Демократия.Ру




Люди, которые, не имея своего ума, умеют ценить чужой, часто поступают умнее умных, лишенных этого умения. Василий Осипович Ключевский (1841-1911), российский историк


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


23.04.2024, вторник. Московское время 08:26


ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

В период с 20 по 29 мая 2003 года сотрудниками Института социальной и политической психологии на территории четырех областей и одной республики в составе РФ проводился проективный социологический опрос взрослого населения. Тема опроса: «Электоральные ожидания и установки в год выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Предполагается проведение серии подобных исследований в различных областях и республиках РФ. Применение проективного задания наряду со стандартной процедурой анкетного опроса позволяет выявить не только осознанные предпочтения потенциальных избирателей, но и неосознаваемые установки, потребности, психолингвистические стереотипы, которые необходимо знать для разработки маркированных видеоклипов, написания суггестивных агитационных текстов, проектирования временных интервалов для проведения информационных интервенций.

При сборе информации использовался метод очного интервьюирования («face to face») с применением методики стандартизированного программного интервью. Компьютерная обработка результатов опроса произведена с помощью пакета прикладных статистических программ SPSS 10,0.

Выборка бесповторная, квотная, пропорциональная. Отбор респондентов осуществлялся по референтному окружению интервьюеров. В целях повышения надежности результатов исследования в ходе обработки использовались статистически обоснованные модели перевзвешивания данных (с учетом достоверно известных параметров населения областей и республик).

В настоящее время завершена обработка материалов исследования респондентов Воронежской, Московской, Нижегородской, Свердловской областей и республики Татарстан. Анализ полученных линейных распределений по основным социально-демографическим параметрам позволяет сделать вывод о том, что полученные выборки являются репрезентативными для генеральных совокупностей, включающих взрослое (18 лет и старше) население указанных субъектов РФ. Статистическая погрешность каждой выборки для одномерных распределений не превышает 2,8% для уровня надежности 97,5%.

Компоненты коллективного бессознательного, выявленные посредством анализа результата выполнения респондентом проективного задания, отражены в таблицах NN28 (мотивационная стратегия избирателя), 29 (архетип «ИСТИНА-ПОЛЬЗА»), 30 (архетип «РИТУАЛ-СВОЕВОЛИЕ»), 31 (архетип «ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ-ВЫЧУРНОСТЬ»).

Интернально-интравертная мотивационная стратегия избирателя означает стремление последнего реализовать свой личностный потенциал в условиях им самим созданных представлений о выборах. При этом данного избирателя не волнует мнение других избирателей. Он поступает так, как считает нужным. Исходя из этого, такой избиратель формирует установку участия в избирательной кампании сообразно собственному прошлому опыту. Если он не принимал участия в предшествующих выборах, то не будет принимать участия и в выборах грядущих. По такому же сценарию формируется и установка принятия имиджа кандидата. Если на предыдущих выборах (уровень выборов значения не имеет) данный избиратель выбирал опытного, пожилого кандидата, то и на этот раз он будет ориентироваться на подобный тип. Если выбирал молодого, энергичного, то и теперь останется верен своему первоначальному выбору. В том случае, если респондент впервые будет участвовать в голосовании (ему только в этом году исполнилось 18 лет), то он будет ориентироваться на собственную стратегию выбора рисков. Подобная стратегия у большинства людей формируется к 13-15 годам и далее совершенствуется. Первое участие в выборах всегда риск (вдруг не оправдаются ожидания и кандидат, поддержанный избирателем не победит? Тогда снижается самооценка молодого избирателя, а для внутренне ориентированной личности самооценка крайне важна). Поэтому, если стратегия рисков данного избирателя низка, т.е. он привык получать опыт методом «проб и ошибок», он наверняка примет участие в голосовании. Если высока - проигнорирует выборы. Подобное можно сказать и в отношении установки принятия имиджа кандидата. При низкой стратегии рисков, избиратель выберет наиболее подходящего для роли депутата кандидата (т.е. кандидата, имеющего юридическое образование, опыт работы в законодательных органах власти, средний возраст и т.п.). При высокой стратегии рисков избиратель выберет наиболее яркого кандидата (внешне обаятельного, эрудированного, волевого и т.п.).

Экстернально-интровертная мотивационная стратегия избирателя означает стремление последнего реализовать свой личностный потенциал в условиях избирательной кампании, опираясь на мнение референтной группы. Для этого, он прогнозирует возможность получения одобрения своим действиям при формировании установок участия и принятия имиджа кандидата. В том случае, если он не видит возможности получения одобрения референтной группы, то действует по методу последовательного перебора тактик: 1) пытается презентовать групповому сознанию свой паттерн будущих действий, используя различные по содержанию и форме аргументы; 2) если не получается «1», то пытается найти другую референтную группу, которая бы одобрила его действия; 3) если не получается «2», меняет одно из своих действий.

Интернально-экстравертная мотивационая стратегия заключается в том, что избиратель пытается с помощью собственных способностей помочь социальным группам в реализации их потенциала. Например, такой избиратель может находить убедительные аргументы для пропаганды программных положений кандидата конкретной партии, хотя сам этот кандидат может не являться его идеалом.

Экстернально-экстравертная мотивационная стратегия избирателя заключается в стремлении внешнего соответствия действиям и ожиданиям действий социальных групп. Например, если большинство членов референтной группы выражает неодобрительное отношение по поводу участия в голосовании, то данный кандидат также демонстрирует проявление нежелания участвовать в выборах. Однако, это вовсе не означает, что он обязательно будет следовать тому, что продемонстрировал. Вполне вероятно, что в день голосования за ним зайдут друзья и пригласят на выборы. Он с удовольствием примет это приглашение «за компанию».

Архетип «ИСТИНА-ПОЛЬЗА» означает редуцированное стремление субъекта либо к идейным исканиям ( поиск справедливости, чистоты, правды и т.п.), либо к получению практической выгоды (достатку, порядку и т.п.). Архетип проявляется при анализе имиджей политических субъектов (личности либо партии), претендующих на выборную должность.

Архетип «РИТУАЛ-СВОЕВОЛИЕ» отражает редуцированное стремление субъекта либо к соблюдению этических норм, правил и установлений, либо к нарушению их, творческой интерпретации правил, неуважению норм и традиций. Например, избиратель с выраженным полюсом архетипа «РИТУАЛ» никогда не простит кандидату нарушений избирательного законодательства. По нашим исследованиям, после того, как предпринимателя А.А. Климентьева в Нижнем Новгороде под надуманным предлогом отстранили от выборов, избиратели с полюсом «РИТУАЛ», желавшие прежде голосовать за его соперника, проголосовали «против всех».

Архетип «ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ-ВЫЧУРНОСТЬ» означает редуцированное стремление субъекта к принятию и поддержке КРАСОТЫ (полюс «ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ»), или БЕЗОБРАЗИЯ (полюс «ВЫЧУРНОСТЬ»).

В таблицах 1-31 представлены линейные распределения признаков. Они дают ориентировочное представление о состоянии электорального сознания и бессознательного за полгода до выборов. Лицам, профессионально занимающимся проблемами избирательных кампаний необходимы указания на сочетания признаков, взаимозависимость переменных, классификацию и дифференциацию данных. Представление на сайте всех возможных сочетаний и взаимосвязей признаков резко затруднит восприятие материала для рядовых избирателей, журналистов и др. Фирмы, профессионально занимающиеся выборами, могут заказать электронную базу данных по приведенным исследованиям по адресам: [email protected] или [email protected].

ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта