Демократия.Ру




Политика - это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений. Федор Бурлацкий


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


19.04.2024, пятница. Московское время 13:35

Рекомендации для наблюдателя

Региональная общественная организация
«Лига Избирательниц Калининградской Области».

(выборы главы администрации (губернатора) Калининградской области, депутатов областной Думы, представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований Калининградской области 5 ноября 2000 года)

Калининград
2000 год

I. Статус и полномочия наблюдателя

Задачи наблюдения состоят в том, чтобы обеспечить:

- содействие законности проведения выборов;
- точность подсчета голосов;
- правильность составления протокола о результатах голосования;
- вскрытие фактов нарушения избирательного законодательства в день голосования;
- получить копии протоколов итоговых протоколов.

Статус наблюдателя

Законодательством предусмотрена возможность осуществления контроля на выборах:

- наблюдателями;
- членами избирательных комиссий с совещательным голосом.

В день голосования (в том числе и в день досрочного голосования) каждый зарегистрированный кандидат, избирательный блок, каждое общественное объединение вправе назначить в каждую участковую избирательную комиссию своих наблюдателей.

При выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований наблюдатель может быть назначен группой избирателей. Наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов.

Наблюдатель вправе носить значки или планки (не содержащие признаков предвыборной агитации), на которых обозначается кем он делегирован.

Полномочия наблюдателя

Полномочия наблюдателя удостоверяются в письменной форме зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, интересы которых представляет наблюдатель. В документе должны быть указаны:

- фамилия, имя, отчество наблюдателя;
- адрес места жительства наблюдателя;
- номер телефона (если имеется)
- номер избирательного участка (наименование избирательной комиссии), куда наблюдатель направлен.

Внимание! - Данный документ действителен только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа.

В случае, если наблюдатель назначен группой избирателей, он должен представить в соответствующую избирательную комиссию подписной лист (листы) с подписями 50 граждан РФ (при выборах главы муниципального образования) или 30 граждан РФ ( при выборе депутатов представительного органа местного самоуправления), имеющих право голосовать соответственно на данном избирательном участке, в округе, в муниципальном образовании , а также предъявить свой паспорт или заменяющий его документ.

Предварительного уведомления о направлении наблюдателя не требуется.

Документы, удостоверяющие статус наблюдателя могут быть предъявлены в соответствующую избирательную комиссию в любое время со дня первого заседания комиссии и до окончания работы по составлению протоколов об итогах голосования, о результатах выборов.

Наблюдатель вправе:

- знакомиться со списками избирателей;
- находиться в помещении для голосования избирательного участка в любое время с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования (в т.ч. и в день досрочного голосования) и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования (а также при повторном подсчете голосов избирателей);
- наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
- присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования;
- наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержания избирательных бюллетеней;
- визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов;
- наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов,
- обращаться по вопросам организации голосования со своими предложениями и замечаниями к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;
- знакомиться с протоколами об итогах голосования;
- получать копии этих протоколов, а также иных документов, приложенных к данным протоколам. (По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана заверить указанные копии, либо выдать уже заверенные копии.)
- обжаловать решения и действия (бездействия) участковой избирательной комиссии непосредственно в территориальную избирательную комиссию , окружную избирательную комиссию, избирательную комиссию муниципального образования, избирательную комиссию Калининградской области, Центральную избирательную комиссию или в суд.

Вмешательство наблюдателя в действия участковой избирательной комиссии не допускаются, так

Наблюдатель не вправе:

- выдавать избирателям избирательные бюллетени;
- расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;
- заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени;
- предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
- принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
- предпринимать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
- вести предвыборную агитацию среди избирателей;
- участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссии.

II. Общие рекомендации

Для осуществления нормального процесса контроля Вам необходимо постараться обеспечить деловые взаимоотношения с членами комиссии, построенные на сотрудничестве. Беспочвенная подозрительность мешает быть объективным, но и слепая доверчивость не поможет исполнить Вам задачи наблюдателя. Следует иметь в виду, что в большинстве случаев члены комиссии - добросовестные люди, и часто нарушения законов о выборах связаны с неопытностью членов комиссии, а не злым умыслом.

Прибыв на избирательный участок, представьтесь всем членам избирательной комиссии. Если члены комиссии относятся к Вам недоброжелательно, то необходимо им объяснить, что цель Вашего присутствия вовсе не конфликт, и Вы готовы содействовать комиссии в выполнении закона о выборах; а в некоторых случаях, например, если кто-либо необоснованно обвинит комиссию в каких-либо нарушениях, Ваши показания помогут разрешить недоразумение.

Необходимо помнить, что, хотя каждый наблюдатель представляет в первую очередь своего кандидата, общественное объединение, группу избирателей у всех наблюдателей есть и общие задачи , в т.ч. обеспечение честности проведения выборов обеспечение контроля за подведением итогов голосования. Целесообразно познакомиться в начале дня с другими наблюдателями и, по возможности, договориться по некоторым вопросам о взаимодействии.

III. Предварительная подготовка к работе в день голосования на избирательном участке

Для того, чтобы Вы были подготовлены к работе и чувствовали себя как профессионал:

- внимательно изучите Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и в зависимости от того, за результатами каких выборов вы наблюдаете, законы Калининградской области « О выборах главы администрации (губернатора) Калининградской области», «О внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области «О выборах депутатов Калининградской областной Думы», «О выборах в представительные органы местного самоуправления Калининградской области», «О выборах глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления Калининградской области» до дня голосования (или хотя бы внимательно прочтите данные рекомендации и приложения к ним);
- заранее получите документы, удостоверяющие Ваш статус наблюдателя.

В день работы на избирательном участке у Вас с собой должно быть:

- Удостоверение наблюдателя ( для наблюдателей от группы избирателей - подписные листы),
- Паспорт или удостоверение личности, его заменяющее,
- Данные рекомендации для наблюдателя;
- Бумага, ручка;
- Часы;
- Калькулятор;
- Карманный фонарь (или свеча и спички);
- Еда (бутерброды), вода;

IV. Действия наблюдателя в день голосования

(Голосование проводится с 8 до 20 часов местного времени).

Открытие избирательного участка.

1. Наблюдатель должен прибыть на избирательный участок за 15 минут до его открытия - в 7 ч. 45 мин.

2. Необходимо сразу проверить следующее:

- в помещении для голосования отсутствуют агитационные материалы;
- обеспечивает ли конструкция кабин (комнат) тайну голосования;
- обеспечены ли места для тайного голосования освещением, столами, письменными принадлежностями (за исключением карандашей);
- имеется ли в помещении стенд с образцами заполненных избирательных бюллетеней и информационными материалами обо всех кандидатах и избирательных объединениях, извлечениями из уголовного и административного законодательства РФ об ответственности за нарушение избирательных прав граждан РФ. Указанные материалы должны быть размещены таким образом, чтобы избиратели могли свободно с ними ознакомиться;
- имеются ли увеличенные формы протоколов об итогах голосования;
- находится ли место выдачи бюллетеней, кабины (другие места для тайного голосования) и ящики (как стационарные, так и переносные) для голосования одновременно в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей. (Количество переносных ящиков не должно превышать 3-х.)

3. Сразу после открытия помещения для голосования наблюдатели должны удостовериться, что все ящики для голосования пусты. После чего все ящики опечатываются печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются).

Наблюдение за порядком голосования.

Необходимо строго следить, чтобы голосование проводилось в соответствии с порядком, установленным законом, а именно:

1. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей, в том числе и членов семьи не допускается.
Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, его заменяющего (военного билета или удостоверения личности для лиц, которые проходят военную службу, справки установленной формы, выдаваемой органами внутренних дел, заграничного паспорта гражданина РФ для лиц, постоянно проживающих за пределами РФ, паспорта моряка).
При получении избирательных бюллетеней избиратель ставит в списке избирателей серию и номер паспорта или документа, его заменяющего и свою подпись за каждый полученный бюллетень. Избиратель может согласиться или попросить члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, чтобы тот внес в список серию и номер паспорта или документа его заменяющего. Без предъявления документа, удостоверяющего личность избирателя, он к голосованию не допускается.
Если избиратель не может сам расписаться в получении бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов избирательной комиссии, зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, блоков, наблюдателей. Лицо, оказавшее помощь избирателю, расписывается в графе «Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня, указывая свои Ф.И.О., серию и номер паспорта или его заменяющего документа.

2. Если избиратель совершил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня, он вправе получить другой, о чем делается отметка в списке избирателей. Испорченный бюллетень незамедлительно гасится, о чем составляется акт.

3. Избиратель заполняет лично избирательные бюллетени, если он не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетени, он может воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением члена избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата, его доверенного лица, уполномоченного представителя избирательного объединения, блока, наблюдателя.
Избиратель должен устно известить избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью при заполнении бюллетеней. Член избирательной комиссии указывает в списке избирателей в соответствующей графе Ф.И.О., серию и номер паспорта или документа лица, оказывающего помощь избирателю.

4. В случае, если избиратель не может в день выборов прибыть в помещение для голосования и от него поступило заявление (письменно, устное, в т.ч. по телефону и устное, переданное через других лиц), комиссия должна организовать его голосование на дому. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее 4 часов до конца времени голосования (т.е. не позднее 16 часов в день голосования).
При этом:
- все заявления, как устные, так и письменные регистрируются в специальном реестре;
- при проведении голосования на дому по устным заявлениям у избирателя берется письменное заявление, в котором в т.ч. должна быть указана причина невозможности голосовать в помещении избирательного участка. В конце дня в избирательной комиссии должно быть столько письменных заявлений, сколько избирателей проголосовало на дому.
- члены комиссии, обходящие избирателей по месту их нахождения, получают под свою подпись необходимое количество избирательных бюллетеней, исходя из количества поступивших заявлений. По окончании проведения голосования по адресам составляется акт. Переносной ящик не вскрывается до общего подсчета бюллетеней.

Наблюдатели могут присутствовать при проведении голосования на дому, но это целесообразно делать, если в это время на участке остаются другие наблюдатели. Избирательная комиссия обеспечивает для наблюдателей равные возможности с членами комиссии прибытия к месту проведения голосования.

Обратите внимание!:

В процессе голосования могут возникнуть различные нарушения. Обратите внимание на следующее: в день выборов любая агитация запрещена. Распространенное нарушение: кто-то из избирателей дает или пытается дать советы другим избирателям за кого именно голосовать. В данном случае наблюдатель должен потребовать от председателя комиссии (или лица его замещающего) восстановить порядок голосования.

Необходимо следить, чтобы списки избирателей не выносились из помещения для голосования, для исключения возможности фальсификации путем внесения в списки подложных подписей (особенно в последние часы голосования), наблюдатель должен следить, чтобы никто не делал записей в списках избирателей при отсутствии избирателей.

Во время голосования желательно вести учет количества проголосовавших на заранее подготовленном бланке протокола или листе бумаги. Демонстративный подсчет избирателей значительно умерит желание манипулировать численностью проголосовавших.

Во время работы на избирательном участке необходимо выходить из помещения для голосования и оценивать обстановку рядом с помещением избирательного участка по следующим направлениям:

- не ведется ли агитация на подступах к избирательному участку;
- не подвозят ли массово избирателей к избирательному участку, если вы заметили, что подвозят, запишите номер автотранспорта и постарайтесь выяснить, кто организовал приезд избирателей.

Обратите внимание, не находятся ли около избирательного участка лица, которые ставят отметки на избирательных бюллетенях, вынесенных некоторыми избирателями с участка и отдают отмеченные бюллетени еще не проголосовавшим избирателям, как правило за деньги или водку (так называемая «петля Мавроди» или «мужик в кустах»).

Если Вы заметили данные нарушения вне помещения для голосования, обратитесь к представителю правоохранительных органов для прекращения нарушения, обратите внимание других наблюдателей на эти нарушения. Составьте заявление о выявленном нарушении. Сообщите координатору наблюдателей и в штаб по телефону _____________.

Подсчет голосов.

Подсчет голосов - это наиболее ответственный этап. Необходимо быть особенно внимательным на этом этапе наблюдения. Обращать внимание на следующее:

1. Голосование заканчивается в 20 часов. Председатель комиссии объявляет о закрытии участка и прекращает впуск избирателей в помещение для голосования. Обратите внимание - все избиратели, вошедшие ранее, должны проголосовать.
Подсчет голосов проводится без перерыва до установления итогов голосования.
Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляют только члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

2. Перед вскрытием ящиков для голосования члены комиссии с правом решающего голоса должны проверить сохранность пломб на них, а также пересчитать и погасить, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, открепительные удостоверения.
Члены комиссии, кроме председателя (заместителя председателя), секретаря не имеют права пользоваться письменными принадлежностями.

3. Прежде всего вскрываются переносные ящики для голосования и определяется число бюллетеней в каждом переносном ящике. Если там число бюллетеней превышает число избирателей, проголосовавших на дому, то все бюллетени, имеющиеся в данном ящике, признаются недействительными. Избирательные бюллетени из переносных ящиков упаковываются отдельно и опечатываются. Затем вскрываются стационарные ящики.

4. Бюллетени сортируются и раскладываются в отдельные пачки по кандидатам ,отдельно складываются бюллетени не установленной формы (изготовленные нетипографским способом или не имеющие печати и подписей двух членов комиссии), и недействительные бюллетени (т.е. такие бюллетени, по которым нельзя определить волеизъявление избирателя - например, с отметками в двух и более квадратах или без отметок). Эти избирательные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.

5. С рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели.

6. При подсчете голосов необходимо следить, чтобы никто из присутствующих в помещении не делал никаких пометок на бюллетенях, не уносил бюллетени со стола.

Составление итоговых протоколов.

Участковая избирательная комиссия составляет протоколы об итогах голосования: каждый протокол, который составляется, как правило, на одном листе. Если протокол составлен более, чем на одном листе , каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой избирательной комиссии.

Для того, чтобы на этом этапе не были искажены результаты голосования, Вам необходимо:

1. До начала подсчета голосов узнать и записать
- число зарегистрированных избирателей;
- число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;

2. При подсчете голосов записывайте все оглашаемые данные.

3. По окончании составления участковой избирательной комиссией протоколов, необходимо сверить все данные протоколов с результатами голосования, которые записаны Вами.
После составления и подписания протокола членами участковой избирательной комиссии, Вы должны получить заверенную копию протокола.

Если Вы заметили нарушения

При выявлении нарушений Закона о выборах Вы должны:
- обратиться к председателю избирательной комиссии (заместителю председателя) с требованием устранить нарушение. Желательно, чтобы Вы точно знали какая именно статья соответствующего Закона нарушена;
- незамедлительно сообщить о нарушениях лицу, координирующему работу наблюдателей по телефону _________________ (и в штаб по телефону _______________).
- обратить внимание других наблюдателей на факт нарушения;
- составить заявление о нарушении Закона о выборах в 2-х экземплярах (копия заявления см. в приложении).

К заявлению прилагается акт о нарушении законодательства о выборах, в котором указывается:
- место совершения нарушения (номер участка, адрес помещения для голосования);
- дата и время нарушения и составления акта;
- описание факта нарушения;
- фамилии, имена, отчества, адреса наблюдателей, составивших акт;
- фамилии, имена, отчества свидетелей нарушений (если есть);
- подписи лиц, составивших акт, в том числе подписи свидетелей нарушения.

Один экземпляр заявления вместе с актом о нарушении необходимо приобщить к первым экземплярам протоколов участковой избирательной комиссии, направляемых в территориальную избирательную комиссию, другой экземпляр заявления передается в штаб вместе с копиями протоколов.

Что делать после окончания подведения итогов голосования на избирательном участке.

По окончании подведения итогов голосования на избирательном участке Вам необходимо незамедлительно сообщить координатору и в штаб о результатах голосования по телефонам ___________________________ и на следующий день передать им заверенные копии протоколов участковой избирательной комиссии и Ваш отчет о результатах наблюдения.

Приложение N1

Каковы должны быть действия наблюдателя, если он станет свидетелем следующих нарушений:

Описание возможного нарушения

Действия наблюдателя

Фальсификация результатов голосования.
Фальсифицировать результаты голосования на избирательном участке возможно путем подбрасывания заполненных фальсифицированных избирательных бюллетеней в ящики для голосования. Такое нарушение возможно только при участии членов избирательной комиссии. Для того, чтобы скрыть подброс бюллетеней, нарушителям необходимо подделать столько подписей избирателей о получении бюллетеней в списках, сколько фальшивых бюллетеней подброшено в ящики для голосования.
Косвенно на подобное нарушение может указывать то, что избиратель при получении бюллетеня увидит, что за него кто-то уже «получил» бюллетень и расписался в списке избирателей.

Для предотвращения подобных нарушений наблюдателю необходимо следить за тем, чтобы:
- списки избирателей не выносились из помещения для голосования до окончания подсчета голосов;
- никто не делал никаких отметок в списках при отсутствии избирателей;
- никто не опускал в ящик для голосования более двух бюллетеней.
Если Вы станете свидетелем подобного нарушения, Вам необходимо сообщить о нарушении председателю участковой избирательной комиссии (заместителю председателя) составить заявление о нарушении и сообщить о нарушении по тел.____________

Помещение для голосования не обеспечивает тайну голосования

Составить заявление о нарушении, сообщить в территориальную комиссию.

На избирательном участке находятся агитационные материалы (плакаты, листовки) кандидатов.

Обратиться к председателю комиссии (зам. Председателя) с предложением устранить нарушение, а в случае, если нарушение не будет устранено, составить заявление о нарушении.

Нарушения процедуры голосования и подсчета голосов, установленной законом:
а. Ящики для голосования опечатаны до 8-00;
б. Неиспользованные избирательные бюллетени не погашены до вскрытия ящиков для голосования;
в. нарушен порядок вскрытия ящиков для голосования.

Обратиться к председателю комиссии с предложением устранить нарушение, а в случае, если нарушение не будет устранено, составить заявление о нарушении.

Протокол избирательной комиссии составлен карандашом.

Обратиться к председателю комиссии с предложением устранить нарушение, а в случае, если нарушение не будет устранено, составить заявление.

Комиссия отказывается предоставить заверенную копию протокола об итогах голосования.

Составить заявление о нарушении

Канцелярские ошибки при составлении протокола об итогах голосования.

Для того, чтобы предотвратить подобное нарушение, наблюдатель должен фиксировать промежуточные результаты голосования и, затем, сравнить их с данными протоколов. При расхождении необходимо предложить избирательной комиссии исправить ошибку, а в случае, если ошибка не будет устранена, составить заявление.

Приложение N2

Каким должно быть решение участковой избирательной комиссии, если...

1. Избиратель не включен в список избирателей, но желает проголосовать.

Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета

Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или заменяющего его документа, а при необходимости и документов, подтверждающих постоянное или преимущественное проживание избирателя на данной территории избирательного участка.

2. Избиратель не имеет при себе паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в списки избирателей по предъявлению паспорта или заменяющего его документа (военного билета или удостоверения личности для лиц, которые проходят военную службу, справки установленной формы, выдаваемой органами внутренних дел, заграничного паспорта гражданина РФ для лиц, постоянно проживающих вне РФ, паспорта моряка).

Избирателю, не имеющему указанных документов, избирательные бюллетени не выдаются.

3. Избиратель предъявляет несколько паспортов и просит разрешения проголосовать за членов его семьи или других граждан, которые не могут прибыть на избирательный участок по уважительной причине.

Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц недопустимо.

4. Избиратель просит наблюдателя помочь заполнить избирательный бюллетень.

Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательные бюллетени, вправе воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением членов избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата, доверенного лица кандидата, избирательного объединения (блока), их уполномоченного представителя, наблюдателя. Избиратель устно извещает избирательную комиссию о желании воспользоваться помощью другого лица. Об этом делается соответствующая запись в списке избирателей.

5. Избиратель при заполнении бюллетеня допустил ошибку и просит выдать новый бюллетень.

В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей справа от фамилии соответствующего избирателя и расписывается.

Испорченный избирательный бюллетень незамедлительно погашается, о чем составляется акт.

6. В переносном ящике для голосования оказалось избирательных бюллетеней больше, чем подано заявлений.

Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений в письменной форме избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования.

В случае обнаружения в переносном ящик для голосования большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.

Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта