Демократия.Ру - http://www.democracy.ru/article.php?id=4074
12.08.2025, вторник. Московское время 12:30
Продолжение статьи.
Предыдущие части:
Три стадии этногенеза. Начало
Три стадии этногенеза. Часть 2
Три стадии этногенеза. Часть 3
Три стадии этногенеза. Часть 4
Три стадии этногенеза. Часть 5
«Ясно, что относительная длительность этногенеза различна. Вся фаза подъема длится примерно 300 лет; процесс роста идет весьма интенсивно. Примерно такова по длительности и акматическая фаза. Именно в этом периоде складывается комплексное своеобразие этноса , заканчивается его экспансия и создаются условия для формирования суперэтнических культурных образований. Надлом длится меньше и занимает по времени от 150 до 200 лет. Особенно сильно варьируют по своей длительности фазы инерции и обскурации. Это зависит как от интенсивности внутренних процессов разложения этноса, так и от исторической судьбы, определяемой степенью развития материального базиса, накопленного за предшествовавший период, физико-географическими условиями ареала и состоянием смежных этносов. Наконец, положительность фазы гомеостаза, в которой существуют исторические реликты, уже целиком зависит от историко-географических особенностей территории, вместившей остатки разбитого этноса. Если эти условия благоприятны, он становится изолятом и существует неопределенно долго, т.е. до тех пор, пока на его землю не позарятся соседи. Таким образом весь цикл этногенеза занимает от момента оформления этносоциальной системы до превращения этноса в реликт около 1200 лет, конечно, при отсутствии внешнего смещения, которое может нарушить процесс этногенеза в любой фазе». Л.Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».
По Гумилеву длительной каждой стадии этногенеза и всего этногенеза определяется просто временем. Другого объяснения Лев Гумилев не дает.
Выдвину простое предположение, почему каждая из трех упоминаемых мной стадий этногенеза длится от 300 до 500 лет.
Каждый человек в своей памяти хорошо держит поведение только своих непосредственных родственников, с которыми он может общаться в процессе жизни – своих родителей, дедов, прадедов. Дальше он может помнить или то, что отразилось в их поведении от их собственных непосредственных родственников (также на три-четыре поколения), или то, что передалось из предыдущих поколений. Таким образом, непосредственная память народа может содержать основы отношения к власти только на протяжении 300-500 лет.
На первом этапе этногенеза человек считает себя основой государства и этноса, творцом истории. Он рассматривает государство как необходимый механизм, стоящий на его службе.
После этого происходит изменение матрицы поведения под действием государственной машины. Человек сменяет свою ориентацию, и если на первом этапе он полагал себя «налогоплательщиком», «вечевым», «народом-основателем», т.е. лицом, диктующим свою волю власти, то на следующем этапе этногенеза эта модель поведения уже выветривается не без помощи государственной машины, и человек начинает считать себя равноправным с государством членом единой общности.
Проходит еще 300-500 лет, и эта модель поведения под действием окрепнувшей государственной машины сменяется на следующую, в которой человек уже становится винтиком государственной машины, а государство становится жестким механизмом, определяющим существование каждого человека. Попытка человека существовать без государства становится наказуемой.
Переходы от одной стадии этногенеза к другой определяются памятью народной, в которой со временем умирают особенности взаимоотношения этноса и власти.
«Примириться с потерей – это значит сдать позиции, и против Смерти встает Память – преграда энтропии уже не бытия, а сознания». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера земли».
«Уважение к предшественникам состоит в том, чтобы продолжить их подвиг, а не забывать о том, что они сделали и для чего». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера земли».
«Но против гибели выступает Память, а коллективная память этносов – это и есть история культуры». Л.Гумилев, «Черная легенда. Друзья и недруги великой степи».
Иногда память поколений о взаимоотношении этноса и власти продляется в истории этноса за счет определенных культурных традиций, и тогда какой-то из этапов этногенеза может затянуться дольше 500 лет.
«Однако на Востоке, по сравнению с Западом, была одна особенность, обеспечивавшая и относительно большую преемственность культур: иероглифическая письменность. Несмотря на ее недостатки сравнительно с алфавитной, она имеет то преимущество, что семантемы продолжают быть понятны и при смене фонетики развивающегося языка, и при изменении идеологических представлений». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера земли».
В тех исключительных случаях, когда в этносе не происходит изменений, или когда память народа может позволить удлинить этап этногенеза, тогда этнос может на более долгий срок замереть на одной стадии (как правило, на первой). В этом случае этнос может существовать значительно дольше, чем 1200 или 1500 лет. Но для этого необходимо все время сохранять в народе и его культуре память о том, как жили его предки тысячу лет назад.
Философ-пастух объяснил стороннику государства, что ему совсем не нужно государство.
Что за лечение своей семье он может отдать овцу хорошему доктору, а не государству. Что за защиту своего дома он может заплатить той же овцой хорошему воину, а не государству. И что при таком расчете он знает, за что платит и какой эквивалент получит взамен. А в случае, если государство забирает у него половину стада, то он в лучшем случае получает неравноценную помощь от государства, а в худшем случае не получает ничего, кроме громкого расхваливания государством самого себя.
Эта притча позволяет кратко пояснить, что максимум демократии существует тогда, когда человек полностью сам определяет свою судьбу, т.е. в начале развития этноса.
В сознании многих граждан существует предубеждение, что со временем в государстве может увеличиваться и развиваться демократия, как возможность человека самому определять свою судьбу. Что с развитием истории государства, народ и гражданское общество получают все больше прав и возможностей.
Эта, на первый взгляд, правда, является неправдой, распространяемой государственной машиной. В процессе своего развития народ получает больше прав только в начале первой стадии этногенеза. В это время граждане формируют государственный аппарат и их возможности влияния на власть могут возрастать. Но после формирования государственного аппарата начитается обратный процесс, когда год за годом, век за веком, государство получает все больше и больше прав по отношению к своему народу.
Иллюзорность роста демократии создается за счет появления и развития институтов демократии:
- выборов,
- разделения властей,
- свободы слова и СМИ,
- свободы собраний,
- свободы рынков,
- независимости судов и т.п.
Институты демократии постоянно развиваются и совершенствуются, но особенность развития этих институтов в государстве заключается в том, что в ответ на появление или развитие нового института государство (государственный аппарат) успевают умело поставить столько преград и настолько выхолостить новую идею, что в результате или не происходит развития демократии или развитие демократии является кажущимся (иллюзорным). Чаще же всего, за счет тех или иных государственных ухищрений (законодательства, процедур, контролирующих органов и т.д.) власти удается свести на нет повышение демократических свобод или даже уменьшить их.
Общественная категория
|
Первая стадия этногенеза
|
Вторая стадия этногенеза
|
Третья стадия этногенеза
|
Народ
|
Активен, действует, выдвигает, руководит | Действует, сотрудничает | Подчинен, пассивен |
Кто определяет судьбу этноса
|
Пассионарии | Гармоничные личности | Субпассионарии |
Какой эмоциональный порыв определяет судьбу этноса
|
Жертвенность пассионариев | Рассудительность гармоничных личностей | Консерватизм субпассионариев |
Основная движущая сила этноса на стадии
|
Альтруизм | Разумный эгоизм | Враждебный эгоизм, все для меня |
Народ и возможности
|
Избыток возможностей и свобод | Средний уровень возможностей и свобод | Минимум возможностей и свобод |
Власть
|
Пассивна, подчинена воле этноса | Действует, сотрудничает | Пассивна, заботится в первую очередь о самосохранении, активна только в уничтожении и ограничении |
Основа государственного объединения
|
Племенной союз, орда, объединение отрядов, конфедерация | Федерация, парламентская республика, декоративная монархия | Централизованное государство, декоративные федерация, республика, парламентаризм |
Функция власти
|
Помогать этносу развиваться | Сотрудничать с этносом с целью развития и укрепления этноса и государства | Принуждать народ к повиновению и не давать развиваться каким бы то ни было силам, во избежание краха |
Власть и государство
|
Власть жертвует собой ради государства | Власть имущие рискуют ради усиления государства и собственного влияния и богатства | Власть получает блага от государства, в необходимой (минимальной) степени делится с народом |
Отношение общества к власти
|
Народ на власть приглашает, власть защищает, любит (власть – детище народа). Государство воспринимается как обслуживающая, сервисная структура | Народ с властью сотрудничает к общей выгоде | Общество подчинено власти (власть – мать, отец). Народ рассматривается государственной властью как назойливый элемент, мешающий существованию власти |
Оружие у народа
|
Естественное состояние народа – иметь оружие, и право коллективно отбирать его у представителей власти | И народ и власть вооружены. (Возможный вариант: ни народ ни регулярная полиция не имеют оружия) | Запрещенное состояние, к запрещенным для ношения предметам начинают относить инструмент и домашнюю утварь |
Налоги
|
Народ определяет, сколько платить власти за службу (народ – налогоплательщик) | Народ и власть сотрудничают, оплата – рыночная, по объему оказанных услуг | Власть берет себе те налоги и богатства, которые считает нужными |
Религия
|
Религия определяет структуру власти, власть назначается только с согласия руководства религиозных учреждений | Религия и власть кооперируются ради общих целей государства и этноса | Власть доминирует над религией, определяет религию государства ее права на имущество, назначает руководителей |
Религиозные деятели
|
Религиозные деятели влияют на власть вплоть до назначения власти | Религиозные деятели на равных сотрудничают | Религиозные деятели подчиняются власти |
Титульная нация и другие народы
|
Народы сопротивляются активности титульной нации | Народы стремятся влиться в титульную нацию | Народам стыдно за титульную нацию |
Титульная нация (пассионарность)
|
Ведет всех, объединяя | Сотрудничает со всеми, объединяя | Разделяет всех, ставя себя выше всех |
Окружающая среда
|
Вызов окружающей среде | Сотрудничество с окружающей средой | Разграбление окружающей среды |
Основная тенденция в политике
|
Революционность | Либерализм | Консерватизм |
Основная тенденция в настроении общества
|
Широкая реализация возможностей, проактивность | Активность | Борьба с угрозами, пассивность |
«Температура» общества
|
Размораживание | Тепло | Замораживание |
Единоначалие
|
Не хватает | Норма, баланс | Избыток |
Свобода
|
Развивается в сторону формирования государственных механизмов | Баланс с обязанностями | Снижается |
Равенство
|
Зарождается | Баланс на максимуме | Падает |
Братство (единство) в обществе
|
Растет | Максимум | Снижается |
Природа как источник богатства
|
Природа – дар, дающий каждому почти безграничные возможности для развития. Все, что нужно – это трудолюбие и желание | Природа – союзник государства и общества в развитии государства и общества | Природа – грабительски (хищнически) эксплуатируется властью для обогащения, а также для сохранения и поддержания своей власти, во вред обществу |
Память народная (культура)
|
Хранит и чтит историю создания государства, восхваляет народ, как объединение граждан | Хранит и чтит историю сотрудничества государства и общества, восхваляет случаи сотрудничества народа и государства | Хранит, чтит и превозносит случаи помощи народа государству и случаи насилия государства над народом |
Иммиграция и эмиграция населения
|
Иммиграция преобладает, эмиграция - исключение | Баланс. Иммигрируют низшие слои населения. Эмигрируют самые проактивные члены этноса | Эмиграция преобладает над иммиграцией |
Формирование армии
|
Наемная армия | Наемная армия в мирное время и призывная в военное | Постоянная призывная армия |
Культ солдата
|
Культ конкретных людей | Культ конкретных подвигов | Культ безымянных солдат |
Структура бюджета государства
|
Социальные расходы являются первостепенными, расходы на государственный аппарат и армию – по мере необходимости | Бюджет имеет четкие пропорции между расходами на государственные нужды и на социальные нужды | Государственные расходы и содержание государственного аппарата являются приоритетными расходами бюджета. Социальные бюджеты формируются по остаточному принципу |
Оплата врачам за здоровье, а не за лечение
|
Возможна и часто встречается оплата медикам за здоровье нации, а не за лечение. Бесплатная медицина с равным доступом | Медицина с равным доступом или всем бесплатно, или всем за одинаковую плату | Медицина для представителей власти более доступная, дешевая и качественная. Медицина для простых граждан или не доступна или доступна за плату |
Александр Фирсов
03.10.2015
Статья опубликована в Живом Журнале
![]() |
![]() |
![]() |