Демократия.Ру




Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право. Г. Лихтенберг


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


24.04.2024, среда. Московское время 00:03

Примеры законов, регулирующих СМИ в избирательном процессе

Название Закона

Примеры статей, относящихся к СМИ и предвыборным кампаниям

Федеральный Закон об Основных Гарантиях Избирательных Прав Граждан Российской Федерации

Статья 22, § 1: Кандидаты, принимающие участие в избирательных кампаниях, должны быть освобождены от их постоянных обязанностей.
Статья 23:
Права всех граждан и избирательных объединений на предвыборную кампанию, а также на проведение кампании за или против кандидатов; избирательным объединениям и блокам гарантируется равный доступ к СМИ; описание мероприятий, относящихся к предвыборной кампании; кандидаты и избирательные объединения свободны в выборе формы проведения предвыборной кампании в СМИ; члены избирательных комиссий, органы государственной власти и органы самоуправления не имеют права принимать участие в предвыборной кампании.
Статья 24:
Кандидаты и избирательные объединения имеют право на бесплатное время на государственных и муниципальных теле и радиостанциях на территории соответствующих избирательных округов; по соглашению могут оплачивать дополнительное время в государственных СМИ; оплата эфирного времени должна быть одинаковой для всех кандидатов и избирательных объединений; ЦИК совместно с государственными органами ответственными за исполнение прав и свобод граждан в СМИ издают инструкции по предоставлению эфирного времени; СМИ, используемые или финансируемые государственными или муниципальными органами, учреждениями и т. д. обязаны предоставить равные возможности для кандидатов и избирательных объединений в освещении их предвыборных платформ; печатные агитационные материалы должны содержать информацию об источнике этих материалов; анонимная агитация запрещена.
Статья 25:
Предвыборные кампании не должны злоупотреблять свободой СМИ путем разжигания общественной, национальной или религиозной вражды и нетерпимости, а также призывать к захвату власти, силовому изменению конституционного порядка или государственной целостности, войне; избирательная комиссия имеет право обратиться в суд на предмет отмены регистрации кандидата за нарушения; суд обязан провести расследование в течение 3 дней; избирательные комиссии должны гарантировать соблюдение процедур ведения предвыборной кампании.
Статья 28:
Определяет механизм накопления финансовых средств и ограничения на финансирование; требования по образованию избирательных фондов кандидатов; использование средств избирательных фондов только на цели избирательных кампаний; соответствующие избирательные комиссии обязаны периодически предоставлять информацию о суммах и источниках средств в избирательных фондах на основе данных, предоставляемых кандидатами и избирательными объединениями; предоставление полной информации о собранных средствах и расходах в избирательную комиссию в течение 30 дней со дня выборов; и избирательная комиссия должна опубликовать отчеты в течение 45 дней со дня выборов.
Статья 29:
Часть или все финансовые средства, собранные в избирательный фонд должны быть переведены на счет в банке или ином финансовом учреждении; счет должен быть открыт кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей избирательной комиссии после регистрации кандидата; ЦИК должна выработать процедуры для открытия и сохранения счетов, а также для предоставления отчетов о финансовых средствах по соглашению с Центробанком; права использовать средства избирательных фондов гарантированы кандидатам и избирательным объединениям; после выборов неиспользованные средства должны быть переведены на счета жертвователей и соответствующих организаций.

Федеральный Закон о выборах Президента Российской Федерации

Статья 37, § 1: Кандидаты, занятые в СМИ, должны быть освобождены от своих обязанностей на период избирательной кампании;
Статья 38
: Граждане, кандидаты, избирательные объединения, инициативные группы имеют право на проведение открытой избирательной кампании; запрещает ведение избирательной кампании органам государственной власти и муниципальным учреждениям и их служащим, военным частям и учреждениям, благотворительным и религиозным организациям, членам избирательных комиссий; предвыборная кампания начинается после регистрации кандидата и заканчивается в 12 ночи за два дня до дня выборов; определяет разрешенные средства ведения избирательных кампаний, включая СМИ; журналистам, редакторам не разрешается проводить программы в СМИ. принимать участие в освещении выборов в СМИ, если они являются кандидатами или доверенными лицами кандидатов или членами избирательных комиссий.
Статья 39:
§ 1 касается злоупотреблением права свободы СМИ, так же как и статья 25 Закона об Основных Гарантиях; § 3 предписывает избирательным комиссиям право на контроль за соблюдением установленного порядка ведения предвыборной кампании; если поступает информация о незаконных действиях, неправомерной агитации, то должны быть приняты соответствующие меры для предотвращения подобных действий через взаимодействие с органами власти, и через обращение в Верховный Суд на предмет отмены регистрации кандидата.
Статья 40:
Гарантирует кандидатам эфирное время на телевидении и радио, финансируемого за счет бюджетов соответствующих органов (федеральных или субъектов) на равной основе и бесплатно; избирательные объединения, блоки и инициативные группы имеют право на использование государственных и муниципальных СМИ; ЦИК должен совместно с государственными органами, ответственными за соблюдение прав и свобод СМИ, издать инструкции о механизме предоставления эфирного времени кандидатам с учетом пожеланий кандидатов, избирательных объединений, блоков и инициативных групп; определяет формы использования СМИ; кандидатам разрешено использовать муниципальные СМИ; кандидаты, избирательные объединения, блоки и инициативные группы свободны в выборе форм агитации; рекламирование товаров и услуг в блоках с политической рекламой в СМИ; Программы СМИ должны предоставлять информацию о ведении предвыборной кампании в отдельных информационных блоках без комментариев и без определения избирательного блока; лица, занятые в СМИ, могут не принимать участие в информировании общественности о выборах, если они являются кандидатами; передачи в СМИ, в которых содержатся материалы о предвыборной кампании, должны быть записаны на видео и сохраняться в течение 6 месяцев.
Статья 45:
Касается прав кандидатов на ведение предвыборной кампании; ограничения на финансовые средства и их источники; перевод денежных средств на счета отделений Сберегательного Банка России; отчеты о средствах и расходах на счетах кандидатов, предоставляемые соответствующими отделениями банков в ЦИК; возвращение незаконных пожертвований; кандидатам запрещается использовать финансовые средства и других источников, кроме их избирательных фондов; ЦИК имеет право обратиться в Верховный Суд на предмет отмены регистрации кандидата, который применил средства не и избирательного фонда для ведения предвыборной кампании;
Статья 46:
Процедуры по предоставлению финансовой отчетности; § 1, ЦИК должен определить процедуры в соответствии с законодательством; § 3, кандидаты должны представить отчеты в ЦИК в течение 30 дней после выборов;
ЦИК должен предоставить копии отчетов в СМИ.

Законы Российской Федерации о СМИ

Статьи 3, 4, 26, 34, 35, 43, 44, 45, 47, 49, 51, 58, 62
Статья З:
Неприемлемость цензуры
Статья 4:
Неприемлемость злоупотребления правом свободы СМИ;
Статья 26:
Публикации в СМИ осуществляются с разрешения Главного Редактора
Статья 34:
Сохранение материалов СМИ; создание системы сохранения материалов и их каталоги - участники, время, дата, темы и т. д.; устанавливает сроки, до которого должны сохраняться материалы.
Статья 35:
Обязательные отчеты, включая официальные отчеты по требованию государственных учреждений, регулируемых своими уставами, и другие материалы, публикация которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Статья 43:
Право любого гражданина опровергнуть информацию, которая не соответствует реальности и
оскорбляет его личное достоинство; граждане и организации имеют право ознакомиться с текстом опровержения;
Статья 44:
Предписывает процедуру подачи опровержения
Статья 45:
Предписывает основания для отказа в опубликовании опровержения;
Статья 46:
Право гражданина опубликовать опровержение в тех же СМИ, которые распространили ложную информацию;
Статья 47:
Определяет права журналистов;
Статья 49:
Определяет обязанности журналистов;
Статья 51:
Неприемлемость злоупотребления правами журналиста, включая распространение ложных слухов, сокрытие или фальсификацию важной информации, распространение информации с целью дискредитации лица или группы лиц (....) по политическим убеждениям.
Статья 58;
Ответственность за нарушение права свободы СМИ, включая незаконное ограничение или вмешательство в деятельность СМИ, нажим на журналистов с целью распространения ложной информации, вмешательство в деятельность или нарушение профессиональной независимости редакторов СМИ, нарушение прав журналистов.
Статья 60:
Ответственность за Нарушение законодательства о СМИ, включая ограничения на распространение продукции СМИ, подготовленной в полном соответствии с законодательство, нарушение правил по распространению обязательных отчетов, рекламных роликов.
Статья 62:
Компенсация морального ущерба, нанесенного частным лицам в результате распространения в СМИ информации, противоречащей реальности и унижающей честь и достоинство лица и причиняя ему прочие нематериальные убытки (....) по решению суда, СМИ, виновных государственных служащих и частных лиц

Гражданский кодекс

Статья 19: § 4, Использование прав и приобретение обязанностей от имени другого лица запрещено;
§ 5, Ущерб, причиненный лицу в результате не должного использования его имени, должен быть компенсирован; в случае, если не должное использование имени лица причиняет ей\ему ущерб, должны применяться статья 152 гражданского кодекса.
Статья 152:
Защита чести, достоинства и профессиональной репутации;
§ 1, любое лицо имеет право потребовать опровержения любой информации, наносящей ущерб чести, достоинству или профессиональной репутации, в суде, если лицо, распространившее подобную информацию, не может предоставить доказательства в суде;
§ 3, любое лицо, права и законные интересы которого ущемлены в связи с информацией в СМИ, имеет право опубликовать опровержение в тех же СМИ;
§ 5, любое лицо, честь, достоинство и профессиональная репутация которого ущемлена, имеет право потребовать компенсацию материального и морального ущерба вместе с опровержением такой информации

Уголовный кодекс РФ и кодекс об административных правонарушениях РФ

Ст. 40(11): Штрафы налагаются на тех кандидатов, депутатов или избирательные объединения, которые не предоставят или не опубликуют отчеты по всем вкладам в избирательную кампанию и всем расходам.
Ст. 40(12):
Штрафы и конфискация вкладов, незаконным образом, полученным кандидатами или избирательными объединениями.

Постановления и инструкции

Эти примеры предоставляют основную информацию о законах, применяемых в каждом отдельном случае, но не всегда включают все нормы, регулирующие деятельность в подготовке к выборам. Представители СМИ, кандидаты, избирательные объединения, инициативные группы избирателей, местные власти, работники избирательных комиссий и иные участники процесса должны сами разбираться, какие другие законы применяются в этой связи.

Участники процесса должны также внимательно следить за инструкциями и постановлениями ЦИК РФ и других государственных органов, относящихся к проведению предвыборной кампании. Зачастую такие инструкции предоставляют детально проработанную процедуру, не выраженную явно законом. Некоторые инструкции уже приняты, другие ожидаются в ближайшем будущем. В любом случае будет полезно иметь полную информацию, чтобы отвечать требованиям закона.

Примеры таких инструкций/положений/постановлений, которые необходимо знать:

- Положение о процедуре отчетности за полученные и расходуемые средства из избирательных фондов кандидатов;
- Процедура отчетности за полученные и расходуемые средства из избирательных фондов кандидатов;
- Инструкции по использованию СМИ в предвыборной кампании;
- Постановления или инструкции местных органов власти по использованию местных СМИ в предвыборной кампании.
- Разъяснения ЦИК РФ о порядке деятельности доверенных лиц кандидатов на должность Президента РФ, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей, наблюдателей, представителей средств массовой информации при проведении выборов Президента РФ.




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта