Демократия.Ру




Пустые разговоры, какая-то шумиха и «кампанейщина» в этой сфере абсолютно не нужны, их нужно оставить в прошлом. Напротив, нужны точные и реалистические меры – и в борьбе с проявлениями коррупции, и, главное, в ее предупреждении. Путин В.В., 2004г


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


25.04.2024, четверг. Московское время 06:52


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ

Et tu, Brute?

Обязательными атрибутами каждого государства являются территория и народ, ее населяющий. Кроме того, на данный момент развития правовой мысли и цивилизации государство невозможно без Конституции и своего законодательства. Основной закон в том или ином виде присутствует в любой стране, именно он определяет развитие законодательства и права страны. В теории выделяют жесткие и гибкие конституции в зависимости от порядка их принятия и пересмотра. Тип конституции определяет, насколько болезненно в стране воспринимаются ее пересмотры. Российская Конституция относится к категории жестких, и внесение поправок в нее чревато сильными потрясениями для всей страны.

С началом радикальных президентских «реформ по укреплению Федерации» все чаще и чаще стали возникать слухи по поводу пересмотра Конституции. Подобные инициативы возникали и раньше, но никогда еще они не звучали так настойчиво и ясно, как теперь.

Во-первых, уже президентские законопроекты незаметно подправляют Основной закон. Судите сами, законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» предполагает косвенную возможность отстранения от должности главы местного самоуправления главой субъекта Российской Федерации. Это дополняет новым содержанием статью 12 Конституции, в соответствии с которой местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и в систему государственной власти не входит. То же самое можно сказать и об остальных законопроектах. Во-вторых, в Госдуме параллельно с президентскими законопроектами появился проект закона «О конституционном собрании». И появился он неспроста. Здесь нужно сделать отступление и пояснить процедуру внесения изменений в российскую Конституцию.

Итак, как изменяется основной закон РФ?

1. С предложением о поправках и пересмотре Конституции могут выступить: Президент РФ, каждая из палат Федерального собрания, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

2. Далее решается, к какой главе Конституции относятся поправки.

    2.1. Если это главы 3-8 включительно, то действует следующая процедура. Поправки к Конституции принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции РФ. Данный акт должен быть одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Далее проект направляется в органы законодательной власти субъектов, и только в том случае, если он будет одобрен как минимум в 2/3 субъектов, он вступает в силу. В течение 14 дней после одобрения законопроекта в субъектах РФ он подписывается Президентом РФ.

    2.2. Если же речь идет о главах 1, 2 и 9 Конституции, то здесь порядок внесения изменений совсем иной. Федеральное собрание не может пересмотреть положения этих глав. Здесь только поддерживается инициатива внесения изменений в главы 1, 2 и 9. Предложение должно быть одобрено 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Только тогда созывается Конституционное собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции. Новый проект далее либо принимается 2/3 голосов его членов Конституционного Собрания , либо выносится на всенародное голосование.

    2.3. Помимо этого, для внесения изменений в статью 65 Конституции РФ предусмотрена особая процедура, применяемая только в случае принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ или в случае изменения субъектом своего статуса.

Ни одна из вышеназванных процедур в России до этого не применялась, поэтому не все их элементы достаточно четко проработаны. К ним относится и отсутствие Федерального закона о Конституционном Собрании. Принять такой закон будет в определенном смысле сложно, так как требуется его одобрение большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. К тому же, надо учитывать, что те,кому на данный момент предстоит принимать подобный законопроект, не имеют достаточного четкого представления зачем они это делают. По словам Егора Строева, Конституционное Собрание нужно для того, чтобы решать вопросы, которые «касаются укрепления системы государственной власти, полномочий, имеющих отношение ко всей вертикали власти, выработки экономической стратегии развития России». Учитывая узкий круг полномочий, которыми наделяется Конституционное Собрание по Основному закону, становится непонятным, каким образом оно будет вырабатывать стратегия экономического развития и т.д.Таким образом из высказывания председателя Верхней палаты российского парламента можно сделать вывод, что создаваемый орган будет ничем иным, как новой бюрократической структурой с размытыми функциями.

На данный момент процедура пересмотра Конституции находится на стадии, далекой от внесения фактических изменений. Начиная с 1993 года предлагалось не менее трех законопроектов о Конституционном Собрании, но ни один не доходил даже до пленарного заседания. Однако сейчас призывы созвать Собрание раздаются с небывалой силой. По словам Б. Надеждина, одного из авторов законопроектов по укреплению Федерации, даже Президент заметил, что «Конституция - не священная корова», что в устах главы российского государства уже звучит как смертный приговор. Если принимают законопроект « О Конституционном Собрании», это означает, что изменять будут главы 1, 2 или 9 либо все три. В этом случае косметическими изменениями дело не обойдется, Конституция будет переписана заново. А что это может означать для России? Последствия предугадать не сложно. Вся правовая система потеряет единый стержень, на который сейчас худо-бедно опирается. Это повлечет за собой цепную реакцию внесения поправок в другие законы. Ведь еще не известно, какой эта новая Конституция будет. Вполне вероятно, что, как и в 1993 году, россиянам предложат кота в мешке, если, конечно, ее вынесут на референдум. То, что Конституция 1993 года, оказалась не такой уж плохой, просто везение, отмечают обозреватели газеты «Сегодня». Дважды так везти не может. Под шумок перепишут Конституцию так, как «надо». Вот, например, статья про альтернативную службу. Сколько из-за нее неприятностей, нелегче ли ее просто выкинуть из Конституции? Или статья 2, провозглашающая, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», что не совсем совпадает с точкой зрения нынешней власти, которая с высокой трибуны заявляет о необходимости создания сильного государства в первую очередь.

И хотя нынешняя Конституция еще не действует в полном объеме, она существует, и ее положения применяются. У нее есть определенные недостатки, но даже если она не вполне соответствует реалиям нашего времени, изменять ее в зависимости от сиюминутных интересов очень опасно. Общество, начавшее было вырабатывать пусть еще пока слабую гражданскую позицию, не имея правовой опоры, потеряется перед лицом власти.

И что, пожалуй, больше всего удивляет, это то, что внесение поправок в Конституцию инициируется Президентом РФ, который, по сути, должен выступать гарантом ее целостности. Это - предательство, пусть и прикрытое благими намерениями.

«И ты, Брут?»

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта