Демократия.Ру




Я схожу с ума, когда думаю о перспективах России, мы станем самым великим народом, самым великим государством, всё в мире будет делаться с нашего разрешения. Николай Второй, последний российский император


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


29.03.2024, пятница. Московское время 15:27


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

2. Образование избирательных округов

В суды субъектов Российской Федерации поступали жалобы о нарушении принципов образования избирательных округов, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Две жалобы рассматривались судебной коллегией по гражданским делам Алтайского краевого суда. С жалобами обращались группы граждан. Так, Куимов А.Ю. и другие обратились в суд с жалобой об отмене постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 12 января 1996 г. «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов краевого Законодательного Собрания второго созыва». Свои требования граждане обосновывали тем, что в 8-ми избирательных округах в г. Барнауле количество избирателей превышает 10-ти процентное отклонение от средней нормы представительства избирателей и составляет от 12 до 22 %, что нарушает принцип равного избирательного права граждан при образовании избирательных округов, закрепленный ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» и Законом Алтайского края «О выборах депутатов краевого Законодательного Собрания». Довод представителей Законодательного Собрания края о том, что утвержденная схема избирательных округов учитывала сложившуюся многолетнюю практику, территориальное деление города Барнаула не были приняты судом во внимание, так как в соответствии с указанным Федеральным законом только при соблюдении установленных требований по примерному равенству избирательных округов по числу избирателей учитывается административно-территориальное деление.

Суд также отверг возражения представителей Законодательного Собрания о том, что численность избирателей на момент принятия постановления об утверждении схемы избирательных округов была завышена, а ко времени судебного разбирательства количество избирателей в округах не превышало 10-процентное отклонение. Данные возражения были отвергнуты судом по следующему основанию.

Границы округов и число избирателей в каждом округе определяется краевой избирательной комиссией и утверждается в определенном законе порядке и в установленные законом сроки краевым Законодательным Собранием (не позднее, чем за 60 дней до выборов). Изменение числа избирателей в округе происходит постоянно, поэтому юридически значимым является то число избирателей, которое утверждено компетентным государственным органом при образовании избирательных округов.

Указанное решение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда было подтверждено Президиумом Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении протеста на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Судами рассматривались жалобы о нарушении положения статьи 9 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» о том, что «избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий. Как показала практика, возникали определенные сложности в толковании этого принципа. Примером тому является дело, рассмотренное Ленинским районным судом г. Оренбурга по жалобе Бондаренко В.А и других на действие городской территориальной избирательной комиссии.

Своим решением городская территориальная комиссия образовала избирательный округ по выборам главы города Оренбурга, в состав которого был включен ряд населенных пунктов, отдаленных от города Оренбурга на 25-27 км. Эти населенные пункты отделены от Оренбурга территориями других районов (Оренбургского и Илекского), их вхождение в состав Оренбурга не предусмотрено уставами Оренбургской области и г.Оренбурга. По мнению заявителей, включение жителей указанных населенных пунктов в список избирателей и их участие в голосовании по выборам главы г.Оренбурга произведено с нарушением областного закона и это нарушение не позволяет с достоверностью установить результаты волеизъявления.

Суд установил, что включение в состав города как муниципального образования территорий, входящих в состав города как административно-территориальной единицы, но обособленных от основной территории городского поселения (собственно города) не противоречит закону и соответствует Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где указывается, что под муниципальным образованием может пониматься городское поселение. Суд согласился с доводами заявителей, что включение спорных населенных пунктов в состав города должно быть отражено в уставе города с описанием границ города как муниципального образования. Однако в данной конкретной ситуации следует учесть, что жители населенных пунктов беспрепятственно участвовали в выборах Президента Российской Федерации, губернатора области, депутатов Государственной Думы и городского Совета по избирательным участкам, включенным в городской округ, имеют городскую прописку, на их образование, другое социальное обслуживание отпускаются средства из городского бюджета, а также желание жителей, исходя из данных об итогах голосования участвовать в выборах главы города. При таких обстоятельствах исключение жителей сел и поселков из числа избирателей по выборам главы муниципального образования могло бы существенно нарушить их права и свободы, гарантированные ст. 32 Конституции Российской Федерации. Суд также принял во внимание, что ранее принятые решения исполнительных органов государственной власти и последующие решения органов местного самоуправления и субъекта Федерации о включении сельских населенных пунктов в состав города учитывали желания сходов граждан указанных поселков и сел.

Следует отметить, что Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункт 3 статьи 19) предусмотрена возможность решения подобных коллизий законами субъектов Российской Федерации. Важно отметить, что законодатель субъекта Российской Федерации не может отменять установленный Федеральным законом принцип образования избирательного округа, а вправе лишь конкретизировать условия его применения с учетом особенностей территориальной организации муниципального образования. В случае, если особенности территории, на которой проводятся выборы, не позволяют образовать единый избирательный округ с соблюдением принципа примерного равенства избирательных округов по числу избирателей, принцип единства территории избирательного округа может применяться в качестве отлагательного условия.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта