Демократия.Ру




Большие партии терзают общество, небольшие развращают его. Неизвестный


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


25.04.2024, четверг. Московское время 12:43


ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

1. Назначение выборов.

Достаточно широкое распространение получили дела, рассматривавшиеся по заявлениям о назначении выборов в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Данные дела рассматривались по заявлениям прокуроров, общественных объединений, граждан.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда рассмотрела дело по заявлению прокурора Мурманской области о назначении даты выборов глав администраций и депутатов представительных органов местного самоуправления ряда населенных пунктов и районов в Мурманской области. Суд установил, что на соответствующих территориях не проведены и не назначены выборы глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления, в муниципальных образованиях не приняты Уставы, полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти. Суд счел указанные обстоятельства основанием для назначения выборов решением суда. Вместе с тем в соответствии с решением суда проведение выборов на указанных территориях было обусловлено предварительным проведением референдумов и сходов.

Доводы представителей Печенгского района о невозможности назначения выборов представительного органа и главы администрации города Заполярного, как не являющегося муниципальным образованием в силу принятого в районе Устава были признаны неубедительными по следующим основаниям. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в субъектах Российской Федерации, не установивших в своих законах норм, регулирующих порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, муниципальными образованиями являются в соответствии с существующим административно-территориальным делением районы, города, поселки, сельские округа (сельсоветы) и иные населенные пункты или территории, в которых на день вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление осуществлялось в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Законы Мурманской области, регулирующие порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, а также устанавливающие перечень и наименования муниципальных образований на территории области до настоящего времени не приняты. Суд установил, что на территории города Заполярный, входящего в состав Печенгского района, до упразднения Советов народных депутатов был городской Совет народных депутатов и исполнительный орган, из чего следует, что в городе осуществлялось местное самоуправление, а, следовательно, имеется возможность проведения там выборов органов местного самоуправления.

Данное решение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда было обжаловано администрацией Печенгского района в Верховный Суд Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации частично отменила решение, вынесенное областным судом по данному делу. Верховный Суд указал, что суду на время рассмотрения дела не было известно мнение населения в населенных пунктах и районах области о необходимости создания органов местного самоуправления, хотя в силу ст. 131 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В решении Верховного Суда Российской Федерации было отмечено, что при таком положении назначение выборов в ряде населенных пунктов Мурманской области (включая г. Заполярный) без выяснения мнения населения нельзя признать правильным. Верховный Суд не согласился с выводом областного суда о проведении выборов в этих населенных пунктах под условием, т.е. в случае непроведения там референдумов, сходов по вопросам местного самоуправления.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам отменила решение Кемеровского областного суда о назначении выборов органов местного самоуправления в поселке Яшкино, входящего в состав Яшкинского района Кемеровской области. Верховный суд Российской Федерации в своем определении от 1 июля 1997 г. обратил внимание на следующее. В тех регионах, где создана собственная нормативно-правовая база, на основании которой могут быть сформированы или уже сформированы органы местного самоуправления, нормы Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» могут применяться лишь к отношениям, не урегулированным законами субъектов Российской Федерации, уставами и иными нормативными актами муниципальных образований. В то же время в материалах дела нет данных о том, что поселок Яшкино является самостоятельным муниципальным образованием. Напротив, в соответствии с Уставом Яшкинского района Кемеровской области, принятого на местном референдуме, муниципальным образованием является весь Яшкинский район. С учетом того, что население Яшкинского района свое конституционное право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления реализовало при выборах в органы местного самоуправления Яшкинского района, Верховный суд Российской Федерации не нашел оснований для вывода о нарушении конституционных прав избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В определении Верховного Суда также отмечено, что выборы в органы самоуправления поселка Яшкино могут быть назначены только после того, как поселку будет придан статус муниципального образования, либо после того, как в соответствии с Уставом Яшкинского района за поселком будет признано право на территориальное самоуправление.

На необходимость всестороннего исследования вопроса о наличии у городского или сельского поселения статуса муниципального образования (включая и такие признаки муниципального образования как наличие муниципальной собственности и местного бюджета) обратила внимание судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая в кассационном порядке дело о назначении выборов в органы местного самоуправления в ряде населенных пунктов в Волгоградской области (определение от 21 июля 1997 г).

При определении даты проведения выборов в органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» суды исходили из конкретных возможностей проведения выборов в субъектах Российской Федерации (в частности, связанных с сезонными факторами, достаточностью средств на проведение выборов и т.п.). Так, Мурманский областной суд не согласился с предложением Федорова С.Н. о назначении даты выборов депутатов представительного органа г. Заозерска Мурманской области на май 1997 г., мотивируя это решение тем, что в этот период выборы могут не состояться из-за массового выезда жителей города за пределы области в связи с наступлением отпускного периода и отсутствия необходимых средств на проведение выборов. Выборы были назначены на 21 сентября 1997 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации оставила это решение без изменения.

Североморский городской суд Мурманской области рассмотрел жалобу, поданную Сулоевым А.Н. и Шеверновым В.В., в которой, в частности, оспаривалась законность назначения выборов главы муниципального образования г.Североморска в условиях, когда не принят устав города. Суд удовлетворил жалобу, указав, что в соответствии с федеральным законодательством и законами Мурманской области устав муниципального образования является основополагающим документом, в котором должны определяться структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование, предусматриваться выборные должности главы муниципального образования и иных должностных лиц, сроки их полномочий. В решении суда было отмечено, что непременным требованием при назначении выборов глав муниципальных образований является наличие Устава муниципального образования.

Таким образом, судебной практикой выработаны определенные дополнительные критерии, конкретизирующие основания, по которым могут назначаться выборы в органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». В целом они направлены на установление обстоятельств, является ли территория, на которой предполагается проводить выборы, муниципальным образованием в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также реализовано ли конституционное право граждан на самостоятельное установление структуры органов местного самоуправления.

Следует признать, что при применении Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» судам приходилось сталкиваться с проблемой недостаточной определенности признаков муниципального образования в федеральном законодательстве. Это зачастую и становилось причиной коллизий при назначении выборов в органы местного самоуправления. Полагаем, что для решения данной проблемы потребуется внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Серьезные изменения необходимо также внести в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» с тем, чтобы определенные в нем основания для назначения выборов в органы местного самоуправления учитывали все многообразие факторов, влияющих на установление права населения соответствующей территории на осуществление местного самоуправления. Право граждан, проживающих на соответствующей территории избирать и быть избранными в органы местного самоуправления производно от решения данного более общего вопроса.


1 Общая статистика рассмотренных судебных дел применительно к различным субъектам Российской Федерации и категориям дел (по стадиям избирательного процесса) приводится в приложении к настоящему обзору.

ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта