Демократия.Ру




Россия - европейская страна, и Россия абсолютно способна развиваться вместе с другими государствами, которые выбрали для себя демократический путь развития. Дмитрий Медведев


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


25.04.2024, четверг. Московское время 17:51


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Часть особенная (поэтапно-конкретная)

Комиссии

Выдвижение, сбор подписей

Агитация, финансирование


«Кажется, люди больше гневаются, когда их правам наносится легкий ущерб,
чем когда они совершенно лишаются их благодаря насилию.
Первое называется быть обманутым, второе - уступить более сильному.»
Фукидид

Комиссии

Состав (члены)

Как уже говорилось, в состав избирательной комиссии любого уровня входят как члены с правом решающего голоса так и члены с правом совещательного голоса.

Кто войдет в состав комиссии с правом решающего голоса, определяется органами государственной власти или местного самоуправления (соответственно уровню комиссии). Поскольку государственная власть, согласно Конституции, должна строиться на основе принципа разделения властей, то законом оговорено, что участие в формировании избиркома принимают две из трех ветвей - исполнительная и законодательная, т.е. те, которые сами подлежат избранию. И участвуют в формировании они на равных основаниях - каждая назначает свою половину от общего числа членов с правом решающего голоса. На уровне органов местного самоуправления, согласно закону, формирование избиркомов производится представительным органом, даже если органы местного самоуправления в данной местности поделены на выборный исполнительный и представительный органы (что возможно, но не обязательно). При этом обновленные избирательные законы предусмотрели некоторое ограничение на самоволие этих самых органов власти. Закон требует, чтобы не менее одной трети назначаемых (каждым из органов) членов с правом решающего голоса назначалось из числа кандидатур, предложенных избирательными объединениями, блоками, имеющими фракции в Государственной Думе или в иных представительных органах государственной власти. А чтобы не было искушения прибегать к мелким хитростям, закон указывает, что от каждого такого объединения в избирком может быть назначено (в рамках указанной 1/3) не более одного члена с правом решающего голоса. В свете этого следует учитывать одну арифметическую тонкость - если, скажем, необходимое число членов комиссии равно 14 и формируют эту комиссию органы государственной власти, то каждая из ветвей оной должна назначить по 7 человек. Но «не менее 1/3» от 7 означает минимум 3 человека. В результате не менее 6 членов (с правом решающего голоса) избиркома из 14 должны быть назначены по описанной квоте «1/3».

По всей видимости, к моменту, когда Вы будете читать настоящую брошюру, процесс формирования окружных и, скорее всего, территориальных избиркомов будет уже завершен, но процесс формирования участковых - вряд ли. Для справки - участковая избирательная комиссия должна быть сформирована не позднее, чем через три дня после образования соответствующего избирательного участка, а он должен быть образован не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Таким образом, можно ожидать, что формирование участковых избиркомов будет происходить за полтора, максимум два месяца до дня голосования. И если к этому моменту Вы, читатель, успеете договориться с близлежащим отделением того или иного избирательного объединения, то имеете шансы принять участие во всей этой деятельности на одном из самых горячих участков: как уже говорилось, больше всего возможностей для «подкорректировки» результатов выборов имеется как раз на уровне участковой избирательной комиссии и на этапе передачи ее протоколов в территориальную. Как именно соответствующее избирательное объединение будет представлять Вашу кандидатуру, описывать здесь не будем: Вам следует лишь заявить о своей инициативе.

Если Вы не успели или не пожелали стать членом избиркома с правом решающего голоса10 или если не желаете связывать себя ни с одним из доступных в Вашей местности избирательных объединений, то у Вас сохраняется возможность стать членом избиркома с правом совещательного голоса. Причем практически любого избиркома. Члена с избиркома с правом совещательного голоса могут назначать только реальные участники выборов - зарегистрированные в одномандатном округе кандидаты либо зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов избирательные объединения, избирательные блоки. Разумеется, каждый из них может назначить в конкретную избирательную комиссию только одного члена с правом совещательного голоса, но отнюдь не возбраняется (а при наличии возможности - и практикуется) назначение одного члена с совещательным голосом от избирательного объединения (зарегистрировавшего федеральный список) и одного от зарегистрированного кандидата-одномандатника, выдвинутого в округе тем же избирательным объединением. Назначение может состояться в любой день после дня регистрации соответствующего кандидата, федерального списка. Разумеется, чем раньше Вы войдете в избирком, тем больше у Вас возможностей вникнуть в детали ее работы, понять характер возникающих проблем и даже принять участие в их решениях. Хоть Вы и не будете иметь права голосовать, но Вы сможете принимать участие в обсуждении и даже требовать поставить тот или иной вопрос на голосование. В некотором смысле участие в работе избиркома в качестве члена с правом совещательного голоса даже комфортнее, нежели участие в ней с правом решающего голоса - ведь в этом случае Вы не обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссии, принимать участие в решении всех возникающих вопросов, в том числе и имеющих мало отношения к обеспечению честности выборов, например, чисто хозяйственных.

Следует еще раз подчеркнуть, что членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса назначают непосредственно кандидаты либо избирательные объединения, блоки, то есть никакие возражения со стороны самой избирательной комиссии, а тем более иных начальствующих особ не принимаются во внимание. Достаточно лишь письменного уведомления от кандидата, объединения/блока. Срок полномочий членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса зависит от исхода выборов. Те из них, кто назначен от оказавшегося избранным кандидата, либо от объединения/блока, чей список принял участие в распределении мандатов по пропорциональной системе, сохраняют свои полномочия вплоть до дня окончания регистрации кандидатов, списков на следующих выборах в данном избирательном округе. Полномочия остальных кончаются через 30 дней после официального опубликования общих результатов выборов в данной избирательной кампании, а если после выборов началось разбирательство (в вышестоящей избирательной комиссии или в суде) относительно итогов выборов, то до принятия окончательного решения в ходе этого разбирательства. Помимо этого член избиркома с правом совещательного голоса может (в отличие от члена избиркома с правом решающего голоса) в любое время быть отозван тем (теми), кто его назначил.

Может возникнуть вопрос: ну, уж если есть возможность «поместить» в избирком своего члена, хотя бы даже с правом совещательного голоса, то зачем тогда нужны наблюдатели? Учитывая, что прав они имеют меньше, чем член комиссии в любом из двух его вариантов. Ответ прост: день голосования - это, с одной стороны, самый напряженный день всей избирательной кампании, с другой - это последняя и наиболее соблазнительная возможность «подкорректировать» результаты нашего с вами волеизъявления, причем не связываясь со всякими там сложностями типа предвыборной агитации и тому подобными. Практика показывает, что одного наблюдателя на участке, как правило, оказывается мало. Тем более, что наблюдателя на избирательном участке желательно иметь в течение всего времени, начинающегося с открытия участка (еще до начала голосования) и опечатывания ящиков для голосования (обычно их называют урнами) и до получения извещения из территориальной избирательной комиссии о принятии протокола. А это происходит где-то между 3 часами ночи и 7 часами утра.

С учетом этого новый закон дает возможность каждому из кандидатов, объединений/блоков назначить в участковую избирательную комиссию даже не по одному наблюдателю, а неограниченное количество. Единственное ограничение состоит в том, что свои обязанности наблюдатели на участке имеют право осуществлять лишь поочередно, но не одновременно. В дополнение к этому новый закон разрешил назначать наблюдателей не только в участковые избирательные комиссии, но и в иные на то время, когда они (комиссии) занимаются установлением итогов голосования (сколько за кого подано голосов) и определением результатов выборов (кто победил в одномандатном округе, какие из федеральных списков примут участие в распределении мандатов и какому из них сколько таковых причитается). Помимо этого, в новом избирательном законодательстве предусмотрена возможность направления наблюдателей не только от участников выборов (кандидатов, избирательных объединений, блоков), но и просто от общественных объединений (пункт 6 статьи 26 закона «Об основных гарантиях...», пункты 8 и 9 статьи 29 закона «О выборах депутатов...»), что дает возможность назначать наблюдателей от организаций, созданных для борьбы за чистоту выборов. Хотя можно ожидать, что появлению именно такого рода наблюдателей будут ставиться серьезные препоны11, по крайней мере на нынешних выборах.

Для того, чтобы приступить к исполнению обязанностей наблюдателя, достаточно получить от кандидата, его доверенного лица, избирательного объединения, блока, общественного объединения письменное удостоверение с указанием ФИО наблюдателя, адреса его места жительства, номера избирательного участка и наименования избирательной комиссии (участковой, территориальной, окружной), куда этот наблюдатель направляется. Удостоверение это наблюдатель должен будет предъявить в соответствующей избирательной комиссии, но при этом он должен также предъявить и паспорт (или заменяющий его документ). Закон прямо говорит, что никакого предварительного уведомления (избиркома) о направлении наблюдателя не требуется. И документы эти (удостоверение и паспорт) могут быть предъявлены в избирательную комиссию в любое время, как до дня выборов, так и в сам день голосования (в том числе и в день досрочного голосования). То есть имея их, Вы можете прямо явиться в избирательную комиссию и сразу же приступить к исполнению своих функций. Хотя, если есть возможность предъявить их заранее, лучше это сделать, чтобы не давать возможности придраться к какой-либо формальной неточности (реальной или надуманной) в упомянутом удостоверении.

Возвращаясь к вопросу о том, зачем же все-таки наблюдатель в комиссии при наличии там члена с правом совещательного голоса, следует напомнить упоминавшийся выше тезис, о том, что один свидетель - не свидетель. Поэтому наличие в день голосования в комиссии двух лиц, являющихся по существу представителями соответствующего кандидата, объединения/блока создает весьма серьезные препятствия для попыток воспользоваться противозаконной свободой рук в определяющий день выборов.

Права и обязанности:

Мало попасть в число членов комиссии или получить право присутствовать при ее работе в качестве наблюдателя. Надо еще знать свои права, то есть тот инструмент, которым Вас наделил закон, и ограничения, налагаемые на Вашу деятельность в комиссии.

Ясно, что максимальным объемом прав обладает член избиркома с правом решающего голоса, но и права члена с правом совещательного голоса достаточно велики. Общими правами того и другого являются: право быть своевременно извещенным о предстоящем заседании; право выступать на заседании, задавать вопросы (и получать ответы), право вносить предложения и требовать голосования по ним; право знакомиться со всеми материалами и документами соответствующей и любой из нижестоящих избирательных комиссий, а также право, сняв с них копии, требовать их официального заверения и, наконец, право обжаловать любое действие (или бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую комиссию или в суд. Особо следует обратить внимание на право снимать и официально заверять либо получать официально заверенные копии документов и материалов избирательной комиссии, причем не только «своей» но и нижестоящих. Это является сильнейшим ограничителем для возможных манипуляций, особенно требующих подмены документов, что бывало не раз.

К числу исключительных прав члена избиркома с правом решающего голоса относятся: право голосовать при принятии решения и подписывать соответствующие протоколы, право заниматься деятельностью, непосредственно связанной с избирательными бюллетенями (выдачей, подсчетом, погашением и т.п.), право на оплату своей деятельности из выделенных на проведение выборов бюджетных средств. Помимо этого, член избиркома с правом решающего голоса пользуется некоторыми правами на защиту в период избирательной кампании: так, он не может быть привлечен к уголовной или налагаемой в судебном порядке административной ответственности без согласия соответствующего прокурора. И тот, и другой члены комиссии не могут быть уволены с работы или переведены на другую работу без их согласия, только для члена с правом решающего голоса эта защита действует все время полномочий соответствующего избиркома, а для члена с правом совещательного голоса - только на время избирательной кампании.

Для полноты картины надо еще отметить, что члены с правом решающего голоса могут участвовать в работе избиркома как на постоянной (штатной) основе, так и в порядке совместительства. Соответственно, на тех, кто работает на штатной основе, налагаются некоторые дополнительные ограничения.

Отдельно следует сказать о правах и обязанностях наблюдателей, но поскольку наблюдатели вправе присутствовать в избиркомах только в день голосования (и в ночь подсчета голосов), то этот вопрос будет рассматриваться в разделе, непосредственно относящемся ко дню голосования.

Права и обязанности имеют не только члены избиркомов, но и сами избирательные комиссии. О правах нет особого смысла здесь распространяться, укажем лишь несколько моментов. Например, ЦИК, окружная избирательная комиссия могут отказать в регистрации списка, кандидата-одномандатника или даже отменить уже состоявшуюся регистрацию в случае, если кандидат, кандидаты, избирательное объединение, блок допускают серьезные нарушения закона. Если комиссия, признав факт нарушения, не сочтет его достаточно серьезным, она вправе вынести предупреждение (кандидату, избирательному объединению). С другой стороны, избирательная комиссия может отменить решение нижестоящей, в том числе ЦИК может отменить решение окружной.

Есть у избирательной комиссии и обязанности. В первую очередь для нас важны несколько из них. Во-первых, избирательная комиссия обязана по требованию любого ее члена (в том числе и с правом совещательного голоса) либо присутствующего на ее заседании члена вышестоящей комиссии проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию. Во-вторых, любое решение избирательной комиссии принимается коллегиально (а не единолично председателем) и должно быть зарегистрировано в протоколе. И в-третьих, избирательные комиссии обязаны регистрировать все поступающие в их адрес документы (в том числе и Ваши заявления о имеющих место нарушениях). Если поступивший документ представляет собой сообщение о нарушении избирательного закона, то комиссия обязана провести проверку и дать ответ в определенный срок. Согласно закону, срок ответа не должен превышать пять дней, причем ответ должен быть дан не позднее дня голосования. Если обращение поступило в день голосования или следующий за ним день, то ответ должен быть дан немедленно. Единственное исключение предусмотрено на тот случай, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной поверки: тогда срок для принятия решения ограничен уже десятью днями. А для полной действенности закон предусматривает и санкции для избирательной комиссии: в законе «Об основных гарантиях...» предусмотрена возможность расформирования избирательной комиссии в случае, если она допустила настолько грубые нарушения закона, что это повлекло признание недействительным итогов выборов, результатов голосования.

Выдвижение, сбор подписей

«- У моей жены недавно был день рождения.
Она просила подарить ей или норковую шубу, или автомобиль.
- Ну, и что ты подарил?
- Шубу.
- А почему не автомобиль?
- А ты видел, чтобы где-нибудь продавали поддельные автомобили?»

Как уже говорилось, один из способов зарегистрировать кандидата, список кандидатов - предъявить в соответствующую избирательную комиссию собранные в поддержку данного кандидата, списка кандидатов подписи. Другой путь - внесение избирательного залога.

Те детали этих путей, которые касаются исключительно самих желающих зарегистрироваться кандидатов и избирательных объединений, блоков, регистрирующих списки кандидатов, рассматривать здесь смысла нет. Рассмотрим только несколько уловок и проблем, возникающих или могущих возникнуть на этом этапе. Разумеется, речь будет идти только о регистрации посредством представления подписей, поскольку смошенничать при внесении залога примерно так же проблематично, как купить поддельный автомобиль, если, конечно, не вдаваться в проблемы появления денег на счету, но это проблема другого раздела закона, раздела о финансировании.

Уже говорилось о наиболее распространенной форме мошенничества в ходе сбора подписей, когда добываются, так или иначе, паспортные данные об избирателях, вносятся в подписные листы, а затем ставят подписи якобы от имени этих самых избирателей. Конечно, делается это не на улице, так что реально противодействовать этому можно только находясь в составе комиссии. Достаточно (даже более чем достаточно) распространена практика неодинаково внимательного отношения комиссии к подписям, сдаваемыми разными кандидатами. И именно на эту неравновнимательность следует обращать особое внимание, если Вы оказались в составе комиссии. Есть еще ряд нюансов, например, наличие в подписных листах избирателей, живущих в несуществующих домах, с вымышленными паспортными данными и т.п.. Но более подробно Вас с этим ознакомят в предвыборном штабе кандидата или отделении избирательного объединения благодаря которым Вы оказались в составе избиркома.

Однако есть и некоторые «хитрости», за применением которых могут проследить и активисты вне комиссий. Опять-таки приведем наиболее известный прием. Суть его в том, что в период сбора подписей вдруг появляются сборщики подписей под разными петициями, преимущественно местного значения (с требованием заасфальтировать подъезд к жилым домам, оборудовать детскую площадку и т.п.). Но если пристально присмотреться к предлагаемой петиции, то вдруг оказывается, что это лист для сбора подписей за кандидата, объединение/блок. Но та часть листа, из которой это следует, «случайно» оказывается прикрытой листовкой с текстом той самой петиции или чем-то еще. Возможны и более изощренные варианты, но не хотелось бы делать из данной брошюры учебник по «грязным технологиям».

В завершение этой темы сообщим еще ряд ограничений и требований, предъявляемых законом к процедуре сбора подписей. Закон запрещает сбор подписей в местах выдачи зарплаты. Запрещено также платить или иным способом вознаграждать избирателей за постановку ими подписей в подписных листах. Закон также требует наличия у сборщиков подписей за федеральные списки кандидатов копий заверенного Центризбиркомом федерального списка кандидатов, каковой должен предъявляться по требованию любого избирателя.

Что делать при обнаружении описанных «хитростей» и нарушений приведенных требований в общем виде описано выше, а более подробно, на примерах, разбирается в следующем разделе.

Агитация, финансирование

Один из наиболее значительных блоков избирательного законодательства отведен нормам, регламентирующим проведение предвыборной агитации. Он тесно связан с блоком норм, регламентирующим финансирование, поскольку свыше 90% расходов кандидата, избирательного объединения (блока) так или иначе связано с проведением предвыборной агитации. Поэтому будем их обсуждать совместно.

Избирательные фонды

«Деньги не пахнут. Но улетучиваются»
Станислав Ежи Лец

В законодательстве - все финансирование предвыборной кампании кандидата/списка (даже до регистрации) допускается исключительно через специально создаваемый (для каждого кандидата/списка) избирательный фонд.

Сейчас этот механизм преследует две главных цели. Первая - обеспечить общество (особенно избирателей) информацией о том, из каких источников финансируется кандидат. Вторая - ограничить использование кандидатами/списками денег на избирательную кампанию. Ограничить как по источникам (нельзя - из-за границы, от религиозных организаций, слишком много от одного жертвователя и т.п.), так и по общей сумме.

Анализ практики выборов показывает, что реально отследить нарушения, допускаемые кандидатами/объединениями, могут только их соперники. У них есть и команды, и стимул. Избирательные комиссии физически не способны это сделать, и даже СМИ далеко не всегда способны все разузнать.

Основные положения:

    · избирательные фонды создаются до регистрации с тем, чтобы из них (и только из них!) производилась оплата сбора подписей либо внесение залога;

    · пожертвования (взносы) - строго именные и обязательно безналично (частному лицу - по почте), поэтому всякие хождения на митингах с коробками для пожертвований в пользу кандидата, списка, объединения/блока - противозаконны;

    · кандидат обязан трижды предоставить отчет; кроме того, Сбербанк регулярно дает сведения в избирком, с которыми могут знакомиться соперники и журналисты и которые (в несколько обобщенном виде) передаются для печатания;

    · не всем позволительно вносить пожертвования (нельзя иностранным гражданам, юрлицам с участием иностранного или государственного капитала превышающим 30%, гражданам РФ моложе 18 лет, благотворительным, религиозным, военным, государственным и муниципальным организациям, свежеиспеченным, менее чем за год до дня голосования юрлицам и т.д.);

    · размер взноса от одного лица (физического или юридического) ограничен;

    · ограничен общий размер расходов из избирательного фонда;

    · непосредственно в законе перечислено, на что именно можно тратить средства избирательного фонда.

Никакие другие средства, пожертвования и материальную поддержку кандидат, под страхом снятия с выборов, использовать не вправе. Можно лишь принимать лично осуществляемые бесплатные услуги. То есть можно за бесплатно возить кандидата, представителя избирательного объединения, доверенное лицо, агитатора на своей автомашине, но нельзя просто так отдать эту машину в распоряжение кандидата или его штаба - необходимо заключить договор аренды (даже если владелец машины готов и за так разрешить ей пользоваться). Конечно, потом эти деньги владелец машины может внести обратно в избирательный фонд в качестве пожертвования, но лишь в пределах установленных ограничений.

В законе учтены и некоторые напрашивающиеся формы обхода приведенных норм, в частности, запрещено выполнение работ и оказание услуг по заведомо заниженным расценкам. К примеру, упомянутый выше договор аренды нельзя заключить по расценке 1 копейка в неделю.

Нарушения и контрмеры

Основной вид нарушений - проплата в той или иной форме помимо избирательного фонда. Форм несколько. Самая незамысловатая - оплата «черным налом». Более замысловатая - продажа необходимых для проведения кампании товаров или оплата соответствующих работ, услуг по заведомо заниженным расценкам. С последующей компенсацией из средств иных юридических лиц. Промежуточная - просто оплата (скажем, тиража листовок) со счета какого-либо юрлица.

Рассмотрим на приведенных примерах, как с ними можно бороться.

Допустим, Вы обнаружили, что на каком-то митинге, собрании идет сбор средств «в коробку» в пользу кандидата, списка, объединения/блока. Тогда почти напрямую можно руководствоваться написанным в разделе «Двое в поле - уже воины». То есть надо найти еще 1-2 «сосвидетелей», составить акт об увиденном (не обязательно на самом митинге, конечно, но все же по свежим следам), заявление в избирком о имевшем место нарушении, к которому будет прилагаться этот акт, и отнести все это в избирательную комиссию. Если география позволяет - то в окружную. Совсем не лишне зайти перед этим в штаб, отделение какого- либо из противостоящих кандидатов, избирательных объединений, блоков («Яблока», например) и дать снять копию или просто позвонить и сообщить о предстоящем визите в избирком - чтоб могли при сБм присутствовать. А после передачи документов сообщить регистрационный номер поданной бумаги. Если есть возможность еще и заснять процесс сбора нала (лучше скрыто - митинг все-таки) то это может оказаться весьма полезным.

Другие нарушения ловятся сложнее. Довольно мало шансов стать свидетелем оплаты «черным налом». Но если Вы им стали, то порядок действий - как сказано выше. Остальные могут быть пресечены практически только действиями в рамках организации. Особенно важной для борьбы с ними является работа в качестве члена избиркома. Пусть даже с правом совещательного голоса. Но одному ему все же не справиться - нужны еще люди.

Опять же рассмотрим на примере довольно типичного нарушения. Допустим, что по заказу некоего кандидата отпечатан тираж в 10 тысяч листовок. А в документах отражена оплата тиража всего в 1 тысячу. И на листовках приведены те же данные - закон требует указывать. Но кто-то (может, как раз Вы) обнаруживает, что эти листовки распиханы во все почтовые ящики и Вашего дома, и соседних. И не один раз. Это уже даст около 1 тысячи. Но кроме этого и все щиты обклеены, и возле остановок, магазинов и т.п. раздают. Откуда столько? Вот тут уже штаб кандидата, отделение избирательного объединения/блока может свести воедино наблюдения различных сторонников, просуммировать и дать поручение своему члену в избиркоме сверить обнаруженное наблюдением количество листовок с тем, что соперник указал в финансовых отчетах, либо сам штаб может сверить полученную сумму с выходными данными, напечатанными в листовке. Разумеется, отклонение от истины в 1,5-2 раза обнаружить таким способом проблематично, но ради такого уклонения от истины сейчас мало кто будет рисковать. Заметим, что в любом случае поймать на таком нарушении можно в первую очередь опираясь на наблюдательность сочувствующих, на Вашу наблюдательность. Ни в каком избирательном штабе, отделении избирательного объединения не найдется столько людей, чтобы все это увидеть, точнее - заметить.

Варианты оплаты по заведомо заниженным расценкам реально можно обнаружить только через члена избиркома, работающего совместно с теми, кто знает реальные расценки (на печатание, на раскладку рекламы, листовок по почтовым ящикам и т.п.). Но когда требуются платные услуги заметного количества людей для выполнения сугубо предвыборных задач - сбор подписей, расклейка и раздача листовок, раскладка их в ящики (если в данной местности соответствующие фирмы не действуют), то для занижения учитываемых, через избирательный фонд расходов возможны два варианта их «левой» оплаты. Во-первых, тот же «черный нал». Во-вторых, возможна следующая схема: привлекая человека для выполнения (формально - за гроши или совсем бесплатно) этой работы, его одновременно нанимают для выполнения еще какой-то работы, не требующей особой затраты сил и времени (условно говоря - макароны продувать), но ее-то уж оплачивают очень даже щедро. Наиболее реальная возможность поймать любителей этих вариантов - это опять же свидетельские показания. Скорее всего для этого придется самому (с еще хоть одним единомышленником) устроиться на такую работу, а потом изложить все увиденное на бумаге, как об этом уже говорилось раньше.

Агитация

«Ложь ничем не отличается от правды
- кроме того, что ею не является»
Станислав Ежи Лец

Но финансирование - всего лишь инструмент. Основное в любой предвыборной кампании - это агитация. Если, конечно, это честная предвыборная кампания. Но и сама по себе агитация приемлема отнюдь не любая. Во всех демократических странах, например, считается недопустимым подкуп избирателей в любой форме. Есть и ряд других ограничений.

Сроки окончания

В частности, российские законодатели решили, что надо перед самым днем голосования дать избирателям передохнуть от агитации и поразмыслить. Поэтому в законодательстве (начиная с закона «Об основных гарантиях...») предусмотрено, что за сутки до дня голосования все агитационные мероприятия должны быть прекращены. Конечно, в условиях России, растянувшейся на много часовых поясов, это вызывает ряд проблем Например, с радио- и телевещанием, особенно таких радиостанций как «Маяк», но это уже проблемы Центризбиркома. Однако в каждой местности с 0 часов дня, предшествующего дню голосования, запрещены всякие предвыборные митинги, встречи, раздачи листовок и тому подобного, публикации в газетах, доставляемых или поступающих в продажу в этот день и так далее. Запрещено также размещение любых агитационных (не путать с информационными) материалов на избирательных участках и проведение там агитации в любой форме. Единственное исключение из вышеперечисленного - если какие-то материалы (листовки, плакаты и т.п.) были расклеены до наступления часа запрета, то снимать их не требуется.

Способы, которыми можно бороться с этими нарушениями, достаточно очевидны, уже описаны выше и состоят в основном в информировании избирательной комиссии. Но всегда (а в условиях дефицита времени - особенно) следует иметь в виду, что в комиссии (или у тех ее членов или сотрудников, с которыми придется иметь дело) может обнаружиться симпатия в пользу как раз нарушителя, поэтому информировать комиссию следует грамотно и официально. Опять-таки совсем не лишне в таких случаях одновременно уведомить представителей соперника (соперников).

Есть и специальные нормы на сроки агитации. Например, закон требует, чтобы публикация результатов опросов общественного мнения не производилась уже за три дня до дня голосования (и в день такового, естественно, также). Более животрепещущая норма состоит в том, что теле- радиокомпании, печатные СМИ, имеющие хоть малое отношение к властям (финансирование, учредительство), не вправе обнародовать любую информацию, способную нанести ущерб репутации кандидата, если не смогут в дальнейшем предоставить возможность этому самому кандидату до окончания срока предвыборной агитации выступить с разъяснением или опровержением. Следует специально указать (здесь часто возникает путаница), что закон не говорит об истинности или ложности информации. Чтобы не вдаваться в теоретические тонкости можно рассмотреть условный12 и намеренно утрированный пример. Допустим, что про некоего кандидата сообщают в газете, что он в годы второй мировой войны работал барменом в ставке Гитлера. Ясно, какое это произведет впечатление на избирателей. Однако в следующем номере появляется ответ этого самого бармена, в котором он подтверждает, что да, верно, работал и именно в ставке Гитлера, но был при этом советским разведчиком, и предъявляет советские награды полученные им за эту работу. Истинность первой публикации при этом, заметим, не оспаривается. Но подобный ответ должен появиться не позднее чем за день до голосования, и именно поэтому законом предусмотрено приведенное выше ограничение.

Агитация через СМИ (средства массовой информации)

«Прямо не верится, что ложь существовала
еще до появления печатного станка»
Станислав Ежи Лец

Выше, говоря о сроках, было упомянуто, что среди теле - радиокомпаний и периодических печатных изданий выделяется особый класс, класс имеющих отношение к властям, на который налагаются дополнительные обязанности и ограничения. Это есть частный случай общего подхода. А именно - избирательное законодательство предусматривает особую и достаточную детальную регламентацию использования тех средств массовой информации, в отношении которых можно установить ту или иную форму их причастности к властям, а точнее - зависимости от них. Основными признаками такой причастности служат наличие финансирования со стороны властей (государственных органов власти, органов местного самоуправления) или участие властей в качестве учредителей. Закон требует, и в достаточно жесткой и детализированной форме, чтобы подобные СМИ обеспечивали равные возможности для использования их соперничающими кандидатами или, соответственно, объединениями/блоками.

Причем, если соответствующее СМИ причастно к органам государственной власти, неважно - федеральным или власти субъекта Федерации, то от него требуется предоставление бесплатного эфирного времени или печатной площади. Здесь есть и ряд дополнительных норм. Так, например, одна треть бесплатного времени, представляемого на радио и телевидении, должна отводиться для проведения агитации в дискуссионных формах («круглые столы» и т.п.). А помимо предоставления бесплатного времени, бесплатной печатной площади, должны быть время и площадь, зарезервированные для продажи кандидатам, избирательным объединениям/блокам, чтобы всякий желающий кандидат, объединение/блок могли их купить. Разумеется, из средств избирательного фонда. Цель большинства этих мер очевидна - уменьшить возможности власти влиять на результаты выборов, ущемляя или, наоборот, давая «зеленый свет» тем или иным кандидатам, избирательным объединениям/блокам. Причем влиять используя деньги налогоплательщиков.

Особо обстоит дело со СМИ, причастными к органам местного самоуправления. Поскольку выборы депутатов Государственной Думы - мероприятие федеральное, то, исходя из Конституции, органы местного самоуправления (а следовательно - и причастные к ним СМИ) нельзя обязать тратиться на такие выборы. Но потребовать соблюдать равенство можно. Что закон и делает. То есть закон допускает, что СМИ, причастное к органам местного самоуправления, может и вовсе не публиковать предвыборных агитационных материалов, но уж коли решило публиковать, то должно обеспечивать равенство всем.

Как уже говорилось, все расходы кандидатов/объединений должны производиться из избирательного фонда. Но газет много, и как это проследить? Для облегчения этой задачи закон требует, чтобы во всех предвыборных публикациях указывалось, является ли данная публикация бесплатной либо из какого именно избирательного фонда оплачена данная публикация.

И вот здесь опять появляется поле деятельности для тех, кого мы в этой брошюре называем активистами, то есть для людей, которые считают, что стоящие у власти на деле должны быть слугами народа, а народ - их нанимателем. Проблема, которую можно решать в основном за счет сотрудничества с активистами, состоит в контроле за СМИ, преимущественно местными газетами, но частично также и за местными радио и телевидением, особенно за телевидением кабельным. В первую очередь важно проследить за тем, во всех ли газетных публикациях, имеющих характер предвыборной агитации, указаны требуемые законом сведения о том, из какого именно избирательного фонда оплачена данная публикация. Если Вы обнаружите явно предвыборную публикацию, не сопровождаемую подобной информацией, желательно как можно быстрее поставить в известность либо организации, занимающиеся контролем за чистотой выборов, либо соперников того, в чью пользу, по Вашему мнению, осуществлена данная публикация. Можно, конечно, поставить в известность и избирательную комиссию, желательно окружную, но в данной ситуации достаточно велика вероятность, что этим сигналом особо заниматься не станут - ведь это по Вашему мнению, по Вашей оценке публикация носит характер предвыборной агитации. Впрочем, если Вы сможете напрямую проинформировать члена избиркома от того кандидата, объединения/блока, которому может быть невыгодна данная (противозаконная, по Вашему мнению) публикация, то это может оказаться вполне достаточным.

Потребность в такого рода помощи возникает в силу того, что кандидатам, избирательным объединениям/блокам, их предвыборным штабам очень трудно следить за всей массой публикаций в местных газетах, местных радиостанциях, кабельном TV и т.п.

Иные формы агитации

Но предвыборная агитация, как мы уже все знаем, не ограничивается агитацией через СМИ. Значительную роль в ней играют и такие формы агитации как расклеивание разного рода печатной продукции (плакатов, листовок), проведение массовых мероприятий (митингов, встреч с избирателями и т.п.), прямые беседы агитаторов (добровольцев или наемных) с избирателями. Здесь перечислены, разумеется, только легальные формы агитации. Существуют и нелегальные, основным из которых является подкуп избирателей.

Но и внешне легальные формы агитации могут использоваться противозаконным образом. Один из простейших случаев - использование листовок, оплаченных не из средств избирательного фонда, был описан в разделе о финансировании. Встречаются и более замысловатые способы. Такие, как, скажем, выпуск и распространение листовок, якобы агитирующих за кандидата, список кандидатов, но с таким содержанием (например с откровенно грубыми выпадами в адрес соперника), которое способно значительную долю избирателей отвратить от мысли голосовать за этого кандидата, список. Кстати, таким способом могут убиваться сразу два зайца - ведь в расходах этого самого кандидата расходы на печатание данных листовок, естественно, не значатся, и поэтому можно ставить вопрос о грубом нарушении избирательного закона. О таких способах как наклеивание (причем прочным клеем) на лобовые стекла автомобилей листовок, плакатов, агитирующих за какого-либо кандидата, уже упоминалось. Равно как и о агитационных (якобы) телефонных звонках в 2-3 часа ночи. Все это примеры тех самых «грязных избирательных технологий», о которых так много ведется разговоров в последнее время.

В ходе создания нового избирательного закона были сделаны попытки пресечь хотя бы часть таких грязных приемов. Например, закон требует, чтобы на всякой печатной продукции (плакатах, листовках) было указано, кто именно заказывал эту продукцию, кто ее изготавливал и из средств какого именно избирательного фонда производилась оплата ее изготовления. За изготовление незаконных (например, не оплаченных из избирательного фонда) агитационных материалов ответственность несет не только заказчик, но и исполнитель. Так что, если Вы обнаружили у себя в почтовом ящике листовку, в которой нет этих данных, то крайне желательно, чтобы Вы сообщили об этом в избирательную комиссию, ну, и как всегда - соперникам того, за кого идет агитация в данной листовке. Листовку, естественно, надо сохранить - как вещественное доказательство. Если Вы обращаетесь непосредственно в избирательную комиссию, то, как уже говорилось, предпочтительно делать это официально, т.е. написав бумагу, в которой должны быть указаны Ваши данные (как Вас найти) и обстоятельства обнаружения этой самой листовки (дата, время, в почтовом ящике или вручена раздатчиком и т.п.). Поскольку у Вас есть вещественное доказательство (листовка), то наличие еще одного свидетеля не обязательно, хотя, если речь идет о раздаче «из рук в руки», - желательно. Дабы листовка не могла быть подменена (ведь и нарушитель скорее всего имеет в избиркоме своего члена), в заявлении, помимо указания о том, что к нему прилагается листовка, должно быть краткое описание этой листовки: размер, цвет, «Начинается со слов ..., кончается словами ...», краткое (совсем краткое) описание имеющегося на ней изображения(-ний). Собственно, по примерно таким же правилам оформляются документы при проведении официального следствия и экспертиз.

Если Вы сами являетесь членом избирательной комиссии, то следует обратить внимание на то, что всякие печатные материалы (плакаты, листовки) до начала их использования (распространения, расклейки) заинтересованное лицо (кандидат, избирательное объединение, их представители либо доверенные лица) должно представить и избирком. Кандидат - в территориальную либо окружную; избирательное объединение/блок - в ИК субъекта либо ЦИК. Поэтому, когда Вы видите листовки, плакаты (просто идя по улице, вынув их из ящика, получив от распространителя), постарайтесь их сразу сопоставить с поступившими в избирком образцами.

Еще один вопрос, связанный с предвыборными плакатами и листовками: где их можно развешивать или расклеивать. Закон предусматривает два вида мест, где такое размещение разрешается. Во-первых, органы местного самоуправления обязаны не менее чем за 30 дней до дня голосования выделить удобные для посещения избирателями места, причем закон говорит, что сделать это они должны по предложению окружной ИК. Разумеется, в таких местах всем участникам выделяется равная площадь для размещения этих своих материалов. Во-вторых, помимо этого, можно развешивать агитационные материалы и на иных зданиях, сооружениях, объектах, но только с согласия их собственника(-ов), владельцев. Так что, если на Ваш автомобиль наклеили листовку, то Вы можете предъявить претензии, которые повлекут нежелательные последствия для виновных. Впрочем, их еще надо установить, ибо очень даже может случиться, что это сделали как раз недоброжелатели того самого кандидата, объединения/блока, за которого вроде бы агитирует наклеенная листовка или плакат. Но независимо ни от чего законом запрещается размещение плакатов, листовок «на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, в помещениях для голосования или у входов в них».

Из числа иных способов агитации, прямо законом разрешенных, можно упомянуть агитацию посредством проведения массовых мероприятий. К таковым закон относит собрания, встречи с гражданами, публичные дебаты и дискуссии, митинги, демонстрации и шествия. В нем довольно подробно прописаны механизмы получения помещений или разрешений на это. Но при этом запрещается предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений. Встречи с избирателями-военнослужащими могут проводиться только за пределами расположения воинской части и с ведома окружной избирательной комиссии, каковая должна проследить за тем, чтобы обеспечивались равные условия для всех участников (кандидатов, объединений/блоков). В частности, все участники (либо их доверенные лица, представители) должны получить приглашения на такие встречи не позднее чем за три дня до их проведения. Трудно, конечно, представить себе активиста из числа военнослужащих-срочников (а именно им труднее всего покидать расположение воинской части), но получить сведения о проведении незаконных предвыборных акций на территории части все-таки можно.

Что запрещено в принципе

Есть и некоторые способы проведения предвыборной агитации, которые запрещены в принципе, независимо от формы их реализации.

Например, любые публикации, материалы, выступления (в том числе и на митингах, собраниях) не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны. Равно запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду. Наказанием опять-таки может стать отлучение участника от выборов - отмена регистрации. Но поскольку, как мы все знаем, темы эти очень болезненные, то вот тут-то уж наличие нескольких (лаже не двух) свидетелей совершенно необходимо. Если, конечно, речь не идет о случаях, когда можно предъявить вещественное доказательство - газету, листовку и т.п.. Более того, если, отправляясь на митинг, Вы предполагаете, что там могут прозвучать такого рода выступления, то крайне желательно иметь с собой магнитофон, желательно позволяющий вести запись незаметно для окружающих. Хоть сама по себе магнитофонная запись может оказаться и не признанной в качестве самостоятельного вещественного доказательства, но при наличии свидетелей, подтверждающих, что они именно это, записанное на пленке, и слышали на митинге, такого рода запись может оказаться очень полезной. Тем более, что снятие с регистрации на основании подобных призывов может быть осуществлено только через суд, да и сама тематика, как мы знаем и как уже говорилось, очень острая.

Во вновь принятых законах была учтена еще одна встретившаяся на практике уловка. А именно - во время предвыборной кампании, в которой в качестве одного из кандидатов выступает коммерсант, владелец некоей фирмы, предприятия, «вдруг» появляется реклама этой фирмы с указанием владельца. Причем по преимуществу как раз на территории того округа, где упомянутый кандидат баллотируется. А если избирательным округом является вся Россия (например для федерального списка кандидатов), то реклама подобного рода начинает осуществляться и на всей ее территории, как правило, через TV. Поэтому закон потребовал, чтобы на время предвыборной кампании реклама коммерческой деятельности кандидатов и причастных к ним лиц и организаций (доверенных лиц, предприятий, где они собственники, учредители и т.п.) расценивалась как предвыборная агитация со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, если на территории избирательного округа или рядом с ней (на платформах электрички или на территории завода, где работают многие из жителей округа и т.п.) вдруг активизировалась реклама какого-то предприятия, выпускаемого им продукта, причем реклама очевидным образом увязывается с баллотирующимся в данном округе кандидатом, то следует вспомнить изложенные ранее требования к предвыборным материалам. Напомним, что к таковым относятся помещение во всех печатных материалах (в том числе и в печатных СМИ) указаний об оплате из избирательного фонда, а во-вторых, оплата из этого фонда. И если последнее можно проверить только через окружную избирательную комиссию, то наличие подобных указаний и, самое главное, появление такой рекламы можно проследить только при участии значительного числа активистов.

Есть однако, одна форма заведомо противоправной предвыборной агитации, заслуживающая отдельного разговора.

Подкуп избирателей

«Люди негодуют на несправедливость равных себе более,
чем на насилия своих властелинов.»
Фукидид

Подкуп избирателей - одна из древнейших форм воздействия на них. Еще в древнем Риме трибуны и сенаторы, чтобы добиться расположения плебса устраивали для него (из своих собственных средств) раздачи хлеба, гладиаторские бои (откуда, собственно, клич «Хлеба и зрелищ!»). Но мы избираем себе слуг-начальников отнюдь не по критерию их личной щедрости, а в целях наиболее эффективного управления нашими общими делами. Тем более, что, в отличие от большинства римских сенаторов, в наше время эта самая щедрость проявляется обычно за счет наворованных в ходе предыдущего управительства средств. То есть у нас же и наворованных. Поэтому во всех демократических странах добиваться расположения избирателей на выборах за счет их, избирателей «материального поощрения» почитается решительно неприемлемым.

Уже на прошлых (1995 г.) законом были запрещены такие действия как бесплатная или по заниженным ценам раздача разного рода полезных в хозяйстве вещей или продуктов или оказание услуг. А в предыдущей (от 1997 г.) версии закона «Об основных гарантиях...» был введен и общий термин, обозначающий эти действия - подкуп избирателей.

При этом сделано было, правда, и само собой разумеющееся исключение: разрешена бесплатная раздача специально изготовленных для предвыборной кампании печатных материалов и значков. Разрешена также оплата со стороны кандидата, объединения/блока связанной с выборами работы граждан (в том числе и избирателей), а к числу таковых работ законом отнесены работы по сбору подписей, дежурству на избирательных участках, агитационная деятельность. Заметим, что бесплатная раздача маечек с предвыборной символикой и тому подобных предметов «двойного назначения» законом не позволяется. Равно как и бесплатная или по заведомо заниженной цене13 починка крыш, дверей в подъездах, кранов, починка ботинок, остекление балконов и т.п.. Запрещены и такие акции как продажа колбасы (съедобной) за 2 рубля 20 копеек (ибо это явно будет подпадать под продажу по заниженной цене).

Но раз эти, достаточно примитивные и откровенные способы подкупа оказались прямо запрещены законом, то в ход пошли более утонченные способы.

Один из них недавно использован в Петербурге. Опирается он на упомянутое выше разрешение оплачивать из средств кандидата, объединения/блока агитационную деятельность. Суть его в том, что с избирателями заключаются (даже и официально) договоры на проведение агитационной деятельности, причем сумма, подлежащая выплате, ставится в зависимость от результатов голосования. Достаточно очевидно, что большинство заключивших подобное соглашение избирателей не только будет агитировать других избирателей, но и сами проголосуют за обещавшего подобную оплату. Поэтому во вновь принятых законах заключение подобного рода договоров (с оплатой, зависящей от результатов голосования) с избирателями запрещено. Существенно при этом заметить, что оплачивать подобном образом работу иных лиц, как-то: граждан живущих вне соответствующего (одномандатного) избирательного округа, юридических лиц (фирм и прочее) вполне допустимо. Но вот уже оплата труда граждан по результатам голосования за федеральные списки попадает под запрет.

Кандидатам, объединениям/блокам и причастным к их деятельности лицам и организациям (доверенным и уполномоченным лицам, организациям, где кандидаты и иже с ними являются учредителями, владельцами или руководителями) во время избирательной кампании запрещена благотворительная деятельность в любом виде. Запрещена также и опосредованная благотворительность - когда кандидат или причастное к нему лицо дает избирателю записочку, в которой просит то или иное лицо или организацию оказать помощь (материальную или в виде услуги - тот же кран починить) избирателю. Запрещена также благотворительность в поддержку кандидатов, объединений/блоков либо от их имени.

Вряд ли стоит отдельно обозначать способы выявления подобного рода нарушений и противодействия им - они по существу совпадают с теми, что описывались выше, прежде всего там, где речь шла о незаконных вариантах оплаты, прежде всего - «черным налом» в ходе предвыборной кампании. Применительно к активистам они сводятся к надлежаще оформленным (в письменном виде) свидетельским показаниям, а особенно эффективно сочетание свидетельских показаний с вещественными доказательствами. Следует заметить, что закон отнюдь не рассматривает добро, полученное избирателем в качестве подкупа, как вариант неосновательного обогащения и, стало быть, не требует его изъятия. То есть, если некая пенсионерка получила от кандидата пачку чая и пакет гречки, то у нее нет оснований опасаться, что если она об этом скажет, то у нее все это отберут. Вообще есть хороший подход к подкупу избирателей (и только к такому!): поскольку честный человек подкупать избирателей не будет, то можно спокойно считать, что все идущее на подкуп украдено у тех же избирателей, поэтому не зазорно взять то, что дают, но проголосовать так, как сам считаешь нужным. Но гражданская позиция требует пресечь подкуп или хотя бы довести информацию о нем до всеобщего сведения (а подкупают, естественно, в первую очередь самых малоимущих), чтобы все избиратели знали, насколько располагающий ресурсами кандидат уважительно относится к закону и к избирателю.


10 И , соответственно, получать за это хоть и не особо большие, но деньги.

11 Вот эту норму закона следует попытаться максимально «обкатать» в ситуациях досрочного голосования, некоторые формы которого пока оставлены в законе. Тем более, что недавняя практика продемонстрировала большое желание использовать разные «хитрости» именно во время досрочного голосования.

12 Частично условный, ибо, насколько известно автору, человек с достаточно схожей биографией реально существовал. Другой вопрос, что в выборах он вроде бы никогда не участвовал.

13 Естественно - только в период предвыборной кампании. В иное время - ради Бога. Правда, почему-то в другое время желающих нет.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта