Последний трамвай
Деньги и песец
Не раз цитировал экономиста Леонида Григорьева, который много и ярко пишет о приватизации 90х, ее действительных причинах и долгосрочных политических и социальных последствиях. Григорьев "изнутри" знает, о чем говорит – он занимал высокие посты и в правительстве реформаторов, и в корпорациях, работал в высшей школе и в международных финансовых организациях. Плюс - у Григорьева, пожалуй, единственного из отставных «реформаторов» (не говоря уж об олигархах и чиновниках) в текстах присутствует какая-то химически чистая, безжалостная откровенность в оценках происходящего.
В 2012 году Григорьев опубликовал статью с характерным названием «Спрос элит на право: «эффект трамвая» (Вопросы экономики. 2012. № 6), в которой сравнил постсоветских элитариев с пассажирами, долго ждавшими трамвая на остановке, наконец, вломившимися в трамвай – и теперь пытающихся отъехать на этом трамвае к светлому будущему – оставив на остановке всех неудачников (то есть всех, кто не попал в новую/старую элиту).
Глубокое различие в интересах одних и тех же субъектов в зависимости от того, где они находятся — вне или внутри трамвая, представляется возможной моделью оценки своего положения группами интересов, в том числе новой элитой, а также спроса элит на право
, издевательски замечает Григорьев
Но чтобы закрыть двери «трамвая» и установить общий правовой режим, нужно решить несколько непростых задач, объясняет Григорьев:
•установить и соблюдать норму для улицы и для всех, кто потом будет в «трамвае»;
•достичь консенсуса среди его пассажиров;
•действительно «закрыть двери» и блокировать попытки оставшихся втиснуться в него;
•пожертвовать (отцепить) частью вагонов, чтобы «трамвай» наконец двинулся с места;
•«на улице» должны сознавать, что:
а) «трамвай» ушел;
б) больше нет возможности сесть в него;
в) существуют только общие правила вертикальной мобильности;
•убедиться, что основные влиятельные акторы приняли данную завершающую реформу затянувшегося процесса трансформации собственности (проблема внешней легитимности).
Мы полагаем, продолжает Григорьев, что несколько факторов могут препятствовать закрытию дверей «трамвая» элитой и введению ею жестких правил (выполнение законов) для всех, кто остался снаружи, т. е. для всего бизнеса, бюрократии и т. д.
Во-первых, это непрерывное давление со стороны различных «своих» субэлит, гипоэлит, которые пытаются продлить период «открытого сезона перераспределения активов», чтобы успеть в «трамвай» (прицепить еще вагон), пока его двери не закрылись. Они и ряд пассажиров «трамвая» время от времени полагают возможным поделить часть активов того или иного пассажира или группы вовне для создания своих крупных состояний.
Во-вторых, сложные взаимоотношения между финансовой и политической элитами, которые еще не решили вопрос о характере и композиции правящей элиты.
В-третьих, не завершенная борьба кланов в связи с обсуждением программных вопросов совмещения двух целей — характера развития страны и одновременного сохранения контроля.
В-четвертых, нерешенность проблемы легитимации собственности и безопасности, т. е. предоставления обществом и элитами взаимных гарантий господства закона (по сути, амнистии за прошлые нарушения при захвате активов).
В частности, пассажирам «элитного трамвая» нужна уверенность, что эти позитивные с точки зрения развития страны изменения институтов надежны и сохранятся надолго, но и неожиданные дальнейшие перемены не затронут ядро таких пассажиров. Обычно правящие элиты не готовы принять идею потери контроля в обмен на беспристрастность и даже ренту (своего рода элитную пенсию)
, резюмирует Григорьев
Другими словами, все что происходит вокруг нас – это результат длительного внутриэлитного конфликта «министров-капиталистов», сумевших овладеть «социалистической собственностью» - но оказавшихся неспособными договориться между собой о правилах сохранения этой собственности.
Дмитрий Прокофьев, Никита Демидов
Статья опубликована на Телеграмм-канале Деньги и песец
04.08.2025

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

• Демократия.Ру: Коротич В., Верхний слой

• Демократия.Ру: Мельников А., Квест путинской экономики. Ничего иного, кроме как быть рантье, российская властная бюрократия не умеет

• Демократия.Ру: Башкатова А., Правительство обрекло страну на 20 лет стагнации

• Демократия.Ру: Рачева Е., Лица высокого полета. Путеводитель по подлинному списку элиты

• Демократия.Ру: Шелин С., Сверхдержавный сосед. Если мечта Путина сбудется, то к 2020 году Россия станет вполне различимым сырьевым


|