Демократия.Ру




Умеренный либерализм: нужна собаке свобода, но все-таки ее нужно на цепи держать. Антон Павлович Чехов (1860-1904), русский писатель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


19.04.2024, пятница. Московское время 16:55

Стратегическое планирование избирательной кампании

Владимир Львович Римский,
заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ

Тел. / факс: (095) 206 8172, 206 8792
Тел. (095) 206 8769, 206 8495, 206 8893

Email: [email protected]
http://www.indem.ru

Проблемы политического консалтинга

Политическое консультирование в России появилось с началом проведения альтернативных выборов на Съезды народных депутатов СССР в 1989 году и РСФСР в 1990 году. Через несколько лет политическое консультирование в России превратилось в весьма доходный бизнес, по традиции в первую очередь связанный с выборами.

Постоянно проходящие выборы представительной и исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней систематически воспроизводят ситуацию наличия спроса на услуги в области политического консалтинга, которые готовы эти услуги оплачивать и организаций, готовых эти услуги предоставлять. Российский рынок политического консалтинга в настоящий период настолько развит и дифференцирован, что практически каждый потенциальный заказчик имеет возможность найти исполнителей, соответствующих его запросам. Существуют организации, занимающиеся политическим консалтингом, как на всей территории России, так и на территориях стран ближнего и дальнего зарубежья. В последний период отчетливо проявляется тенденция успешной конкуренции за получение заказов с крупными консалтинговыми агентствами более мелких региональных консалтинговых структур, распространяющих свою активность на территорию одного или нескольких близлежащих регионов. Острая конкуренция на рынке политического консалтинга сочетается с весьма строго соблюдаемыми договоренностями о его разделе. Совокупность этих признаков характеризует весьма успешно развивающийся рынок услуг политического консалтинга, но развитие бизнеса в этой области далеко не беспроблемно.

На рынке политического консалтинга используются как высокоинтеллектуальные технологии работы с избирателями и представителями элит, так и весьма грубые методы ведения избирательных кампаний, характеризующиеся обилием компрометирующих соперников публикаций в средствах массовой информации, административным давлением на оппонентов, прямым подкупом избирателей и нарушениями законов при подсчете их голосов. Такое положение становится возможным вследствие несоблюдения политическими консультантами норм морали и этики по отношению к конкурентам на выборах и к избирателям, происходящего, в свою очередь, вследствие выхода на этот рынок полулегальных и нелегальных структур, борющихся за контроль над собственностью и финансовыми потоками на федеральном и региональном уровнях.

Фирмы, профессионально занимающиеся консалтингом в области политики, подошли к необходимости стабильного развития своего бизнеса для успешной конкуренции с аналогичными структурами и получения относительно длительных по времени и высокооплачиваемых заказов. Для этого им необходимо снижать риски ведения дел, планировать и получать достаточно высокие прибыли, привлекать стратегических партнеров, способных оплачивать консалтинговые услуги не периодически, а постоянно, и т.д. Решение этих задач предполагает, вопервых, повышение эффективности воздействия на избирателей и различные элитные группы применяемых политических технологий, поскольку более успешные фирмы имеют и больше шансов на получение выгодных заказов, а, вовторых, выполнение прогнозирования объема рынка и собственной деятельности на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Эти и некоторые другие проблемы вполне успешно могут решаться с использованием современных методов стратегического прогнозирования и планирования, которые для краткости будем далее называть стратегическим планированием.

Что такое стратегическое планирование

В древности понятия стратегия и тактика связывались, прежде всего, с ведением военных действий. К стратегии относились методы и приемы выбора места сражения, расстановки войск, создающей максимально возможные преимущества для ведения битвы своим войскам и максимально возможные препятствия для противника, и т.п. К тактике относили методы и приемы управления войсками в ходе сражения. Методы, применявшиеся древними стратегами и тактиками, постоянно совершенствовались, некоторые из них до сих пор изучаются в военных училищах и академиях.

В современном западном бизнесе стратегическое планирование принято применять как для крупных корпораций, финансовокредитных организаций, так и для среднего и мелкого бизнеса. Фактически к стратегическому планированию в практике деятельности западного бизнеса принято относить любую деятельность, связанную с прогнозированием и планированием достаточно важных и сложных в осмыслении и реализации сценариев и ситуаций. И деятельность такого рода может проводиться на любом уровне управления.

В ходе стратегического планирования принято разрабатывать не только концепции, миссии, цели и задачи корпораций, организаций и других структур, но и выстраивать их в иерархические структуры, определять и оценивать с точки зрения целей и задач направления действий, стратегий, политик, отдельных программ и подпрограмм, и даже отдельных мероприятий. Для выполнения такого оценивания изучаются и проектируются действия акторов, факторов, влияние важных политических и экономических событий и т.п.

Особенностью современного западного подхода к стратегическому планированию является приоритетный и целенаправленный поиск соответствующими методами факторов, направлений, стратегий, сценариев развития событий, позволяющих получить определенное преимущество в конкурентной борьбе за счет неожиданных и нестандартных действий. Кроме того, в современном стратегическом планировании очень много внимания уделяется факторам функционирования внешней, а не внутренней для организации среды. Все внутренние реорганизации и изменения целей, задач, структуры и состава персонала производятся, в первую очередь, с целью приспособления к изменениям внешних условий деятельности. При этом ставится задача максимально достоверного прогнозирования предстоящих изменений внешних условий деятельности, чтобы успеть к ним адаптироваться. На основе результатов прогнозирования такого рода решается задача повышения эффективности функционирования самой корпорации или организации.

Технологические особенности современного стратегического планирования

Эффективность современного стратегического планирования определяется не только новизной подходов, но и применением новых технологий в этой области.

Весьма популярным в мире стало проведение стратегического планирования по методикам, сходным с методиками анализа иерархий (Analytical Hierarchy Processes), которые активно разрабатываются на Западе примерно с середины семидесятых годов нашего столетия. При использовании таких подходов удается хорошо структурировать ситуацию.

Метод анализа иерархий основан на многоуровневой декомпозиции проблемы в более простые составляющие ее подпроблемы, значимость и определяющие факторы которых оцениваются в ходе специально организованных экспертных опросов.

Важным преимуществом анализа иерархий являются возможность выявления и анализа структуры проблемы, потому что для построения иерархии необходимо основательно вникнуть в проблему. Декомпозиция проблемы начинается с цели, которая ставится на верхний уровень иерархии. Цель разбивается на задачи, задачи на подзадачи, подзадачи еще могут разбиваться, но, в конце концов, это дойдет до конкретных мероприятий. Таким образом, проблема раскладывается на составляющие более простые обычно подпроблемы по уровням, а, кроме того, ее структурирование может быть доведено до конкретных мероприятий. Фактически, в ходе стратегического планирования строится иерархическая модель, элементами которой и являются проблема, цели, задачи, факторы и т.п.

В экспертных оценках может быть численно выражена относительная степень или интенсивность воздействия элементов некоторого уровня на каждый элемент более высокого уровня. При этом принято ограничение: элементы одного уровня не сравниваются, что, как правило, сильно упрощает работу экспертов, но практически не приводит к потерям информации. Затем полученные экспертные оценки обобщаются, проводится классификация элементов модели по уровню их значимости, важности или приоритетности. На основании приоритетности формулируются основные сценарии развития событий, в частности, наиболее вероятный и наиболее желательный, которые, как правило, не совпадают. В итоге для лиц принимающих решения формируются рекомендации по сближению наиболее вероятных сценариев с наиболее желательными. На основе таких рекомендаций разрабатываются конкретные программы действий и планы мероприятий. По итогам выполнения этих программ и планов вносятся корректировки в модель, и процедура стратегического планирования повторяется вновь с внесенными уточнениями.

В результате проведения стратегического планирования с использованием специально организованных экспертиз возникает отсутствующая в большинстве других методик возможность интеграции мнений экспертов различных школ и направлений, экспертов разной политической ориентации, представителей конкурирующих фирм и организаций и т.п. Дело в том, что экспертам задаются очень конкретные вопросы о силе влияния одних элементов на другие, а обобщенные, интегральные оценки проводятся на основе анализа численных значений этих оценок. Самое главное, чтобы эксперт имел достаточно четкую систему оценивания элементов ситуации и выполнял процедуру оценивания профессионально. Тогда его личные выводы и обобщения не слишком сильно будут влиять на результат экспертизы.

В России пока экспертов не очень используют, экспертным оценкам не всегда доверяют. Причина, видимо, в том, что в советский период каждый эксперт должен был соответствовать некоей установке, и различие в позициях экспертов было не столь важно. Ценность мнения конкретного эксперта была низкой и потому, что большинство решений принималось коллегиально, а мнения всегда обобщались. Естественно, такая политика в отношении экспертов и экспертиз была разрушительной, но понято это было не сразу. Сейчас, к счастью, мы возвращаемся к тому, что существует эксперт как субъект и планирования, и прогнозирования. Эксперт это человек, который обладает неким знанием, причем иногда неформализуемым. То есть сам эксперт не всегда в состоянии объяснить, почему он дает те или иные оценки, рекомендует те или иные решения. Но это не означает, что такой специалист не является экспертом.

В этой ситуации в советские времена чаще всего пытались построить компьютерные информационноаналитические и экспертные системы, способные заменить экспертов. Такой подход требует больших затрат ресурсов, в частности, финансовых, временных, кадровых и других. Но ведь можно просто попросить эксперта, которому мы доверяем оценить влияние одних элементов модели на другие, используя те когнитивные структуры его сознания, которые мы пока смоделировать не в состоянии, и таким образом построить модель в диалоге с экспертом, а не автоматически. Такой подход намного дешевле, может быть реализован сравнительно быстро, не требует привлечения большой численности персонала и т.д.

В частности, методы анализа иерархий позволяют выделять и анализировать системы оценок и предпочтений каждого эксперта, сравнивать их и интерпретировать. Чем бережнее мы будем относиться к экспертам и их мнениям, тем быстрее изменится отношение к экспертизам и их результатам, тем легче будут внедряться в практику современные процедуры стратегического планирования.

Современные западные методики стратегического планирования, адаптированные к российским условиям, могут весьма эффективно использоваться российскими фирмами, специализирующимися в области политического консалтинга, вопервых, для получения определенных преимуществ на этом рынке, а, вовторых, для разработки стратегий избирательных кампаний. В настоящий период результаты многих избирательных кампаний, как федерального, так и регионального уровней определяются еще до их начала с применением неожиданных для большинства конкурентов методов и приемов. Противостоять такого рода технологиям, а тем более использовать их самим можно только проводя специальное стратегическое планирование, основные принципы и некоторые варианты применения которых изложены ниже.

Стратегия избирательной кампании

Стратегическое планирование избирательных кампаний строится на основе общих принципов применения соответствующих методик, но имеет свои особенности.

Для определенности далее будем описывать подходы к стратегическому планированию для отдельного кандидата, например, по одномандатному округу при выборах в представительный орган власти или по региону при выборах на должность главы его администрации. Аналогичные подходы с соответствующими корректировками описываемых методик могут быть применены и для избирательных кампаний других типов.

Важнейшей причиной поражения политических партий, движений и кандидатов на выборах является отсутствие стратегического планирования избирательной кампании или некачественное его выполнение. Практика выборов последних лет показывает, что отсутствие стратегии не позволяет политической партии, движению, кандидату стать лидерами избирательной кампании. Отсутствие стратегического планирования или некачественное его проведение обычно приводит к тому, что кампания кандидата способна лишь более или менее успешно реагировать на действия конкурентов, но не способна навязать им свою стратегию, свою игру, свою волю. В этой ситуации стать лидером избирательной кампании, а тем более победить кандидат может только случайно.

В некачественном проведении или в полном отсутствии стратегического планирования заключается одна из причин столь частых в России неожиданных поражений лидеров избирательных кампаний и побед на них кандидатов, имевших невысокие шансы на победу. Именно поэтому в России на выборах, особенно регионального уровня, столь распространены грубые, не всегда законные, часто называемые «грязными» методы ведения избирательных кампаний: в отсутствие эффективных стратегий у многих кандидатов появляется желание любой ценой не допустить победы конкурентов. Поэтому представляется, что внедрение методик стратегического планирования в практику ведения избирательных кампаний в России позволит эффективно противодействовать так называемым «грязным» избирательным технологиям и будет способствовать превращению политического консалтинга в более цивилизованный бизнес.

Стратегию избирательной кампании можно понимать как ее основную направленность: голоса каких групп избирателей должны быть отданы за кандидата, каковы должны быть веские основания для этих избирателей проголосовать за этого кандидата, какие сообщения и через какие информационные каналы следует до них доносить, как правильно распорядиться всегда ограниченными ресурсами избирательной кампании для решения этих задач.

Разработка стратегии избирательной кампании, ее направленности, должна сопровождаться разработкой сценариев реализации этой стратегии, т.е. укрупненных описаний одного или нескольких вариантов реализации, развертывания стратегии во времени с учетом ресурсного обеспечения и возможного противодействия конкурентов и среды, в которой развиваются события. Сценарий стратегии избирательной кампании, как правило, содержит описание ключевых моментов и периодов избирательной кампании, а также задач, которые должны быть решены к этим моментам и в течение этих периодов.

Особенности разработки стратегии избирательной кампании

Стратегия избирательной кампании должна быть профессионально разработана и зафиксирована в виде официального документа. Если такой документ не подготовлен, то понимание стратегии руководителями и организаторами избирательной кампании может сильно различаться и приводить к постоянным спорам и напряженности внутри команды кандидата.

Стратегию необходимо разрабатывать небольшим коллективом, который и будет ее выполнять. Практика показывает, что разработка стратегии в одиночку означает и выполнение ее в одиночку. Стратегия, присутствующая только в голове руководителя избирательной кампании, на деле означает ее отсутствие, поскольку каждый член команды кандидата будет исполнять свои обязанности или формально, или так, как он их понимает, а не так, как это необходимо для реализации стратегии. Различия в представлениях об избранной стратегии ведут к конфликтам и непониманию в команде кандидата в критические моменты избирательной кампании, когда спорить и договариваться об общем понимании уже бывает поздно.

Принципы разработки стратегии избирательной кампании

Стратегия избирательной кампании всегда конкретна, она разрабатывается для конкретного округа, конкретного кандидата и конкретной избирательной кампании. Некритический перенос даже успешной стратегии из одного округа в другой, повторение кандидатом даже собственной стратегии, принесшей успех несколько лет назад, снова к успеху, скорее всего, не приведут.

Для разработки точной и реальной для исполнения стратегии избирательной кампании необходимо знать реальных соперников кандидата, их ресурсы и планы, знать особенности конкретного округа, а также какие основные события и мероприятия кандидата и его соперников будут проводиться в ее ходе. Профессиональная и качественная разработка стратегии избирательной кампании должна проводиться на основе результатов объективных исследований: экспертных опросов, глубинных интервью, фокусгрупп и анкетных опросов. В зависимости от задач стратегического планирования и наличия ресурсов некоторые из методов сбора информации могут не применяться, но с учетом вполне вероятного снижения достоверности выводов и обоснованности стратегий.

Экспертами при проведении исследований могут выступать сотрудники штабов самого кандидата и его конкурентов, чиновники администраций соответствующих уровней, представители элитных и других социальных групп, политические технологи, социологи и т.п.

Можно предложить следующую схему использования экспертов при разработке стратегии избирательной кампании. На первом этапе экспертам ставится задача провести формирование списков целей, задач, достоинств и недостатков кандидата и его конкурентов, их ресурсов и проблем, возможных мероприятий и событий в ходе избирательной кампании. Весьма ценной также представляется экспертная информация о значимости тех или иных факторов для достижения поставленной кандидатом цели на предстоящих выборах. Списки, формируемые на основе мнений и суждений экспертов, как правило, дополняются результатами, полученными при изучении документов, справок, данных объективной статистики, а также при проведении формализованных анкетных опросов потенциальных избирателей.

После формирования соответствующих списков целей, задач, ресурсов и других факторов, определяющих результат выборов, проводится экспертиза второго этапа. Задачей этого этапа является оценивание в баллах или ранжирование всех списков по их значимости. Для применения метода анализа иерархий эти списки располагаются по уровням. На первом, самом высоком уровне стоит список целей, на втором уровне, подчиненном первому - список задач, на третьем уровне - достоинства и недостатки кандидата и его конкурентов и на четвертом - события и мероприятия кандидата и его конкурентов в ходе избирательной кампании.

После формирования списков для каждого уровня производится экспертное оценивание влияния каждого из его элементов на каждый элемент предыдущего по иерархии уровня. Затем данные экспертного оценивания обрабатываются, обычно с помощью компьютерных программ, и определяются наиболее значимые ресурсы кандидата и его конкурентов, наиболее значимые проблемы кандидата и его конкурентов, влияние элементов нижних уровней на верхние, вплоть до целей избирательной кампании. Выделение этих приоритетов, важнейших ресурсов кандидата и его конкурентов, влияния на них предполагаемых мероприятий избирательной кампании позволяет определить стратегию этой кампании и возможные сценарии развития этой кампании. В соответствующем документе могут содержаться описание стратегии избирательной кампании с оценкой возможности реализации ее целей, направленность использования ресурсов, слабые и уязвимые места кампании, наиболее значимые для реализации целей мероприятия и т.п.

На основании разработанной стратегии могут быть составлены планы и графики избирательной кампании, в частности, план общих мероприятий, план размещения рекламы в СМИ, личный график встреч кандидата и т.п. Некоторые из этих планов и графиков могут быть конфиденциальными, другие - открытыми. Документ с описанием стратегии рекомендуется всегда считать конфиденциальным.

В качестве примеров применения общих принципов приведем несколько более конкретных рекомендации по разработке стратегии избирательной кампании. Применение отдельных из описанных приемов хотя и может несколько улучшить избирательную кампанию, но не всегда ведет к успеху. Наилучших результатов можно достигнуть применяя системный подход к стратегическому планированию, а также тщательно и качественно проводя все необходимые исследования.

Целевые группы избирателей

Под целевыми группами избирателей понимаются те реальные социальные группы избирателей, которые могут на выборах отдать голоса кандидату по некоторым веским основаниям, эти группы должны быть наиболее восприимчивы к сообщениям и призывам кандидата, которые он делает в ходе проведения избирательной кампании. Поэтому кандидат обычно направляет свою избирательную кампанию именно на свои целевые группы избирателей.

Для обеспечения эффективности избирательной кампании целевые группы избирателей должны компактно проживать в определенных населенных пунктах и являться социальными группами, имеющими общие ценности, идеалы и интересы. Поэтому целевые группы избирателей не должны быть слишком большими по объему. Только при выполнении этих условий представители целевых групп избирателей смогут сходным образом воспринимать сообщения кандидата и сходным образом реагировать на них, а их компактное проживание сделает затраты ресурсов избирательной кампании более эффективными.

Описание целевых групп для конкретного кандидата обычно проводится на основе результатов предварительных исследований, наиболее важными из которых в данном аспекте являются демографические и географические характеристики целевых групп.

Демографические и географические характеристики целевых групп

К демографическим характеристикам целевых групп избирателей, обычно относят: пол, возраст, образование, национальность, род занятий и некоторые другие или их комбинации.

Демографические характеристики можно получить из отчетов государственных статистических служб. Эти характеристики желательно соотнести с результатами предыдущих голосований и процентами принявших участие в выборах по округу, причем желательно анализировать проценты участия и результаты голосований по отдельным населенным пунктам, по территориальным избирательным комиссиям, если это достаточно большие города, или по отдельным избирательным участкам, если есть возможность достать такую информацию. Анализ предыдущих голосований будет эффективным, если информация будет представлена в электронном виде.

Основные вопросы, на которые следует получить ответы в ходе такого анализа:

- каковы проценты избирателей, принявших участие в выборах;
- за каких кандидатов по политическим позициям и характеристикам имиджа они голосуют;
- насколько стабильно они голосуют за этих кандидатов.

Ответы на эти вопросы следует по возможности получить для отдельных населенных пунктов, территорий, обслуживаемых территориальными избирательными комиссиями, и избирательных участков. Избиратели, с высоким процентом участия в выборах, постоянно голосующие за кандидатов, похожих на нашего, могут быть отнесены к его целевым группам, распределенным по населенным пунктам.

Характеристики целевых групп на основе результатов социологического исследования

Анализ данных анкетных социологических исследований позволяет связать такие демографические и географические характеристики различных групп избирателей как пол, возраст, образование, национальность, род занятий, типы населенных пунктов и типы строений, в которых они проживают с их ценностями, идеалами, представлениями, мифами, настроениями, проблемами, которые их волнуют, с известностью кандидата и его соперников среди них, со знанием взглядов кандидатов и их программ, а также с тем, насколько взгляды кандидатов разделяются избирателями, каков уровень доверия к ним, какова готовность за них проголосовать и некоторыми другими важными показателями.

На основании результатов социологического исследования можно выделить:

- группу потенциальных сторонников кандидата, которые ему доверяют и собираются участвовать в выборах;
- и группу твердых сторонников кандидата, которые собираются участвовать в выборах, и голосовать за него. Самыми твердыми сторонниками кандидата можно считать тех, кто кроме того уверен в его победе на выборах.

Каждую из групп потенциальных и твердых сторонников кандидата следует описать так, чтобы можно было понять:

- где эти избиратели живут, работают, где их искать (районы, населенные пункты, микрорайоны городов и т.п.);
- социально - демографические характеристики этих избирателей, их социальный статус;
- ценности и идеалы этих избирателей;
- политические позиции этих избирателей и их постоянство;
- кого из кандидатов эти избиратели знают, кому доверяют, за кого могли бы проголосовать;
- позиции этих избирателей по отношению к руководителям страны, региона, своего населенного пункта;
- какие проблемы их волнуют, каковы могут быть их наказы кандидатам;
- каким должен быть имидж их идеального кандидата и насколько он отличается от имеющегося у кандидата;
- каковы их мотивы голосования на выборах за того или иного кандидата;
- через какие информационные каналы и как именно следует доносить до них информацию рекламного и агитационного характера (названия СМИ; названия телепрередач, радиопрограмм, программ новостей, с кем они советуются при принятии решений, на чье мнение ориентируются в политике);
- каков материальный уровень жизни этих избирателей.

Для разработки стратегии конкретной избирательной кампании в конкретном округе или регионе могут оказаться полезными и некоторые другие данные социологических исследований избирателей.

В процессе анализа результатов социологического исследования целесообразно установить различия социально - демографических групп по местам жительства, ценностям и идеалам, проблемам, политическим позициям, мотивам голосования, информационным каналам и т.п. Выявленные различия позволят более точно описать целевые группы.

В результате проведенного анализа необходимо выделить одну или несколько целевых групп избирателей, подробно описать их признаки и характеристики, особое внимание уделяя наиболее значимым из них, в частности: демографическим признакам, процентам участия в выборах, результатам предыдущих голосований, уровеням стабильности предпочтений, местам компактного проживания, ценностям, идеалам, представлениям, мифам, настроениям избирателей, известности кандидата и его соперников среди них, знанию их взглядов и программ, тому, насколько их взгляды разделяются избирателями, уровню доверия к ним, готовности за них проголосовать и т.п. Для каждой целевой группы необходимо описать проблемы, которые их волнуют. Каждая целевая группа должна получить краткое название, которое вместе с итоговыми характеристиками вносится в следующую таблицу, отражающую предварительный прогноз результатов выборов по каждой целевой группе.

Расчет числа голосов целевых групп избирателей

Название целевой группы

Примерная численность

Процент участия

Процент голосов за кандидата

Всего голосов

         
         
         
         
         

Всего

       

В этой таблице для каждой целевой группы примерная ее численность умножается на процент участия, затем на процент голосов за кандидата и результат вписывается в графу «Всего голосов». Общая сумма голосов по последней графе дает прогноз числа голосов избирателей, которые должны быть поданы за кандидата. Сколько голосов избирателей должно быть достаточно для достижения целей, поставленных кандидатом, определяется на основе экспертных опросов и данных объективной статистики, о чем несколько подробнее говорится в следующем разделе. Если число голосов избирателей, полученное по целевым группам оказывается недостаточным, а именно так обычно и бывает, необходимо определить, голоса каких дополнительных групп необходимо будет привлечь кандидату в свою поддержку.

На основе полученных результатов и прогнозов составляется описание целевых групп кандидата и тех дополнительных групп избирателей, с которыми также предстоит работать в ходе проведения избирательной кампании.

Желательно также сравнить группы сторонников кандидата с группами сторонников его соперников, других кандидатов, чтобы оценить возможные пересечения их электоратов и попытаться определить, кто из кандидатов может стать или уже стал наиболее реальным конкурентом. Конкурент тем более опасен, чем ближе характеристики его электората к характеристикам электората кандидата.

По результатам сравнения составляются краткие описания целевых групп наиболее реальных конкурентов, обращая особое внимание на те их характеристики, которые сходны с характеристиками целевых групп кандидата.

Прогноз числа голосов избирателей

\

Прогноз числа голосов избирателей, необходимых для достижения поставленной цели на выборах, проводится на основе изучения результатов предыдущих голосований и данных социологических исследований, а также с учетом расчета числа голосов целевых групп избирателей.

Для получения прогноза числа голосов избирателей необходимо определить ожидаемый процент участия избирателей в выборах, и процент голосов, который необходимо набрать кандидату при небольшом числе конкурентов и при большом числе конкурентов. Для простоты расчетов можно вычислять средний процент участия в выборах для всех целевых групп кандидата.

Желательно также дать оценку процента избирателей округа, которые склонны менять свои электоральные предпочтения. К таким избирателям можно отнести тех, кто не имеет постоянных партийных предпочтений, на разных выборах голосовал за кандидатов разной направленности, для которых эмоциональная составляющая в принятии решения о выборе своего кандидата является доминирующей.

Расчет необходимого числа голосов избирателей проводится следующим образом: общее число избирателей умножается на прогнозируемый процент участия в выборах, а полученное число умножается на прогнозируемый процент голосов, который необходимо набрать кандидату при небольшом и при большом числе конкурентов. В результате получается максимальное и минимальное число голосов избирателей. Этот расчет желательно повторить для 2 - 3 вариантов прогнозируемого процента явки избирателей. Из всех получившихся вариантов желательно указать наиболее вероятный.

Концепция и стратегия избирательной кампании

Стратегия избирательной кампании не только зависит от выбора ее концепции, но в некоторых случаях и определяется этой концепцией.

Концепция избирательной кампании понимается как ее основная идея, главное сообщение, которое кандидат собирается донести до избирателей. Концепция избирательной кампании не может быть ориентирована на всех избирателей, поскольку в этом случае она в силу своей общности перестанет их мотивировать отдать голоса кандидату. Концепция избирательной кампании, в первую очередь, должна быть сориентирована на целевые группы для данного кандидата. Концепция избирательной кампании может считаться хорошо разработанной, если она имеет следующие качества: лаконичность, достоверность, актуальность, контрастность, обращена к чувствам и эмоциям своих целевых групп избирателей, соответствует их ценностям и идеалам. Концепция должна быть многократно повторена в ходе проведения избирательной кампании.

Стратегия избирательной кампании понимается как основная ее направленность: голоса каких групп избирателей должны быть поданы за кандидата, каковы должны быть веские основания для этих избирателей проголосовать за кандидата, какие сообщения и через какие информационные каналы следует до них доносить, как правильно распорядиться всегда ограниченными ресурсами избирательной кампании для решения этих задач.

Разработка стратегии избирательной кампании завершается разработкой сценария реализации стратегии, т.е. укрупненных описаний одного или нескольких вариантов реализации стратегии во времени с учетом ресурсного обеспечения и возможного противодействия конкурентов и среды. Сценарий стратегии избирательной кампании содержит описание ключевых моментов и периодов избирательной кампании, а также задач, которые должны быть решены к этим моментам и в течение этих периодов.

Определение реальных и мнимых целей избирательной кампании

Реальной в ходе избирательной кампании является та цель, которую действительно ставит перед собой кандидат. Мнимой является та цель, которую кандидат декларирует в ходе избирательной кампании, в которую, как он хотел бы, должны поверить избиратели и соперники. Реальные и мнимые цели могут не совпадать.

Необходимо по возможности точнее описать реальные и мнимые цели избирательной кампании кандидата, а также причины их расхождения.

Обычно мнимыми целями являются победа на выборах или защита интересов тех или иных социальных групп. Они обычно легко выявляются из беседы с кандидатом.

Реальные цели обычно скрываются, иногда не осознаются, их может быть не одна, а несколько. Например, кандидат не откажется от победы на выборах, но главным для себя считает возможность публикации компрометирующих материалов на некоторых известных должностных лиц. Реальные цели кандидата рекомендуется выявлять в ходе глубинных интервью с ним и с экспертами, хорошо разбирающимися в ситуации в округе.

В качестве примера приведем список возможных реальных целей избирательной кампании:

- одержать сокрушительную победу над конкурентами;
- просто победить на выборах, возможно даже с минимальным перевесом;
- войти в политическую элиту;
- поддержать лидера избирательной кампании;
- взять голоса избирателей, чтобы они не достались одному или нескольким конкурентам, тем самым увеличив шансы лидера избирательной кампании;
- провести негативную кампанию против одного или нескольких кандидатов;
- получить опыт участия в выборах для победы на других выборах;
- получить известность, например, для более успешного ведения собственного бизнеса;
- получить по итогам выборов должность в структурах исполнительной власти и т.п.

Определение главного оппонента кандидата

Под главным оппонентом понимается кандидат, группа кандидатов или некоторые условия ведения избирательной кампании, которые представляют главное препятствие для достижения реальных целей кандидата. Главный оппонент должен быть достаточно значимым и обладать достаточными ресурсами для противодействия кандидату.

Необходимо подробно описать главного оппонента и принципы, которые использовались для его выделения. В случае невозможности выделить главного оппонента кандидату, необходимо подробно описать почему это невозможно сделать.

Позиционирование и имидж кандидата

Под позиционированием понимается политическая позиция кандидата и те социальные группы, интересы которых он представляет. Эти интересы кандидат может представлять реально, а может только декларировать. Кроме того, возможно, что на предыдущих выборах кандидат позиционировал себя иначе, чем на предстоящих выборах.

Необходимо описать реальное и декларируемое позиционирование кандидата, а также причины расхождения позиций, если они имеются.

Под имиджем понимается образ кандидата, который он стремится сформировать у избирателей и своих соперников. У избирателей, как правило, существует идеальный имидж кандидата, за которого они бы проголосовали.

Необходимо описать идеальный образ кандидата и реальный образ нашего кандидата для каждой целевой группы избирателей, а также образ, декларируемый самим кандидатом для избирателей и соперников. По возможности, описать также причины расхождения всех этих образов.

С имиджем кандидата тесно связан стиль его поведения в ходе избирательной кампании. Желательно описать рекомендации по выбору этого стиля.

В качестве примера приведем некоторые типовые стили кандидатов:

- лидер избирательной кампании;
- выжидающий и использующий ошибки лидера избирательной кампании;
- противопоставляющий себя лидеру избирательной кампании;
- источник информационных поводов;
- источник конфликтов;
- оппозиционер;
- гонимый;
- судья;
- вездесущий и т.п.

Информацию по позиционированию и имиджу кандидата рекомендуется получать из результатов социологического исследования, фокус - групп, глубинных интервью с экспертами и избирателями.

Определение ключевых задач избирательной кампании

Под ключевыми задачами понимаются задачи гарантирующие достижение реальных целей избирательной кампании. Ключевые задачи следует выявлять на основе анализа всей доступной информации, полученной в ходе предвыборного исследования избирательного округа.

Обычно ключевые задачи избирательной кампании можно разделить на следующие основные типы:

- решение главных проблем кандидата;
- развитие какихто преимуществ кандидата;
- использование нейтрального, не привязанного к кандидату, ресурса и т.п.

Необходимо подробно описать ключевые задачи избирательной кампании, какие цели достигаются с помощью их решения, насколько решение этих задач значимо для достижения каждой из целей.

Ресурсы избирательной кампании

Практика политического консалтинга последних лет показывает, что под ресурсами избирательной кампании могут служить любые возможности, источники и средства достижения целей и решения задач избирательной кампании. Основными ресурсами любой избирательной кампании являются известность кандидата, его возможности распоряжаться финансовыми средствами и его возможности получения поддержки действующей власти. При анализе ресурсов кандидата не следует пренебрегать и теми из них, которые он может использовать до официального начала избирательной кампании. Так в последние годы результаты выборов в российских регионах фактически определялись до начала избирательных кампаний на основе договоренностей элит федерального и регионального уровней. Неучет такого рода факторов не позволит кандидату ни разработать реально выполнимую собственную стратегию, ни разобраться в стратегиях конкурентов.

Все достаточно значимые ресурсы избирательной кампании для удобства последующего оценивания экспертами можно классифицировать, например, по следующим 5 категориям:

- достоинства, возможности или плюсы кандидата;
- недостатки, проблемы, отсутствие возможностей или минусы кандидата;
- достоинства, возможности или плюсы конкурентов, особенно основного;
- недостатки, проблемы, отсутствие возможностей или минусы конкурентов, особенно основного;
- ограничения кандидата.

К ограничениям кандидата может относиться, например, то, что кандидат уже занимает какуюто выборную должность, должность в структурах исполнительной власти, недостаток времени или финансовых средств, принципиальный запрет на ведение негативных кампаний по отношению к конкурентам (например, эта роль поручена другому кандидату) и т.п.

Ниже приведен примерный перечень возможных ресурсов избирательной кампании, которые могут оказаться существенными для разработки ее стратегии. Не обязательно исследовать и описывать все ниже перечисленные ресурсы, необходимо отобрать из них наиболее значимые. При необходимости к приведенному списку можно добавить другие значимые ресурсы. Каждый значимый ресурс должен быть достаточно подробно описан. Кроме того, для каждого значимого ресурса должно быть дано пояснение, почему он отнесен той или иной из 5 категорий. Желательно также указать как недостаток того или иного ресурса может быть компенсирован за счет других ресурсов. Описание и оценку значимости ресурсов избирательной кампании желательно проводить на основе опроса экспертов.

Примерный перечень ресурсов избирательной кампании

Кандидат:

- Известность, стартовый рейтинг
- Возможность формирования позитивного имиджа кандидата для целевых групп избирателей, наличие или отсутствие харизмы
- Репутация
- Связи кандидата с властными структурами, политическими и общественными организациями
- Профессиональные опыт и знания
- Опыт участия в избирательных кампаниях
- Возраст
- Навыки личного общения, умение говорить публично, перед телекамерами
- Семья и родственники, возможность их использования в избирательной кампании
- Друзья, возможность их использования в избирательной кампании
- Биография
- Характер
- Быт
- Прошлое, реальные дела и их оценки
- Отношения с элитой и влияние на нее
- Доверие избирателей
- Необходимость психологической поддержки
- Насколько готов постоянно участвовать в мероприятиях избирательной кампании
- Воля кандидата к победе, можно ли отговорить кандидата от участия в избирательной кампании

Финансы:

- Личные сбережения кандидата
- Средства спонсоров, возможности их мобилизации
- Средства государственного бюджета
- Насколько предсказуемо поступление финансовых средств
- В какие периоды избирательной кампании можно ожидать поступлений финансовых средств, насколько точно будут осуществляться платежи
- Можно ли рассчитывать на формирование резерва финансовых средств или все поступления денег будут уходить на текущие платежи и ликвидацию задолженностей

Действующая власть:

- На местах, в районах
- На национальном уровне
- Возможности голосования по этническому или родовому признаку
- Возможности обеспечения принятия властных решений, давления на власть
- Участие в избирательных комиссиях всех уровней
- Возможности использования материальнотехнического обеспечения властных структур

Время:

- Избирательная кампания уже фактически началась или начнет организовываться только после объявления об официальном ее начале
- Достаточно ли времени для решения задач избирательной кампании, насколько команда кандидата готова к ним по сравнению с конкурентами
- Способна ли команда вырабатывать и выполнять планыграфики кандидата, мероприятий, рекламной кампании, работы с СМИ и т.п.

Средства массовой информации:

- Доступность для кандидата
- Влияние на избирателей
- Прошлый имидж
- Независимость от власти

Издание полиграфической продукции:

- Типографии
- Художники, оформители
- Компьютерный набор
- Независимость от власти

Команда исполнителей

- Наличие команды кандидата, ее сплоченность, готовность работать на общий результат, опыт ведения избирательных кампаний
- Команда наемная или из ближайшего окружения кандидата и тесно с ним связана
- Наличие в команде креативной группы, ее возможности
- Организационные возможности команды
- Аналитическая группа
- Группа рекламы
- Группа сбора финансовых средств
- Бухгалтерия
- Группа материальнотехнического обеспечения
- Агентура в штабах конкурентов
- Распространители слухов
- Возможности и варианты мотивации
- Возможности контроля исполнения решений
- Наличие и профессионализм прессслужбы, службы связи с общественностью
- Наличие и профессионализм агитаторов
- Добровольцы и ответственные за работу с ними
- Возможности частичной компенсации недостатка финансовых средств работой добровольцев
- Технические работники
- Обеспечение безопасности
- Возможности привлечения и мотивации доверенных лиц, их опыт работы, готовность работать на кандидата
- Координаторы по районам, в районах по избирательным округам и участкам
- Юридическое обеспечение
- Поддержка политической партии или движения
- Возможности создания коалиции кандидатов, возможности достижения договоренностей между ними по отдельным вопросам

Идеологическое обеспечение:

- Способна ли команда кандидата выработать концепцию, стратегию и тактику избирательной кампании, лозунги, слоганы, программу кандидата, его речи, насколько они будут действенны для избирателей

Информационноаналитическое обеспечение:

- Уровень информационно - аналитического обеспечения в команде кандидата
- Мониторинг хода избирательной кампании
- Сведения о конкурентах
- Анализ сильных и слабых сторон кандидата и его конкурентов
- Анализ ресурсов, намерений, планов и мероприятий конкурентов и политических сил
- Описание особенностей избирателей по округам, социальным группам, возможностям воздействия на принятие решения
- Описание целевых групп избирателей
- Оценка шансов на избрание по округам, городам, в целом
- Расчет времени
- Разработка специальных программ для социальных групп, районов, тренингов кандидата, подготовка публичных дебатов и т.п.
- Выявление эффективности концепции и хода избирательной кампании

Материальнотехническое обеспечение:

- Наличие и возможность использования помещений, офисов, в том числе, в городах, районах
- Средства связи
- Средства транспорта
- Компьютеры, принтеры, сканеры
- Копировальномножительная техника
- Бумага, канцелярские товары
- Возможности поездок, встреч с избирателями самого кандидата и его доверенных лиц
- Возможности получения готовой информации (из органов государственной власти или частных структур)
- Возможности проведения исследований (социологических, фокус - групп, глубинных интервью, диагностики и т.п.)

Основные мероприятия и события избирательной кампании

Мероприятия и события характеризуют планируемый и прогнозируемый ход избирательной кампании. Различие между мероприятиями и событиями в том, что мероприятия планируют и проводят команды кандидата и его соперников, а события происходят относительно независимо от их усилий. Но разделить мероприятия и события бывает довольно сложно, поскольку и те и другие могут организовываться командами кандидатов, но формально проходить без их непосредственного участия. Для целей разработки стратегии избирательной кампании указанные различия между мероприятиями и событиями несущественны.

Мероприятия и события важны для описания и оценивания методов использования ресурсов в ходе избирательной кампании, а также сценариев ее развития. Поэтому для разработки стратегии избирательной кампании необходимо описать основные ее мероприятия и события, которые, как предполагается, определят ее ход и исход, т.е. результат голосования.

Ниже приведен список типов некоторых возможных мероприятий и событий. Этот список может быть дополнен по результатам предвыборного исследования региона, округа и кандидата. Описания и оценки значимости конкретных мероприятий и событий желательно делать на основе опроса экспертов.

Возможные мероприятия и события в период избирательной кампании:

- Приезд в округ известного политического или общественного деятеля
- Банкротство значимого для округа предприятия
- Предъявление претензий налоговых служб к руководителям предприятий, финансовых и административных структур
- Возбуждение уголовных дел в отношении одного из кандидатов или известных в округе должностных лиц
- Закрытие или ограничение деятельности тех или иных средств массовой информации
- Снятие кандидатуры одного или нескольких кандидатов под внешним давлением или по личным решениям
- Крупные массовые праздники, фестивали, юбилеи, спортивные или другие мероприятия в период избирательной кампании
- Родительские собрания в школах
- Собрания жителей подъездов, домов, микрорайонов, сел и т.п.
- Концерты звезд эстрады
- Дискотеки
- Возможные террористические акты, направленные против кандидата, его доверенных лиц, других кандидатов или известных в округе граждан
- Встречи кандидатов и доверенных лиц с избирателями
- Проведение кампаний «от двери к двери»
- Проведение кампаний прямой почтовой рассылки
- Агитация по телефону
- Листовочные кампании: раскладка в почтовые ящики, раскладка в общедоступных местах, расклейка в общедоступных местах
- Пикеты на улицах городов и поселков, раздача агитационных материалов
- Наружная реклама на улицах городов и поселков: информационные и рекламные стенды, рекламные щиты, рекламные растяжки, электрифицированные щиты, стенды, вывески, реклама на общественном транспорте (внутри и снаружи транспортных средств), расклейка плакатов
- Прессконференции, брифинги
- Распространение прессрелизов
- Выступления кандидата, его доверенных лиц и его соперников на телевидении и радио, в том числе, в прямом эфире
- Проведение дискуссий, «круглых столов» в прямом эфире телевидения и радио или в записи
- Выступления кандидата, его доверенных лиц и его соперников на массовых мероприятиях, праздниках, при вручении орденов, медалей, дипломов, сдаче объектов, фестивалях, юбилеях и т.п.
- Проведение социологических опросов, в том числе, для агитации
- Проведение интервью, фокусгрупп для мониторинга хода избирательной кампании
- Создание и работа общественных приемных кандидата и его соперников

Краткое описание предлагаемой технологии

Проведение систематического выявления и описания факторов, способных определить результат конкретной избирательной кампании само по себе добавляет системности в разработку ее стратегии и значительно улучшает саму эту стратегию. Но обилие факторов такого рода, примерные списки которых приведены в предыдущих разделах, может затруднить выделение из них ведущих факторов, самых значимых для достижения целей избирательной кампании. Для сокращения списков значимых факторов можно рекомендовать проведение следующей процедуры экспертного оценивания по методу анализа иерархий.

Перечислим еще раз самую важную информацию, которая должна быть получена в результате предварительных исследований, в том числе, методами экспертных опросов, анализа объективной информации и анкетных социологических исследований. Информацию такого рода можно с некоторой долей условности объединить, например, в следующие категории:

1. цели избирательной кампании;
2. ключевые задачи избирательной кампании, которые должны обеспечить реализацию ее целей;
3. достоинства, возможности или плюсы кандидата;
4. недостатки, проблемы, отсутствие возможностей или минусы кандидата;
5. достоинства, возможности или плюсы конкурентов, особенно основного;
6. недостатки, проблемы, отсутствие возможностей или минусы конкурентов, особенно основного;
7. ограничения кандидата;
8. основные мероприятия кандидата;
9. основные мероприятия конкурентов;
10. основные события в ходе избирательной кампании.

Перед началом процедуры экспертного оценивания предлагается эти списки факторов мысленно расположить по следующим уровням иерархии. На первый, самый высокий уровень поставить список номер 1. На второй, подчиненный первому - список номер 2. Подчиненный ему уровень 3 будет состоять из списков номер 3, 4, 5, 6 и 7, а еще более низкий уровень 4 - из списков номер 8, 9 и 10.

Эти уровни представлены на следующей примерной схеме. На ней условно предполагается, что у кандидата имеется 3 ключевые задачи избирательной кампании.

Иерархия списков для оценивания экспертов

Из представленных списков с учетом их иерархии составляются таблицы для проведения экспертного оценивания. Каждая таблица предназначена для оценки значимости факторов одного списка некоторого уровня для факторов другого списка из предыдущего уровня в этой иерархии, например, значимости 4 уровня для 3, 3 уровня для 2, 2 уровня для 1. Факторы одного уровня иерархии между собой не сравниваются: практика показывает, что их влияние друг на друга значительно меньше их влияния на более высокие уровни. Для удобства оценивания лучше всего формировать по одной таблице для каждой пары списков факторов. В приведенном примере для оценивания значимости 4 уровня для 3 потребуется 3х5=15 таблиц, 3 уровня для 2 - 5х3=15 таблиц и 2 уровня для 1 - 3х2=6 таблиц. Всего для проведения экспертизы потребуется 36 таблиц, поскольку экспертное оценивание влияния факторов 4 уровня на факторы 2 или 1 уровней и факторов 3 уровня на факторы 1 уровня не производится. По окончании экспертизы оценка значимости, например, факторов 3 уровня для факторов 1 уровня опосредованно может быть произведена на основании полученных экспертных оценок значимости факторов 3 уровня для факторов 2 уровня и факторов 2 уровня для факторов 1 уровня.

Каждая таблица для экспертного оценивания формируется следующим образом. По строкам этой таблицы располагаются факторы одного из пронумерованных выше в этом разделе списков некоторого уровня, а по столбцам - факторы одного из пронумерованных списков следующего по иерархии уровня. На пересечении каждой строки и каждого столбца эксперт при проведении экспертизы должен поставить балл, соответствующий уровню значимости фактора соответствующей строки для фактора соответствующего столбца. Таким образом, оценивается всегда значимость факторов некоторого уровня (строки таблицы) для факторов уровня на единицу меньшего (столбцы таблицы). Рекомендуется проводить оценивание по шкалам из 5 или 7 баллов. Для примера приведем условное задание экспертам на заполнение одной из таблиц.

Пример задания экспертам на оценивание уровня влияния факторов

Шкала оценки в баллах:

7. Влияние очень велико
6. Большое влияние
5. Есть некоторое влияние
4. Влияние не существенно
3. Даст некоторый обратный эффект
2. Большой обратный эффект
1. Очень большой обратный эффект

Уровень влияния оценивается с точки зрения кандидата и того, что для него более желательно.

Вопрос экспертам: В какой мере мероприятия кандидата влияют на плюсы кандидата?

Действия кандидата

Плюсы кандидата

 

1. Слаженная команда кандидата

2. Хороший контакт с руководством региона

3. Четкая политическая программа

4. Издание своей газеты

1. Проведение круглого стола по проблемам региона

       

2. Агитация на рынках

       

3. Распределение медикаментов для ветеранов

       

4. Приезд в регион лидера партии

       

5. Кампания «от двери к двери»

       

Пример заполнения таблицы.

Если эксперт считает, что «2. Агитация на рынках» даст некоторый обратный эффект на «2. Хороший контакт с руководством региона», то в клетку таблицы на пересечении 2 строки и 2 столбца он должен поставить балл 3.

Если эксперт считает, что «4. Приезд в регион лидера партии» окажет большое влияние на «1. Слаженную команду кандидата», то в клетку таблицы на пересечении 4 строки и 1 столбца он должен поставить балл 6.

Практика показывает, что для получения достаточно обоснованных результатов необходимо провести экспертизу факторов избирательной кампании не менее чем с 810 экспертами.

Заполнение 36 таблиц, безусловно, представляет весьма большую по объему, а часто и по интенсивности работу для экспертов. Но и результат работы экспертов будет весьма значим, поскольку в итоге можно надеяться получить значительно более объективные оценки факторов стратегии избирательной кампании, чем при использовании более традиционных методик ее разработки. В частности, при проведении обычных обсуждений стратегий и планов некоторое среднее мнение большинства экспертов обычно формируется с подавлением мнений меньшинства. Предлагаемая методика позволяет не только учесть мнение каждого отдельного эксперта, ценность которого до окончания избирательной кампании, скорее всего, не может быть объективно оценена, но и позволяет получить оценки этих индивидуальных мнений экспертов в баллах, в их числовых выражениях.

С полученными баллами экспертных оценок можно выполнять любые из известных математических процедур интеграции экспертных оценок, описанных в соответствующих руководствах и справочниках. Эти процедуры должны быть направлены на получение числовых выражений значимости различных факторов избирательной кампании. В качестве одной из самых простых из подобных процедур можно предложить следующую.

На основании баллов, проставленных экспертами, можно вычислить средние баллы по всем экспертам по каждому фактору по строкам и столбцам каждой таблицы, а затем расположить эти средние баллы вместе с соответствующими факторами в порядке убывания числовых значений. Аналогично для каждого отдельного эксперта можно выстроить его средние баллы по строкам и столбцам каждой таблицы в порядке убывания. Таким образом можно установить наиболее значимые факторы как в среднем по всем экспертам, так и по каждому из них в отдельности. Чаще всего, в результате экспертизы выявляются несколько групп экспертов, имеющих сходные принципы оценивания, выражающиеся в сходных упорядочениях факторов по убыванию их значимости. В этих случаях можно вычислить средние баллы факторов по каждой такой группе экспертов, и затем описать различные варианты расстановки приоритетов избирательной кампании, предлагаемые этими группами экспертов.

Анализ упорядоченности по убыванию числовых выражений значимости факторов избирательной кампании по всем экспертам, по группам экспертов и по отдельным экспертам позволяет сформировать комплексы из наиболее значимых таких факторов, расположенных на разных уровнях предложенной иерархии. Для этого следует на каждом уровне иерархии отбросить факторы, имеющие низкие экспертные баллы, как малозначимые. В случае противоречивых оценок значимости факторов организаторам экспертизы приходится принимать решение, какие оценки считать низкими или выполнять несколько вариантов обработки такого рода, каждый на основе одной из концепций отбрасывания малозначимых факторов.

Определив малозначимые факторы на каждом уровне иерархии, следует далее, начав с самого низкого 4 уровня выявить те из факторов, которые являются значимыми на 4 уровне для значимых на 3 уровне. Обычно такая процедура позволяет еще больше сократить число значимых факторов, поскольку даже факторы 4 уровня являющиеся значимыми только для незначимых факторов 3 уровня могут быть отброшены при разработке стратегии избирательной кампании. Далее из значимых факторов 3 уровня необходимо аналогично выбрать те, которые значимы для 2 уровня, а из факторов 2 уровня выбрать те, которые значимы для 1 уровня. Выделенные цепочки значимых факторов от мероприятий и событий (4 уровень иерархии), через плюсы, минусы и ограничения (3 уровень иерархии), задачи (2 уровень иерархии), доведенные до целей (1 уровень иерархии) и будут соответствовать основным элементам стратегии избирательной кампании, как это явно или неявно понимается экспертами.

Для ускорения проведения такого рода экспертиз разрабатываются соответствующие программы и базы данных для персональных компьютеров. В этом случае появляются и другие возможности обработки экспертных данных, основанные на более сложных математических моделях и методах прикладной статистики. Но даже простые подсчеты на калькуляторе средних баллов с последующим расположением факторов по степени убывания их значимости могут многое дать для формирования более объективной и обоснованной стратегии избирательной кампании.

В некоторых случаях в результате экспертизы не удается вообще выявить значимые факторы, иногда предлагаемые мероприятия не являются значимыми ни для каких факторов. В этих случаях необходимо проводить дополнительные исследования и разрабатывать иные предложения по использованию ресурсов кандидата или менять цели и задачи его избирательной кампании, потому что экспертиза достаточно достоверно показывает, что он не сможет достигнуть поставленных целей.

В заключение приведем примерное содержание документа «Стратегия избирательной кампании», который формируется по окончании ее разработки.

Примерное содержание стратегии избирательной кампании

1. Описание реальных и мнимых целей избирательной кампании.

2. Расчет числа голосов избирателей, которые необходимо набрать кандидату в результате выборов.

3. Кандидат, его биографические и иные данные, опыт участия в избирательных кампаниях, его сильные и слабые стороны, возможные компрометирующие его сведения и как их можно нейтрализовать.

4. Политическое позиционирование, краткое описание имиджа и стиля кандидата.

5. Соперники нашего кандидата, их сильные и слабые стороны, возможные их компрометирующие сведения. При необходимости выделяется главный оппонент кандидата.

6. Особенности и важнейшие характеристики избирательного округа: географические, демографические, история предыдущих голосований.

7. Целевые для кандидата и другие социальные группы, представленные в округе, их ценности, идеалы, представления, проблемы, их волнующие.

8. Состояние экономики в избирательном округе, ее возможное воздействие на программы кандидатов.

9. Другие проблемы, которые могут оказать сильное влияние на подготовку и ход избирательной кампании.

10. Ключевые задачи избирательной кампании.

11. Ресурсы и ограничения избирательной кампании для кандидата и его конкурентов.

12. Концепция избирательной кампании кандидата (главное сообщение своим избирателям).

13. Методы работы с целевыми для кандидата группами избирателей.

14. Методы работы с основными конкурентами кандидата и их электоратом.

15. Методы работы со средствами массовой информации.

16. Ключевые моменты избирательной кампании и возможные варианты действий в соответствующие периоды.

17. Общий прогноз результатов выборов, основные варианты сценариев избирательной кампании, варианты обеспечения благоприятных сценариев.

18. Приложение: таблицы значимости факторов избирательной кампании (если проводилось экспертное оценивание, подобное описанному в предыдущем разделе).




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта