными, либо повторное голосование по избирательному округу не позволило определить избранного депутата, Центральная избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе повторных выборов.

В случае проведения повторных выборов в избирательном округе, по которому баллотировались не более двух кандидатов и ни один из них не избран, либо повторное голосование не позволило определить избранного депутата, либо выборы признаны несостоявшимися, кандидатами в депутаты не могут баллотироваться те же лица.

Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после общих выборов. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты, другие мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим Законом. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в печати.

Центральная избирательная комиссия может распорядиться о сформировании в этих случаях новых окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе.

Статья 46. Проведение выборов вместо выбывших депутатов

В случае признания полномочий депутата Народного Собрания недействительными, а также в случае отзыва депутата, досрочного прекращения депутатских полномочий по другим причинам в соответствующих избирательных округах в трехмесячный срок с момента выбытия депутата проводятся новые выборы.

Выборы назначаются Центральной избирательной комиссией не позднее чем за два месяца до их проведения и организуются с соблюдением требований настоящего Закона. При этом окружная избирательная комиссия образуется за 50 дней, участковые - за месяц до выборов, регистрация кандидатов в депутаты заканчивается за месяц до выборов.

В случае выбытия депутата Народного Собрания менее чем за год до истечения срока полномочий депутатов Народного Собрания выборы нового депутата Народного Собрания вместо выбывшего не проводятся.

Статья 47. Регистрация избранных депутатов

Соответствующая избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом Народного Собрания. В соответствии с требованиями настоящего Закона кандидат, избранный депутатом Народного Собрания, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата Народного Собрания.

Соответствующая избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов в Народное Собрание не позднее чем через пять дней после подписания протокола официально оповещает об итогах выборов, производит регистрацию избранного депутата Народного Собрания и выдачу ему удостоверения об избрании при условии выполнения им требований части 1 настоящей статьи.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта