Демократия.Ру




Бюрократия - яркий пример популяции, размножающейся неполовым путем. Неизвестный автор


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


29.03.2024, пятница. Московское время 09:40


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Телевидение и выборы 1999 г.: некоторые организационно-правовые аспекты

Бесплатное эфирное время

Механизм предоставления бесплатного эфирного времени. Жеребьевка

Муниципальное телевидение и выборы депутатов

Коллективное использование бесплатного эфирного времени

Предоставление эфирного времени за плату

Информация и агитация

Частные телерадиоканалы и выборы

Учет и хранение материалов по выборам

Общие требования к проведению предвыборной агитации


Федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (прежняя редакция, действовавшая до 01.07. 1999 г.), «О выборах Президента Российской Федерации» условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио определялись достаточно подробно. При этом существенных различий в законодательном регулировании предвыборной агитации не было.

Вместе с тем указанные Законы предусматривали, что более подробный порядок предоставления эфирного времени государственными телерадиокомпаниями для целей предвыборной агитации будет установлен соответствующими инструкциями Центральной избирательной комиссии РФ (ЦИК РФ). Такое право и такая обязанность ЦИК РФ находят свое объяснение в том, что самый подробный закон объективно не может и не должен содержать таких условий, как срок подачи заявок на предоставление платного и бесплатного эфирного времени, способ распределения эфирного времени (жребий), сроки и порядок предоставления эфирного времени при повторном голосовании и повторных выборах, порядок рассмотрения информационных споров и т.п.

Нужно также сказать, что инструкции были необходимы еще и потому, что заполняли правовой вакуум в сфере СМИ (хотя бы на период предвыборной кампании). В них давались определения таким понятиям, как «государственная телерадиокомпания», «общероссийская государственная телерадиокомпания», «политическая реклама», «виды предвыборной агитации» и т.п. Подобных определений законодательство РФ не содержит до сих пор. Инструкции, напомню, действовали в период соответствующих выборов.

Кроме того, инструкции ЦИК РФ являются более гибкими правовыми актами, нежели законы, их положения достаточно просто в оперативном порядке уточнить, изменить или отменить, что в условиях скоротечности выборов является немаловажным обстоятельством.

Новое федеральное законодательство о выборах - Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в редакции 1999 года, Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1999 года - исходит из совершенно другой концепции: все нормы, регулирующие предвыборную агитацию, в том числе на телевидении и радио, должны содержаться только в законе; издание каких-либо инструкций ЦИК или иных подзаконных актов, уточняющих и конкретизирующих эти нормы, не предполагается. Что ж, практика покажет, насколько эта позиция эффективна. Но полагаю, что лишение ЦИК РФ права издания соответствующих инструкций по вопросам предвыборной агитации негативно скажется на ходе предвыборных кампаний.

И все же, недостатки законодательного регулирования условий проведения агитации на телевидении и радио не уменьшают значения дальнейшего развития законодательства РФ в этой сфере.

Бесплатное эфирное время

Первое предложение п. 1 ст. 55 Федерального закона РФ «О выборах депутатов...» по своей сути повторяет все аналогичные нормы, содержащиеся в других законодательных актах РФ о выборах. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание и подпадающие под действие п. 1 ст. 39 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях...» (напомню, речь идет о телерадиокомпаниях, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются за счет средств, выделенных органами власти или местного самоуправления в размере не менее 15 процентов своего бюджета в период года, предшествующего дню официального опубликования решения о назначении выборов; далее для простоты их можно именовать «государственные») обязаны предоставить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам), инициативным группам по проведению референдума бесплатное эфирное время.

И хотя законодатель, по сути, повторил этой нормой аналогичные нормы предыдущих избирательных законов, к сожалению, он не снял ряд существенных вопросов, имеющих, на мой взгляд, существенное значение для нормального осуществления предвыборной агитации на телевидении и радио.

Проблема первая. Она связана с условием учредительства (соучредительства) государственными органами и организациями телерадиокомпаний.

Дело в том, что зачастую учредительство (соучредительство) играет формальную роль и не устанавливает каких-либо серьезных прочных связей телерадиоорганизации и государства. Судите сами: Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» различает понятия «учредитель» (лицо, принявшее участие в учреждении организации) и «акционер» (лицо, владеющее пакетом акций). Очевидно, что учредитель к моменту назначения выборов может и не являться акционером учрежденной им организации: государственные и муниципальные органы и организации не лишены права распоряжаться принадлежащими им акциями. Таким образом, вполне возможна ситуация, когда на телерадиоорганизацию, среди акционеров которой нет государственных или муниципальных органов и организаций, будет возложена обязанность предоставлять бесплатное эфирное время. Полагаю, что даже возможность подобного решения должна быть исключена.

Далее. Государственные органы, выступив в качестве соучредителей телерадиоорганизации вместе с другими организациями, могут стать владельцами очень малого количества акций, что делает связь телерадиокомпании и государства весьма и весьма условной: 0,5, 5, 10 процентов и т.д. Поэтому речь должна была бы идти о контрольном (блокирующем) пакете акций (долей) государства в телерадиоорганизации.

Проблема вторая. Она связана с условием финансирования телерадиоорганизации за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ. Шагом вперед стало установление размера этого финансирования - 15 процентов бюджета телерадиоорганизации в период года до дня назначения выборов (в предыдущих законах содержалось спорное положение о «полном или частичном финансировании»).

Дело в том, что законодательство РФ не дает четкого определения финансирования за счет средств, выделенных органами власти. И под финансированием можно понимать установление для телерадиоорганизаций льгот, выделение им государственных дотаций, государственные (федеральные, субъектов РФ, муниципальные) заказы, финансирование специальных программ на телевидении и радио (право, экология, культура, образование и т. д.).

Различное понимание «финансирования» демонстрируют даже сами новые федеральные законы, устанавливающие (п. 5 ст. 40 Федерального закона «Об основных гарантиях...», п. 11 ст. 56 Федерального закона «О выборах депутатов...»), что расходы телерадиоорганизаций по предоставлению участникам избирательного процесса бесплатного эфирного времени покрываются за счет текущего бюджетного финансирования.

Кроме того, чрезвычайно важной станет в ближайшее время проблема предоставления бесплатного времени кандидатам на выборах в субъектах РФ.

Преобразование ВГТРК в холдинг, включающий в себя все региональные государственные телерадиокомпании с потерей их экономической и правовой самостоятельности, делает невозможным с правовой точки зрения установить в законах субъектов РФ обязанность предоставить бесплатное эфирное время на каналах, финансируемых общероссийским вещателем. Во многих же регионах местной государственной телерадиокомпанией являлась именно та, которая сегодня должна войти в состав общероссийского информационного холдинга. И эта проблема требует своего скорейшего решения, в первую очередь на законодательном уровне.

Важной новеллой нового законодательства о выборах является норма, согласно которой бесплатное эфирное время должно выделяться в период, когда телерадиопрограммы государственных каналов собирают наибольшую аудиторию, в период так называемого «прайм-тайма». Ни Федеральный закон «Об основных гарантиях...», ни Федеральный закон «О выборах депутатов...» не уточняют - кто и каким образом будет определять этот период, хотя в отсутствие инструкций ЦИК РФ подобная неопределенность грозит лишить эту норму своего потенциального эффекта. Было бы целесообразно в дальнейшем установить, что указанный период устанавливается соответствующими избирательными комиссиями либо на основе специальных социологических исследований, либо самостоятельно на основе рекламных расценок - как правило, они максимальны именно в период «прайм-тайма».

Бесплатное эфирное время согласно федеральному законодательству выделяется общероссийскими и региональными телерадиокомпаниями исключительно по рабочим дням. Причем на каналах общероссийской ТРК - не менее 1 часа в день, на каналах региональной ТРК - не менее 30 минут в день. Данная норма также требует дополнительной корректировки, так как, повторюсь, самостоятельных региональных государственных телерадиокомпаний, по сути, не осталось. Для региональных ТРК, сохранивших свою самостоятельность и вещающих в сутки менее 2 часов, Федеральный закон сделал исключение в обязательном объеме бесплатного эфирного времени: в этом случае они должны выделять для бесплатного предоставления не менее одной четвертой общего объема времени вещания в сутки.

Механизм предоставления бесплатного эфирного времени. Жеребьевка

Новая редакция Федерального закона «О выборах депутатов...» содержит более детальный механизм предоставления бесплатного эфирного времени государственными ТРК.

Во-первых, согласно п. 2 ст. 55 Федерального закона «О выборах депутатов...» государственные ТРК, зона уверенного приема передач которых находится в половине или более чем в половине субъектов РФ, обязаны предоставлять возможность проведения предвыборной агитации, в первую очередь - бесплатное время, избирательным объединениям (блокам), зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. К таким ТРК должны быть отнесены ОРТ, ВГТРК, «ТВ-Центр».

Государственные ТРК, зона уверенного приема передач которых находится в пределах менее чем половины субъектов РФ, а также филиалы ВГТРК (п. 3 ст. 55 Федерального закона «О выборах депутатов...») должны предоставлять бесплатное эфирное время соответственно региональным группам и кандидатам по одномандатным округам.

Во-вторых, согласно п. 6 ст. 55 Федерального закона «О выборах депутатов...» кандидат, выдвинутый избирательным объединением (блоком) по одномандатному округу и в то же время включенный в общефедеральную часть списка кандидатов этого объединения (блока), не вправе использовать бесплатное эфирное время на каналах общероссийских государственных ТРК.

Кандидат, выдвинутый избирательным объединением (блоком) по одномандатному округу и в то же время включенный в региональную группу федерального списка этого же объединения (блока), может использовать бесплатное эфирное время на региональных государственных ТРК либо как кандидат по одномандатному округу, либо как кандидат, включенный в региональную группу (п. 7 ст. 55 Федерального закона «О выборах депутатов...»).

Наконец, новое федеральное законодательство повторяет уже знакомую по предыдущим законам о выборах норму, согласно которой бесплатное эфирное время распределяется как между кандидатами, так и между избирательными объединениями и избирательными блоками на равных основаниях (по хронометражу, времени выхода в эфир и другим условиям).

Новая редакция Федерального закона «О выборах депутатов...» в ст. 56 «Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио» устанавливает подробный порядок обеспечения такого равенства.

Так, Закон (п. 2 ст. 56) устанавливает, что в течение недели после завершения регистрации кандидатов (списков) проводится жеребьевка в целях распределения бесплатного эфирного времени между кандидатами, региональными группами, избирательными объединениями (блоками), подавшими заявку на участие в этой жеребьевке. Правда, Закон, что очень плохо, не определяет сроки подачи заявок, а также орган либо организации, куда должны подаваться указанные заявки. Кроме того, совершенно непонятно - как можно с точки зрения прав и гарантий кандидатов оправдать отказ в предоставлении бесплатного эфирного времени только на основании подачи заявки хотя и с опозданием, но, например, за 31 и более день до дня выборов (т.е. до срока, в течение которого и предоставляется бесплатное время).

Эта проблема, уверен, должна быть разъяснена незамедлительно либо самим законодателем (что правильнее всего), либо ЦИК РФ (в крайнем случае).

Жеребьевку на предоставление бесплатного эфирного времени избирательным объединениям (блокам) на каналах общероссийских государственных ТРК проводит ЦИК РФ с участием самих ТРК.

Жеребьевку на предоставление бесплатного эфирного времени кандидатам, региональным группам производит избирательная комиссия субъекта РФ также с участием соответствующих ТРК.

Жеребьевка определяет дату и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов. Результаты жеребьевки оформляются соответствующим протоколом, а определенный в результате жеребьевки график распределения эфирного времени публикуется избирательной комиссией, проводившей жеребьевку, в соответствующих периодических печатных изданиях с государственным участием.

Особо следует отметить то обстоятельство, что Федеральный закон «О выборах депутатов...» устанавливает четкий срок, в течение которого предоставляется бесплатное эфирное время на каналах государственных ТРК, - это период, который начинается за 30 дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования.

Муниципальное телевидение и выборы депутатов

Муниципальные ТРК (признаки - соучредительство органов местного самоуправления, финансирование на 15 и более процентов их бюджетов за счет средств, выделенных органами местного самоуправления) согласно новому Федеральному закону РФ «О выборах депутатов...» (ч. 4 ст. 55) должны, в отличие от государственных ТРК, обеспечить лишь равные возможности кандидатам, избирательным объединениям (блокам), региональным группам - за плату или бесплатно. Причем на каналах этих ТРК агитация может начинаться сразу после окончания регистрации кандидатов, федеральных списков. При этом Федеральный закон допускает отказ муниципальных ТРК от какого-либо участия в предвыборной агитации.

Коллективное использование бесплатного эфирного времени

Пункт 2 ст. 40 Федерального закона «Об основных гарантиях...» содержит совершенно новую норму законодательства РФ о выборах, имеющую своей целью воздействие не столько на форму проведения предвыборной агитации, сколько на содержание, так как она обязывает государственные телерадиокомпании выделять не менее 1/3 от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям (блокам) для совместного проведения дискуссий, «круглых столов» и иных коллективных видов (форм) избирательной агитации. Это время также должно быть использовано участниками предвыборной агитации на равных основаниях. В связи с реализацией данной нормы встает ряд серьезных вопросов, без нормативного решения которых законность предвыборной кампании и гарантии равенства прав кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков будут поставлены под сомнение:

1) Кто и каким образом будет определять формы коллективных видов предвыборной агитации (будет ли это диспут, дебаты или «круглый стол»)?

2) Что будет со временем, которое по каким-либо причинам не будет «выбрано» участниками предвыборной агитации (например, как это было на выборах 1995 года - отдельные избирательные объединения, избирательные блоки могут отказаться от коллективных форм предвыборной агитации)? Новый Федеральный закон «О выборах депутатов...» дает ответ лишь на один аспект проблемы: отказ кандидата избирательного объединения (блока), группы кандидатов от участия в совместных агитационных мероприятиях не влечет увеличения объема эфирного времени, предоставляемого им персонально по итогам жеребьевки (п. 8 ст. 56).

3) Как поступать и кто будет принимать решение (государственные телерадиокомпании или ЦИК), в случае если на дебаты придет один участник: допускать его (ведь он использует предоставленную ст. 40 ФЗ возможность) или отказывать, обеспечивая, таким образом, принцип равных условий?

Эти и другие вытекающие из указанной нормы вопросы требуют незамедлительного решения на законодательном уровне. В противном случае руководство государственных телерадиоорганизаций столкнется с серьезными трудностями при организации предвыборной агитации.

Правда, следует отметить, что новый Федеральный закон «О выборах депутатов...» более четко, по сравнению с Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях...», установил объем отводимого под совместные агитационные мероприятия времени - 1/3 общего объема бесплатного времени (Федеральный закон «Об основных гарантиях...» устанавливал более чем нечетко - не менее 1/3, т.е. допускается и более - вплоть до 100 процентов).

Предоставление эфирного времени за плату

К сожалению, новое федеральное законодательство продолжает допускать предоставление эфирного времени за плату. Но если инструкциями ЦИК РФ такое предоставление ограничивалось в объеме: объем платного времени должен быть равен объему бесплатного, - то теперь Федеральный закон «Об основных гарантиях...» в п. 3 ст. 40 устанавливает, что общий объем резервируемого эфирного времени не может быть меньше общего бесплатного эфирного времени, т. е. по законодательству субъектов РФ может превышать бесплатный в 2, 5, 10, 15 и сколько угодно раз. Сама по себе сомнительная возможность предоставления государственными телерадиокомпаниями эфирного времени за плату данным Законом усугубляется, так как не содержит никаких ограничений по объему выделяемого платного эфирного времени. Очевидно, что, выделив для платного времени максимально большой объем времени, можно обеспечить выгодные результаты только для финансово состоятельных кандидатов, избирательных объединений. Правильно ли это при формировании органов государственной власти? Навряд ли.

Федеральный закон «О выборах депутатов...» в п. 12 ст. 56 установил максимальный объем платного эфирного времени - общий объем эфирного времени, резервируемого для платного предоставления, не может превышать бесплатное время более чем в два раза.

Зарезервированное платное время предоставляется по требованию кандидата, избирательного объединения, избирательного блока на основании договора. Федеральный закон РФ «О выборах депутатов...» в п. 18 ст. 56 содержит ряд существенных условий такого договора, отражая его публично-правовой характер: права и обязанности журналиста-ведущего, характер, вид (форма) предвыборной агитации, время выхода в эфир, продолжительность и т.п.

Согласно п. 14 ст. 56 Федерального закона «О выборах депутатов...» платное эфирное время должно предоставляться:

    - во-первых, в течение того же срока, что и бесплатное (30 дней);

    - во-вторых, по итогам жеребьевки, которая должна проводиться уже самой государственной ТРК на основании письменных заявок участников избирательного процесса. Данная жеребьевка также должна быть проведена в течение недели по завершении регистрации кандидатов, списков кандидатов.

И в данной ситуации вопросы, возникшие в связи с жеребьевкой по распределению бесплатного эфирного времени, приобретают сверхостроту. Ведь вся ответственность за возможный отказ в предоставлении эфирного времени в ситуации с платным временем ложится полной мерой на руководство ТРК. И это притом, что точных сроков подачи заявок Федеральный закон не содержит.

Кандидат, избирательное объединение (блок), региональная группа (п. 15 ст. 56 Федерального закона «О выборах депутатов...») вправе отказаться от использования платного времени, о чем они обязаны не позже чем за 2 дня известить государственную ТРК. Было бы совсем неплохо установить, что нарушившие указанный срок не вправе рассчитывать на возврат затраченных на оплату эфира средств - ведь это, очевидно, ущерб ТРК.

Высвободившееся время ТРК не вправе использовать для целей предвыборной агитации (весьма непонятна такая норма, т. к. согласно п. 22 ст. 56 Федерального закона «О выборах депутатов...» запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов, в том числе рекламой товаров, работ, услуг).

Размер оплаты в целях обеспечения равноправия кандидатов, а также избирательных объединений, избирательных блоков должен быть единым и опубликован не позднее 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом оплата должна быть произведена в полном объеме до предоставления эфирного времени и только через соответствующие избирательные фонды.

Согласно п. 19 ст. 56 Федерального закона «О выборах депутатов...» платежное поручение филиалу Сбербанка России о перечислении средств в оплату стоимости эфирного времени в полном объеме должно быть представлено в ТРК не позднее чем за 2 дня до дня предоставления эфирного времени.

В случае нарушения указанного срока предоставление эфирного времени за плату не допускается (это относится ко всем ТРК без исключения).

Обязанность опубликовать размер оплаты возлагается на руководство соответствующей государственной телерадиокомпании. Однако в связи с данной нормой возникает очевидный вопрос: должна ли плата за единицу эфирного времени кандидата равняться плате за единицу эфирного времени избирательного объединения, избирательного блока? Полагаю, что все-таки нет. Поэтому в последующих законах следует внести соответствующие уточнения. Возникает и другой вопрос: будет ли указанное опубликование осуществляться за плату, а если за плату - подпадают ли эти расходы телерадиокомпаний под действие п. 5 ст. 40 Федерального закона «Об основных гарантиях...», п. 11 ст. 56 Федерального закона «О выборах депутатов...»? Этот аспект также требует дополнительного уточнения в законодательстве о выборах.

Равенство прав участников избирательной кампании обеспечивается не только равной оплатой, но и равенством условий предоставления зарезервированного платного эфирного времени: кандидат (избирательное объединение, избирательный блок) получает долю общего зарезервированного платного времени, которая получается делением этого общего объема времени на общее число участников избирательной кампании по соответствующему избирательному округу.

Пункт 5 ст. 40 Федерального закона «Об основных гарантиях...», п. 11 ст. 56 Федерального закона «О выборах депутатов...» устанавливают, что расходы телерадиокомпаний, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени для целей предвыборной агитации, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования телерадиокомпаний.

К сожалению, сегодняшнее экономическое положение России, объективные проблемы с бюджетным финансированием, по сути, предполагают, что все расходы ТРК будут нести самостоятельно.

Представляется, что в соответствующих федеральных законах следует установить, что в случае отсутствия текущего финансирования указанные расходы покрываются за счет средств ЦИК РФ, выделяемых ей на подготовку и проведение соответствующих выборов. Такая норма, на мой взгляд, будет существенной гарантией для государственных телерадиокомпаний, позволит им провести избирательную кампанию на должном профессиональном уровне.

Далее. Следует отметить общую для всех ТРК, предоставляющих эфирное время за плату для целей предвыборной агитации, норму (п. 21 ст. 56 Федерального закона РФ «О выборах депутатов...»), согласно которой в случае, если в ходе использования платного эфирного времени кандидат, избирательное объединение (блок) нарушат условия Федерального закона «О выборах депутатов...», ТРК вправе обратиться в суд о расторжении договора на предоставление эфирного времени. При этом высвободившееся время опять же нельзя использовать для целей предвыборной агитации.

Информация и агитация

Новое федеральное законодательство содержит совершенно новую для российского законодательства о выборах норму, что и предопределяет в значительной степени трудности с ее реализацией. Следует отметить, что данная норма распространяется как на государственные телерадиоорганизации, так и на любые иные, в которых есть информационные выпуски (программы, блоки).

Согласно данной норме, любая телерадиокомпания в своих информационных блоках не вправе отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению или избирательному блоку, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности. Это означает, что телерадиокомпания должна либо отводить в своих информационных выпусках каждому участнику равное время, либо не упоминать никого из участников избирательного процесса в случае отсутствия у телерадиокомпании так называемого информационного повода вести речь о ком-либо из кандидатов. В этой связи было бы предпочтительнее, на мой взгляд, в дальнейшем исключить из указанной нормы слова «в том числе».

Частные телерадиоканалы и выборы

Следует особо обратить внимание на существенное, на мой взгляд, противоречие между двумя новыми Федеральными законами «О выборах депутатов...» и «Об основных гарантиях...».

Так, согласно п. 8 ст. 55 Федерального закона «О выборах депутатов...» негосударственные (немуниципальные) ТРК, т. н. частные, вправе на договорной основе за плату предоставлять эфирное время для целей предвыборной агитации. При этом ТРК должна соблюсти только одно условие - размер и условия оплаты должны быть едиными для всех кандидатов, избирательных объединений (блоков), региональных групп.

А в п. 2 ст. 39 Федерального закона «Об основных гарантиях...» установлено, что муниципальные и частные ТРК должны не только устанавливать равную оплату, но и предоставлять эфирное время на равных условиях.

Как видите - разница существенная. Полагаю, что частные ТРК (и не только они) смогут использовать по своему выбору соответствующую норму как одного закона, так и другого - в соответствии со своими интересами.

Учет и хранение материалов по выборам

Также особое внимание следует обратить на п. 9 ст. 55 и п. 25 ст. 56 Федерального закона «О выборах депутатов...».

Согласно п. 9 телерадиокомпании (независимо от формы собственности), участвующие в предвыборной агитации, т. е. предоставляющие бесплатное и (или) платное эфирное время, обязаны вести отдельный учет их объемов и стоимости эфирного времени по формам, установленным ЦИК РФ, а также предоставлять данные этого учета (во-первых, за 5 дней до дня голосования и, во-вторых, в течение 5 дней после дня голосования): в ЦИК РФ - по избирательным объединениям (блокам), в том числе по кандидатам федерального списка в общефедеральной его части и региональных группах; в избирательную комиссию субъекта РФ - по кандидатам по одномандатным округам. Кроме того, ТРК обязаны по запросам соответствующих избирательных комиссий представлять документы, подтверждающие согласие кандидата, избирательного объединения (блока) на выполнение платных работ и оплату услуг.

Согласно п. 25 ст. 56 Федерального закона «О выборах депутатов...» ТРК обязана вести запись предвыборных материалов и хранить их в течение 12 месяцев со дня выхода в эфир, а также хранить учетные документы о предоставлении платного и бесплатного эфирного времени, о которых мы уже говорили чуть выше применительно к п. 9 ст. 56, в течение 5 лет со дня голосования.

Общие требования к проведению предвыборной агитации

Завершая анализ правового регулирования участия ТРК в избирательных кампаниях по выборам депутатов Государственной Думы, хотелось бы остановиться на ряде важных и значимых норм, общих для всех СМИ.

I. Кандидаты, работающие в СМИ по трудовому либо гражданско-правовому договору, на время участия в выборах освобождаются от выполнения своих служебных обязанностей. Они должны представить в избирательную комиссию не позднее 3 дней со дня регистрации заверенную копию соответствующего приказа или распоряжения (п. 3 ст. 48 Федерального закона РФ «О выборах депутатов...»). Более того, согласно п. 6 той же статьи должностным лицам, журналистам и творческим работникам ТРК, если указанные лица являются кандидатами, а также доверенными лицами либо уполномоченными представителями, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через СМИ.

II. При трансляции в эфир (по кабелю) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, ТРК обязаны сообщать название организации, проводившей опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности (п. 1 ст. 54 Федерального закона РФ «О выборах депутатов...»).

Кроме того, согласно п. 2 той же статьи ТРК, обнародующие результаты таких опросов и прогнозы выборов, должны направлять записи таких трансляций в избирательную комиссию субъекта РФ или ЦИК РФ для формирования информационного банка, а также иностранным (международным) наблюдателям по их запросам.

III. Государственные и муниципальные ТРК обязаны обеспечить участникам избирательного процесса равные условия для размещения предвыборных агитационных материалов (п. 2 ст. 59 Федерального закона РФ «О выборах депутатов...»). Однако Федеральный закон не запрещает устанавливать различные цены на услуги по производству таких аудиовизуальных материалов.

IV. Запрещается агитация, нарушающая законодательство РФ об интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 60 Федерального закона РФ «О выборах депутатов...»). Например, теперь отсутствие согласия правообладателя на авторское произведение на использование его в агитации будет являться законным основанием для отказа в выпуске в эфир предвыборного материала.

V. Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений (блоков), доверенных лиц, уполномоченных представителей, а также организаций, учредителями, собственниками и (или) членами руководящих органов которых являются вышеуказанные лица и организации, в ходе выборов осуществляется только из средств соответствующего фонда и на условиях равной оплаты (в день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается) - п. 3 ст. 60 Федерального закона РФ «О выборах депутатов...».

Здесь есть серьезное упущение Федерального закона, которое может попросту парализовать деятельность ТРК.

В Законе не указано, какой орган, какое лицо и в каком порядке должны уведомлять ТРК обо всех лицах, участвующих в выборах. Но даже если вся необходимая информация и будет каким-то образом представлена в ТРК, немыслимо себе представить объем работы ТРК по выяснению всех учредителей, собственников, членов руководства и т. п. А ведь согласно п. 17 ст. 53 Федерального закона «О выборах депутатов...», который распространяется на случаи вышеуказанной рекламы, ТРК, не соблюдающая требования о равных условиях, не вправе предоставлять эфирное время для рекламы. Крайним опять оказывается телевидение. И это внушает серьезную тревогу.

VI. Государственная ТРК вправе потребовать и получить от избирательного объединения (блока) в случае их проигрыша или получения на выборах менее 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, стоимость предоставленного бесплатного времени (п. 5 ст. 67 Федерального закона «О выборах депутатов...»).

ТРК обязана в течение 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов сообщить таким объединениям (блокам) объем и стоимость бесплатного времени, а также свои юридический адрес и банковские реквизиты.

Стоимость определяется путем умножения объема бесплатного времени, выделенного избирательному объединению (блоку), на объявленную стоимость платного времени.

Стоимость бесплатного времени при совместных мероприятиях определяется ТРК в равных долях пропорционально общему числу участников.

Денежные средства не возмещаются, если избирательное объединение (блок) официально отказались от использования бесплатного эфирного времени (его части).

Срок возврата средств - до 12 месяцев (п. 14 ст. 67 Федерального закона «О выборах депутатов...»).

VII. Согласно п. 6 ст. 92 Федерального закона «О выборах депутатов...» не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов любые нарушения, совершенные в пользу проигравших кандидатов, избирательных объединений (блоков).

Эта норма, может быть и благая, по сути является легальным прикрытием, причем исключительно удобным и гарантированным, для так называемых «грязных» избирательных технологий. Ведь закон по каким-то непонятным причинам проигнорировал связь нарушений и их воздействия на результаты. А это имеет принципиальное значение, так как можно, совершая нарушения, влиять не столько на свое избрание, сколько на неизбрание другого лица (во-первых) или на избрание третьего лица (во-вторых). Поэтому данная норма нуждается либо в отмене, либо, в крайнем случае, в существенной корректировке.

И. Иванов,
директор юридической дирекции
телекомпании «ТВ Центр»

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта