Демократия.Ру




Свобода — это всегда свобода тех, у кого другая точка зрения. Р. Люксембург


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


20.04.2024, суббота. Московское время 11:08


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Нарушения на выборах

Предотвращение и исключение негативных последствий нарушений на выборах является задачей как государственных структур, таких, как избирательные комиссии, администрации власти федерального, регионального и местного уровней, судов и прокуратуры, так и негосударственных, таких, как наблюдатели от кандидатов, избирательных объединений, общественных и некоммерческих организаций, а также иностранных наблюдателей. Но нарушения на выборах, тем не менее, происходят постоянно, их характер меняется со временем, а некоторые нарушения очень трудно распознать и предотвратить.

Для журналиста, ведущего расследование, наблюдение за нарушениями на выборах и их анализ могут помочь как сформировать сюжет своей будущей публикации, так и вскрыть важнейшие проблемы власти, общества и их взаимоотношений в России.

Этапы выборов

В российской практике, как и в практике других демократических стран, выборы начинаются задолго до их официального объявления. И очень часто именно события, происходящие до официального объявления о начале предвыборной кампании, определяют результат выборов.

В качестве примера можно привести ставшую обычной практику назначения досрочных выборов как в регионах России, так и на федеральном уровне. Ведь и выборы Президента РФ в марте 2000 года были досрочными. Как правило, перенос выборов дает определенное преимущество действующему руководителю региона или государства или его преемнику. Но эти преимущества всегда реализуются по-разному. Поэтому одной из задач журналистского расследования должно быть наблюдение за политическим процессом и выявление тех возможностей и преимуществ, которые может дать или дает перенос выборов тому или иному кандидату. Общие соображения о том, что такие преимущества возможны, должны быть обязательно подтверждены реальными фактами, документами, высказываниями должностных и других информированных лиц и т.п.

Современное российское законодательство о выборах выделяет следующие основные этапы соответствующей процедуры: официальное объявление даты предстоящих выборов, выдвижение кандидатов, сбор подписей, формирование избирательных комиссий, предвыборная агитация, день голосования, подсчет голосов и подведение итогов выборов.

Изменения законодательства о выборах

В каждом регионе России существуют определенные особенности избирательного законодательства: оно может отличаться и от общероссийского, и от законодательства других регионов. При проведении журналистского расследования необходимо внимательно изучить особенности регионального и местного законодательства, чтобы не допускать ошибок и не снижать качества журналистской работы. Следует учитывать также и то, что в последний период в российских регионах активно проводится кампания по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным.

Практика выборов показывает, что на федеральном уровне постоянно происходит корректировка избирательного законодательства, причем очень часто изменения в нормы законов вносятся накануне выборов. Так, выборы Президента РФ 2000 года проходили по Федеральному закону, который был изменен в конце 1999 года с учетом опыта действия Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы РФ. Аналогичная практика постепенно распространяется и в российских регионах. Поэтому журналисту, проводящему расследования на выборах, можно порекомендовать не только следить за изменениями избирательного законодательства на федеральном, региональном и местном уровнях, но и стараться получать информацию о готовящихся его изменениях, о тех аргументах, которые приводятся политическими силами и администрациями различных уровней в обоснование таких изменений.

Одной из интересных тем для журналистского расследования на выборах может стать проблема того, как повлияли внесенные в избирательное законодательство изменения на процесс выборов, к чему стремился законодатель, внося эти изменения, и к чему они реально привели на выборах. В частности, интерес может представлять изучение вопроса о том, насколько соответствуют развитию демократии в России внесенные в избирательное законодательство изменения.

Возможные нарушения законодательства на выборах

Нарушения избирательного законодательства чрезвычайно разнообразны, поэтому для определенности изложения их перечисление приводится для выборов депутатов Государственной Думы РФ 1999 года. Аналогичные нарушения могут быть обнаружены практически на выборах любого уровня.

Избирательная кампания по выборам в Государственную Думу Российской Федерации проходит в четыре этапа: предварительный (июль-август, до назначения выборов Президентом РФ), этап регистрации кандидатов, этап предвыборной агитации и этап голосования. На каждом из этих этапов возможны нарушения избирательного законодательства. Ниже приводятся наиболее распространенные из них и методы борьбы с ними.

1. Нарушения при выдвижении кандидатов

Привлечение государственных и муниципальных служащих, иных лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости, для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов.

Предоставление помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для выдвижения одних кандидатов и отказ в предоставлении тех же помещений на таких же условиях для выдвижения других кандидатов.

Использование бесплатно или на льготных условиях транспорта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для деятельности, способствующей выдвижению кандидатов.

Преимущественный по сравнению с другими кандидатами доступ в целях сбора подписей к СМИ, у которых доля бюджетного финансирования за счет средств субъекта Федерации превышает 15%.

2. Нарушения при сборе подписей за избирательные объединения и блоки, а также за кандидатов в одномандатных округах.

Сбор подписей не может быть начат ранее дня заверения Центральной избирательной комиссией РФ копий федеральных списков избирательных объединений и блоков и для кандидатов по одномандатному округу не ранее дня уведомления избирательной комиссии этого округа о выдвижении этих кандидатов.

Участие в сборе подписей органов управления организаций любых форм собственности, учреждений, предприятий.

Использование связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих работу государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей.

Принуждение избирателей ставить свои подписи.

Вознаграждение избирателей за поставленные подписи в любой форме.

Осуществление сбора подписей в процессе и местах выдачи заработной платы.

3. Нарушения, производимые избирательными комиссиями

Недопущение на заседания окружных и территориальных избирательных комиссий представителей СМИ.

Необоснованные отказы окружных избирательных комиссий в регистрации кандидатов.

Отказ в выдаче окружной избирательной комиссией копии решения об отказе в регистрации кандидату, выдвинувшим его избирателям, уполномоченному представителю выдвинувшего его избирательного объединения.

Начало агитации кандидатами или избирательными объединениями до их регистрации соответственно окружной и Центральной избирательными комиссиями.

Отсутствие публикации или опубликование избирательной комиссией субъекта Федерации списка СМИ, доля финансирования которых из бюджетных средств субъекта Федерации превышает 15%, позднее 10 дней с момента назначения выборов.

Отсутствие публикации или опубликование региональными СМИ своих расценок на платную рекламу позднее 20 дней с момента назначения выборов.

4. Нарушения в ходе предвыборной агитации

На этом этапе кампании наблюдатели должны обратить особое внимание на работу СМИ, действия органов власти и управления, характер публикуемых агитационных материалов, оперативность реагирования избирательных комиссий на сигналы о нарушениях.

В 1999 году 4 ноября - последний день регистрации федеральных списков и кандидатов, баллотирующихся по одномандатным избирательным округам. Затем начинается предвыборная агитация. Законодательство о выборах вводит определенные ограничения на формы и способы агитации, содержание агитационных материалов. При этом кандидатам и избирательным объединениям гарантируется равный доступ к СМИ.

В этот же период завершается формирование участковых избирательных комиссий, публикуются списки избирателей. В следующей таблице приводятся крайние сроки выполнения местными администрациями действий, необходимых для успешного проведения выборов в установленные законом сроки. Невыполнение этих действий или выполнение их в более поздние сроки является нарушением избирательного законодательства. В таблице для определенности приведены сроки, относящиеся к избирательной кампании 1999 года.

Действия местной администрации

Сроки

Образование избирательных участков распоряжением главы местной администрации по согласованию с окружной избирательной комиссией

До 19.11

Назначение выборным органом местного самоуправления состава участковых комиссий

До 22.11

Публикация в местной печати списков избирательных участков с указанием их границ, адресов и телефонов участковых комиссий

До 24.11

Составление списка избирателей на основании сведений, предоставленных главой муниципального образования в территориальные избиркомы

До 25.11

Представление списков избирателей для всеобщего ознакомления

До 29.11

Законодательство о выборах накладывает определенные ограничения на участие в предвыборной агитации некоторых организаций и должностных лиц, а также на некоторые формы и методы агитации.

Не допускается участие в агитации в служебное время или с использованием служебного положения государственных и муниципальных служащих, военнослужащих.

Не допускается агитационная деятельность органов государственной власти субъекта Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, воинских частей, военных учреждений и организаций, благотворительных организаций и религиозных объединений, избирательных комиссий и их членов с решающим голосом.

Не допускается предоставление помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для агитации за одних кандидатов и отказ в предоставлении тех же помещений на таких же условиях для агитации за других кандидатов.

Не допускается при проведении агитации призывов, нарушающих Конституцию РФ.

Не допускается при проведении агитации подкуп избирателей в любой форме (денежной, материальной, услуги, обещания передачи денег, ценных бумаг, иных материальных благ) или вознаграждения за организационную работу в зависимости от результатов голосования.

Не допускается публикация данных опросов общественного мнения, начиная с 16 декабря и до окончания голосования 19 декабря, т.е. начиная с четверга и до окончания голосования в воскресенье.

Не допускается агитация 18 и 19 декабря, т.е. в день голосования и в день перед днем голосования.

Законодательство о выборах требует предоставления равных возможностей ведения бесплатной агитации всеми избирательными объединениями, блоками и кандидатами в одномандатных округах.

Не допускается отказ предоставить бесплатное эфирное время (бесплатную газетную площадь) кандидатам, зарегистрированным по одномандатному округу, региональным группам избирательных объединений.

Не допускается преимущественный по сравнению с другими кандидатами доступ к СМИ, у которых доля бюджетного финансирования за счет средств субъекта Федерации превышает 15%.

В соответствии с законом сообщения о предвыборных мероприятиях должны располагаться в информационных выпусках на телевидении и радио в начале выпусков отдельными блоками без комментариев.

Не допускается публикация агитационных материалов редакциями печатных СМИ, учрежденных местными органами власти, в том числе судебной, исключительно для издания их официальных материалов.

Не допускаются отказы кандидату в опубликовании до окончания срока предвыборной агитации опровержения или иного разъяснения, если до этого была распространена информация, способная нанести ущерб его чести, достоинству или деловой репутации.

Не допускается участие в освещении выборов должностных лиц, журналистов, творческих работников СМИ, являющихся кандидатами, их доверенными лицами, уполномоченными представителями избирательных объединений.

В соответствии с избирательным законодательством агитация при проведении массовых мероприятий имеет определенные ограничения.

Не допускается отказ в предоставлении или преимущественное предоставление помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, кандидатам, избирательным объединениям.

Не допускается предвыборная агитация в расположении воинских частей, воинских организаций и учреждений.

В соответствии с избирательным законодательством на распространение агитационных материалов накладываются определенные ограничения.

Не допускается отсутствие в предвыборных печатных и аудиовизуальных агитационных материалах наименования и юридического адреса исполнителя, наименования заказчика, информации об их тираже и о дате их выпуска.

Органы местного самоуправления обязаны выделить места для размещения печатных агитационных материалов.

Запрещено размещать печатные агитационные материалы на памятниках, зданиях и т.п. конструкциях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, либо в помещениях избирательных комиссий или у входов в них.

Не допускается выполнение оплачиваемых работ, оказания платных услуг и т.п. без согласия в письменной форме кандидата, уполномоченных лиц, избирательного объединения.

5. Нарушения при голосовании

Организованная доставка избирателей на избирательные участки для голосования.

«Вбрасывание» бюллетеней (до голосования, в процессе голосования и при подсчете голосов) в урну на участке.

Выход с переносным ящиком для голосования без заявок граждан или с фальсифицированными заявками, часто с большим, чем по заявкам, количеством бюллетеней.

Выдача одному гражданину нескольких комплектов бюллетеней.

Выдача бюллетеней гражданам, не предъявившим документов, удостоверяющих личность.

Неоднократная выдача бюллетеней одному и тому же гражданину.

Голосование бюллетенями не установленного образца.

«Вбрасывают» бюллетени, как показывает опыт, не обязательно заполненные. Пустые бланки бюллетеней используют, когда не хватает голосов до 25% для того, чтобы голосование считалось состоявшимся. Поэтому, когда ожидается подобная ситуация, членам избирательной комиссии, наблюдателям и присутствующим журналистам необходимо быть предельно внимательными.

6. Нарушения при подведении итогов выборов

Начало подсчета голосов избирателей с задержкой после окончания голосования.

Проведение подсчета голосов избирателей с перерывами.

Подмена бюллетеней для голосования при подсчете голосов избирателей.

Отсутствие оглашения отметок избирателей в бюллетенях на этапе их сортировки.

Произведение подсчета избирательных бюллетеней до полного окончания их сортировки.

Проведение подсчета числа избирательных бюллетеней в пачке, полученной в результате сортировки одним членом избирательной комиссии (по закону необходима сортировка как минимум двумя членами избирательной комиссии).

Недопущение визуального ознакомления с отсортированными бюллетенями членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей.

Заполнение протоколов об итогах голосования не поэтапно в процессе определения числа погашенных избирательных бюллетеней, числа неиспользованных открепительных удостоверений, числа избирателей, включенных в список, и т. д. по установленной законом процедуре, а по окончании процесса подсчета голосов избирателей.

Заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в них каких-либо изменений.

Подмена участковыми избирательными комиссиями протоколов об итогах голосования перед их сдачей в территориальные избирательные комиссии.

Внесение изменений в протокол об итогах голосования на избирательном участке без проведения заседания участковой избирательной комиссии, например при обнаружении неточности или ошибки в этом протоколе.

Не вывешивание для всеобщего ознакомления копий (третьих экземпляров) протоколов об итогах голосования на избирательных участках.

Как производятся наиболее распространенные нарушения федерального законодательства о выборах

Журналистам, проводящим расследования на выборах, необходимо не только знать, какие нарушения возможны в ходе проведения избирательной кампании, проведения голосования и подсчета голосов, но и как эти нарушения могут быть произведены. Ниже приводятся описания некоторых механизмов возможных нарушений на выборах.

Одно из наиболее распространенных нарушений избирательного законодательства при сборе подписей - это сбор подписей, сопряженный с выплатой избирателям денежных средств или предоставлением других материальных благ, оказание благотворительной помощи в местах сбора подписей, что является нарушением п. 6 статьи 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Такое нарушение может повлечь за собой признание недействительными собранных подписей, а также отмену регистрации кандидата или списка кандидатов.

Достаточно часто встречается такое нарушение, как сбор подписей несовершеннолетними лицами и привлечение их к ведению предвыборной агитации, что является нарушением пункта 7 статьи 31 названного Закона.

Пока действующим законодательством недостаточно четко сформулирована проблема с внесением избирательного залога. Остается открытым вопрос о возможности одновременного внесения залога и сдачи подписных листов. Является ли нарушением законодательства, когда кандидат подстраховывает себя внесением избирательного залога? Не нарушается ли в этом случае равенство кандидатов? Эти проблемы пока не решены законодательно, фактически отсутствуют и прецеденты принятия решений избирательными комиссиями в ситуациях такого рода.

Последнее время очень часто незарегистрированные кандидаты проводят преждевременную предвыборную агитацию, которая выражается в показе рекламных видеороликов по телевидению, размещении рекламных щитов и т.д., что является нарушением статьи 38 Федерального закона.

Для кандидатов, замещающих государственные или муниципальные должности категории «А», характерно такое нарушение законодательства о выборах, как использование служебного положения. В этом случае достаточно сложно определить, когда кандидат действует в пределах своего ненормированного рабочего времени, а когда в нерабочее время. Обычно избирательные штабы этих кандидатов формируются в основном из сотрудников госаппарата. В связи с этим соперники таких кандидатов предъявляют претензии именно такого характера, ссылаясь на нарушение статьи 48 Федерального закона.

Большую группу нарушений составляют нарушения наполнения и расходования финансового фонда кандидата. Необходимо заметить, что отслеживать такого рода нарушения достаточно сложно. В Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (статья 69) вводится новое положение о создании контрольно-ревизионной службы при избирательных комиссиях, что позволит усилить контроль за расходованием финансовых средств. Кроме того, необходимо отметить положительный момент во введении финансовой отчетности в три этапа. Эти меры направлены также на выявление финансовых нарушений во время проведения предвыборной агитации.

Во время проведения предвыборной агитации очень часто кандидаты, пытаясь использовать так называемые «грязные технологии», обнародуют компрометирующие сведения о своих конкурентах, тем самым унижая честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов. Обычно такие нарушения влекут за собой рассмотрение исковых заявлений о защите чести, достоинства и деловой репутации кандидата в порядке гражданского судопроизводства.

Последняя по порядку, но далеко не последняя по значимости группа нарушений законодательства о выборах - это нарушения во время голосования и подсчета голосов избирателей. До внесения изменений в действующий Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» крупные нарушения наблюдались во время проведения процедуры досрочного голосования. Например, во время выборов в Санкт-Петербурге на досрочное голосование в пользу какого-либо кандидата избиратели привозились на автобусах. Аналогичная практика наблюдалась на недавних выборах в Приморском крае. Сейчас законом в процедуру досрочного голосования внесены изменения, которые до минимума сократили возможность таких нарушений.

Но и при проведении голосования в день выборов бывает много нарушений установленных законом процедур. Избирательные участки должны открываться точно в установленный срок (8.00) и закрываться точно в установленный срок (20.00), ни раньше, ни позже. Недопустимы ни преждевременные открытия участков, ни опоздания с открытием. Недопустимы перемещения избирательных участков по территории округа. Недопустимо нахождение на территории избирательного участка неуполномоченных лиц, тем более их участие в подсчете голосов избирателей.

Недопустимо голосование за родственников и знакомых, даже если избиратель приносит на избирательный участок их паспорта. Каждый избиратель должен голосовать лично. При этом не допускается открытое голосование и помощь избирателям в заполнении ими бюллетеней. Каждый избиратель должен голосовать сам, лично и в кабине для голосования.

Категорически не разрешается какая-либо агитация на участке для голосования или на прилегающей к нему территории. Это нарушение должно пресекаться членами избирательной комиссии и, при необходимости, органами правопорядка немедленно при его обнаружении.

Неоднократно наблюдались случаи прямого подкупа избирателей в день голосования, когда один голос стоил от 15 до 50 рублей. Выявить и доказать такие случаи сложно, но сейчас скорее всего они получат большое распространение. Точно так же сложно доказать наличие угроз избирателям или кандидатам с целью обеспечить желательный тем или иным политическим силам или отдельным кандидатам исход выборов. Но необходимо помнить, что применение угроз является грубейшим нарушением избирательного законодательства, не допускающего никакого давления на волеизъявление избирателей. Наблюдатели должны внимательно относиться к сообщениям и заявлениям избирателей и, по возможности, фиксировать в своих актах и заявлениях все случаи такого рода.

К грубейшим нарушениям избирательного законодательства относятся и случаи все еще встречающихся сговоров должностных лиц с целью обеспечения тех или иных результатов выборов. Если наблюдателю становится известно о фактах такого рода, он должен направить свое заявление или акт в суд или в избирательную комиссию более высокого уровня. Иначе противодействовать такому сговору обычно бывает невозможно.

В соответствии с п.5 ст.43 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов. Кроме того, на основании нормативных актов местных органов власти, как правило, предусматривается, что любая рекламная продукция размещается на основании возмездных договоров, оплата которых в период проведения избирательной кампании должна быть произведена с финансового счета кандидата.

Подмена переносных урн для голосования наиболее часто производится в сельской местности. Поэтому необходимо присутствие наблюдателей при голосовании вне избирательного участка так же, как и на самом участке.

На прошлых выборах много нарушений было при предварительном голосовании. Чаще всего происходила подмена конвертов, в которых хранились бюллетени проголосовавших заранее. По новому избирательному закону возможности предварительного голосования сведены к минимуму, но они остались, поэтому следует обратить особое внимание на голосование в общежитиях, в воинских частях, на морских судах, в следственных изоляторах, психбольницах.

В ходе голосования встречаются случаи использования бюллетеней избирателей, не пришедших на избирательные участки, случаи порчи бюллетеней или вброса недействительных бюллетеней с целью сделать выборы недействительными. Встречаются также случаи подмены списков избирателей при голосовании, когда, например, в них остаются одни пенсионеры. Встречаются также случаи подмен бюллетеней в ходе подсчета голосов в участковых избирательных комиссиях.

Одним из трудно обнаруживаемых нарушений является голосование избирателей теми заполненными бюллетенями, которые вынесли из избирательного участка предыдущие избиратели, и которые заполнили в соответствии со своими предпочтениями находящиеся вне избирательного участка члены команды какого-нибудь кандидата или избирательного объединения. При этом каждый избиратель получает свой бюллетень, но затем в кабине для голосования прячет его, а достает тот бюллетень, который ему дали вне пределов избирательного участка. Чистый же бюллетень избиратель, как правило, за деньги выносит из избирательного участка, и вся процедура, называемая «карусель», повторяется снова с другим избирателем. Для пресечения подобного нарушения необходимо освободить территорию, прилегающую к избирательному участку, от членов команд кандидатов или избирательных объединений.

При подсчете голосов избирателей недопустимы как спешка, так и затягивание этого процесса. Подсчет голосов избирателей должен начаться сразу по окончании голосования на избирательном участке и проводиться непрерывно до его завершения. До окончания подсчета голосов не допускается подписание протоколов избирательной комиссии: они должны быть оформлены и подписаны сразу по его окончании.

Одним из часто встречаемых нарушений является подмена протоколов об итогах голосования на избирательных участках в период после их гласного оформления и до их передачи в территориальные избирательные комиссии. Подмена протоколов об итогах голосования может быть произведена, например, по дороге в территориальную избирательную комиссию.

Нарушением закона является и корректировка протокола об итогах голосования на каком-то избирательном участке непосредственно в территориальной избирательной комиссии. Такое нарушение часто производится, например, когда при попытке ввода данных протокола итогов голосования на избирательном участке в систему ГАС «Выборы» оказываются неправильными некоторые контрольные соотношения. Все подобные изменения необходимо производить после их рассмотрения на заседаниях участковых избирательных комиссий.

Российский законодатель вообще не видит проблемы в том, какой из документов, имеющих все необходимые и при том подлинные подписи и печати, должен считаться юридически истинным, если в определенных случаях появляется два или более протокола об итогах голосования на одном и том же избирательном участке. Отсутствие соответствующих норм закона позволяет заменять протоколы об итогах голосования на избирательных участках, составленные гласно на глазах наблюдателей, протоколами, составленными без свидетелей после завершения, а возможно и до начала подсчета голосов избирателей. Позиция Центральной избирательной комиссии РФ, которая определяется практикой проведения выборов последних лет, такова: истинным считается тот протокол, который принесен в территориальную избирательную комиссию, независимо от того, кем, когда и при каких условиях он был составлен. Именно этот протокол вводится в систему ГАС «Выборы», и его данные могут быть изменены только в случае поступления соответствующих жалоб. Но нередко ни члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, ни наблюдатели, ни журналисты просто не знают, какие именно данные были включены в протокол, переданный в территориальную избирательную комиссию. А в этих случаях никаких жалоб не возникает и общие результаты выборов искажаются.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта