Демократия.Ру




От своих кандидатов мы не ожидаем ничего хорошего, но надеемся на лучшее. Неизвестный


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


25.04.2024, четверг. Московское время 12:59


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Есельсон С.Б. Новая модель региональных выборов: роль СМИ

Консультирование действующих губернаторов на региональных выборах 2001 года требовало, в отличие от былых лет, выверенной концепции, позволяющей объяснять и прогнозировать действия «Центра», прогнозировать появление и характер маневров основных действующих лиц на поле предвыборных баталий. Это, на наш взгляд, связано с изменением характера выборов и неэффективностью в новых условиях сложившихся стереотипов ведения предвыборной борьбы.

На основе анализа нескольких успешно проведенных избирательных кампаний на губернаторских выборах прошлого года в российских регионах можно сделать ряд выводов.

Строя концепцию выборов, разумно исходить из следующего понимания политической ситуации в стране.

    1. В стране закончилась консолидация пакетов акций в промышленности. В силу этого процесс инвестирования в промышленность обрел смысл.
    2. Разворачивается борьба за обладание наиболее доходными объектами промышленности между крупнейшими российскими сырьевыми и инфраструктурными корпорациями, вступающими в полосу диверсификации капитала, и хозяевами этих объектов.
    3. Центральная исполнительная власть в стране в лице Президента, его Администрации, Совета Безопасности установила свой приоритет перед лидерами крупнейшего отечественного бизнеса, так называемыми олигархами - так, что отныне не олигархи диктуют условия высшим государственным чиновникам, а, напротив, те - им.
    4. Центральная исполнительная власть страны в качестве стержневой идеи своей политики приняла идею всемерной поддержки экономического усиления и возвышения на внутреннем и внешнем рынке наиболее крупных и успешных российских корпораций.

Консультируя действующих губернаторов, имеет смысл исходить из того, что по отношению к региональным выборам нынешняя центральная власть ставит несколько целей:

    1. Повысить авторитет региональной власти в глазах населения, отстранив от власти наиболее одиозные фигуры, скомпрометировавшие себя в ходе приватизационного десятилетья.
    2. Обеспечить интересы уже упомянутых корпораций в регионах.
    3. Отдалить от власти наиболее сепаратно от Центра ведущих себя региональных политиков.

Кроме того, следует учитывать, что сама Центральная власть неоднородна, и если в ней и есть согласие между разными кабинетами по вышеупомянутым пунктам в общих чертах, то его может и не быть в деталях, в том, как трактовать ту или иную конкретную ситуацию, конкретного регионального политического деятеля. Важным, на наш взгляд, является предположение о том, что ни один ресурсодостаточный кандидат не пойдет в нынешней политической обстановке на выборы, не заручившись поддержкой хотя бы в одном из «центральных» кабинетов. Из чего следует и тактика борьбы за кабинеты.

Выборы нового типа проводятся с учетом, в первую очередь, всех вышеперечисленных обстоятельств. Такой учет позволяет кандидату реалистичнее оценить, каковы могут быть намерения у Центра по отношении к нему и построить стратегию, позволяющую вести борьбу за выигрыш даже с самыми минимальными исходными шансами. Попытаемся охарактеризовать особенности новых выборов с позиции консультантов действующих губернаторов, вступающих в борьбу за сохранение своего кресла.

Заранее, задолго до выборов, определяется исчерпывающий перечень возможных конкурентов, удовлетворяющих требованиям Центра. И начинается сложная дипломатическая работа по недопущению выдвижения наиболее опасных для действующего губернатора кандидатур. В результате - к моменту выдвижения желательно, чтобы из этого списка выдвинулся слабейший и удобнейший, например, неоднократно побежденный действующим губернатором лидер местных коммунистов, не авторитетный даже среди самих коммунистов из-за своей оторванности от их нужд и погруженности в заботы московского истеблишмента.

Заранее начинается работа, цель которой показать Центру, что несмотря на длительность своего пребывания у власти в регионе, губернатор авторитетен среди населения и влиятелен среди местного истеблишмента, что его исчезновение со своего поста может дестабилизировать ситуацию, ухудшить экономическую обстановку в регионе. В этой невидимой информационно-аналитической войне желательно, чтобы поле брани осталось за командой губернатора.

Таким образом, в отличие от былых кампаний, выборы, во многом, делаются до начала предвыборных баталий, за счет перехвата и умелого управления информационными потоками, идущими в Центр, предметом которых является анализ ситуации в регионе и шансов различных кандидатур на предстоящих выборах. Следующие необходимые компоненты этого этапа - переговоры с самими потенциальными партнерами, достижение соглашений в кабинетах, куда потенциальные соперники могли бы обратиться за поддержкой.

Очередные успехи на ниве переговоров в «центральных» кабинетах приводят к появлению очередной консультационной команды, присланной для поддержки губернатора на выборах. Эти команды имеют, в первую очередь знаковое значение - они означают, что очередной «центральный кабинет» взят. Реально же выборы делаются высококачественным менеджментом, способным построить эффективную систему предвыборной деятельности и умело ею управляющим.

Те кандидаты, которые демонстрируют отношение к выборам как к агитационно-пропагандистской компании, и только, в «новых» выборах проигрывают неизбежно. Например, осуществив некачественно сбор подписей, они не могут зарегистрироваться в качестве кандидата или для них оказывается неожиданной проблема «странного» поведения судов и избиркомов, или неожиданностью оказывается закрытый аэропорт при ясной погоде.

Новый тип региональных выборов - это сложное организационно-техническое действие в области политики, требующее для своего проектирования и управления - скорее военно-штабного мышления, чем мышления пропагандиста или рекламиста. Борьба при таких выборах происходит во всех компонентах разворачивающейся системы деятельности, она ведется со всевозможным, расширяющимся арсеналом средств, за установление контропя над необходимыми ресурсами и парализацией аналогичных устремлений противников. И в этой борьбе не становится неважных деталей. Проиграть можно и на неправильно оформленных сведениях о доходах и на неправильно оформленных листах с подписями.

В этом смысле соображения об архитипических пожеланиях российского электората и их чрезвычайной важности для исхода выборов, предлагаемые Дзялошинским, не соответствует практике региональных выборов прошлого года. Электоральные предпочтения оказываются лишь одним из факторов, но отнюдь не единственным, на который приходится ориентироваться при ведении выборов. Вообще говоря, электоральные предпочтения начинают иметь значение, только тогда, когда уравновешены силы соперников по иным компонентам предвыборной деятельности. Мы не согласны с Дзялошинским, когда он говорит, что избиратель ждет что-то типа свадьбы или праздника, а ему предлагают контракт с кандидатом: «Ты - мне, а я - тебе».

Умудренный избиратель, если и ждет что-то, то по принципу: «С дохлой овцы - хоть шерсти клок», пытаясь получить вожделенное именно во время предвыборной компании, не откладывая на потом. Это, так сказать, изнутри. А извне - нынешние предвыборные баталии скорее могут напомнить схватку князей за контроль над территориями, исход которой был почти всегда безразличен населению территории. Можно, конечно, и устраивать особый праздник для электората. Но только сначала принять для себя тезис, что дело это не архитипическое, а проектное. Праздник проектируется и устраивается, если это оказывается необходимым, в предвыборной борьбе. Или если находится у кого-то энергия, силы и достаточная мотивация чтобы внедрять традицию саму по себе, безотносительно какой-либо прагматики.

Выборы новой политической эпохи, по-новому определили место региональной прессы в системе предвыборной борьбы. Районные газеты оказывались чутким барометром взаимоотношений районной власти и власти субъекта федерации. Наличие районного или городского главы, ведущего собственную политическую линию, отличную от линии администрации субъекта федерации, всегда превращало местную газету в орудие, используемое местной администрацией. В условиях отсутствия открытых столкновений это, как правило, выражалось в позиции: все хорошее в жизни жителей района - от местного главы, а также в сарказме журналистов по отношению к деяниям власти субъекта. При этом политическое пространство таких газет как бы было расчерчено под двух игроков - районное начальство и начальство субъекта. Урегулирование отношений между руководством субъекта федерации и местной властью всегда выражалось в том, что газета передавала «ресурс хорошести» от местного начальства - начальству субъекта.

Если когда-то политическая самостоятельность журналиста проявлялась в эзоповом языке, то ныне - в выборе негативной тематики для постоянного освещения. Так публикации об угрозе наркомании зачастую появляются на страницах районки того района, где это отнюдь не самый насущный вопрос, то же самое - с угрозой кишечных инфекций, то же самое - с угрозой от АЭС или от ядерных отходов. В этом случае предвыборная борьба требует взаимодействия непосредственно с руководством и коллективом издания, а не с руководством района.

Построение системы оперативного управления региональной прессой в ходе предвыборной компании приводит к широкому применению метода синхронной перепечатки стандартных текстов, первоначально появляющихся в центральных изданиях. Кроме того, оказывается сравнительно не трудно в этих условиях вести повсеместно фоновую пропаганду кандидата, выдвигая на передний план достижения администрации субъекта федерации и уводя на задний план самого кандидата.

Выборы - это повышенное внимание населения к СМИ. Именно в это время в СМИ себя заявляют различные политические силы с целью использования этого ресурса внимания. Своим действиями, непосредственно не направленными против какой-либо из борющихся сторон, они, тем не менее, создают фон, атмосферу этой борьбы, становятся фактором этой борьбы. Так зачастую выборы используются РНЕ, «зелеными», всякими политическими новообразованиями, отдельными политиками будущих кампаний - для привлечения к себе внимания. Один пример - появление в одной из районок на губернаторских выборах прошлого года публикаций, призывающих объединиться православных и ваххабитов против общего семитского врага, широкий резонанс от этих статей, позволяло противникам губернатора использовать эти статьи против него через подведение действовавшей в России 10 лет власти под клеймо этого самого врага, что и заставляло реагировать на них команду губернатора не как на действия «третьих сил», а как на материалы противника.

Наконец, требование высокого менеджмента во время компании - это и построение собственных, не зависящих ни от кого систем оперативного сбора информации о происходящем в районах области и оперативного корректирования принимаемых управленческих решений, с учетом поступающих сведений. Создание в районах субъекта федерации сети наблюдателей за ходом предвыборной борьбы из числа специально подготовленных местных жителей, наблюдателей, ежедневно подающих информацию о происходящем, сети, неизвестной ни собственным штабам, ни штабам противников, ни местным властным структурам - еще одна характерная примета нового поколения выборов, со всей определенностью заявившего о себе в 2001 году.

Есельсон С.Б.
Гуманитарный фонд «Прикладная политология»,
г. Ростов-на-Дону

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта