Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Управление страной — это не призовое состязание для нескольких ловких и решительных спортсменов, а всенародное объединение на товарищеских началах, в котором государство является хозяином важнейших ресурсов страны и в котором худшим видом преступления счи С. Льюис


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.10.2020, четверг. Московское время 19:08

Горячая линия «избиратель - юрист» на Демократии.Ру

Российские выборы в вопросах и ответах

Раздел ведет заслуженный юрист России, кандидат юридических наук Ляля Георгиевна Алехичева

 • ВОПРОС #103: поступил 06/05/2003, количество посещений 3525

Существует несколько постановлений Конституционного Суда России о том, что отдельные статьи Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав... " противоречат Конституции Российской Федерации - http://www.akdi.ru/KS/post/10p.htm и постановление Конституционного Суда, о том, что отдельные статьи Федерального Закона "О выборах депутатов Государственной Думы..." противоречат Конституции Российской Федерации - http://www.democracy.ru/library/practice/courts/rus_1998-21.html.
Существуют ли какие-либо процедуры и установленные законом сроки, в течение которых законы должны приводиться в соответствие Конституцией? Могут ли положения закона, признанные неконституционными, применяться судами, как это произошло на выборах мэра в Норильске?

ОТВЕТ:
В ст. 13 (ч. 1) Конституции Российской Федерации установлено, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Если федеральный закон противоречит Конституции Российской Федерации, суд должен применять Конституцию Российской Федерации. На это обращал внимание Верховный Суд Российской Федерации. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», было указано следующее:
«Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:
а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует».
В то же время для судов общей юрисдикции не во всех случаях очевидно наличие противоречий федерального закона Конституции Российской Федерации. Однако таких проблем не возникает, если неконституционность положений закона установлена Конституционным Судом Российской Федерации.
Если Конституционным Судом Российской Федерации какой-либо акт или его отдельное положение признаны неконституционными, они утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях (ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
В ряде случаев, когда из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации. Сроки, в которые государственные органы и должностные лица обязаны проделать работу по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации определены в ст. 80 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Что касается ситуации с выборами в Норильске, ее точная юридическая оценка возможна только при наличии текста судебного решения.

<<< Вернуться






ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2020  Карта сайта