Демократия.Ру




В конечном итоге, только суд в демократической стране определяет, виноват человек или нет. Владимир Путин


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


20.04.2024, суббота. Московское время 08:20


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

1. Избирательные права и признание выборов недействительными

Голосование позади. Прошли напряженные месяцы работы избирательных комиссий. Кандидатами, политическими партиями и их предвыборными штабами вложены огромные усилия в проведение избирательных кампаний. На проведение выборов затрачены значительные средства: это и бюджетные деньги, которые были направлены на организацию выборов, и деньги, собранные в поддержку избирательных кампаний кандидатов. Свершается, наконец, заключительный акт избирательной кампании: избирательная комиссия оглашает результаты выборов и граждане узнают имя избранного кандидата. Казалось бы, на этом должен закончиться этап формирования новой власти и начаться работа вновь избранных органов над решением тех задач, которые многократно декларировались кандидатами в ходе избирательной кампании. Как правило, после определения результатов выборов так и происходит.

Однако в последнее время в нашу жизнь все больше входит такое явление, как "признание выборов недействительными". Это достаточно тревожный симптом.

"Запуск" судебной процедуры признания выборов недействительными означает отсутствие доверия избирателей, иных участников избирательной кампании к результатам выборов. Тем самым оспаривается легитимность избрания депутата, должностного лица. Уже после того, как состоялось волеизъявление избирателей, ставится вопрос о начале новой избирательной кампании, которая может привести к принципиально новым результатам выборов.

Проведение выборов на демократической основе подразумевает право участников избирательной кампании ставить вопрос о признании выборов недействительными. Вместе с тем для такой постановки вопроса и для принятия решения о недействительности результатов выборов требуются веские основания. Должны быть установлены серьезные нарушения закона, которые не позволяют относиться с доверием к полученным результатам выборов. В то же время облегченное отношение к использованию процедуры признания выборов недействительными как к очередному туру проведения избирательной кампании, в результате которого можно, приложив определенные усилия, скорректировать результаты волеизъявления избирателей, представляет собой очевидный дефект политического и правового сознания, так как это ставит под сомнение саму ценность выборов как высшего непосредственного выражения власти народа.

Таким образом, признание выборов недействительными является весьма серьезным политическим и правовым оружием, которое должно использоваться только в крайних случаях. Если объявление выборов недействительными превращается из исключения из правил в норму, то обоснованной может явиться и постановка вопроса об изменении самого законодательства о выборах, избирательной системы.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 3) высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Из этого конституционного принципа вытекает, что высшим непосредственным выражением власти народа могут считаться только те выборы, которые проведены в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан.

Если выборы проведены с соблюдением этих условий, государство обязано обеспечить признание результатов выборов. Оно, прежде всего, выражается в создании гарантий для своевременного начала исполнения обязанностей, вступления в должность избранных депутатов, должностных лиц.

В соответствии с Документом Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ государством должно быть обеспечено, чтобы кандидаты, получившие необходимое число голосов, определенное законом, надлежащим образом вступали в должность и могли оставаться в должности до истечения срока своих полномочий или до их прекращения иным образом, что регулируется законом в соответствии с демократическими парламентскими и конституционными процедурами. Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Из вышеуказанного принципа, закрепленного в Документе Копенгагенского совещания, вытекают следующие практические последствия. Решение вопроса о признании выборов недействительными уже после того, как определен избранный кандидат, не должно представлять собой ординарный, без серьезных к тому поводов, способ аннулирования результатов уже состоявшегося волеизъявления избирателей. Состязательность в избирательном процессе не может автоматически переноситься за его рамки, то есть обжалование результатов выборов не может рассматриваться как очередной тур выборов. Признание выборов недействительными может иметь место только в том случае, когда имеются достоверные доказательства, что нарушения, допущенные в ходе выборов и определения их результатов, не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. Если же указанные нарушения и их последствия не установлены, кандидату, получившему необходимое число голосов избирателей, должны быть созданы все условия для его вступления в должность и сохранения его полномочий в дальнейшем.

В то же время принцип проведения свободных выборов требует: если в ходе выборов допущены существенные отступления от порядка, установленного законом, последствия которых столь серьезны, что эти выборы невозможно признать свободными, с необходимой степенью точности отражающими волеизъявление граждан, обязанность государства заключается в создании для граждан надлежащих условий, обеспечивающих возможность обжаловать результаты выборов на предмет признания их недействительными.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Право на участие в выборах подразумевает возможность для избирателей требовать от избирательных комиссий, организующих подготовку и проведение выборов, обеспечения точного учета поданных ими голосов и правильного определения итогов голосования и результатов выборов. Если эти условия не соблюдены, граждане вправе обратиться в суд с требованием защиты и восстановления их нарушенных избирательных прав.

Само по себе нарушение отдельных избирательных процедур избирательными комиссиями, если это не повлекло серьезных, неустранимых нарушений избирательных прав граждан, не может рассматриваться как достаточный повод для отмены результатов волеизъявления избирателей. Образно говоря, проведение выборов не может рассматриваться как операция по проходу саперов через минное поле, где каждый неверный шаг в сторону может привести к непоправимым последствиям. Излишнее нагнетание страстей в отношении соблюдения некоторых формальностей в процессе организации выборов способно выхолостить саму конституционную, демократическую сущность выборов как института свободного волеизъявления граждан. В том и состоит отличие выборов от управленческого, бюрократического процесса, что сущность выборов составляет непосредственное осуществление гражданами принадлежащих им политических прав. И результаты этого процесса не могут быть оспорены исключительно по бюрократическим основаниям.

Только при наличии конкретных нарушений избирательных прав граждан, прямо повлиявших на результаты выборов, может ставиться вопрос о признании выборов недействительными. При решении вопроса о действительности выборов должна быть гарантирована приоритетность защиты избирательных прав граждан. Именно в результатах выборов материализовано волеизъявление граждан, именно они являются конечным продуктом реализации их избирательных прав. Поэтому в создании достаточных гарантий защиты результатов выборов, в своего рода презумпции действительности результатов выборов заключаются весомые гарантии реализации гражданами конституционного права избирать и быть избранными. Если такие гарантии не сформулированы в законе и не соблюдаются в деятельности судов и избирательных комиссий, то с неизбежностью складываются механизмы, позволяющие манипулировать результатами выборов вопреки волеизъявлению избирателей.

Результаты выборов являются итогом реализации индивидуальных избирательных прав множества избирателей. Голос каждого избирателя представляет ценность. Однако нарушения прав одного или нескольких избирателей, зафиксированные в установленном порядке, сами по себе не могут повлечь пересмотр результатов выборов в форме признания их недействительными. Произвольное решение этого вопроса может нарушить права подавляющего большинства избирателей, голосование которых, собственно, и позволило определить избранного кандидата. При решении вопроса о признании выборов недействительными на чашу весов неизменно ставится вопрос об обоснованности принятия решений в пользу одних избирателей за счет других. Объективной почвой для решения подобных коллизий может являться только последовательное соблюдение нормативных ориентиров, содержащихся в законе. Императивность соответствующих положений закона должна последовательно подтверждаться правоприменительной практикой и прежде всего в деятельности судов.

Таким образом, решение вопроса о пересмотре результатов выборов должно осуществляться по правилам, понятным всем участникам выборов. Выборы могут признаваться недействительными только по основаниям, которые должны быть однозначно определены в законе. В этих условиях конфликты интересов отдельных кандидатов и избирателей, обусловленные их политическими предпочтениями, не приведут к созданию непреодолимых препятствий для формирования органов власти на демократической основе, в соответствии с волеизъявлением избирателей.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта