Демократия.Ру




Чем примитивнее общества, тем более сходства между составляющими их индивидами. Давид Эмиль Дюкргейм (1858-1917), французский социолог и философ


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


18.04.2024, четверг. Московское время 18:31


ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

«Раз, два! Слушай мою команду! Все становятся счастливы!»

22 мая Дума решила продлить весеннюю сессию и работать две лишние недели, то есть уйти в отпуск не 24 июня, а 7 июля. А все ради чего? Ради того, чтобы еще до начала осени реализовать новаторские законодательные инициативы новоизбранного президента. А Владимир Владимирович действительно не на шутку решил переделать Россию. И первоочередной задачей обозначено установление строгой вертикали власти, причем настолько строгой, что подконтрольной делают не только власть государственную, но и местное самоуправление. Три законопроекта, внесенные президентом на рассмотрение в Госдуму, повергли общественность, неравнодушную к будущему России и демократии, в состояние легкого шока.

А началось все с безобидного с виду Указа Президента «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе». Безусловно, Президент вполне самостоятелен в своей вотчине, то есть в президентской администрации, и может разводить сколь угодно много бюрократии - благо, законом не воспрещается. Указ замечателен тем, что в нем впервые появилось иное, нежели предусмотрено Конституцией РФ, деление РФ. Вместо привычной цифры 89 появилась цифра 7. Теперь Россия включает в себя 89 субъектов РФ, которые объединены в 7 округов. Вполне последовательно В.В. Путин ставит везде и всюду «своих» людей, отдавая при этом предпочтение военным и «силовикам». Так, во главе каждого округа поставлен полномочный представитель, народом уже прозванный генерал - губернатором. Интересно, что таким серьезным чином был награжден и Сергей Кириенко, лидер фракции СПС. Ему доверили Приволжский федеральный округ. Судя по указу, место действительно теплое, и появление имени самого молодого премьера среди бравых генералов является ни чем иным, как выражением обычной признательности.

По словам Бориса Надеждина, члена фракции СПС, в новой версии законопроекта о механизме отстранения губернаторов, еще никому не известной, однако в разработке которой он участвует, содержится норма, в соответствии с которой генерал-губернаторы вправе «инициировать отстранение губернаторов». «Вторая очень важная вещь, которую я взял из Франции, - говорит Надеждин, - это - предварительное визирование генерал - губернаторами законопроектов субъектов Федерации».

Как известно, история развивается по спирали и меры, принимаемые нынешним президентом, вызывают эффект «дежа, вю» у свободно мыслящего старшего поколения. России известны неудачные попытки построения строгой вертикали государственной власти, а также то, к чему эти попытки в результате привели. Борьба с бюрократией приводит к абсолютно обратному результату. Штатный состав органов, образованных взамен старых, пополняется все новыми и новыми должностями. Сейчас, согласно предварительному штатному расписанию, аппарат одного полномочного представителя насчитывает около 240 позиций. И это, заметьте, только начало.

Вслед за указом о введении полномочных представителей появились три законопроекта, внесенные в Госдуму Президентом:

1. «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

2. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»

3. «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Если коротко, то первые два проекта обозначили конец сладкой жизни губернаторов, третий предполагался как некая компенсация первых двух

По первому проекту Президент РФ наделяется правом отрешить главу субъекта РФ от власти и вместе с ним отправить в отставку высший орган исполнительной власти субъекта РФ. Более того, Президент может инициировать роспуск законодательного собрания субъекта путем внесения в Государственную думу соответствующего проекта федерального закона.

В соответствии со вторым законопроектом, нынешние губернаторы и главы представительных органов субъектов РФ не будут входить в Совет Федерации. Теперь кандидатуры на пост представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносятся на рассмотрение этого органа его председателем (в двухпалатном органе - председателями палат) с учетом мнения имеющихся в нем групп депутатов. Кандидатуры на пост представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вносятся на рассмотрение законодательного органа субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ. Кандидатуры утверждаются представительным органом путем издания закона субъекта РФ. Таким образом, население отстраняется от участия в выборах представителей в Совете Федерации.

А что же делать с нынешними «сенаторами»? Сослать их в свой субъект. Это, видимо, нынешних членов Совета Федерации не очень устраивает. Как, впрочем, не устраивает и то, что они могут быть смещены с должности при первом желании президента. Логично, что им нужно получить определенную компенсацию за свои лишения. Тут начали возникать слухи и о Госсовете, и о разрешении президента на перевыборы губернаторов на третий срок. Но это лишь разговоры...

Здесь мы плавно подходим к третьему президентскому проекту. После его прочтения любой юрист, да и просто здравомыслящий человек, сделает однозначный вывод: неконституционен. Но что такое Конституция в руках великих реформаторов! Третий законопроект Путина предоставляет полномочия главам исполнительной власти субъектов РФ смещать глав местного самоуправления и инициировать роспуск местного представительного органа, что должно положить конец повсеместному противостоянию губернаторов и мэров в пользу первых. Все это означает незаметное внесение в Основной Закон РФ изменений, вернее, упразднение одной из основ конституционного строя - местного самоуправления. МСУ является важным атрибутом демократического государства, где человек самостоятелен в принятии решений, а его права и свободы уважаются и охраняются государством. Местное самоуправление не входит в систему государственной власти и в этом, пожалуй, его главное свойство. Местное самоуправление является элементом гражданского общества, одним из рычагов предотвращения тоталитарных поползновений в государстве. Устанавливая контроль над органами местного самоуправления, власть ограничивает гражданское общество. В пояснительной записке к третьему законопроекту указывается, что данные поправки и изменения направлены на «оптимизацию уровня организации местного самоуправления и государственной власти в целях приближения органов местного самоуправления к населению при решении ими вопросов местного значения». Скорее всего в результате этих нововведений местное самоуправление не приблизится, а наоборот, отдалится от народа, более того, вообще сведется на нет. Нельзя зарегулировать какое-то право человека, какую-то его свободу - при любом переборе со стороны государства это право, свобода элементарно перестает существовать. В 1993 году государство «породило» местное самоуправление, установив его «сверху». Оно его и «убьет», начав жестоко контролировать.

То, что разворачивается на наших глазах, представляет собой подмену гражданского общества классом государственных служащих . Местное самоуправление включается в вертикаль государственной власти и превращается в прежний райком. На уровне федерации будут решаться вопросы обеспечения горячей водой населения, проблемы городского транспорта, чистоты на улицах. Государство, как в добрые советские времена, взялось осчастливить все население России, без его, правда, согласия и участия. Но, кажется, на эти грабли мы наступали раньше. Разве нет?..

Но вернемся к законопроектам и к Конституции. По основному закону РФ, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст. 3.1). Далее: «Федеральное собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ». По словам А. Черкизова, из этих норм следует со всей непреложностью, что Совет Федерации должен формироваться из лиц, прошедших через процедуру прямых и свободных выборов.

В соответствии со ст. 3.3, «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы». Исходя из теории государства, да и по логике вещей, только тот, кто наделяет лицо правомочиями, вправе лишить это лицо делегированных ему прав и обязанностей. Почему тогда депутат, наделенный народом непосредственно мандатом представлять его (народ) в законодательном органе субъекта Федерации, может быть отстранен от должности президентом?

И еще: в соответствии с той же Конституцией РФ, президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. То есть, он должен гарантировать целостность Основного Закона, а не пытаться его изменить.

Соблазн переписать заново Конституцию очень велик. Всегда легче разрушать, нежели созидать. Хватит уже место расчищать, пора начинать строить. И строить не путем установления государственного контроля над всем и вся, а путем предоставления большей свободы гражданскому обществу, которое реформаторы пытаются всеми правдами и неправдами ограничить.

ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта