Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Мы должны повысить выявляемость заболеваний и научиться их лечить, не доводя до смертности. Татьяна Голикова, глава Минздравсоцразвития


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


28.09.2022, среда. Московское время 01:53


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Занятие N2: гражданин и власть

Знакомы ли вам эти понятия? Попробуйте дать краткое объяснение каждому.

- Иерархия

- Диктатура

- Власть

- Автократия

- Авторитет

- Демократия

- Репрессии

- (прямая и представительная)

- Авторитаризм

- Свобода

Разговор о назначении и сущности власти можно начать с примеров того, где мы встречаемся с проявлением власти:

· родители в семье;

· учитель в школе;

· командир в армии;

· тренер в команде;

· правитель и подданные.

На основе этого попробуйте сформировать понятие «власть». Подумайте, на чем основывается власть.

Вероятно, итогом ваших размышлений может стать вывод о том, что власть - это способность и возможность влиять на поведение людей.

Теперь мы должны обратиться к пониманию властной иерархии. Сам термин «иерархия» означает расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Например:

Средневековое государство

Власть в школе

Власть в армии

Король
герцоги, графы
бароны
рыцари
крестьяне
ремесленники

директор
администрация
(заместители директора)
учителя
ученики

главнокомандующий
министр обороны
начальник Генерального штаба
генералы
офицеры
сержанты
солдаты

Итак, разобравшись с иерархией, отметим, что власть включает в себя два основных элемента: личную власть, основанную на силе авторитета и способности человека создать вокруг себя атмосферу сотрудничества, и должностную власть, которая дает возможность использовать то или иное количество поощрений и наказаний по отношению к подчиненным.

Здесь важно понять разницу оснований личной и должностной власти. Для первой - это доверие, уважение, авторитет; для второй - возможность поощрений и наказаний.

На этих основаниях выстраиваются стили руководства руководителей любого уровня.

· А Вы, оказавшись руководителем, могли бы осуществлять власть так, чтобы люди могли сотрудничать?

· Какие, на ваш взгляд, качества нужны для этого?

Толерантность (терпимость)

Жадность

Независимость

Скромность

Интеллигентность

Дисциплинированность

Справедливость

Зависть

Правдивость

Хитрость

Эгоизм

Честность

Запишите в две колонки качества, которые пригодятся людям, использующим в руководстве:

Личную власть

должностную власть

   
   
   
   
   

Теперь обратимся к власти государственной и к тому, каким должен быть правитель. Попробуем «нарисовать» портрет идеального правителя государства.

Идеальный правитель

- Заботящийся о процветании страны

- Культурный

- Миролюбивый

- Привлекательный

- Умный

- Дальновидный

- Думающий о благе народа

- Примерный семьянин

- Честный

- Хороший организатор

- Справедливый

- Хороший оратор

- Гибкий политик

- .....................................
(можно продолжить)

Перечень можно увеличить или уменьшить. Но главное, что с его помощью Вы сможете «протестировать» любого известного Вам правителя, и это должно натолкнуть Вас еще на два вопроса:

· Может ли царь (правитель, диктатор) быть добрым?

· Почему?

Ведь правитель (например, царь) - это должность, государственный институт, который не может быть ни добрым, ни злым. Важно лишь понимать, какие задачи государства тот или иной правитель выделяет, формулирует, и видеть, какими методами он осуществляет достижение поставленной цели, пользуясь своей должностной и личной властью.

Тезис: «Если хочешь узнать человека, дай ему власть».

· А что думаете Вы по этому поводу?

· Оцените с этой точки зрения деятельность:

Петра I,

Гитлера,

Сталина.

· Что Вы знаете об их исторических эпохах?

· Как их деятельность оценивают историки, Ваши знакомые, Вы сами?

· Кто из них пришел к власти через процедуру выборов?

Трудно? Не отступайте! Помните, что
роль гражданина, как и любая другая роль и профессия,
требует тщательной подготовки.

А теперь речь пойдет о формах политической власти.

Формы политической власти

Авторитарная

Демократическая

отрицает право народа на...

форма народовластия

личная диктатура

прямая демократия

Автократия

представительная демократия

Обсудите со сверстниками:

· Что, на Ваш взгляд, является лучшей формой власти: авторитаризм или демократия?

И еще: главная ценность, вокруг которой не утихают страсти, - свобода. (Ее часто путают с вседозволенностью: если свободен, значит, что хочу, то и делаю!)

· При какой власти, по вашему, у простого честного гражданина больше свободы и почему?

Поспорьте с высказываниями Муссолини:

1. «Демократический режим лишь время от времени дает людям иллюзию суверенитета, в то время как на самом деле управление обществом осуществляется скрытыми силами».

2. «Для того чтобы жить в цивилизованном обществе, необходимо быть бдительным по отношению к своим современникам, необходимо следить за их мыслями и интересами».

Первый и главный Ваш выбор должен касаться того, какую стратегию государства Вы выбираете: демократическую или авторитарную.

Перед Вами логическая цепочка, ведущая к пониманию того, что гражданин в государстве - фигура центральная. Именно позиция гражданина (избирателя и налогоплательщика в одном лице) должна определять сущность и траекторию развития государства.

«Я не знаю, кому еще можно доверить управление обществом, кроме самих людей...»

Т. Джефф

Спасибо!
И не теряйте своей демократичности!

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2022  Карта сайта