Демократия.Ру




Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку. Жан Жак Руссо (1712-1778), французский философ, писатель, мыслитель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


26.04.2024, пятница. Московское время 17:44


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

7. В чем состоит смысл подготовки

В вашей деятельности по организации обучения членов избирательных комиссий вы продвинулись достаточно далеко. Однако по-прежнему остается вопрос; как вы расставите ваши учебные приоритеты?

Чтобы решить эту проблему, задайтесь вначале следующим вопросом:

«Если бы мне предстояло провести курс обучения для проведения выборов только один раз, кого бы я включил в учебную группу, прежде всего и чему бы я их стал обучать?»

Проанализировав ситуацию с учетом конечной цели всей вашей деятельности, вы неизбежно придете к убеждению, что учить надо.

Порядку действий в день голосования.

Если как следует подумать над этим вопросом, то станет ясно, что порядок действий членов участковых избирательных комиссий в день голосования лежит, по сути, в основе всего того, что желает и должен знать каждый избиратель, член комиссии и участник выборов. В конце концов, день выборов никак не менее волнителен, чем театральная премьера. Все подготовительные мероприятия, материально-техническое обеспечение и усилия по координации подчинены этому однодневному событию, которое проходит под пристальным контролем со стороны общественности. Выборы проходят без репетиций. Конечная цель всей подготовительной работы состоит в надлежащем проведением дня выборов, который заслуживает того, чтобы быть ВЫСШИМ ПРИОРИТЕТОМ в вашей учебной программе.

Итак,....

Вы соединили вашу главную учебную цель с основным объектом подготовки: Участковой избирательной комиссией.

Эта категория обучаемых составляет самую большую по численности аудиторию, которая действительно нуждается в качественной подготовке. Все зависит от того, насколько профессионально они будут действовать в день выборов, ибо они непосредственно общаются с избирателями в любом субъекте Федерации.

Давайте разовьем эту мысль несколько дальше. Второй крупнейшей по численности группой лиц, которым необходимо иметь четкое представление о порядке проведения голосования, являются члены территориальных избирательных комиссий. Можно ли указать на что-либо из того, что надлежит знать членам участковых избирательных комиссий, чего не обязаны знать члены территориальных избирательных комиссий? Разумеется, нет. Будучи сотрудниками вышестоящей инстанции, члены территориальных избирательных комиссий также должны безупречно разбираться в процедурах, действующих в день выборов. Пожалуй, они должны знать о выборах больше, чем члены участковых избирательных комиссий. Так что, если вы разработали учебные программы на базе того объема данных, которые охватывают вопросы проведения голосования, подсчет голосов избирателей и определение результатов выборов, вы тем самым создали хорошую основу для обучения членов избирательных комиссий обоих этих уровней.

Вы можете мыслить эти два объекта обучения в контексте вашей учебной программы как два концентрических круга, охватывающие задачи подготовки вначале членов участковых, а затем и территориальных избирательных комиссий.

Если учебная программа предполагает тщательную отработку вопросов голосования, и если задачи обучения четко осознаются организаторами обучения, многие другие аспекты проведения выборов также получат естественное освещение в ходе подготовки. По мере разработки детальной учебной программы вы обнаружите, что те учебные дидактические материалы, которые предназначались вами для других целей, легко интегрируются в ваши планы. Видите, как все становится яснее и проще по ходу движения

Используя единые планы, вы можете без труда разработать дополнительные материалы, задания и упражнения для обучения членов территориальных избирательных комиссий по таким вопросам, как:

    - управление и определение сметы расходов;

    - изготовление материалов для проведения выборов и приобретения предметов снабжения;

    - проверка подписных листов и регистрация кандидатов на выборные должности в представительные органы власти;

    - рассылка списков избирателей;

    - обеспечение доступа кандидатов к средствам массовой информации, и организация предвыборных собраний и встреч в поддержку кандидатов;

    - определение результатов выборов;

Орудия труда

Рассматривая подробно вопросы обучения, нельзя обойти стороной тему учебного инструментария, применяемого для подготовки членов участковых избирательных комиссий. Одновременно мы также рассмотрим учебные материалы, используемые при работе с другими участниками избирательного процесса. Любые рекомендации данного раздела, разумеется, могут быть отнесены и к другим учебным целям, которые ставятся перед иными группами обучаемых.

Существует масса учебных материалов и пособий, которые вы можете эффективно использовать с целью помочь людям, проводящим выборы, выполнять свои функциональные обязанности уверенно и правильно. Однако, в зависимости от преследуемых целей, одни материалы лучше, чем другие. По большому счету все дидактические материалы можно разбить на следующие две группы:

    - материалы, объясняющие ПРОЦЕДУРЫ, и

    - материалы, объясняющие НОРМЫ.

В зависимости от состава обучаемых и поставленных целей предпочтение отдается той или иной категории дидактических материалов, например:

    - члену участковой избирательной комиссии, обслуживающему избирателя в день выборов, пожалуй, важнее знать положения инструкции, подробно описывающей процедурные вопросы;

    - кандидат, занятый сбором подписных листов в свою поддержку, будет более заинтересован знанием тех норм, которые регулируют этот вопрос.

Акцент на ту или иную категорию обучаемых и будет чаще всего определять подбор комплекта дидактических материалов, необходимых для реализации поставленных целей обучения.

У вас под руками уже есть материалы, которые вы можете использовать в качестве учебных пособий. В практическом же плане одни материалы могут быть более эффективны, чем другие. Все определяют цели обучения.

Законы и руководящие документы

Закон является основным нормоустанавливающим актом. Законы, видимо, являются вашими главными учебными пособиями. Вы и ваши коллеги из избирательных комиссий субъектов Федерации, наверно, провели бессчетное количество часов за изучением законодательных статей и деталей. И это понятно, так как они лежат в основе всех ваших инструкций и директивных указаний, направляемых нижестоящим избирательным комиссиям. Применяемые вами документы имеют целью заполнить пустоты, оставленные законодательством. Они, как правило, определяют нормы по очень конкретным и частным вопросам. Обычно инструкция адресована узкой аудитории. В качестве примеров такого рода руководящих указаний, которые вы безусловно изучали, а возможно и принимали, следует назвать:

    - Порядок предоставления кандидатам бесплатного и платного эфирного времени, на государственных каналах радио и телевидения и

    - Порядок заполнения подписных листов в поддержку кандидата.

К лицам, крайне заинтересованным в знании всех тонкостей данных регулирующих документов, относятся те, кого в первую очередь данные правила касаются, а именно: кандидаты, выдвигаемые организацией, избирательные объединения, средства массовой информации и избирательные комиссии, отвечающие за соблюдение норм, предписанных данными документами. Поскольку члены участковой избирательной комиссии не имеют непосредственного отношения к этим вопросам, они будут проявлять весьма поверхностный интерес к ним. Что касается законов и инструкций, принятых вашей комиссией, вы, возможно, размножили их в достаточном количестве, а также опубликовали их в своих бюллетенях и крупных региональных периодических изданиях. Вы также, наверно, разослали их большому количеству адресатов, включая избирательные объединения, кандидатов и местных активистов. А когда вы собираете для работы все подчиненные избирательные комиссии, вы наверняка всех снабжаете экземплярами этих руководящих документов для домашнего изучения. И это правильно!

Но достаточно ли этого?

Прочитав закон, будет ли член участковой избирательной комиссии, к примеру, достаточно информирован о процедурных подробностях работы с избирателями, порядке разрешения внештатных ситуаций, правилах подсчета голосов избирателей и безошибочного определения результатов выборов ?

Пожалуй, нет.

В большинстве случаев закон предписывает нормы, то есть гласит «ЧТО ДЕЛАТЬ?», но он не всегда отвечает на вопрос «КАК ДЕЛАТЬ?» вы, наверно, уже обнаружили ряд упущений в законах, которые оставляют открытыми некоторые важные процедурные вопросы. Например:

Законы могут предписывать, что для регистрации в качестве кандидата гражданин должен собрать определенное количество подписей избирателей в свою поддержку. Законы также могут определять, где можно осуществлять сбор подписных листов. Они, однако же, не предписывают процедуру сбора подписных листов.

Законы могут предполагать, что избирательные комиссии будут проверять подписные листы. Но вы, видимо, знаете, что в них ничего не сказано о том, как это следует делать.

Законы могут требовать подсчета бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования до вскрытия стационарных избирательных ящиков. Но в них не сказано подробно о порядке подсчета этих голосов. Нет однозначности относительно того, следует ли понимать под «подсчетом» определение количества избирательных бюллетеней в переносных избирательных ящиках или же подсчет голосов, отданных за каждого кандидата до того, как будут вскрыты стационарные избирательные ящики.

Кроме того, законы не являются самым целесообразным и эффективным дидактическим материалом при обучении конкретной группы лиц выполнению конкретных функций.

    - Законы освещают все аспекты выборов, к большинству из которых конкретный член избирательной комиссии не имеет отношения при исполнении своих обязанностей.

    - Трудно представить, чтобы член участковой избирательной комиссии, занятый обслуживанием бесконечной очереди избирателей в день выборов, заявил, что правовые нормы, регулирующие порядок объявления выборов, особенно важны для качественного выполнения им своих функциональных обязанностей.

    - Член участковой избирательной комиссии извлечет мало пользы из изучения закона, состоящего из 62 статей, из которых лишь одна-две имеют отношение к работе избирательного участка в день выборов.

    - Если ваши законы разработаны также, как соответствующие законы в других странах, правовые нормы, относящиеся к конкретным должностным обязанностям, как правило, разбросаны по всему тексту. Для того чтобы получить полную картину о том, ЧТО необходимо соблюдать, вам придется не один раз перелистать весь закон. В суматошный день выборов это, пожалуй, будет не самое лучшее занятие для члена избирательной комиссии.

Разумеется, было бы просто замечательно, если бы все знали каждую статью закона о выборах. Однако следует признать, что для среднего человека, назначенного выполнять вполне конкретную функцию в день выборов, такой объем знаний был бы сверх всякой необходимой меры. Да и вряд ли кто-либо захотел овладеть таким массивом информации. Исключение могут составлять юристы, которые разрабатывали этот закон, члены вышестоящих избирательных комиссий, вроде вас, отвечающие за проведение выборов, кандидаты и избирательные объединения, стремящиеся победить на выборах, да еще, пожалуй, люди, страдающие бессонницей и читающие все подряд. Законам о выборах не суждено попасть в список самых популярных печатных изданий.

Да, вы идете верным путем! Продолжайте распространять изданные законы.

    - Убедитесь в том, что участковые территориальные избирательные комиссии обеспечены законом о выборах в необходимом количестве.

    - Обязательно включайте их в комплект документов, вручаемый кандидатам.

    - Побуждайте всех знать выборное законодательство.

Но не считайте закон о выборах вашим единственным учебным пособием!

Закон - это ПЕРЕЧЕНЬ норм и правил. Помимо этого руководства вам надо еще иметь тренеров и план проведения игры!

Руководство по проведению голосования

Представьте, что вы ходите в школу, а затем в университет, и везде обходитесь без учебников. Много ли вы усвоили бы, и сколько знаний улетучилось бы из вашей памяти, если бы вы только слушали лекции, особенно те лекции, которые спланированы на послеобеденные часы, и когда так клонит в сон.

Во всяком случае, когда вы учились, вы ежедневно бывали на практических занятиях или лекциях, что делало процесс овладения знаниями непрерывным. Члены участковых избирательных комиссий, как известно, имеют лишь один день, в течение которого они, как известно, призваны продемонстрировать свои знания, навыки и умения! В большинстве случаев их подготовка проводится в очень сжатые сроки. Однако их функциональные обязанности предполагают уверенное владение массой мелких навыков, начиная с оборудования помещения для голосования и открытия избирательного участка и кончая обслуживанием избирателей, подсчетом голосов и подведением итогов голосования.

Допустимо ли в данном случае позволить себе упустить из виду какие-либо шаги?

Неудивительно, что во всем мире инстанции, отвечающие за проведение выборов, широко используют разного рода РУКОВОДСТВА и ИНСТРУКЦИИ для проведения голосования или ПРОЦЕДУРНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ для обеспечения надлежащего выполнения своих обязанностей членов избирательных комиссий.

Вы можете это никому больше не передавать, но мы вам честно скажем: проведение голосования по сложности уступает нейрохирургической операции! Хотя в день выборов и много разного рода хлопот у членов избирательных комиссий (не забудем упомянуть о накале политических пристрастий, который является неизбежной составляющей выборов), действия, выполняемые в этот день, весьма просты, особенно если их разложить по полочкам. Пожалуй, в этом и будет состоять наилучший совет, которым вам следует воспользоваться при разработке процедурного руководства для участковых избирательных комиссий или любой другой аудитории. Действуйте поэтапно, шаг за шагом.

Разработка руководства для проведения голосования

Если вы хотите создать действительно полезное и толковое процедурное руководство, не упускайте из виду следующие основные принципы;

    - ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ (не забывайте, для кого вы пишите эту инструкцию);

    - КОНКРЕТНОСТЬ (не отвлекайтесь от тех задач, которые решают члены участковой избирательной комиссии);

    - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (предписывайте действия в их логической последовательности);

    - ЯСНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ (само собой разумеется);

    - ПРОСТОТА ИЗЛОЖЕНИЯ (мы не могли не подчеркнуть эту мысль еще раз;

    - ЯСНОСТЬ И ПРОСТОТА (этот принцип настолько важен, что о нем следует упомянуть более чем один раз).

В идеальном варианте это руководство должно быть написано с точки зрения человека, который будет применять на практике содержащиеся в нем указания. Такой подход требует от автора представить себя в роли члена избирательной комиссии, который в дальнейшем будет работать с данным руководством.

Не следует забывать и то обстоятельство, что ваше процедурное руководство не должно напоминать аналитическое исследование, или, что еще хуже, роман, или художественную повесть. Воспринимайте этот документ как инструктивное пособие, предписывающее последовательность действий для выполнения поставленной задачи. Вспомните, как написаны самоучители или технические инструкции. Там нет лишних слов. Там вы найдете только указания, иллюстрации и необходимые схемы. Каждое действие предписывается одной двумя фразами, а не описывается во всех ненужных подробностях. Специалисты рекомендуют вам использовать тот же подход при написании Руководства для проведения голосования.

Итак, с чего начать? Но начало уже положено, не забывайте об этом:

    - вы уже знаете выборное законодательство и руководящие документы;

    - опираясь на свое понимание законов о выборах, вы уже определились относительно того, ЧТО надо сделать;

    - вспомните-ка тот совет, которым вы сами себя вооружили: не пытайтесь писать процедурное руководство с ходу, разложите его на части, действуйте поэтапно, шаг за шагом..

Для того чтобы помочь вам успешно справиться с этой задачей и представить порядок действий членов участковой избирательной комиссии в удобоваримой форме, мы решили предложить вам воспользоваться идеей, высказанной Джеффри Д. Блейном, заместителем управляющего делами муниципального совета города Дейтройта, штат Мичиган, США. В общих чертах его идея сводится к тому, чтобы разбить каждый структурный раздел процедурного Руководства на 4 части:

    - описание задач;

    - последовательность действий для их выполнения;

    - возможные внештатные ситуации;

    - порядок действий во внештатных ситуациях.

Он разработал специальную форму для описания конкретных задач. Приведенный ниже образец этой формы дает представление о том, каким образом та или иная задача разбивается на соответствующую последовательность действий, необходимых для достижения поставленных целей.

Структура процедурного руководства для проведения голосования

Составьте перечень глав и разделов, которые должны быть, по вашему мнению, включены в процедурное руководство. По мере углубления в содержание данной темы, вы постепенно охватите все действия членов участковых избирательных комиссий. Применительно ко дню голосования деятельность избирательной комиссии можно разбить на следующие разделы:

    - оборудование помещений избирательного участка;

    - открытие избирательного участка;

    - работа с избирателями;

    - голосование с использованием переносных избирательных ящиков;

    - закрытие избирательного участка;

    - действия комиссии перед началом подсчета голосов;

    - подсчет голосов избирателей;

    - заполнение протокола.

Разумеется, это далеко не все этапы работы избирательной комиссии. Ключом к успеху вашего проекта является ваша целеустремленная работа по детализации всей последовательности действий членов избирательной комиссии. Чем более детально будет расписан ваш план, тем более полным и исчерпывающим ваше руководство в окончательном виде.

Если каждую задачу расписать отдельно, то вы, в конце концов, получите черновой вариант вашего первого процедурного руководства. Ваша дальнейшая задача будет состоять в том, чтобы сделать скомпонованный материал удобоваримым, выразительным и внешне привлекательным

(Образец плана проспекта Процедурного руководства для членов участковых избирательных комиссий дан в Приложении А.)

Ниже приведен образец описания конкретной задачи в полном виде.

Надо же! Теперь, когда задача расписана по этапам, становится совершенно ясно, что если всему этому придать соответствующую стилистическую форму, можно получить готовый пункт процедурного руководства по конкретной задаче.

Такой же подход можно использовать для выявления нестандартных или исключительных ситуаций и определения соответствующих рекомендаций. Ниже приводится образец оформления нештатной ситуации и предлагаемой процедуры ее разрешения. Разумеется, участковая избирательная комиссия должна быть в готовности эффективно действовать в самых разных ситуациях, поэтому каждая типовая задача должна предусматривать несколько нештатных ситуаций с готовыми вариантами решения.

Внештатные ситуации

Существует два широко практикуемых подхода к описанию внештатных ситуаций. Первый предполагает включение их непосредственно в текст Руководства в конце каждого раздела.

Второй подход предполагает вынесение внештатных ситуаций в отдельное приложение для удобства пользования. Основное же процедурное руководство будет содержать описание только всех штатных действий членов участковых избирательных комиссий в строгом порядке и логической последовательности. При возникновении проблемы члены комиссии руководствуются только отдельным справочником по внештатным ситуациям. В этом отношении хорошим примером является Рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии, разработанный Центральной избирательной комиссией для проведения выборов в Государственную Думу в декабре 1995 года. Если у вас нет Рабочего блокнота, или кто-то взял его у вас и не вернул последний экземпляр, вы найдете его в Приложении В.

Ниже приводятся выдержки из руководства для проведения выборов, разработанного Центральной избирательной комиссией в Бангладеш. Ознакомившись с этими материалами, вы убедитесь, что действия членов избирательной комиссии расписаны с использованием кратких инструктивных указаний и наглядных рисунков.


Emptying the ballot in front of all present

    Unfold all the ballot papers and create stacks without regard to candidate choice. Instruct teams of Assistant Presiding Officers and Polling Officers to assist in this process.

    Count the total number of ballot papers. Instruct the teams to write the number of ballot papers they have counted on a piece of paper. Check each other's totals as needed. Report the figure you've written to the Presiding Officer.

    Add the total ballot papers counted by each team to determine the total number of ballot papers from all the ballot boxes at the polling station for the poll.

    The Presiding Officer writes the total number of ballot papers from all the used ballot papers counted to all the observers and officials who are present.

    2. SORTING THE BALLOT PAPERS BY CANDIDATE CHOICE

    The Present Officer can assign Assistant Presiding Officers and Polling Officers to assist him in the sorting progress. Again, officials assigned to each task should work in teams to promote accuracy.

Краткий справочник

В зависимости от избранной вами стратегии и методики курса обучения, а также используемых учебных материалов вы можете принять решение об ограниченной рассылке полного процедурного руководства по выборам. К примеру, Вы можете предпочесть разослать в адрес участковых избирательных комиссий только по одному экземпляру Процедурного руководства. Это, конечно, сократит тираж и связанные с этим расходы. В качестве альтернативы можно предложить издать КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК ПО ВЫБОРАМ для более широкого распространения.

Не расстраивайтесь!

Если вы уже проделали гигантскую работу по написанию процедурного руководства, вы можете легко убедиться в том, что оно содержит материал, который без доработки можно взять за основу текста краткого справочника. Все знают, что краткий справочник служит для того, чтобы напомнить, а не воспроизводить во всех подробностях инструкции основного руководства. Таким образом, если тщательно отобрать указания из основного руководства и как следует их сократить и отредактировать, можно получить довольно небольшое по объему, но значительное по содержанию наставление по проведению голосования в день выборов.

Обычно краткий справочник создается по тематическому принципу и посвящен одной крупной задаче. Такие справочники могут выпускаться отдельно и охватывать те аспекты голосования, которые вы сочли наиболее существенными. Как правило, краткие справочники посвящены следующим вопросам:

    - работе с избирателями;

    - подсчету голосов;

    - правам наблюдателей.

Они могут быть особенно полезны, когда речь идет о выполнении процедуры, не являющейся типовой и не сопряженной с участием большого количества избирателей. Вот вам пара таких примеров.

Краткий справочник может быть особенно незаменим, когда членам участковой избирательной комиссии приходится подсчитывать голоса избирателей, проголосовавших досрочно. Эта задача предполагает выполнение совершенно особенных действий, характерных только для этой ситуации. Кроме этого, правом досрочного голосования пользуются немногие избиратели, которые знают, что в день выборов будут в отъезде и не смогут прибыть на свой избирательный участок.

Краткий справочник может быть также полезен тем членам участковых избирательных комиссий, которые будут дежурить на избирательных участках перед выборами и дополнительно вносить в список избирателей имена граждан, заявивших о том, что они ошибочно не были внесены в списки.

Краткие справочники в порядке экономии средств могут выпускаться на отдельных листах бумаги с текстом на обеих сторонах.

Они также могут иметь разнообразные форматы.

    - В основу справочника могут быть положены выдержки из процедурного руководства по выборам.

    - Справочник может также быть оформлен как блок-схема. Этот подход применяется в Австралии. Вместо текста такой краткий справочник содержит последовательность квадратов, сведенных в единую схему при помощи стрелок. Каждый квадрат обозначает соответствующее действие, которое связано с последующим шагом, обозначенным в соседнем квадрате. Такой формат позволяет менять направление стрелок между квадратами в зависимости от того, какую задачу надо решать - штатную или нештатную.

Вот пример блок-схемы инструкции

Разумеется, эта блок-схема может быть развернута дальше с тем, чтобы охватить и другие варианты «если да» и «если нет».

(Подумать только! Вот вам еще один способ описания порядка действий членов участковых избирательных комиссий. Даже если вы предпочтете текстовой формат, вы будете знать, что существуют и другие пути решения одних и тех же задач.)

    - Вы можете использовать и табличный формат для разработки кратких справочников. Таблицы, например, могут быть особенно удобны для напоминания членам избирательной комиссии о том, как правильно отделять действительные бюллетени от недействительных.

    !!!! МНОГОЦЕЛЕВОЙ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

    Краткие справочные листы хороши тем, что они могут служить многим целям.

    Вы трудились, не жалея сил для того, чтобы обучить членов избирательных комиссий успешно выходить из любой ситуации, связанной с проведением выборов. Они теперь владеют необходимыми навыками и умениями и могут квалифицированно пользоваться необходимыми руководящими документами. Теперь позвольте вам предложить варианты более широкого использования того багажа инструктивных материалов, который вы уже разработали. Вы уже создавали разнообразные пособия по выборам для широкого круга участников. Пусть эти документы послужат вам еще раз.

    Разошлите кандидатам и выдвигавшим их организациям и объединениям экземпляры ваших кратких инструкций, особенно тех которые освещают порядок голосования и подсчет голосов избирателей.

    Призовите их размножить (за свой счет, разумеется) и разослать эти материалы своим доверенным лицам, представителям и наблюдателям в качестве дополнительных учебных пособий.

    Принесите на избирательные участки в день выборов дополнительные экземпляры этих инструкций для раздачи наблюдателям, призванным обеспечить соблюдение положений Закона о выборах. Это, безусловно, позволит частично предотвратить необоснованные жалобы и заявления.

    Посмотрите, нельзя ли некоторые ваши инструкции оформить в виде плакатов для большей наглядности и доходчивости.

На следующих страницах вы найдете образцы кратких справочных листов, отформатированных в соответствии с теми подходами, которые были обсуждены выше.

    «Объяснительный формат» заимствован из инструкций, принятых в Бангладеш;

    «блок-схемный формат» взят из документов, действующих в Австралии;

    «табличный формат» взят из ..., мы создали его сами!

Справочное пособие в табличной форме

(Результаты проверки бюллетеней, приведенные ниже, могут и не соответствовать Вашим правилам, но они помогают получить общее представление о методике.)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ И НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ

Задание и способ заполнения бюллетеня

Действительный

Недействительный

Бюллетень не в принятом формате

 

Х

В бюллетене нет отметок

 

Х

В бюллетене отмечено более одной фамилии

 

Х

Бюллетень помечен в одной клетке знаком минус

Х

 

Бюллетень порван, но один кандидат отмечен правильно

Х

 

Бюллетень помечен карандашом

Х

 

Бюллетень помечен кружочком вокруг фамилии одного из кандидатов

 

Х

В бюллетене вычеркнуты все фамилии, кроме одной

 

Х

Бюллетень имеет официальную печать, но не имеет подписи члена избиркома

Х

 

В бюллетене одна большая пометка в виде «X», которая попадает на две клетки

 

Х

В бюллетене имеется запись

 

Х

Бюллетень подписан избирателем

 

Х

В бюллетень вписана фамилия дополнительного кандидата

 

Х

На бюллетене в избирательном ящике имеется пометка о проверке

Х

 

ELECTORAL TRAINING INSTITUTE

1. POLLING BOOTH QUICK REFERENCE GUIDE FOR CONDUCT OF THE POLL

A. GETTING READY

1. Who May Be Present for the Poll

Partisan Observers

    - Contesting Candidates
    - Election Agents
    - Polling Agents

Neutral Watchers

    - Journalists
    - International Observers
    - Domestic Watchers Representing Non-Governmental Organizations

    - Other Persons Given Permission by the Returning Officer

2. Set Up Polling Booth

    - Set up polling booth to ensure a smooth flow of voters through the process.
    - Provide adequate view for authorized observers.
    - Make secrecy area for voters to mark ballot papers in private.
    - Place ballot box in plain view.
    - Ensure ballots and materials are secure.

3. Before Voting Begins

    - Ensure ballot box(es) are empty.
    - Show empty ballot box(es) to everyone present.
    - Write serial # of ballot box(es) on Recording Ballot Boxes. (Form XIA)
    - Allow observers to sign the form and affix seal if they choose.
    - Announce # of voters on list and # of ballot papers received.

B. ROUTINE PROCESSING OF VOTERS

STEP 1: Voter shows Identification Card.

STEP 2: Find voter's name on voter list and mark and make a tic mark by it.

STEP 3: Inspect voters fingers and apply ink to base of thumb nail.

STEP 4: Place voter's signature or thumbprint on counterfoil.

STEP 5: After writing voter's name and serial # in the counterfoil, tamp the back of the ballot paper with the official mark. Issue the stamped ballot to the voter.

STEP 6: Voter marks his ballot paper in secrecy area before depositing it in ballot box.

C. VOTERS NEEDING SPECIAL PROCESSING

1. Tendered Ballot Papers

Who? A voter who presents an ID Card, but whose name has already been checked on the voter list.

What? Voter must vote Tendered Ballot Paper.

How?

    Inform voter his name is already marked.
    If voter still wants to vote, add voter's name to Tendered Votes List.
    Process voter in normal manner and issue ballot paper.
    Instruct voter to return voted ballot paper to the Assistant Presiding Officer.
    Upon voter's return with voted ballot, write voter's name and serial # on back of ballot paper.
    Put ballot paper in Tendered Ballot Paper Packet for candidate receiving voter's vote.

2. Challenged Ballot Papers

Who? Voter whose identity is challenged by candidate or agent, or who is alleged to have already voted.

What? Voter must vote Challenged Ballot.

How?

    Inform voter his vote is being challenged.
    Challenger deposits fee of 5 Taka.
    Issue a receipt for the fee.
    Warn voter of consequences.
    Add vote's name to Challenged Votes List.
    Process voter in normal manner and issue ballot paper.
    Voter returns voted ballot to Assistant Presiding Officer.
    Place voted ballot in Challenged Ballot Paper Packet.

СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ В ФОРМЕ БЛОК-СХЕМЫ ДЛЯ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
(Австралия: завершение выборов)

CLOSING PROCEDURES


Увеличить

Помощники в работе

Когда вы что-то делаете или что-то подготавливаете, и это что-то является необходимой частью вашей работы, подумайте о том, как можно это использовать, чтобы !! УБИТЬ ДВУХ ЗАЙЦЕВ в будущем..

Это относится к такому случаю, когда требуется провести усовершенствование материалов (которые необходимо подготовить в любом случае) так, чтобы они стали действительными «помощниками в работе». Такое заблаговременное планирование некоторых дополнительных мероприятий сможет обеспечить необходимую помощь сотрудникам избирательных комиссий именно в тот момент, когда это наиболее необходимо.

Возможно, вы уже создали себе таких «помощников» и так к ним привыкли, что не рассматриваете их, как нечто необычное. Они как бы стали вашей второй натурой. Но, несмотря ни на что, они продолжают оказывать эффективную помощь в работе.

Если вы проводите несколько выборов одновременно, то, очевидно, уже поняли, что целесообразно печатать бюллетени по каждым выборам на бумаге различного цвета. Это - хороший пример «помощников в работе», о которых идет речь. От вас не потребовалось никаких дополнительных усилий .... бюллетени надо печатать в любом случае, но «кодирование» посредством цвета упростит работу членов избирательных комиссий.

Другой пример таких «помощников» - различные наклейки для маркировки документов, бюллетеней и других материалов, связанных с голосованием, которые необходимо складывать по пакетам для передачи, хранения и архивирования. Различные наклейки облегчают работу сотрудникам избирательных комиссий в конце утомительного рабочего дня после закрытия избирательных участков. Это также помогает избежать лишних ошибок... Таким образом, и работа становится легче.

Контрольный список материалов и оборудования, которые должны находиться на избирательных участках, также является отличным помощником в работе. Наличие такого перечня позволяет членам избирательных комиссий не ломать голову при подготовке участка ко дню выборов. Контрольный список поможет избежать ситуаций, когда вместо ручек в кабины для тайного голосования положены карандаши, или когда отсутствует какая-либо форма.

Поговорим о формах...

Факт остается фактом: формы - это основа всего процесса выборов. Формы, формы и еще раз формы.

Составление необходимых форм - это очень ответственная и трудная работа. С другой стороны, формы сами по себе могут стать весьма эффективным и полезным «помощником в работе», за который вам скажут спасибо сотрудники нижестоящих избирательных комиссий. Конечно, не все будет гладко, но хорошие формы позволят вам во много раз сократить объем работы и избежать многих лишних вопросов и ошибок.

Основные требования, которые предъявляются к формам, как «помощникам в работе», это -

    - НАГЛЯДНОСТЬ и

    - ПРОСТОТА ПОЛЬЗОВАНИЯ.

Хорошая форма не требует дополнительных объяснений. Цель формы и порядок ее заполнения должны быть очевидны.

Самым лучшим примером этому является протокол, который использовался на президентских выборах 1996 года.

Протокол состоял из двух частей: 1) отчет о бюллетенях, использованных на избирательном участке, и 2) отчетность о числе поданных голосов. Что касается отчета о числе голосов, то здесь все прошло гладко. Однако, как отметили наблюдатели, не на всех избирательных участках все было гладко с отчетностью. Причина этому кроется не в плохой подготовке сотрудников комиссий, а, скорее, в технических недостатках.

Все началось с самого Закона. В Законе указано 10 пунктов, касающихся отчетности по числу голосов. Протокол также был составлен с учетом этих 10 пунктов. Проблема заключалась в том, что другие положения Закона предусматривали также включение дополнительных данных. К сожалению, для такой дополнительной информации в протоколе не было отведено места.

Центральная избирательная комиссия проделала значительную работу, пытаясь преодолеть данную проблему, для чего был издан «Единый порядок подведения итогов голосования и составления протоколов». Например, Закон не указывал, что испорченные бюллетени необходимо учитывать и отражать в протоколах.

Понимая, что при подведении итогов необходимо учитывать и испорченные бюллетени, для приведения расчетов в соответствие, Центральная избирательная комиссия предложила учитывать испорченные бюллетени как неиспользованные (погашенные) бюллетени, что не предусматривалось Законом. Также в инструкции ЦИК содержалось напоминание сотрудникам комиссий, что бюллетени, содержащиеся в переносных ящиках должны быть признаны недействительными, если их число превышает число заявлений, и что число таких признанных недействительными бюллетеней должно быть включено в общее число недействительных бюллетеней.

К сожалению, форма протокола отражает только первоначальные категории, то есть те, которые определены в Законе. В то же время целый ряд показателей, которые в действительности необходимо определять, отсутствовали и в самом протоколе. Это означало, что сотрудникам комиссий приходилось постоянно обращаться к инструкции ЦИК для того, чтобы понять, как получить правильный результат по целому ряду показателей, которые были включены в протокол. В конце процедуры подсчета голосов, глубокой ночью, как во время первого, так и второго раундов президентских выборов становилось очевидным, что процедура составления протокола в части, касающейся отчетности, является путаной и трудной для понимания большинства членов избирательных комиссий.

Многие из данных проблем можно было легко преодолеть, если бы форма протокола была «помощником в работе.

Для того чтобы протокол был НАГЛЯДНЫМ и ПРОСТЫМ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ, его нужно было составить иначе, выделить в нем место и дать сопроводительные пояснения, которые помогли бы сотрудникам комиссий осуществлять конкретные расчеты непосредственно в протоколе. Такие усовершенствования сделали бы форму протокола удобной в использовании, а промежуточные расчеты облегчили бы работу по проверке результатов голосования. Вместо того чтобы просто записывать итоговую сумму по каждому уравнению, было бы более целесообразно указывать подробные промежуточные результаты отчетов, что позволило бы наблюдателям и вышестоящим избирательным комиссиям, а также другим заинтересованным лицам увидеть, как были получены итоговые результаты. Такая детализация была бы также полезна при судебных разбирательствах в случае опротестования результатов выборов

Ниже приводится пример того, как можно было бы усовершенствовать протокол, чтобы облегчить работу членов участковых избирательных комиссий и в то же время упростить и сделать более методически совершенной работу по проверке правильности результатов подсчета голосов. В форму можно было бы не только включить конкретные позиции, по которым закон требует отчетности, но и пояснения в отношении порядка проведения расчетов. Нижеприведенный пример, возможно, поможет вам пересмотреть форму протокола так, чтобы она стала хорошим «помощником в работе».

Образец формы протокола, который может служить «ПОМОЩНИКОМ В РАБОТЕ»

1

Число избирателей в общем списке

_________

 

Число избирателей, дополнительно внесенных в список избирателей

+_________

Число избирателей, получивших открепительные удостоверения

-_________

ОБЩЕЕ ЧИСЛО ИЗБИРАТЕЛЕЙ В СПИСКЕ

=_________

       

2

Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией

         

3

Число бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов

         

4

Число бюллетеней, выданных избирателям, которые проголосовали вне помещения для голосования

         

5

Число неиспользованных бюллетеней

_________

 

Число испорченных бюллетеней

+_________

ОБЩЕЕ ЧИСЛО НЕИСПОЛЬЗОВАННЫХ БЮЛЕТЕНЕЙ

=_________

       

6

Число бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках

_________

 

Число бюллетеней неустановленного образца, содержащихся в стационарных избирательных ящиках

-_________

ОБЩЕЕ ЧИСЛО БЮЛЛЕТЕНЕЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В СТАНДАРТНЫХ СТАЦИОНАРНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ЯЩИКАХ

=_________

       

7

Число бюллетеней, содержащихся в переносном избирательном ящике

_________

 

Число бюллетеней неустановленного образца, содержащихся в переносных избирательных ящиках

-_________

ОБЩЕЕ ЧИСЛО БЮЛЛЕТЕНЕЙ УСТАНОВЛЕННОГО ОБРАЗЦА, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ПЕРЕНОСНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ЯЩИКАХ

=_________

       

8

Общее число действительных бюллетеней

         

9

Общее число бюллетеней, признанных недействительными из-за содержащихся в них ошибок при заполнении

_________

 

Число бюллетеней, признанных недействительными из-за превышения числа бюллетеней, содержащихся в переносном избирательном ящике над числом заявлений о голосовании вне помещения для голосования

+_________

ОБЩЕЕ ЧИСЛО ТАКИХ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ

=_________

       

10

Общее число бюллетеней без каких-либо пометок

         

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта