Демократия.Ру




Умные... всегда с большим подозрением взирали и на ангелов, и на демонов толпы. Томас Бабингтон Маколей, (1800-1859), британский государственный деятель, историк, поэт и прозаик


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


19.04.2024, пятница. Московское время 01:06

Обновлено: 13.09.2000  Версия для печати

Информационная безопасность России в очередной раз стала предметом обсуждения Совета безопасности

Совет безопасности под председательством президента Путина, заявившего в самом начале, что свобода СМИ для России - необсуждаемый приоритет, рассмотрел сорокастраничный документ, который, имеет целью укрепление национального информационного пространства России, поставить заслон от внешнего противника и сделать Россию конкурентоспособной на мировом информационном рынке. Однако есть серьезные опасения, что, как часто случается в нашем государстве, защита от внешнего «информационного» конкурента выльется в то, что начнут бороться с внутренним «противником» - собственными СМИ. В частности, среди мер по созданию нормативно-правовой базы на основе принятой доктрины информационной безопасности предполагается корректировка закона о СМИ. Один из пунктов доктрины, который предполагает защиту «прав граждан на личную и семейную тайну», а также «чести и доброго имени», вполне может означать не только защиту от вмешательства государства, но также использоваться против неугодных журналистских расследований.

Как сообщает агентство «Интерфакс», генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко заявил, что «сам по себе этот документ является серьезной угрозой информационной безопасности страны, потому что написан в духе, который глубоко противоречит принципам свободы слова и открытости власти».

«Особо острый вопрос» у Яковенко вызывает «убеждение авторов доктрины в том, что информационное обеспечение государственной политики России связано, прежде всего, с укреплением и расширением государственных СМИ».

Доктрина примечательна в первую очередь тем, что де-факто объявляет всю область информации сферой интересов Совета Безопасности в узком смысле и российских спецслужб - в широком. Следует отметить, что то или иное действие, имеющие отношение ко СМИ, доктрина позволяет трактовать по-разному. Например, замалчивание государственными органами аварии «Курска» может выглядеть как «нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации» и, наоборот, как «активизация контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных последствий распространения дезинформации о внутренней политике России», в зависимости от желаемого результата. Правительственный канал РТР объявил, что доктрина открыта для всеобщего ознакомления и не является государственным секретом.

Доктрина как таковая не предполагает внесения изменений в закон о СМИ. В ней могут быть заложены лишь рекомендации, которые уже потом будут или же не будут реализовываться чиновниками. На данный момент побеждает точка зрения, что драконовская поправка к закону, заключающаяся в обязанности журналиста раскрывать свои источники не в суде, как это записано в нынешнем варианте закона, а на стадии ведения следствия, не должна пройти.

До сегодняшнего дня в России отсутствовала государственная информационная политика, сводившаяся долгие годы к манипулированию информационными потоками не без помощи политических технологий ради побед тех или иных властных группировок. Или к разрозненным действиям (в виде законов о финансировании муниципальной прессы, законе о лицензировании СМИ, включая интернет-медиа, конкурсах за частоты для электронных СМИ и т.д.), нацеленным на то, чтобы поставить под контроль информационные потоки опять-таки ради упрочения позиций власти в борьбе с «внутренним противником» - собственными СМИ.

Что касается cуществующих в Интернете изданий - они не должны будут проходить регистрацию. Однако желающим организовать «печатное» дело в Интернете все-таки придется к этому готовиться.

Другим немаловажным фактором, как утверждают специалисты, стала активная информационная политика Запада, прежде всего США, в России. По некоторым оценкам, объем информационных ресурсов, выпускаемых США на территории России через различные информационные источники (включая СМИ, Интернет, деятельность различных фондов) в 15 раз выше национальных. Считается, что это в том числе помогло заблокировать доктрину информационной безопасности в 1997 году. Россия попала в заколдованный круг, оказавшись незащищенной не только от «слова», но и от развиваемой западными инвесторами информационной инфраструктуры, которая, в свою очередь, ставит под контроль информационные потоки.

Сегодня многие эксперты считают, что в России тоже есть возможности решить экономические задачи с помощью правильно спланированной информационной политики. Россия за последние полтора года сильно преуспела по темпам развития Интернета - число пользователей этой мировой системой связи почти удвоилось. Стремительно развиваются так называемые интернет-издания. Первый заместитель министра печати Михаил Сеславинский сообщил, что за 9 месяцев прошлого года Федеральная служба по телерадиовещанию зарегистрировала 8 электронных периодических изданий, за 3 последних месяца - 36, а в 2000 году появилось 132. Ведущие медиахолдинги уже вложили немалые средства либо в отдельные интернет-издания, либо открыли у себя интернет-подразделения (в том числе, Березовский, Ходорковский, Гусинский). Число посещений некоторых сайтов политической информации (в России они развиты лучше, чем коммерческие) уже превышает тиражи некоторых ведущих национальных газет.

Считается, что российская политическая элита неплохо подготовлена к тому, чтобы вести информационную экспансию на оперативно-тактическом уровне. Но традиционно проигрывает в глобальном информационно-аналитическом анализе.




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта