Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Кто трудится умом, тот управляет людьми; кто трудится силой, тот подлежит управлению; те, кем управляют, кормят; те, кто управляют людьми, кормятся от людей. Мэн-цзы


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


16.10.2021, суббота. Московское время 16:05


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Декларация российских журналистов в поддержку свободных и честных выборов

Мы, журналисты печати, радио, телевидения и информационных агентств, съехавшиеся в Ижевск на Всероссийский фестиваль прессы из всех регионов нашей страны,

осознавая свободу массовой информации и регулярное проведение свободных и честных выборов главными гарантиями демократического и устойчивого развития России как социального и правового федеративного государства;

решительно осуждая любые попытки подменить свободные и честные выборы манипулированием голосами избирателей;

категорически выступая против использования в предвыборной кампании грязных избирательных технологий и развязывания бездоказательной «войны компроматов»;

с негодованием отмечая участившиеся в связи с подготовкой к выборам попытки ущемления свободы массовой информации, передела сложившегося информационного рынка, захвата газет, журналов, телерадиокомпаний и оказания давления на журналистов;

решительно осуждая позорную практику подготовки заказных статей и передач как подрывающую социальное призвание средств массовой информации и ложащуюся черным пятном на славную историю российской журналистики;

приветствуя выработку Хартии «Политические консультанты за честные выборы», а также иные общественные инициативы по обеспечению свободных и честных выборов,

принимаем настоящую Декларацию и заявляем о следующем:

1. Учредители, издатели и владельцы средств массовой информации, будь то органы государственной власти и местного самоуправления или частные корпорации и лица, должны прекратить противоправное вмешательство в деятельность СМИ, в том числе государственных и муниципальных, и уважать профессиональную самостоятельность редакций, как она определена в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации». В связи с этим мы призываем учредителей, издателей и владельцев средств массовой информации на весь период избирательных кампаний 1999 - 2000 гг. установить и соблюдать мораторий на увольнение главных редакторов и журналистов, куплю-продажу СМИ, реорганизацию редакций, внесение изменений в редакционные уставы, а также воздерживаться от иных шагов, которые могут быть расценены общественностью как имеющие целью изменение редакционной политики.

2. В период избирательных кампаний работники средств массовой информации должны особенно тщательно соблюдать требования закона, нормы профессиональной этики и правила поведения журналистов, в том числе упомянутые в настоящей Декларации, с тем чтобы не ставить под сомнение честность, беспристрастность, взвешенность и информативность своих материалов и передач, не подрывать репутацию СМИ и уверенность в справедливости результатов выборов. Будем помнить, что при исполнении профессиональных обязанностей журналист признается лицом, выполняющим общественный долг. Служение обществу, общественному благу, а не частному интересу, корыстным или карьеристским соображениям должно двигать журналистами. В этой связи мы подтверждаем свою приверженность пониманию журналистики как свободной профессии, стремящейся к общественному благу, и решительно осуждаем любые попытки подкупа журналистов и давления на них.

3. Общей заботой всех средств массовой информации, но прежде всего государственных и муниципальных, должно стать распространение информации по всем связанным с выборами вопросам - об избирательных объединениях и кандидатах, основных этапах избирательной кампании, процедуре голосования и т.д., чтобы каждый гражданин имел возможность со знанием дела реализовать свои избирательные права. Средства массовой информации, особенно государственные и муниципальные, обязаны заботиться о повышении образовательного уровня избирателей по вопросам организации и проведения выборов. Соответствующие материалы и передачи должны быть точными, беспристрастными и удовлетворительным образом информировать избирателей о том, как можно проверить списки избирателей, каким образом, когда и где им надлежит голосовать, как обеспечиваются тайна голосования и общественное наблюдение за выборами и т.д.

4. Все средства массовой информации, но прежде всего государственные и муниципальные, должны при освещении выборов действовать взвешенно и беспристрастно, не допуская дискриминации в отношении какого-либо избирательного объединения или кандидата. Выпуски новостей и иные информационные программы не должны носить односторонний, тенденциозный характер, что, однако, не отменяет общепризнанных принципов свободы объективного сбора и обнародования новостей, а также непредвзятого комментирования и критики. Ничто не отменяет свободы выражения мнений и права журналистов излагать свои личные суждения и оценки.

5. Журналисты не могут и не должны нести ответственность за несоответствующие закону заявления кандидатов, избирательных объединений и блоков, распространяемые средствами массовой информации в период избирательной кампании. Раз закон дает право кандидатам, объединениям и блокам «самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации», то пусть они и несут ответственность за содержание предвыборных материалов. Помимо прочего, это должно заставить руководителей СМИ поостеречься от участия в скрытой агитации и, особенно, «контрагитации», превращающих журналистов в «пушечное мясо» предвыборных баталий.

6. Главные редакторы средств массовой информации должны в наикратчайшие сроки предоставлять кандидатам, избирательным объединениям и блокам возможность обнародовать свои опровержения и ответы, не дожидаясь соответствующих обращений избирательных комиссий и судебных решений, чтобы избиратели могли сопоставлять конкурирующую информацию в режиме реального времени. Своевременное распространение опровержения или ответа должно препятствовать возбуждению юридического преследования в отношении редакций СМИ и журналистов.

7. В государственных и муниципальных средствах массовой информации должно быть обеспечено максимально беспристрастное и взвешенное освещение текущих событий избирательной кампании. Объем сообщений о кандидатах, объединениях и блоках в выпусках новостей должен быть сопоставим с их значением на выборах и степенью их поддержки избирателями, а сравнимые по важности события должны получать сравнимое по объему и характеру освещение. Информация о действующих государственных чиновниках, участвующих в выборах, должна быть сведена к разумному минимуму, чтобы не создавать для них неоправданных преимуществ в доступе к СМИ. При изложении новостей главным редакторам и журналистам следует воздерживаться от своих комментариев, а во всех остальных случаях четко отграничивать факты от мнений.

8. Предоставление участникам предвыборной борьбы доступа к СМИ, в первую очередь государственным и муниципальным, должно быть честным и равным. В электронных средствах массовой информации преимущество должно быть отдано передачам в прямом эфире, воспринимаемым как честные и содержательные. Объем предоставляемого кандидатам, объединениям и блокам эфирного времени должен быть достаточен для обнародования ими своих сообщений, а также для получения избирателями информации об их позициях по основным проблемам, послужном списке и личных качествах претендентов. Они должны быть организованы таким образом, чтобы предоставлять журналистам, экспертам и аудитории реальную возможность задавать вопросы кандидатам, а кандидатам - вести полемику друг с другом. При этом следует обеспечить равновесие задаваемых вопросов.

9. Организации, осуществляющие опросы общественного мнения в период избирательной кампании, должны проявлять особую тщательность при подведении итогов, учитывая то, что их данные могут оказать значительное воздействие на результаты голосования, особенно там, где их значение воспринимается неадекватно. Обнародуя результаты опросов, СМИ должны напоминать аудитории, что они лишь фиксируют состояние общественного мнения на конкретную дату и не являются абсолютно надежным показателем будущих результатов голосования.

10. Учредители, издатели и владельцы средств массовой информации, прежде всего государственных и муниципальных, должны воздерживаться от навязывания журналистам своих представлений относительно содержания публикаций и передач, посвященных выборам. Цензура - в какой бы форме она ни осуществлялась - запрещена Конституцией России. В этой связи мы призываем в кратчайшие сроки после завершения избирательных кампаний реформировать государственные и муниципальные средства массовой информации, предоставив им статус открытых общественных учреждений, пользующихся журналистской и издательской независимостью, а также принять закон, гарантирующий редакционную самостоятельность в частных и смешанных СМИ.

11. Телерадиокомпаниям и редакциям периодических печатных изданий, подпадающим под действие пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», должны быть в полном объеме предоставлены финансовые средства, необходимые для полноценного выполнения возложенных на них избирательным законодательством функций. Отсутствие финансирования должно рассматриваться как ущемление избирательных прав граждан.

12. Те, в чьих руках находится материально-техническая база производства и распространения продукции средств массовой информации, не должны предпринимать какие-либо действия, которые могут помешать печатной и электронной прессе донести до граждан общественно значимую информацию в период избирательной кампании. Мы призываем их в этот период воздержаться от повышения тарифов на услуги связи и цен на бумагу, полиграфические работы, от расторжения или пересмотра договоров аренды и т.п.

13. Многочисленные надзирающие, контролирующие, регулирующие и лицензирующие государственные и муниципальные органы должны проявлять в период избирательной кампании максимальную сдержанность и не предпринимать в отношении средств массовой информации, участвующих в освещении выборов, каких-либо репрессивных мер за исключением случаев непосредственной, наличной и неустранимой опасности жизненно важным общественным интересам. Мы призываем их в этот период воздержаться от аннулирования лицензий, опечатывания редакционных помещений под предлогом обеспечения противопожарной безопасности или сангигиены, отключения передатчиков и т.п. В любом случае мера пресечения или наказания должна быть пропорциональна реально причиненному вреду. Нельзя допустить, чтобы административные репрессии в отношении СМИ стали методом ведения предвыборной борьбы. Вот почему каждый такой случай должен рассматриваться как уголовно наказуемое воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов и попытка введения косвенной цензуры, становиться предметом немедленного реагирования со стороны избирательных комиссий, прокуратуры и суда.

14. Мы призываем руководителей субъектов Российской Федерации принять экстренные меры к отмене всех правовых норм, противоречащих федеральному законодательству о средствах массовой информации и ограничивающих свободу выражения мнений, тем самым нанося ущерб полному и независимому освещению избирательного процесса, а в целом - достоверности результатов выборов.

15. Мы призываем ЦИК России и другие избирательные комиссии установить конструктивное взаимодействие со средствами массовой информации, оказывать журналистам максимальное содействие в сборе и получении сведений, необходимых им для освещения избирательного процесса.

16. Мы призываем правоохранительные органы взять средства массовой информации под свою защиту и оперативно расследовать все случаи насилия или запугивания журналистов, уничтожения редакционных помещений и оборудования с тем, чтобы виновные быстро и неотвратимо несли заслуженное наказание. Беззащитность журналиста перед лицом бандитов или экстремистов, особенно в контексте их массированного проникновения во власть, может поставить под вопрос его независимость, а в конечном счете привести к дезориентации избирателей.

17. Мы призываем ЦИК России и другие избирательные комиссии, а также Судебную палату по информационным спорам быть подлинно независимыми и беспристрастными при рассмотрении жалоб на нарушение средствами массовой информации требований избирательного законодательства. Уважая российские законы, в профессиональных вопросах мы признаем только юрисдикцию своих коллег, а именно Большого Жюри Союза журналистов России, которому вверяем осуществление контроля за выполнением положений настоящей Декларации. В этой связи мы поручаем Большому Жюри как корпоративному институту гражданского общества рассматривать конфликтные ситуации нравственно-этического характера и принимать решения, которые мы обязуемся считать для себя обязательными.

18. Мы приглашаем всех учредителей, издателей, владельцев и работников средств массовой информации, всех публичных политиков и кандидатов, все избирательные комиссии, объединения и блоки, все неправительственные организации присоединиться к настоящей Декларации и следовать ее положениям.

Декларация принята конгрессом Российской прессы
«Избирательная кампания: журналистика и политические технологии»
8 сентября 1999 г., Ижевск, Удмуртская Республика

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2021  Карта сайта