Демократия.Ру




Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре. Д. Оруэлл


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


19.04.2024, пятница. Московское время 12:07


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

V. Статус зарегистрированных кандидатов

Рисунок А. Бильжо1. Как понимать устанавливаемый Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы принцип равенства зарегистрированных кандидатов?

2. В чем заключаются гарантии деятельности зарегистрированного кандидата?

3. Оплачиваются ли транспортные расходы зарегистрированного кандидата?

4. Не прерывается ли трудовой стаж зарегистрированного кандидата в связи с его освобождением от основной работы для участия в выборах?

5. В какой мере защищен зарегистрированный кандидат от уголовной ответственности?

6. На первых порах зарегистрированному кандидату понадобится информация об избирательных участках, телефонах участковых и территориальных избирательных комиссий и т. д. Где ее взять?

7. Доверенные лица зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков - каков их статус?

8. Вправе ли кандидат снять свою кандидатуру, а избирательное объединение, избирательный блок отозвать кандидата из своего списка до дня голосования?

9. Возможно ли дополнительное включение кандидатов в федеральный список кандидатов?


Пройдя регистрацию, кандидат вступает в следующий этап избирательной кампании. Он получает новые правовые возможности в предвыборной борьбе. Но в то же время его деятельность ставится в определенные законом ограничительные рамки. Активное использование кандидатами своих прав наполняет избирательную кампанию динамизмом и энергией. Строгое соблюдение главными фигурантами избирательной борьбы ее законных рамок делает выборы честными и чистыми.

1. Как понимать устанавливаемый Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы принцип равенства зарегистрированных кандидатов?

Именно как принцип. И не равенства фактического, а равенства прав и обязанностей. И не во всем, а по ряду основных позиций.

В самом деле, нет полного равенства прав и обязанностей зарегистрированных кандидатов, выдвинутых в одномандатных округах непосредственно избирателями, и зарегистрированных кандидатов по общефедеральному списку. Кандидат в общефедеральном списке не образует избирательного фонда, он создается избирательным объединением. Неизбранные кандидаты из федерального списка избирательного объединения, избирательного блока, участвовавшего в распределении депутатских мандатов, остаются в этом списке и имеют возможность стать депутатами в случае выбытия отдельных депутатов данного избирательного объединения или избирательного блока из состава Государственной Думы. Кандидаты же, выдвинутые непосредственно избирателями, в случае неудачи на выборах лишаются своего статуса и могут войти в состав Государственной Думы не иначе, как через выборы - очередные, внеочередные или взамен выбывших депутатов-«одномандатников» и т. д.

Иными словами, наиболее полное равенство прав и обязанностей есть у зарегистрированных кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями, с одной стороны, и у зарегистрированных кандидатов из федерального списка - с другой.

Вместе с тем закон устанавливает ряд ограничений предвыборной деятельности, относящихся к обеим категориям зарегистрированных кандидатов, которые способствуют уравниванию их прав и обязанностей. Так, зарегистрированным кандидатам, замещающим согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственные должности категории «А», а также выборные муниципальные должности, запрещено использовать преимущества своего служебного положения.

Закон устанавливает, что государственная должность _ это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, ответственностью за исполнение этих обязанностей, денежным содержанием.

К государственным должностям категории «А» относятся должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. К данной категории относятся такие должности, как Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и др.

Эти кандидаты не освобождаются от своих служебных обязанностей на время избирательной кампании. Они участвуют в ней, совмещая предвыборную деятельность и работу в государственных органах. Однако они вправе вести предвыборную агитацию в свободное от исполнения должностных обязанностей время. Закон при этом не определяет, что такое для них «свободное время». Надо полагать, это выходные и праздничные дни, дни отпуска. Время после 18 часов вечера вряд ли можно считать для этих лиц свободным, поскольку рабочий день у них не нормирован.

Закон устанавливает также, что указанные правила (ведение кампании в свободное от исполнения должностных обязанностей время) не действуют при использовании зарегистрированными кандидатами бесплатного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание. Это связано с принципом равных возможностей доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации, а также с порядком распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами по жребию, который не делает различий между рабочими и выходными днями.

Другие зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации по трудовому или по гражданско-правовому договору, на время участия в выборах должны освободиться от выполнения служебных обязанностей и представить в избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации.

Обе указанные категории зарегистрированных кандидатов - продолжающие выполнять свои служебные обязанности или освобожденные от них - не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Перечень нарушений принципа равного избирательного права, связанных с использованием преимуществ служебного или должностного положения, тот же, что приведен выше применительно к статусу незарегистрированных кандидатов.

Если должностные лица, журналисты и творческие работники организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций средств массовой информации являются зарегистрированными кандидатами либо доверенными лицами зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, либо уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков, им запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.

Это положение Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» воспроизводит в основном норму Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и содержит термины, которые можно толковать и в широком, и в узком смысле. Они далеко не однозначны. И поэтому зарегистрированному кандидату, ориентированному на соблюдение указанного правила, надо по крайней мере уяснить, кто входит в категорию творческих работников организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций средств массовой информации и подпадает ли кандидат под эту категорию. Далее, следует решить, должен ли он воздерживаться от освещения избирательной кампании в любых ее проявлениях или только в связи с агитацией за самого себя. И наконец, идет ли в законе речь об освещении избирательной кампании через средства массовой информации, в которых работает кандидат, или вообще о любых средствах массовой информации. Так же должны определиться доверенные лица кандидатов и избирательных объединений и избирательных блоков, уполномоченные представители этих объединений и блоков.

Поскольку официального комментария на сей счет нет, а как показывал опыт избирательных кампаний последних лет, в такой ситуации противники используют малейшую возможность дискредитировать друг друга, и прежде всего путем обвинений в нарушении избирательного законодательства, следует быть чрезвычайно осторожным в расширительном толковании требований закона.

2. В чем заключаются гарантии деятельности зарегистрированного кандидата?

Если для кандидатов, находящихся на государственной или муниципальной службе или работающих в средствах массовой информации, освобождение от работы на время выборов обязательно, то для других кандидатов это условие не имеет директивного значения. Однако участие в избирательной кампании - дело хлопотное и трудоемкое, и заниматься им в свободное от работы время могут далеко не все. С учетом этого закон предоставляет право каждому кандидату после прохождения регистрации и получения временного удостоверения обратиться к администрации своего предприятия, учреждения, организации с просьбой освободить его от работы, службы, военных сборов и т. д. на определенный срок. Необходимость такого освобождения от работы и его срок определяет сам кандидат.

Администрация предприятия, учреждения, организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел, в которых работает, служит, проходит военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.

В случае освобождения от работы, службы соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидату денежную компенсацию в размере его среднемесячной заработной платы (денежного содержания, денежного довольствия), но не превышающую минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, более чем в 10 раз.

Денежная компенсация выплачивается кандидату за время освобождения от основной работы на основании приказа по месту этой работы или службы о предоставления неоплачиваемого отпуска.

3. Оплачиваются ли транспортные расходы зарегистрированного кандидата?

Да, кандидату, зарегистрированному по одномандатному избирательному округу, возмещается стоимость проездных билетов при поездках на городском, а также пригородном (не более тридцати поездок) транспорте общего пользования в пределах территории соответствующего округа. В городах, где имеется несколько избирательных округов, кандидату в депутаты, зарегистрированному по одному из этих округов, транспортные расходы возмещаются в размере стоимости проездных билетов по городу. Если зарегистрированный кандидат проживает вне пределов одномандатного избирательного округа, в котором он баллотируется, ему дополнительно возмещаются транспортные расходы за четыре поездки железнодорожным, водным или автомобильным транспортом общего пользования либо за две поездки авиационным транспортом в избирательный округ и обратно. Оплата этих поездок осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией за счет средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов.

Зарегистрированному кандидату, включенному в общефедеральную часть зарегистрированного федерального списка кандидатов, возмещается стоимость проездных билетов при совершении двух поездок в пределах территории Российской Федерации на любом виде междугородного транспорта общего пользования. Зарегистрированному кандидату, включенному в региональную группу кандидатов зарегистрированного федерального списка кандидатов, возмещается стоимость проездных билетов на городском, а также пригородном (не более тридцати поездок) и междугородном (не более четырех поездок) транспорте общего пользования в пределах региона, в котором кандидат включен в региональную группу кандидатов. Если зарегистрированный кандидат проживает вне пределов региона, в котором он включен в региональную группу кандидатов, ему дополнительно возмещаются транспортные расходы за четыре поездки железнодорожным, водным или автомобильным транспортом общего пользования либо за две поездки авиационным транспортом в регион и обратно. Оплата этих поездок производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов.

Транспортные расходы возмещаются зарегистрированным кандидатам со дня их регистрации до дня официального опубликования результатов выборов: на проезд на пригородном и междугородном транспорте _ по предъявлении проездных билетов на поездку (от пункта отправления до пункта прибытия), на городском транспорте - по предъявлении проездных билетов за соответствующий срок. За пользование такси и заказными рейсами расходы не возмещаются.

Выплата денежной компенсации и возмещение транспортных расходов не производятся после сдачи в установленные законом сроки в соответствующую избирательную комиссию итогового финансового отчета зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов.

4. Не прерывается ли трудовой стаж зарегистрированного кандидата в связи с его освобождением от основной работы для участия в выборах?

Нет, не прерывается. Ведь освобождаясь от основной работы для участия в выборах, кандидат остается в своем учреждении, на предприятии, в организации. Время его участия в выборах засчитывается в трудовой стаж по той же специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

В течение срока избирательной кампании зарегистрированный кандидат согласно закону не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу или альтернативную гражданскую службу и военные сборы.

Подчеркнем, речь идет об увольнении по инициативе администрации. По своему желанию зарегистрированный кандидат может уволиться в любое время. То же самое с переводом на другую работу. Без согласия кандидата этот перевод незаконен, но по воле кандидата возможен.

5. В какой мере защищен зарегистрированный кандидат от уголовной ответственности?

Он обладает ограниченным иммунитетом от уголовной ответственности. Это значит, что со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов он не может быть без согласия Генерального прокурора Российской Федерации привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Это защищает зарегистрированного кандидата от препятствий в его предвыборной деятельности со стороны силовых и других структур.

Вместе с тем иммунитет не означает, что зарегистрированный кандидат в случае совершения уголовно наказуемого деяния освобождается от ответственности. Закон не запрещает задерживать кандидата, подвергать его обыску или допросу, а также личному досмотру. Что касается мер административного взыскания, то они могут применяться за исключением административного ареста, конфискации, возмездного изъятия предметов, являющихся орудием или объектом правонарушений, и других, налагаемых в судебном порядке.

Давая согласие на привлечение кандидата к уголовной ответственности или его арест, а также применение к нему мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, Генеральный прокурор РФ должен немедленно известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата. Избирательная комиссия, получив извещение Генерального прокурора РФ, не вправе отменить регистрацию кандидата, даже если речь идет о его привлечении к уголовной ответственности за преступление, которое наказывается лишением свободы. Решение о виновности или невиновности человека может вынести только суд, и до решения суда зарегистрированный кандидат вправе продолжать свою избирательную кампанию.

6. На первых порах зарегистрированному кандидату понадобится информация об избирательных участках, телефонах участковых и территориальных избирательных комиссий и т. д. Где ее взять?

Зарегистрированный по одномандатному избирательному округу кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, имеют право на получение списка избирательных участков с указанием их границ, адресов и телефонов территориальных и участковых избирательных комиссий, адресов помещений для голосования. С просьбой о предоставлении такой информации можно обратиться в окружную комиссию сразу после регистрации кандидата, федерального списка кандидатов.

7. Доверенные лица зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков - каков их статус?

Доверенные лица - это первые помощники кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков. Их назначение - законное право зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков. Доверенные лица назначаются кандидатами, избирательными объединениями и избирательными блоками после регистрации кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков. Само наименование «доверенные лица» говорит о том, что именно на них прежде всего полагаются кандидаты, избирательные объединения и избирательные блоки при проведении своей избирательной кампании.

Доверенные лица ведут агитационную и иную работу в пользу своих кандидатов, представляют, разъясняют их избирательные платформы. Они выступают на предвыборных собраниях, встречах с избирателями, участвуют в предвыборных дебатах и дискуссиях, присутствуют на заседаниях избирательных комиссий, находятся на избирательных участках, в том числе на участках в воинских частях, при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования. Доверенные лица могут обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и присутствовать при рассмотрении жалоб, получать необходимую помощь от государственных органов и органов местного самоуправления в проведении предвыборных собраний и встреч с избирателями.

По Закону «О выборах кандидатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» доверенное лицо имеет также полномочия наблюдателя.

От того, сколько у кандидата, избирательного объединения, избирательного блока доверенных лиц, зависит в немалой степени размах предвыборной деятельности главных субъектов избирательной кампании. Если на прошлых выборах кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, вправе был назначать до 10 доверенных лиц, то в нынешнюю избирательную кампанию - до 20. Число доверенных лиц избирательного объединения, избирательного блока, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, осталось прежним - до 500.

Доверенные лица регистрируются соответственно окружной избирательной комиссией или ЦИК РФ. Их регистрация осуществляется в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата или представления избирательного объединения, избирательного блока о назначении доверенных лиц. Требуется и заявление самого гражданина о согласии быть доверенным лицом.

В заявлении либо представлении о каждом из доверенных лиц должны быть сообщены следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), занимаемая должность, адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, улица, номера дома и квартиры), серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа.

Доверенные лица получают от избирательной комиссии удостоверения. На срок со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) до дня официального опубликования результатов выборов администрация (работодатель) обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.

Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить взамен других, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные отозванным доверенным лицам удостоверения. Доверенные лица вправе сами в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в соответствующую избирательную комиссию выданные им удостоверения и уведомив об этом зарегистрированного кандидата, избирательное объединение или избирательный блок.

Полномочия доверенных лиц начинаются со дня их регистрации соответствующей избирательной комиссией и заканчиваются вместе с утратой своего статуса назначившим их зарегистрированным кандидатом или с утратой статуса всеми кандидатами, выдвинутыми в составе федерального списка кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком, назначившими их.

8. Вправе ли кандидат снять свою кандидатуру, а избирательное объединение, избирательный блок отозвать кандидата из своего списка до дня голосования?

Законом установлены разные возможные случаи выхода кандидатов из избирательного процесса.

Что касается кандидата, выдвинутого по одномандатному округу, но не успевшего еще зарегистрироваться, то он может в любое время отозвать свое согласие баллотироваться, письменно уведомив об этом соответствующую окружную избирательную комиссию. Указанное уведомление не подлежит отзыву. При этом с кандидата не требуется никаких компенсаций затраченных на него средств - избирательные комиссии не успели еще этого сделать.

Что касается зарегистрированного по одномандатному округу кандидата, то здесь ситуация иная. Он тоже вправе в любое время, однако не позднее чем за три дня до дня голосования, снять свою кандидатуру, в связи с чем окружная избирательная комиссия в течение суток принимает решение об отмене его регистрации. Причем новый Закон существенно ужесточает условия такого решения, а именно: в случае, если зарегистрированный кандидат снимет свою кандидатуру без вынуждающих к тому обстоятельств, окружная избирательная комиссия обязана взыскать с него полученные им на проведение избирательной кампании средства из федерального бюджета.

По смыслу Закона истраченные средства взыскиваются с кандидата-«одномандатника» как выдвинутого непосредственно избирателями, так и избирательным объединением, избирательным блоком. Это предусмотрено на тот случай, когда инициативу ухода с арены борьбы проявляет кандидат. Однако если кандидата-«одномандатника», выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, отзывает само это объединение или блок (это может быть сделано не позднее чем за пять дней до дня голосования), окружная избирательная комиссия взыскивает полученные зарегистрированным кандидатом средства из федерального бюджета уже с избирательного объединения, избирательного блока. При этом комиссия, принявшая решение об отмене регистрации данного кандидата, незамедлительно уведомляет об этом лицо, в отношении которого принято это решение, и выдает ему копию решения.

Но вот захотел отказаться от дальнейшего участия в выборах кандидат, состоящий в федеральном списке избирательного объединения, избирательного блока. Он может это сделать не позднее чем за пять дней до дня голосования, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. На основании полученного заявления ЦИК РФ в течение трех суток исключает зарегистрированного кандидата из соответствующего федерального списка. И все. Никаких финансовых обязательств кандидат в этом случае не несет.

Так же решается вопрос и в случае, если некоторые кандидаты или зарегистрированные кандидаты, состоящие в федеральном списке, не позднее чем за пять дней до дня голосования исключаются из него по решению избирательного объединения, избирательного блока.

Однако, во-первых, когда число кандидатов _ как зарегистрированных, так и не зарегистрированных, _ исключенных из заверенного федерального списка кандидатов и по заявлениям кандидатов, и по решению избирательного объединения, избирательного блока, превышает 25 процентов от общего числа кандидатов в этом списке либо в случае выбытия одного или более кандидатов, занимавших первые три места в общефедеральной (нераспределенной по региональным спискам) части заверенного федерального списка кандидатов (что, как уже упоминалось выше, влечет отказ в регистрации федерального списка и отмену ее), и, во-вторых, когда избирательное объединение, избирательный блок отзывают весь федеральный список кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств, ЦИК РФ взыскивает с соответствующего избирательного объединения, избирательного блока полученные ими средства из федерального бюджета. Это, естественно, существенно дисциплинирует коллективных участников избирательного процесса, и делает его более организованным и предсказуемым.

Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы определяет обстоятельства, вынуждающие зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, а избирательное объединение, избирательный блок - к его отзыву. Это _ признание судом зарегистрированного кандидата недееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата и его близких родственников. Что касается избирательных объединений, избирательных блоков, то это _ смерть или признание умершими кандидатов, занимавших первые три места в общефедеральной части федерального списка кандидатов, более 50 процентов (но не менее шести) кандидатов из общефедеральной части федерального списка кандидатов, более 25 процентов кандидатов из всего федерального списка кандидатов.

9. Возможно ли дополнительное включение кандидатов в федеральный список кандидатов?

Нет, федеральные списки кандидатов - это так называемые связанные списки. В них не допускается ни включение новых лиц, ни изменение порядка их размещения, кроме случаев, когда перемещение кандидатов вытекает из очередности в связи с выбытием некоторых из них. Это понятно - ведь от последовательности кандидатов в списке в немалой степени зависит получение ими депутатских мандатов. Тот, кто стоит в списке впереди, получает мандаты в первую очередь.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта