Демократия.Ру




Отличие государственного деятеля от политика в том что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель на следующее поколение. Уинстон Черчилль


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


19.04.2024, пятница. Московское время 13:54

Интернет-мониторинг избирательных кампаний 1999-2000 годов в России

Кульянов Е.Г.

    Статья из сборника ИНДЕМ: Зарождение и развитие проекта «Информатика для демократии: 2000+ // Интернет-мониторинг выборов в России (новая гражданская инициатива Проекта «Информатика для демократии - 2000+»). - М.: Фонд ИНДЕМ, 2001.

    Тираж - 1000 экз.

    ББК 66,0; 65,05

    В статье описывается концепция и основные этапы реализации проекта Фонда ИНДЕМ «Информатика для демократии: 2000+», основным содержанием которого стал Интернет-мониторинг федеральных выборов 1999-2000 годов. Описана процедура формирования сети корреспондентов-наблюдателей за ходом федеральных избирательных кампаний, приводится и анализируется статистика социального состава корреспондентов Проекта, а также тематики и количества присланных ими сообщений о нарушениях избирательного законодательства и событиях на выборах в тех регионах, где они проживают. Анализируются достоинства и неудачи Проекта, обосновываются рекомендации по его дальнейшему развитию, которые могут быть полезны при разработке и осуществлении других аналогичных проектов.

Неразвитость институтов гражданского общества в России является одним из сдерживающих факторов перехода страны от тоталитаризма к демократии. Привычка граждан (и даже еще не граждан, а населения) во всем полагаться на «начальство» и неверие в возможность как-то повлиять на деятельность властей ведет к тому, что власть (как законодательная, так и исполнительная), уверовав в свою безнаказанность и всевластие, ведет себя кое-как. Законодательная - принимает законы в защиту своих привилегий, исполнительная - не исполняет те немногочисленные законы, что призваны защитить права населения.

Повлиять на сложившуюся ситуацию население (именуемое в данном случае электоратом) может только на выборах, голосуя «за» или «против» конкретного кандидата на конкретную должность. Однако распространившиеся в последнее время так называемые «избирательные технологии» позволяют в значительной степени манипулировать общественным мнением, особенно такого неискушенного электората, как российский.

Фонд ИНДЕМ, в соответствии со своими уставными целями, призван служить делу становления и развития демократии в России. Еще в 1991 году его специалистами было адаптировано к российским условиям американское методическое пособие «Как победить на выборах», которое до настоящего времени пользуется популярностью (нередко без ссылки на первоисточник). С тех пор нами накоплен значительный опыт проведения избирательных кампаний, включая выборы Президента России, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров и т.п.

Весь свой опыт ИНДЕМ попытался использовать в организации ИНТЕРНЕТ-мониторинга избирательных кампаний 1999-2000 годов в России. Идея Проекта зародилась в Фонде ИНДЕМ летом 1998 года и строилась вокруг решения нескольких взаимосвязанных задач:

· предоставление гражданам по всей территории России возможности лично и непосредственно проявить свою гражданскую активность в этих избирательных кампаниях и в политике вообще;

· формирование новых структур гражданского общества, объединенных возможностями современных информационных технологий;

· создание сети наблюдателей-корреспондентов для контроля за ходом избирательных кампаний;

· изучение практики применения избирательного законодательства с целью его дальнейшего совершенствования.

Предпосылками возможности и успешности Проекта стали стремление полностью использовать благоприятный момент двух общефедеральных избирательных кампаний, уровень развития ИНТЕРНЕТ-технологий в России и моду на них.

Проект получил поддержку ЮНЕСКО, Института «Открытое общество» и Фонда «Евразия» и выполнялся Фондом ИНДЕМ в сотрудничестве с Союзом журналистов России. Позже к реализации проекта присоединились Российский общественно-политический центр (Президент А.М.Салмин), Центральная избирательная комиссия (Председатель А.А.Вешняков), Московская хельсинская группа (Председатель Л.М.Алексеева) и ряд других организаций. Большую помощь в техническом обеспечении проекта оказала компания «МТУ-Информ», предоставившая на льготных условиях выход в ИНТЕРНЕТ по выделенной линии и разместившая сервер системы.

Суть проекта состояла (и состоит!) в формировании по возможности более широкой сети корреспондентов-наблюдателей за ходом общественно-политической жизни в России, создание единой базы данных, куда они могли бы передать результаты своих наблюдений, и где можно ознакомиться с сообщениями других наблюдателей, и подготовке специалистами Фонда ИНДЕМ аналитических материалов и рекомендаций по рассматриваемому вопросу (в данном случае - ход избирательных кампаний), также размещаемых в базе данных на сайте проекта.

Реализация проекта потребовала значительного объема работ по различного рода его обеспечению:

- Финансовое обеспечение:
гранты Института «Открытое общество» и Фонда Евразия, а также собственные средства Фонда ИНДЕМ.

- Материально-техническое обеспечение.
Были приобретены: 5 компьютеров, 2 принтера, копировальный аппарат, факс, ноут-бук, факс-модем и мультимедийный проектор с экраном.
Была произведена установка (разводка) локальной сети, позволяющей сотрудникам Проекта из Фонда ИНДЕМ иметь доступ к локальному серверу в сети ИНДЕМА и в Интернет, а также работа, обеспечившая сотрудникам Фонда ИНДЕМ выход в Интернет по выделенной линии. Эти услуги были предоставлены компанией МТУ-информ.

- Программное обеспечение:
Системное программное обеспечение было бесплатно предоставлено Московским офисом компании Microsoft, сайт, базы данных и программы по их сопровождению были разработаны программистами Фонда ИНДЕМ.

- Кадровое обеспечение:
Штаб проекта составили специалисты Фонда ИНДЕМ: Президент Фонда Г.А.Сатаров, вице-президент М.А.Федотов, вице-президент М.А.Краснов, директор проекта И.А.Винюков, руководитель отдела социологии В.Л.Римский, руководитель группы программистов М.М.Захваткин и другие. На общественных началах со штабом сотрудничали как сотрудники Фонда ИНДЕМ, так и коллеги из родственных организаций.

- Правовое обеспечение:
Деятельность осуществлялась в соответствии с Уставом Фонда ИНДЕМ, Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством России. Научной базой реализации Проекта являлись: Закон РФ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», Закон РФ «О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» и Закон РФ «О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Анализу подверглись и все другие отрасли федерального законодательства РФ, предусматривающие санкции к нарушителям избирательных законов (Уголовный кодекс, Закон о СМИ, Закон о милиции и т.п.).

- Методическое обеспечение:
В целях повышения эффективности работы корреспондентов-наблюдателей, для них были разработаны и размещены на сайте инструкции и рекомендации. Руководителем отдела социологии Фонда ИНДЕМ В.Л. Римским была написана брошюра «Наблюдение за выборами. Руководство для индивидуальных наблюдателей».
Большой объем работы по методическому обеспечению пришелся на анализ правовых актов Российской федерации, регламентирующих избирательный процесс на всех уровнях (см. «правовое обеспечение»). Был разработан и размещен на сайте классификатор нарушений избирательного законодательства с указанием статей соответствующего федерального закона, где названо данное нарушение, а также возможные санкции за то или иное нарушение. На сайте были приведены и тексты Законов и инструкций ЦИК, а также адреса сайтов ЦИК и других организаций, помещавших информацию о выборах.

- Организационное обеспечение:
Была проделана большая работа по оповещению всех организаций, которые могли бы принять участие в проекте. Были приглашены все региональные отделения Союза журналистов России, все избирательные объединения, движения, блоки и партии, социологические и политологические научные и учебные организации (университеты, аналитические центры, факультеты и кафедры), центральные и региональные средства массовой информации и т.д. и т.п. Откликнулись, к сожалению, немногие.
В ходе реализации проекта было проведено три семинара для наблюдателей из регионов и две конференции для активных корреспондентов - участников Проекта.
Определенных усилий потребовало создание Координационного центра «Честные выборы», способствовавшего деятельности наблюдателей.
Осуществлялась и другая работа, направленная на обеспечение реализации Проекта.

1. Формирование сети корреспондентов-наблюдателей за ходом избирательных кампаний 1999-2000 годов.

Создание такой абсолютно новой неформальной структуры гражданского общества планировалось осуществить в несколько этапов.

Сначала предполагалось выявить через сеть ИНТЕРНЕТ, электронную почту и другие средства коммуникации всех желающих принять участие в наблюдении за выборами.

Все, пожелавшие участвовать в проекте, имели возможность зарегистрироваться на сайте проекта либо в качестве представителя своей организации, либо индивидуально. (Планировалось в дальнейшем провести проверку организаций и «индивидуалов» на их надежность в качестве корреспондентов, и отсеять ненадежных, но из-за малочисленности контингента такая проверка проводилась выборочно). Для зарегистрированных участников проекта на сайте размещались специально разработанные социологами и юристами Фонда ИНДЕМ методические рекомендации по организации наблюдения за ходом избирательной кампании, нормативные акты, регламентирующие различные этапы избирательных кампаний разного уровня, классификаторы видов нарушений и санкций за них, а также информация о кандидатах, избирательных объединениях, блоках и т.п.

На сайте Проекта была размещена и брошюра «Наблюдение за выборами. Руководство для индивидуальных наблюдателей», которая использовалась также и при проведении семинаров для наблюдателей, распространялась среди активистов партий и движений, социологов, раздавалась на семинарах и конференциях.

С целью привлечения новых наблюдателей и повышения эффективности работы уже зарегистрированных было проведено три выездных семинара в городах Кирове, Ижевске и Ярославле. На каждом семинаре присутствовало около 50 человек: активисты партий, члены избирательных комиссий, журналисты. С докладами и сообщениями выступали руководители Фонда ИНДЕМ и представители штаба проекта, проводились занятия по работе в сети ИНТЕРНЕТ, разъяснялись сложные для слушателей вопросы. Семинары освещались в местных СМИ.

В конечном итоге (на 12 августа 2000 года) корреспондентами-наблюдателями в проекте зарегистрировались 264 человека из 59 регионов. Общее число переданных ими сообщений составило 1428.

В качестве активных участников проекта необходимо назвать Московскую хельсинкскую группу, отслеживавшую по газетным публикациям факты нарушений в ходе избирательных кампаний, Ярославское отделение Союза журналистов, Международный восточно-европейский университет (г. Ижевск) и ряд региональных правозащитных организаций. Большой объем сообщений поступил и от сотрудников штаба проекта. Активны были и некоторые индивидуальные наблюдатели из регионов: О.Хирьянова (Омск), И.Сажин (Республика Коми), И.Молчанова (Иркутск) и другие.

Распределение наблюдателей по роду занятий (Таблица 1) показывает, что, как и следовало ожидать, больше всего среди них журналистов и представителей негосударственных и общественных организаций.

Удивительно низкой оказалась активность взаимодействия с Проектом представителей политических партий и движений. Возможно, их лидеры и функционеры не сочли трибуну Проекта достойной своего внимания, либо, опасаясь превратного толкования их сообщений, оставались только «читателями», но не «писателями».

Таблица 1. Распределение наблюдателей-участников проекта по видам их основной деятельности.

Вид деятельности (род занятий) наблюдателей

Количество наблюдателей

Журналист

42

Сотрудник негосударственной организации

41

Сотрудник общественной организации

31

Другой вид занятий

24

Студент учащийся

23

Преподаватель ВУЗа

21

Работник фед./рег/местного органа власти

18

Сотрудник государственного учреждения

18

Сотрудник рекламного, PR агентства

15

Научный сотрудник

14

Работник аппарата полит. партии, движения

5

Не работаю

5

Преподаватель школы, лицея, колледжа

4

Сотрудник социологической организации

4

Кроме Москвы и Санкт-Петербурга с их 19 и 68 наблюдателями соответственно наиболее представленными оказались Ростовская, Калужская, Рязанская, Читинская, Липецкая, Омская, Ярославская, Новосибирская, Свердловская, Тверская и Московская области, а также Ставропольский край.

Активные участники проекта из регионов, помимо размещения своих сообщений на сайте проекта, смогли обменяться опытом лично на двух итоговых (1999 и 2000 годы) конференциях, организованных Штабом проекта в Москве и в Голицино. Материалы конференций размещены на сайте Проекта.

Полученные результаты по этому направлению реализации проекта свидетельствуют о наличии больших еще не использованных резервов. Но их привлечение требует, видимо, каких-то специфических усилий со стороны руководителей проекта.

2. Сообщения корреспондентов-наблюдателей проекта.

В результате выполнения Проекта на 12 августа 2000 года всего зафиксировано и отправлено на сайт 1059 сообщений о событиях избирательных компаний, из которых 471 относится к выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, 476 - к выборам Президента России, 45 - к другим избирательным компаниям и 67 - не по теме Проекта.

Распределение сообщений по темам приведено в Таблице 2.

Таблица 2. Распределение сообщений по темам.

Тема сообщения

Количество сообщений

Не указана (или несколько одновременно)

430

Акции на улицах

46

Партийная жизнь

216

Акции в печатных СМИ

350

Акции в электронных СМИ

43

Акции в избиркомах

152

Акции депутатов на местах

15

Из таблицы видно, что преобладают сообщения о публикациях в СМИ предвыборных материалов и о других акциях партий, блоков и отдельных кандидатов. Заметно, что сообщений об акциях на местах или на улицах существенно меньше, чем любых других.

Сообщения корреспондентов о замеченных ими нарушениях избирательного законодательства фиксировались и рассматривались отдельно.

В результате выполнения Проекта на 12 августа 2000 года зафиксировано и отправлено на сайт 369 сообщений о нарушениях избирательного законодательства в процессе избирательных компаний, из которых 308 относятся к выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, 32 - к выборам Президента России, 14 - к другим избирательным компаниям и 15 - ошибок и не по теме Проекта.

Распределение сообщений о нарушениях по наиболее представленным регионам в порядке их убывания приведены в Таблице 3.

Таблица 3. Распределение сообщений о нарушениях по наиболее представленным регионам в порядке убывания числа сообщений.

Субъект федерации

Число сообщений

Республика Коми

81

Mосква (как субъект РФ)

48

Иркутская обл.

23

Орловская обл.

19

Тверская обл.

18

Курганская обл.

14

Тюменская обл.

14

Кемеровская обл.

9

Сахалинская обл.

9

Cанкт-Петербург (как субъект РФ)

8

Читинская обл.

7

Удмуртская Республика

7

Псковская обл.

7

Республика Башкортостан

7

Тульская обл.

6

Саратовская обл.

6

По другим регионам Российской Федерации было менее шести сообщений. Следует заметить, что большое количество сообщений о нарушениях свидетельствует не о преобладании в регионе «грязных» избирательных технологий, а об активности наблюдателей - участников проекта.

Распределение сообщений о нарушениях по всем типам нарушителей приведено в Таблице 4.

Таблица 4. Распределение количества сообщений о нарушениях по типам нарушителей

Наименование типов нарушителей

Число сообщений

Неустановлен

110

Центризбирком и (или) его члены

2

Участковая избирательная комиссия и (или) ее члены

12

Иная избирательная комиссия и (или) ее члены

18

Государственный, муниципальный орган, государственное, муниципальное учреждение (государственный, муниципальный служащий, должностное лицо)

27

Избирательное объединение, блок и (или) его участник, представитель

22

Кандидат в депутаты (независимо от формы выдвижения), его доверенное лицо

28

Средство массовой информации, его работник

33

Гражданин, любая негосударственная организация, иностранный гражданин и организация, лицо без гражданства

3

Несколько нарушителей

7

Распределение сообщений о нарушениях по всем типам нарушений приведено в Таблице 5.

Таблица 5. Распределение сообщений о нарушениях по типам нарушений.

Наименование типов нарушений

Число сообщений

Воспрепятствование или отказ в содействии при реализации избирательных прав избирателей и кандидатов

13

Нарушение прав наблюдателей, представителей СМИ, доверенных лиц, членов избирательных комиссий

7

Нарушение правил голосования

7

Нарушение правил и сроков агитации

70

Нарушение правил регистрации

6

Нарушение равенства прав кандидатов, избирательных объединений и блоков

20

Нарушения процедуры сбора подписей

6

Невыполнение избирательными комиссиями, государственными и муниципальными органами своих обязанностей

18

Неправомерное использование служебного положения

15

Подкуп избирателей

12

Прочие нарушения

7

Сообщение недостоверных сведений (несообщение необходимых сведений) об участниках избирательной кампании или ее ходе

8

Технические нарушения правил подсчета голосов и подведения итогов голосования

1

Фальсификация либо создание условий для фальсификации данных об избирателях или результатах голосования

2

Финансовые нарушения

5

Несколько типов одновременно или не установлен

172

Основными видами нарушений оказались:

· Проведение предвыборной агитации вне пределов отведенных законом сроков.

· Распространение агитационных печатных материалов, появившихся с нарушением требований, предусмотренных законом.

· Участие в агитации членов избирательных комиссий, государственных органов, органов местного самоуправления, благотворительных организаций, религиозных объединений, а также лиц, замещающих соответствующие должности.

· Отсутствие в агитационных печатных материалах необходимых сведений об организациях, изготовивших эти печатные материалы.

· Нарушение равных условий для кандидатов, избирательных объединений и т.п. при вывешивании агитационных материалов.

По остальным видам нарушений (из включенных в классификатор трехсот шестидесяти четырех) получено менее девяти сообщений.

Сводки с сообщениями о нарушениях систематически направлялись в ЦИК РФ.

3. Основные результаты.

Работа по реализации проекта позволила помимо достижения заявленных целей (Формирование сети корреспондентов-наблюдателей за ходом избирательных кампаний 1999-2000 годов), получить следующие результаты:

- Начали формироваться партнерские отношения между различными общественными организациями, ранее действовавшими разрозненно.

- Налажены контакты Фонда ИНДЕМ с некоторыми государственными организациями (Центральная избирательная комиссия, администрации субъектов РФ и местного самоуправления) для совместного решения задач по формированию в России гражданского общества.

- Проведен анализ избирательного законодательства Российской Федерации и смежных с ним законов. Этот анализ выявил ряд нестыковок различных законодательных актов. (Например, для некоторых предусмотренных законом нарушений не предусмотрено никаких санкций). Начата разработка предложений по совершенствованию избирательного законодательства.

- Разработаны и размещены на сайте проекта базы данных по избирательному законодательству РФ, а также текстовая информация с аналитическими материалами Фонда ИНДЕМ и родственных организаций.

- Разработана и размещена на сайте проекта база данных для сообщений о ходе избирательных кампаний и отработан механизм работы с ней (ее пополнения и чтения) корреспондентами - участниками проекта.

- Разработаны, размещены на сайте и изданы тиражем 1000 экземпляров (к осени 2000 года почти весь тираж был бесплатно распространен) методические рекомендации по наблюдению за избирательными кампаниями разного уровня.

- Создана программная оболочка для интеративной базы данных (на примере сообщений о ходе избирательных кампаний) и отработан механизм работы с ней удаленных пользователей.

Эту оболочку и методологию предполагается использовать при реализации других проектов Фонда ИНДЕМ. Например, для:

- мониторинга региональных публикаций о коррупции, отказов в опубликовании таких материалов и преследований журналистов за них;

- организации общественного ИНТЕРНЕТ-диалога избирателей и членов Федерального Собрания;

- сбора предложений по совершенствованию избирательного законодательства (и/или других отраслей российского законодательства);

- экологического мониторинга.

К неудачам проекта приходится отнести недостаточно большое (по сравнению с предполагавшимся) число зарегистрировавшихся корреспондентов-наблюдателей. Причин этому, по нашему мнению, несколько. Во-первых - недостаточное развитие сети ИНТЕРНЕТ в России. Во-вторых - слабая политическая активность «интернавтов», отдающих все свое свободное (и не только) время работе в сети и мало интересующихся реальной жизнью. В-третьих - недоступностью (в прямом и переносном смыслах) компьютеров и ИНТЕРНЕТа для большинства граждански активных членов общества (пенсионеров). В-четвертых - недостаточной работой Фонда ИНДЕМ по привлечению в проект на безвозмездной основе организаций и лиц, профессионально занимающихся рассматриваемой проблемой. (Оправданием этому служит то, что большинство из них уже имеют свои сайты, где и стремятся помещать свои материалы). И в-пятых - нехваткой финансовых и других ресурсов у штаба проекта для привлечения участников на возмездной основе (например, оплачивая им выход в ИНТЕРНЕТ или работу по анализу местной прессы).

Заключение

В демократизации российского общества закончилось время романтических надежд. Пришло время будничной кропотливой работы. Демократия - это процедуры, которые в гражданском обществе должны быть осознаны и освоены как гражданами, так и властями. В реализации этих процедур ведущая роль принадлежит отнюдь не государству (оно обеспечивает условия для их осуществления), а самим гражданам, объединенным, когда надо, в общественные организации. Наш проект демонстрирует одну из таких процедур и представляет собой новый инструмент осознания населением России себя именно как граждан великой страны и осознания своих возможностей повлиять на управление этой страной, поскольку предоставляет гражданам возможность непосредственного коллективного участия в наблюдении и контроле социально значимых процессов. Задачу Фонда ИНДЕМ мы видим в доведении до властьпредержащих этого общественного мнения, полученного с использование новейших информационных технологий, а также в информировании граждан о реакции властей на их сообщения и предложения. (И выборы - это только одна из проблем, выбранная в том числе и потому, что власти пока еще считают себя здесь зависимыми от граждан страны).

Реализация такой процедуры в той или иной области общественной жизни позволит не только получить «прямой» результат - провести мониторинг отношения граждан к рассматриваемой проблеме, но является еще и отличным инструментом измерения уровня развития гражданственности различных общественных подсистем, уровня осознания обществом этой проблемы.




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта