Демократия.Ру




Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления. М.Е. Салтыков-Щедрин


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


25.04.2024, четверг. Московское время 23:14


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Методология

1. Цели и задачи исследования

2. Организация исследования

3. Предмет и основные понятия, используемые в исследовании

4. Объект исследования — Активисты и Население

5. Методы проведения исследования и построение выборки


1. Цели и задачи исследования

Основной целью данного исследования является выявление социальных групп российских граждан, обладающих потенциалом демократического развития, а также реальных стратегий этих социальных групп, которые могут проявиться или должны проявляться в развитии и поддержании демократических ценностей и институтов.

В соответствии с основной целью приоритетными задачами исследования являются:

    1. Изучение отношения россиян к демократическим ценностям и институтам

    2. Изучение отношения россиян к выборам

    3. Изучение отношения россиян к власти, в первую очередь, исполнительной и государству

    4. Изучение форм, особенностей и готовности к социальной и политической активности граждан

    5. Изучение возможностей социальной самоорганизации граждан и ее потенциала.

    Данные исследования не претендует на всеобъемлющий охват всех вышеперечисленных тем и решение всех проблем, обозначенных в основной цели. Мы можем лишь зафиксировать имеющийся на сегодня уровень, так как изучение динамики этих процессов требует дополнительных исследований.

2. Организация исследования

Исследование было проведено Институтом сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ) по оригинальной методике, разработанной авторским коллективом в составе:

      Андреенкова Анна Владимировна — кандидат политических наук, заместитель директора Института сравнительных социальных исследований;

      Андреенкова Нина Владимировна — кандидат философских наук, директор Центра сравнительных социальных исследований;

      Римский Владимир Львович — заведующий отделом социологии Регионального Общественного Фонда «Информатика для демократии» (ИНДЕМ);

      Смирнов Вильям Викторович — кандидат юридических наук, заведующий сектором Института Государства и Права РАН.

На первом этапе исследования были проведены глубинные интервью с руководителями общественных организаций, общественных фондов и т.п., целью которых было выявление основных направлений общественной активности и источников активной жизненной позиции граждан. Однако, уже первые результаты глубинных интервью показали, что активисты общественных организаций, занимающие в них различные посты на оплачиваемой основе, — это, по существу, профессионалы, попавшие на стезю общественной деятельности по разным причинам, но имеющие целью своей работы какую-либо одну проблему — защита прав потребителей, пенсионеров, участников войны, окружающей среды и т.п. Они оценивают эффективность своей деятельности не по уровню социальной активности граждан, а по количеству принятых с их участием или вследствие их инициативы постановлений, указов, законов. То есть такие общественные организации, как правило, самодостаточны и не нуждаются в широкой общественной поддержке и привлечении волонтеров на добровольных началах.

Таким образом, глубинные интервью дали интересный материал о деятельности различных общественных организаций и способах рекрутирования кадров для работы в них, но не дали ответа на вопрос об уровне социальной активности населения и стимулах повышения социальной и политической активности граждан.

С учетом этого была разработана анкета для населения в целом и специальный модуль для так называемых «активистов», а вся выборка поделена на две части: две трети выборки (945 человек) представляли все население России от 18 лет и старше, одну треть выборки (450 человек) составляли активисты общественных организаций, фондов, партий, профсоюзов, домкомов и т.п.

3. Предмет и основные понятия, используемые в исследовании

Предметом данного исследования является социальная активность россиян в соотнесении с их социально-политической самоорганизацией. Под политическим участием в этом проекте понимается прямая или косвенная вовлеченность граждан (групп, общностей) в выработку, принятие и реализацию политико-управленческих решений и политических стратегий. Т.е. политическое участие это собственное их участие в общественно-политической жизни и контроле за деятельностью представителей власти, а так же и процедуры привлечения более широкого круга граждан к такому участию.

Социально-политическая самоорганизация рассматривается в данном проекте как процесс структурализации самого общества путем создания автономных от государства общественных объединений (социально-экономических, экологических, политических и культурных), призванных выражать и отстаивать интересы и потребности основных групп, слоев и общностей, защищать и отстаивать права человека в режиме непрерывного взаимодействия и координации своих действий внутри гражданского общества и многоуровневого диалога общества с государственно-властными институтами. Под общественным договором в данном случае понимаются все основные виды формализованных и неформализованных соглашений и партнерства между различными сегментами общества, бизнеса и власти.

Уровни, виды и формы исследуемого участия

Уровни исследуемого участия: местный, региональный и общенациональный.

Виды исследуемого участия: легальное, добровольное, спонтанное и мобилизационное, конвенциональное (поддержки) и неконвенциональное (протеста).

Формы исследуемого участия:

    I. Массовые:

      1) Участие в выборах и в избирательных кампаниях.
      2) Участие в иных политических кампаниях, митингах, шествиях, демонстрациях и политических забастовках.
      3) Участие граждан в деятельности общественных (неформальных и формализованных) объединений (организациях, движениях, фондах, органах общественной самодеятельности).

    II. Групповые и индивидуальные:

      1) Устные и письменные обращения по общественно-политическим вопросам к политикам, должностным лицам, в органы государственной и муниципальной власти и управления, в СМИ.
      2) Пикеты, переговоры, лоббирование.

Ресурсы и факторы политического участия

При проведении данного исследования учитывались такие ресурсы политического участия как знания и понимание реальных властно-управленческих процессов, финансово-материальные, свободное время, членство в политических партиях и в других общественных объединениях; доступ к СМИ, особенно к электронным и в нарастающей степени — к интернет; принадлежность к властным элитам на основе родства, знакомства, этнической, религиозной, земляческой и иной идентичности.

Основное внимание было уделено следующим факторам политического участия:

    1) Институциональным: местный, региональный и федеральный уровни управления и степень участия в их функционировании, три ветви власти и степень доверия ко всем трем ветвям власти и их органам, развитость общественно-политических организаций и движений и их взаимодействие.

    2) Политико-культурным: тип политической культуры и характер доминирующих субкультур элит и масс.

    3) Социально-демографическим: образование, доход и экономическое положение, социальный статус, возраст, пол, тип места проживания и т.д.

4. Объект исследования — Активисты и Население

В ходе исследования изучались два вида объектов:

    Население Российской Федерации

    Политические активисты

Реальную вовлеченность россиян в политику и управление, потенциал гражданственности и готовности различных слоев и групп к созданию неправительственных организаций для отстаивания общих интересов в органах власти и управления и к взаимодействию этих организаций можно выявить на основе опроса населения.

Преимущественно социально-экономически и политически активные люди обладают необходимой информацией, знанием об эффективности различных форм самоорганизации населения, вовлеченности граждан в политику и управление, в предпринимательство, о зарождающихся формах такой самоорганизации и пониманием потенциальных их возможностей с точки зрения развития демократии, становления гражданского общества и реализации политических прав и свобод граждан. Активисты обладают не только определенным опытом взаимодействия с властями, но и наибольшим потенциалом институциализированного диалога и заключения общественного договора с ними.

Главная идея такого подхода основывается на предположении, что сочетание результатов опроса населения и социально активной среды общества могло бы способствовать: 1) лучшему пониманию и решению проблем достижения качественно новых форм, уровней и эффективности участия граждан в управлении делами государства, их самоорганизации; 2) выработке процедур ведения переговоров между членами формирующегося гражданского общества и властями, технологий заключения между обеими сторонами общественных договоров.

1. Определение генеральной совокупности — Население РФ

Генеральной совокупностью является население страны от 18 лет и старше, постоянно проживающее на территории России. Исключениями из генеральной совокупности являются: Чечня и другие территории, находящиеся в районе боевых действий и дислокации военных частей, военные базы, места заключения, больницы и другие институциональные образования подобного типа.

2. Определение «Политических активистов»

«Политическими активистами» в ходе исследования мы называли людей, которые принимают активное участие в общественной жизни, в решении проблем общества (не личных) посредством коллективных или индивидуальных форм.

К политическим активистам мы отнесли людей, которые либо сами принимали участие в выборах в качестве кандидатов или организаторов избирательных кампаний, либо были инициаторами организации различных групп и сообществ или являлись в последние три года активными участниками различных общественных организаций. К активистам были отнесены:

    1. Люди, которые принимали участие в следующих видах политической активности:

      - баллотировались в органы местного самоуправления (городские, районные советы, советники районных управ), включая тех, которые победили, а также тех, которые не прошли

      - люди, которые принимали активное участие в избирательной кампании какого-либо кандидата или партии, как в органы местного самоуправления, так и на более высоком уровне, на добровольной основе и безвозмездно. Например, были агитаторами, выступали на собраниях, митингах в поддержку кандидата, руководили распространением листовок, плакатов и т.д.

      - люди, которые были организаторами групп, коллективных действий с целью, например, предотвращения строительства памятников, сноса зданий и других объектов или решения какой-либо общественной значимой проблемы, в том числе экологической, благоустройства (но не своей личной квартиры или лестничной клетки, а, например, всего дома или района);

      - люди, которые были организаторами акций протеста по общественно-значимой проблеме (митинги, забастовки, пикеты, демонстрации и т.д.)

    2. Люди, которые принимают или принимали за последние три года активное участие в работе:

      - Политических партий (партийные активисты, руководители партийных ячеек, но не официальные областные/краевые/городские и выше партийные руководители, получающие за свою работу заработную плату)

      - Общественных организаций — непосредственные создатели общественных организаций или групп или активные участники работы общественных организаций, но для которых это не является основным местом работы (комитеты солдатских матерей, экологические, женские, молодежные и т.п. организации, землячества, объединения мигрантов, советы ветеранов)

      - Активные деятели профсоюзных организаций, организаторы акций по защите прав трудящихся, но не руководители профсоюзов, работающие на профессиональной основе за заработную плату.

      - Активные участники благотворительных организаций или организаторы благотворительных акций — сбора средств, проведение концертов, встреч и т.д. в пользу нуждающихся.

      - Активные участники деятельности религиозных общин, занимающиеся поддержкой малоимущих, опекой и решением других социальных проблем.

5. Методы проведения исследования и построение выборки

    Уникальной особенностью данного проекта является его комплексный характер. Одновременно с опросом активистов проходил выборочный опрос населения страны. Поэтому работа одной исследовательской группы над разработкой методологии, инструментария и совместным анализом опроса активистов и населения позволил получить более широкую информацию о формах и направлениях расширения социального и политического участия, проблемах становления гражданского общества в России.

1. Методы проведения исследования

    Глубинные интервью с экспертами. До начала количественного опроса населения были проведены 3 глубинных интервью с руководителями общественных организаций разного типа, чтобы в деталях обсудить проблемы привлечения населения к общественно-полезной деятельности, задачи, которые ставят перед собой в этом отношении общественные организации, методы, которые они используют и трудности, с которыми им приходится сталкиваться. Информация, полученная в ходе глубинных интервью, использовалась для составления анкет для количественного опроса.

    Опрос населения. Исследование проводилось методом личного интервью на дому у респондентов. Всего было опрошено 945 человек. Выборка является представительной для населения России 18 лет и старше и отражает социально-демографическую и социально-экономическую структуру населения России.

    Опрос был проведен по формализованной анкете. Средняя длина интервью составила 40 минут. Опрос проводился с 15 мая 2003 года по 15 июня 2003 Институтом сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ). Опрос проводился силами 69 интервьюеров, среднее количество интервью на одного интервьюера - 15.

    Опрос Активистов. Всего было опрошено 450 активистов, которые отвечали критериям, описанным в определении активистов. Опрос проводился методом личного интервью на рабочем месте респондентов или у них дома в зависимости от их желания. Средняя длина интервью составила 40 минут.

2. Принципы построения выборки

Исследование проведено на основе многоступенчатой территориальной вероятностной выборки, построенной таким образом, чтобы представлять население Российской Федерации 18 лет и старше, постоянно проживающее на территории страны.

Первичной единицей отбора (ПЕО) являются районы и города районного и областного значения. Район является территориальной и административной единицей, имеющей четко заданные территориальные границы и относительно стабильное население, включенное в перепись и другие реестры Государственного Комитета по статистике. Хотя большинство районов состоит из, по крайней мере, одного города и нескольких сельских населенных пунктов, некоторые из них являются полностью сельскими, некоторые — полностью городскими (они имеют статус городов районного или областного значения, то есть такой же статус как целый район).

Выбор района в качестве первичной единицы отбора осуществлялся по следующим основаниям — район является единицей с определенными, зафиксированными, известными границами, которые редко меняются, количество районов достаточно велико, чтобы сделать выборку дисперсной, но не настолько велико, чтобы стать технически неосуществимой (около 2500 районов), внутренняя композиция района достаточно гетерогенна (что является достоинством для единицы отбора в опросах), информация о населении районов предоставляется государственными статистическими органами.

ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВЫБОРКИ

Первичной единицей отбора — является район и города районного/областного значения, вторичной единицей отбора — конкретные города и сельские населенные пункты, третичной — избирательные участки. Единица отбора на четвертом этапе выборки — домохозяйства, на последнем — конкретные люди в возрастной группе, описанной как генеральная совокупность. В целом интервью были проведены в 99 городах и сельских населенных пунктах на всей территории России (в 240 избирательных участках по 5 интервью в каждом).

Первый этап. Стратификация страны на 10 географических зон на основе 12 социально-экономических зон, принятых в государственной статистике (Северный район и Калининградская область объединены с Северо-Западным районом). В каждой из 10 географических зон создан список районов и городов районного /областного значения, выстроенный по нисходящий по размеру самого крупного населенного пункта в районе, а затем все районы объединены в страты приблизительного одного размера — 2,7 миллиона человек в каждом. Количество страт в каждой географической зоне определяется размером населения зоны и все вместе они составляют 52 страты.

    Зона 1: Север, Северо-Запад, Калининградская область
    Зона 2: Центральная Россия
    Зона 3: Волго-Вятский район
    Зона 4: Центрально-Черноземный район
    Зона 5: Поволжье
    Зона 6: Северный Кавказ
    Зона 7: Урал
    Зона 8: Западная Сибирь
    Зона 9: Восточная Сибирь
    Зона 10: Дальний Восток

График 1. Географическое деление России на 10 регионов и расположение отобранных первичных точек отбора

График 1

    Второй Этап. Случайный отбор первичной единицы отбора (района) внутри каждой страты пропорционально численности населения района. Всего было выбрано 52 первичные точки отбора, включая 5 «самопредставительных» первичных точек отбора в двух городах России (Москва и Санкт-Петербург), размеры которых превосходят средний размер первичной точки отбора (2,7 миллиона человек) в несколько раз, поэтому отбираются с вероятностью 1.

    Третий этап. Отбор городов и сельских населенных пунктов в 47 первичных точках отбора (районах) из списка всех населенных пунктов районов с вероятностью, пропорциональной численности населенных пунктов. Всего было отобрано 90 вторичных единиц отбора (населенных пункта).

    Четвертый этап. Отбор избирательных участков внутри вторичных точек отбора (населенных пунктов). Всего было отобрано 240 избирательных участков (5 интервью в каждом). Избирательный участок выбран в качестве единицы отбора, так как их численность примерно одинакова и относительно невелика, а состав достаточно гетерогенен.

    Пятый этап. Составление списков домохозяйств в отобранных избирательных участках и случайный отбор домохозяйств из списка. Мы посылаем интервьюеров составить список всех жилых помещений в выбранных избирательных участках и все эти сведения заносятся в базу данных. На этой основе производится случайный отбор домохозяйств и интервьюерам посылаются конкретные адреса, которые нужно посетить для интервью. Таким образом интервьюер никак не может повлиять на процесс отбора.

    Этап шестой. Случайный отбор респондента в семье осуществляется по методике Киша (8 таблиц случайного отбора на основе описи всех членов домохозяйства нужного возраста). Для повышения уровня достижения респондентов интервьюер обязан посетить одно домохозяйство не менее трех раз, чтобы застать респондента и получить его согласие на интервью.

РЕАЛИЗАЦИЯ ВЫБОРКИ

Всего было проведено 945 интервью среди населения РФ во всех отобранных первичных точках отбора. Процент успешных интервью, рассчитанный как

Процент успешных интервью = (Количество проведенных интервью / Общее количество домохозяйств, отобранных для опроса) * 100 составил 67%.

Стандартная ошибка для выборки данного типа составляет ± 3.1 процент

(это максимальная ошибка выборки при распределении ответов 50/50% при доверительном интервале 95%).

Распределение выборки по социально-демографическим параметрам очень близко распределению, которое дает Госкомстат для населения в целом. Однако, дополнительно данные были взвешены по: половозрастному составу внутри 10 регионов России.

Также было проведено 450 интервью с активистами. Среди них:

Таблица 1. Состав выборки Активистов

ТИП РЕСПОНДЕНТОВ Количество опрошенных
Депутаты органов местного городского самоуправления или городские/ районные органы власти 35 человек
Те, кто баллотировался в органы местного самоуправления или городские/ районные органы власти за последние 5 лет 42 человека
Принимал личное участие в избирательных кампаниях 60 человек
Организаторы действий по общественно-значимой проблеме 29 человек
Организаторы акций протеста 44 человека
Те, кто принимал участие в работе политической партии 67 человек
Те, кто принимал участи в работе общественной организации 54 человека
Деятели профсоюзных организаций 40 человек
Участники благотворительных организаций или акций 43 человека
Участники деятельности религиозных общин 36 человек

ВСЕГО

450 человек

Была также осуществлена 15% проверка качества работы интервьюеров.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта