Демократия.Ру




Отличие государственного деятеля от политика в том что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель на следующее поколение. Уинстон Черчилль


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


19.04.2024, пятница. Московское время 12:46


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ

VIII. Определение результатов выборов

Рисунок А. Бильжо1. Каковы условия признания кандидата избранным по одномандатному избирательному округу?

2. В каких случаях выборы по одномандатному избирательному округу признаются несостоявшимися?

3. В каких случаях выборы по одномандатному избирательному округу признаются недействительными?

4. Каким образом распределяются депутатские мандаты по результатам голосования по федеральному избирательному округу?

5. В каких случаях выборы по федеральному избирательному округу могут быть признаны несостоявшимися?

6. В каких случаях выборы по федеральному избирательному округу могут быть признаны недействительными?

7. В каких случаях суд может признать выборы недействительными?


Определение результатов выборов _ это апогей избирательной кампании в целом. Позади интенсивная работа кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их штабов и сторонников по привлечению на свою сторону симпатий избирателей. Однако на стадии определения результатов выборов есть немало «подводных камней», о чем надо знать участникам избирательной кампании с тем, чтобы успехи, достигнутые в ходе сбора подписей, предвыборной агитации, а также поддержка кандидатов, федеральных списков кандидатов со стороны избирателей, выявившаяся в ходе голосования, приобрели цену реального депутатского мандата. Для этого выборы должны быть признаны состоявшимися, действительными, и их результаты не должны быть оспорены в суде.

1. Каковы условия признания кандидата избранным по одномандатному избирательному округу?

Результаты выборов по одномандатному избирательному округу подводит окружная комиссия. Результаты выборов определяются по так называемой мажоритарной системе относительного большинства. Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В тех редких случаях, когда несколько кандидатов получают равное число голосов, избранным считается кандидат, который был зарегистрирован ранее. Для признания кандидата избранным необходимо также, чтобы избирательная комиссия не приняла решения о том, что выборы по соответствующему избирательному округу признаны недействительными либо несостоявшимися.

2. В каких случаях выборы по одномандатному избирательному округу признаются несостоявшимися?

Окружная избирательная комиссия признает выборы по одномандатному избирательному округу несостоявшимися в двух случаях:

1) если в выборах приняло участие менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

2) если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов, поданных против всех кандидатов (пункт 2 статьи 79 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Первая ситуация связана с невысокой явкой избирателей на выборы. Она может быть обусловлена недостаточной заинтересованностью избирателей в голосовании за кандидатов, включенных в избирательный бюллетень по данному избирательному округу. Опасность признания выборов несостоявшимися многократно возрастает при голосовании на дополнительных выборах, когда одновременно с голосованием по одномандатному избирательному округу не проводится голосование по федеральным спискам кандидатов и избиратели, как правило, проявляют меньшую активность в посещении избирательных участков.

Таким образом, важной составной частью избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков является разъяснительная работа среди избирателей, направленная на то, чтобы убедить их принять участие в голосовании. В некоторых случаях сам факт явки на выборы избирателей, даже голосующих за соперников кандидата, может способствовать победе данного кандидата.

Второе основание признания выборов несостоявшимися характерно при так называемом протестном голосовании, которое может иметь место, когда в избирательном бюллетене оказались кандидаты, не имеющие достаточной поддержки избирателей. В то же время избиратели могут быть не удовлетворены тем, что по более достойным кандидатурам не проводится голосование. В результате граждане приходят на избирательные участки, и большинство голосует не за какого-либо конкретного кандидата, а против всех кандидатов. Такому исходу голосования может способствовать агитация с призывами голосовать против всех кандидатов, что допускается законом.

3. В каких случаях выборы по одномандатному избирательному округу признаются недействительными?

Окружная избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными в следующих случаях:

1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) если число избирательных участков, где итоги голосования по одномандатному избирательному округу признаны недействительными, составляет не менее одной четвертой от общего числа избирательных участков, образованных на территории этого одномандатного избирательного округа;

3) по решению суда ( пункт 3 статьи 79 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

4. Каким образом распределяются депутатские мандаты по результатам голосования по федеральному избирательному округу?

Результаты выборов по федеральному избирательному округу определяются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии со статьей 80 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В распределении депутатских мандатов участвуют избирательные объединения, избирательные блоки, федеральные списки которых получили 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. Если эти избирательные объединения и избирательные блоки в совокупности получают менее 50 процентов голосов избирателей, к распределению депутатских мандатов допускаются избирательные объединения, избирательные блоки, получившие менее 5, но более 3 процентов голосов избирателей.

К участию в распределении депутатских мандатов также может быть допущен дополнительно один список кандидатов в случае, если за один федеральный список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, а все остальные списки получили менее 5 процентов. Между избирательными объединениями и избирательными блоками, допущенными к участию в распределении депутатских мандатов, мандаты распределяются пропорционально числу полученных ими голосов по методике, предусмотренной статьей 82 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

5. В каких случаях выборы по федеральному избирательному округу могут быть признаны несостоявшимися?

В соответствии с пунктом 11 статьи 80 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» выборы по федеральному избирательному округу могут быть признаны несостоявшимися в следующих случаях:

1) в выборах по федеральному избирательному округу приняло участие менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей;

2) ни один федеральный список кандидатов не получил 5 или более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;

3) за все списки кандидатов, которые могли бы претендовать на участие в распределении депутатских мандатов, подано менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.

Таким образом, первое из приведенных оснований аналогично тому, которое предусмотрено для определения результатов выборов по одномандатным округам.

Второе основание признания выборов несостоявшимися может возникнуть в случае низкой поддержки избирателями каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов.

Однако по третьему из указанных выше оснований выборы могут быть признаны несостоявшимися и в случае, если ряд федеральных списков кандидатов набрал необходимое число голосов избирателей, но в сумме оно выражает волеизъявление менее половины избирателей, принявших участие в голосовании. Эта ситуация может возникнуть, если голоса избирателей оказались поделенными между значительным числом избирательных объединений, избирательных блоков и при этом существенная доля электората проголосовала за федеральные списки, которые по итогам голосования получили менее 3 процентов голосов избирателей.

Таким образом, значительное дробление политических сил на выборах может привести к признанию их несостоявшимися.

6. В каких случаях выборы по федеральному избирательному округу могут быть признаны недействительными?

В целом основания признания выборов по федеральному избирательному округу недействительными аналогичны основаниям, предусмотренным для одномандатных округов.

Выборы могут быть признаны недействительными в следующих случаях:

1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

2) если количество избирательных участков, где итоги голосования по федеральному избирательному округу признаны недействительными, составляет не менее одной четвертой от общего количества избирательных участков либо если итоги голосования по федеральному избирательному округу признаны недействительными не менее чем в одной трети одномандатных избирательных округов;

3) по решению суда.

7. В каких случаях суд может признать выборы недействительными?

Обжалование результатов состоявшихся выборов в суд на основании обнаруженных в ходе выборов нарушений законодательства становится достаточно распространенным явлением. Современное избирательное законодательство и практика его применения существенно расширили объем оснований для отмены решений избирательных комиссий о результатах выборов. Поэтому кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, достигшим успехов в ходе выборов, следует иметь в виду, что после дня голосования возможен еще один этап избирательной борьбы, когда в суде будет рассматриваться вопрос о законности результатов выборов.

Решение избирательной комиссии о результатах выборов может быть отменено судом, если он установит, что нарушения, указанные в статье 91 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», имели место, и это не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. В данной статье Федерального закона определен ряд существенных нарушений правил выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов, сбора подписей в их поддержку, а также правил предвыборной агитации и финансирования избирательных кампаний.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в одномандатном избирательном округе, в федеральном избирательном округе, а также в случаях нарушений правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает важную гарантию от возможных злоупотреблений процедурой признания выборов недействительными по суду. Например, некоторые кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, которые не имеют достаточной поддержки избирателей, могут быть заинтересованы в срыве выборов. В этих случаях закон предусматривает, что совершаемые ими нарушения избирательного законодательства, не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта