Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Демократия — это периодически возобновляемое допущение, что большая половина граждан права в течение большей половины времени. Э.Б.Уайт


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


30.11.2021, вторник. Московское время 10:52


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава VI. Избирательные бюллетени, организация и порядок голосования, подведения итогов выборов

Статья 20. Избирательные бюллетени

1. Для проведения выборов каждый избиратель получает избирательные бюллетени установленной формы. Избирательные бюллетени печатаются на татарском, русском и на языках, которыми пользуется население. Избирательные бюллетени печатаются по решению и под наблюдением городских, поселковых, сельских избирательных комиссий. Число избирательных бюллетеней не должно превышать число зарегистрированных избирателей более чем на два процента.

2. Форма и текст избирательных бюллетеней, порядок изготовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней, утверждаются городскими, поселковыми, сельскими избирательными комиссиями не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллетеней должен быть размещен только на одной его стороне.

3. В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов.

4. В избирательный бюллетень для голосования включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные по округу кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, рода занятий и места жительства кандидатов, а также информации о том, кем они выдвинуты.

5. Справа напротив данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом.

6. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой или непогашенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства в избирательном бюллетене должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.

7. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.

8. При выбытии отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, участковые избирательные комиссии по указанию соответствующих городских, поселковых, сельских избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо изготовляют новые бюллетени.

Статья 21. Время и место голосования

Голосование проводится в день выборов с 7 до 21 часа, а в случае совпадения выборов депутатов и должностных лиц местного самоуправления с выборами в органы государственной власти или проведением референдума городская, поселковая, сельская избирательная комиссия вправе принимать решения о переносе времени голосования. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает избирателей не позднее чем за двадцать дней до выборов.

Статья 22. Организация голосования

1. Голосование в день выборов проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы кабины для тайного голосования, определены места выдачи избирательных бюллетеней и установки избирательных ящиков.

2. В помещении для голосования, либо непосредственно перед ним, участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещает информационные материалы о всех зарегистрированных кандидатах. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой или непогашенной судимости в информационных материалах должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства в информационных материалах должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. На стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии зарегистрированных кандидатов. В информационных материалах не должны содержаться агитационные призывы.

3. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов избирательной комиссии.

4. Избирательные ящики устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины для тайного голосования.

5. В день выборов перед началом голосования избирательные ящики проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой избирательной комиссии в присутствии членов комиссии. Только после этого избиратели приглашаются получать избирательные бюллетени.

6. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются членами участковой избирательной комиссии на основании списка избирателей по предъявлению избирателем паспорта или иного удостоверения личности. При получении избирательных бюллетеней гражданин расписывается в списке избирателей против своей фамилии.

7. В случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия поручает двум членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этих избирателей. Для этих целей на избирательном участке должно быть не более трех переносных избирательных ящиков уменьшенного размера.

8. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям избирателей, получают под роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее числу письменных или устных заявлений. Избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления, обращения в специальном реестре. При регистрации устного обращения в реестре указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего указанное сообщение. Фамилии избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении избирательного бюллетеня, а член участковой избирательной комиссии - в его выдаче.

Статья 23. Порядок голосования

1. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц.

2. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом.

3. В избирательных бюллетенях избиратель ставит любой знак в пустом квадрате (квадратах - в многомандатном округе ) напротив фамилии того кандидата (кандидатов - в многомандатном округе), за которого (которых) он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки «Против всех кандидатов». Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик.

Статья 24. Протокол избирательной комиссии об итогах голосования

1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, в котором указываются:

а) номер экземпляра;
б) название выборов, дата голосования, наименование и номер избирательного участка;
в) слово «Протокол»;
г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка;
д) строки протокола:

строка 1. Число избирателей, включенных в список избирателей;
строка 2. Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
строка 3. Число погашенных избирательных бюллетеней;
строка 4. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
строка 5. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
строка 6. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
строка 7. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
строка 8. Число действительных избирательных бюллетеней;
строка 9. Общее число недействительных избирательных бюллетеней;
е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу;
ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов избирательной комиссии и их подписи;
з) дата и время (часы и минуты) подписания протокола (если протокол составлен более чем на одном листе - на каждом листе протокола);
и) печать избирательной комиссии (если протокол составлен более чем на одном листе - на каждом листе протокола).

2. В строку 10 и последующие строки протокола об итогах голосования дополнительно вносятся:

в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатах и число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата;
число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

3. Числа, указанные в пунктах 1 - 2 настоящей статьи, заносятся в протоколы об итогах голосования цифрами и прописью.

Статья 25. Порядок подсчета голосов участковой избирательной комиссией

1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным.

2. Перед началом подсчета голосов члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, погашают неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и заносят их число в строку 3 протокола об итогах голосования. В число погашенных включаются также избирательные бюллетени, испорченные избирателями при проведении голосования.

3. Затем члены участковой комиссии вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:

а) число избирателей, внесенных в список;
б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
в) число бюллетеней, выданных избирателям для голосования вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей).

4. После внесения указанных данных каждая страница списка избирателей подписывается членом участковой комиссии, который проставляет и суммирует эти данные, затем эти данные суммируются по списку избирателей в целом, вносятся в последний лист списка избирателей, заверяются подписью председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии и печатью. Итоги по каждой странице и списку в целом оглашаются.

5. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования:

а) число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования;
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой комиссией.

6. Затем в протокол вносятся данные:

в строку 4 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
в строку 5 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей).

7. После этих действий председатель или секретарь участковой избирательной комиссии обязан обеспечить хранение списка избирателей, которое исключало бы доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей может проводиться лишь после проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, в соответствии с пунктом 14 настоящей статьи.

8. Затем члены участковой избирательной комиссии приступают к непосредственному подсчету голосов избирателей по бюллетеням, извлеченным из ящиков для голосования.

Перед этим председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.

9. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число оглашается и заносится в строку 6 протокола и не должно превышать число заявлений избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования.

В случае обнаружения в переносных избирательных ящиках большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находящиеся в переносных избирательных ящиках, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.

Этот факт с указанием фамилий и инициалов членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование вне помещения для голосования, отражается в отдельном акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.

10. Затем подсчитывается и заносится в строку 7 протокола количество бюллетеней, находящихся в стационарных ящиках для голосования.

11. При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные избирательной комиссией. Эти бюллетени при подсчете голосов не учитываются. Отделяются также недействительные избирательные бюллетени.

12. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а именно:

в которых знак проставлен более чем в одном квадрате (в большем количестве квадратов, чем мандатов по данному округу в многомандатных округах);
в которых знак не проставлен ни в одном квадрате. При возникновении сомнений участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня недействительным избирательные комиссии указывают на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями председателя и секретаря участковой комиссии. Недействительные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней. Количество недействительных бюллетеней заносится в строку 9 протокола.

13. Члены участковой комиссии заносят в строку 8 протокола число действительных избирательных бюллетеней.

14. После подсчета избирательных бюллетеней производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования (приложение N2). В случае, если они не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о новом подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования. В случае, если в результате нового подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола.

15. После подсчета избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки; отдельно упаковываются бюллетени с голосами «против всех кандидатов», а также недействительные и погашенные избирательные бюллетени, с указанием на каждой пачке числа содержащихся в ней избирательных бюллетеней. В одномандатных избирательных округах действительные избирательные бюллетени отдельно упаковываются по каждому кандидату в избирательном бюллетене. Сложенные таким образом избирательные бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются соответственно номер (наименование) избирательного участка, округа, число избирательных бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда.

16. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания.

17. Члены участковой комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

18. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений.

19. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов участковой комиссии, жалобы (заявления), поступившие в участковую избирательную комиссию на нарушение соответствующего закона, а также принятые по ним решения. Заверенные копии этих документов приобщаются ко второму экземпляру протокола.

20. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

21. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанной избирательной документацией, включая избирательные бюллетени и печать, хранятся секретарем участковой комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы участковой комиссии.

22. Третий экземпляр протокола вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией.

Статья 26. Обработка итогов голосования по избирательному округу

1. На основании данных первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования городская, поселковая, сельская избирательная комиссия после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования в округе.

2. По итогам голосования городская, поселковая, сельская избирательная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых комиссий, о числе поступивших протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых избирательных комиссий, установленных статьей 24 настоящего Закона.

3. Городская, поселковая, сельская избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу несостоявшимися в случае:

а) если в выборах приняло участие менее 35 процентов избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования (число избирателей, принявших участие в выборах, определяется как сумма чисел в строках 4, 5 протокола об итогах голосования);
б) если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;
в) в связи с выбытием кандидата, если по избирательному округу был зарегистрирован один кандидат.

4. Городская, поселковая, сельская избирательная комиссия признает результаты выборов по избирательному округу недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
б) в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков;
в) по решению суда.

5. Избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Избранными по многомандатному избирательному округу признаются зарегистрированные кандидаты, получившие наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равенстве голосов избранными признаются кандидаты, зарегистрированные раньше. Число избранных по многомандатному избирательному округу кандидатов должно соответствовать установленному числу депутатов, избираемых в многомандатном округе.

Число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

6. Протокол об итогах голосования в избирательном округе составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии.

7. К первому экземпляру приобщаются особые мнения членов избирательной комиссии, составлявшей протокол, а также поступившие в участковые избирательные комиссии избирательного округа жалобы (заявления) и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Первый экземпляр протокола остается в городской, поселковой, сельской избирательной комиссии.

8. Второй экземпляр протокола вывешивается для ознакомления в соответствующем избирательном округе в месте, определенном городской, поселковой, сельской избирательной комиссией.

Статья 27. Определение результатов выборов

1. На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования в избирательных округах соответствующая городская, поселковая, сельская избирательная комиссия после предварительной проверки правильности их составления не позднее чем через два дня со дня голосования путем суммирования содержащихся в них данных определяет результаты выборов. Суммирование данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования в избирательных округах, осуществляют непосредственно члены городской, поселковой, сельской избирательной комиссии.

2. Городская, поселковая, сельская избирательная комиссия на основании протоколов об итогах голосования в избирательном округе составляет протокол о результатах выборов, в который вносятся следующие данные:

а) число округов на соответствующей территории;
б) число протоколов об итогах голосования в избирательном округе, на основании которых составлен данный протокол;
в) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах об итогах голосования. К протоколу прилагается список избранных кандидатов с указанием их фамилии, имени, отчества.

3. Протокол городской, поселковой, сельской избирательной комиссии о результатах выборов составляется в двух экземплярах, подписывается всеми присутствующими членами городской, поселковой, сельской избирательной комиссии с указанием даты и времени (часа, минуты) их составления и заверяется печатью. К каждому экземпляру протокола приобщаются:

а) сводная таблица о результатах выборов, включающая в себя полные данные всех поступивших протоколов избирательных комиссий об итогах голосования;
б) акты о получении избирательными комиссиями избирательных бюллетеней, а также о погашении неиспользованных избирательных бюллетеней с указанием числа этих бюллетеней.

4. Сводная таблица и акты подписываются председателем и секретарем городской, поселковой, сельской избирательной комиссии. Член городской, поселковой, сельской избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

5. К первому экземпляру протокола городской, поселковой, сельской избирательной комиссии о результатах выборов приобщаются особые мнения членов городской, поселковой, сельской избирательной комиссии, а также поступившие в указанную комиссию жалобы, заявления на нарушения настоящего Закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения.

6. Первый экземпляр протокола городской, поселковой, сельской избирательной комиссии, первый экземпляр сводной таблицы и актов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, хранятся у секретаря городской, поселковой, сельской избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания полномочий комиссии.

7. Второй экземпляр протокола городской, поселковой, сельской избирательной комиссии вывешивается для ознакомления в месте, установленном городской, поселковой, сельской избирательной комиссией.

8. В случае, если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы и направления их в вышестоящую избирательную комиссию избирательная комиссия, составившая протокол, сводную таблицу, выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования и (или) сводную таблицу, на которых делается отметка «Повторный» или «Повторная». Указанный протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

9. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из нижестоящих избирательных комиссий, городская, поселковая, сельская избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей в соответствующем избирательном округе (на соответствующем избирательном участке).

10. Протокол об итогах голосования, составленный и утвержденный избирательной комиссией, подлежит проверке в присутствии члена вышестоящей избирательной комиссии. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный подсчет голосов». Указанный протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

11. Соответствующая городская, поселковая, сельская избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом избранного кандидата.

Статья 28. Регистрация избранных депутатов и должностных лиц местного самоуправления

1. Соответствующая городская, поселковая, сельская избирательная комиссия на основании протоколов о результатах голосования в избирательных округах подводит итоги выборов в целом и производит регистрацию избранных депутатов и должностных лиц местного самоуправления.

2. Избирательная комиссия отказывает в регистрации и признает выборы недействительными, если в ходе выборов или при подсчете голосов либо определении результатов выборов по округу имелись нарушения настоящего Закона, повлиявшие на исход выборов по данному округу.

3. Споры по поводу регистрации разрешаются районным (городским) судом в сроки, установленные законом.

Статья 29. Опубликование итогов выборов

1. Сообщение об итогах выборов и список избранных депутатов и должностных лиц местного самоуправления публикуются в печати (обнародуются) городской, поселковой, сельской избирательной комиссией не позднее чем на пятый день после выборов.

2. В сообщении указывается общее число граждан, включенных в списки избирателей, и число избирателей, принявших участие в голосовании, а также число голосов избирателей, поданных «за» каждого кандидата, и число голосов, поданных «против всех кандидатов».

3. Список избранных депутатов и должностных лиц местного самоуправления публикуется в алфавитном порядке с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства, номеров избирательных округов, по которым они избраны.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Автор: В.И.Васильев, А.Е.Постников - ИРИС
Форма выпуска: Книга



Первое издание ИРИС - книга В. И. Васильева и А. Е. Постникова «Путеводитель по избирательной кампании: пособие для кандидатов в депутаты, избирательных объединений и избирательных блоков». Это популярный комментарий законодательства о выборах депутатов Государственной Думы. В книгу включены рисунки популярного карикатуриста А. Бильжо. Издание предназначено для кандидатов в депутаты, организаторов избирательных кампаний, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников выборов.

Подробнее >>>



© Copyright ИРИС, 1999-2021  Карта сайта