Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Нужно сначала быть плохим гражданином, чтобы сделаться затем хорошим рабом. Шарль Луи де Секонда Монтескье, барон де ла Бред (1689-1755), французский писатель, правовед и философ


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


29.11.2021, понедельник. Московское время 04:16


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

III. Номинационные съезды

Номинационные съезды выполняют три важнейшие функции: утверждение кандидатов на должность президента и вице-президента Соединенных Штатов; выработка и принятие партийных политических платформ; а также принятие руководящих партийных документов, определяющих порядок выдвижения кандидатов при проведении очередного избирательного цикла.

Эволюция и традиции партийных съездов

Первый номинационный съезд был проведен демократами 21 и 23 мая 1832 г. в Балтиморе, штат Мэриленд. Утверждение кандидата на должность президента на партийном съезде пришло на смену устаревшим схемам, согласно которым кандидаты на должность президента выбирались фракциями Конгресса Соединенных Штатов или законодательными органами штатов. Данная практика продолжалась до 1828 г.

Ретроспективный обзор

Кокусная система. В 1800 г. Томас Джефферсон был утвержден в качестве кандидата на должность президента Соединенных Штатов при проведении конференции (кокуса), в работе которой приняли участие демократически-республиканские члены Конгресса США. Федералисты избрали аналогичный механизм для переизбрания действующего президента Джона Адамса на новый срок. После избрания Джефферсона президентом Соединенных Штатов демократы-республиканцы продолжили практику использования кокусов для утверждения кандидата на должность президента Соединенных Штатов до 1820 г. Случилось так, что в 1820 г. действующий президент Джеймс Монро был переизбран на новый срок на основе консенсуса. Теряющие влияние федералисты, которые по-прежнему полагались на выдвижение кандидатов на должность президента на основе проведения собраний партийных лидеров, проиграли свою последнюю президентскую гонку в 1816 г.

Появление института национальных партийных съездов. Президентские выборы 1824 г. положили конец «эре благополучия» (во время которой доминировали демократы-республиканцы) и использованию кокусов в рамках Конгресса для утверждения кандидатов на должность президента Соединенных Штатов. Хотя демократически-республиканский кокус и утвердил Вильяма Крофорда из штата Джорджия в качестве кандидата на должность президента Соединенных Штатов, самостоятельные фракции внутри партии, выдвинули и другие кандидатуры (Джон Куинси Адамс, Генри Клей и Эндрю Джексон). После жесткой конкуренции и длительного электорального тупика в рамках коллегии выборщиков президентом в конце концов был избран Адамс. Судьбу выборов решили члены Палаты представителей Конгресса Соединенных Штатов.

Затем последовал короткий переходный период, в ходе которого для избрания кандидатов на должность президента использовались кокусы и конференции законодателей штатов, а также другие схемы. В 1832 г. три политические партии, участвовавшие в избирательном процессе (Антимасонская партия, Демократическая партия и Национально-республиканская партия), впервые использовали институт национальных партийных съездов для избрания кандидатов на должность президента Соединенных Штатов. Решение использовать номинационные съезды отражало растущие потребности демократизации политического процесса, что вообще было характерно для «эры Джексона».

«Королевские кокусы» были осуждены как по сути недемократичные и не отражавшие народной поддержки кандидатов в президенты. Национальные съезды стали проходить с участием делегатов, избранных партийными избирателями, активистами и должностными лицами каждого штата. Национальный партийный съезд, по существу, явился логическим завершением пирамиды партийных собраний и конференций, проводимых для избрания должностных лиц на уровне графств и штатов.

Антимасонская партия была первой политической партией в Соединенных Штатах, которая провела свой национальный съезд в сентябре 1831 г. в Балтиморе, штат Мэриленд (с целью избрания Вильяма Вирта в качестве кандидата на должность президента). Демократы и национальные республиканцы провели свои первые национальные съезды в следующем году. В 1840 г. демократы и виги утвердили институт национальных съездов в качестве основного механизма выдвижения кандидатов на должность президента. С тех пор все основные политические партии Соединенных Штатов регулярно проводят свои национальные съезды.

Классические особенности национальных съездов

Более столетия национальные партийные съезды представляли собой неуправляемые шумные сборища. Нередко в избирательный бюллетень вносилось несколько кандидатур, ни одна из которых не проходила при первом голосовании.

В 1860 г. демократы в течение десяти дней не могли определиться с кандидатом на должность президента. Вопрос был решен лишь через шесть недель, после второго раунда национального партийного съезда. Были случаи, когда кандидат на должность президента определялся в результате многократных голосований и сложнейших политических компромиссов. Разумеется, характерные особенности национальных партийных съездов коренятся в основополагающих партийных документах и процедурах.

Правило двух третей и неожиданные кандидаты («темные лошадки»). Согласно положению Демократической партии, принятому на съезде 1832 г. и действовавшему вплоть до 1936 г., избранным в качестве кандидата на должность президента Соединенных Штатов считался кандидат, набравший не менее двух третей голосов делегатов съезда. Рекордное количество голосов, которое нужно было набрать для того, чтобы быть утвержденным в качестве кандидата на должность президента, принадлежит демократам. В 1824 г. Джону В. Девису потребовалось 103 голоса делегатов для того, чтобы быть утвержденным в качестве кандидата.8

Из опасения тупиковых ситуаций на партийных съездах нередко прибегали к использованию кандидатов-«темных лошадок». Такие малоизвестные кандидаты время от времени использовались в качестве компромиссных фигур. В качестве примера первой «темной лошадки», утвержденной в качестве кандидата на должность президента, нередко ссылаются на Джеймса К.Полка от штата Теннеси, который был уполномочен представлять интересы Демократической партии съездом 1844 г. В 1936 г. демократы внесли изменения в свои уставные документы, согласно которым для утверждения в качестве официального кандидата на должность президента требовалось простое большинство голосов делегатов партийного съезда. Таким образом, был положен конец бесконечным баллотировкам, которые нередко приводили к утверждению «темных лошадок» в качестве официальных кандидатов на должность президента.

Накуренная комната. Тупиковые ситуации не были исключением и для республиканцев, несмотря на то, что они утверждали официального кандидата на должность президента простым большинством голосов депутатов партийного съезда. На съезде 1920 г. сенатор от штата Огайо Воррен Хардинг был утвержден в качестве компромиссной кандидатуры после десятой баллотировки. Согласно легенде, вопрос о кандидатура Хардинга был окончательно решен на тайном ночном заседании партийных лидеров в одном из вашингтонских отелей. Все это породило различного рода домыслы и слухи, осевшие в сознании избирателей как тактика избрания кандидата в «накуренной комнате». За этой метафоричной фразой скрывается избрание кандидата от политической партии лишь незначительной группой партийных лидеров, тайно согласующих свой выбор.

Фавориты. В недалеком прошлом кандидатом на должность президента нередко утверждались так называемые «фавориты». Такой подход в настоящее время почти не практикуется национальными партийными съездами. К фаворитам, как правило, относили политических деятелей (губернаторов, сенаторов США или членов Палаты представителей США), которые, как правило, вели предвыборную борьбу в пределах своих штатов с целью сохранения влияния на делегатов, направляемых от данного штата для участия в работе национального партийного съезда. Такого рода фавориты, как правило, использовали свои делегатов для того, чтобы воздействовать на формирование партийной платформы, обеспечить утверждение желаемого кандидата на должность президента, получить какие-либо политические льготы и выгоды в будущем или улучшить свои перспективы в качестве кандидата, утвержденного на должность вице-президента Соединенных Штатов.

В 1972 г. Демократическая партия внесла изменения в свои уставные документы, согласно которым кандидаты теперь должны были иметь поддержку, как минимум, 50 делегатов съезда, из которых не более 20 могут быть представителями одного штата. Это правило, имеющее целью заставить кандидатов заручиться более широкой в географическом плане поддержкой делегатов, позволило значительно сократить количество имен, выдвигавшихся в качестве кандидатов на должность президента на последующих национальных партийных съездах. В свою очередь, руководящие документы Республиканской партии требуют, чтобы кандидаты на должность президента продемонстрировали поддержку делегатов, как минимум, от пяти штатов для того, чтобы быть внесенными в бюллетень для голосования на национальном партийном съезде.

Сокращение количества фаворитов при баллотировке на национальных партийных съездах также объясняется изменившимся характером предсъездовского номинационного процесса: в ходе первичных выборов и кокусов стало избираться все меньше делегатов, не связанных обязательствами. Более того, по мере того, как региональные и местные партийные лидеры начали терять контроль над номинационным процессом, они постепенно утратили свое влияние на делегатов, которые все более стали поддерживать ведущих кандидатов на должность президента.

Современные национальные партийные съезды

Утверждение партийного выбора

В течение большей части первой половины XX столетия национальные партийные съезды представляли кульминационные моменты жесткой борьбы за утверждение кандидатов на должность президента. Нередко съезд начинал свою работу, не имея ни явного фаворита, ни кандидата, пользующегося достаточной поддержкой для того, чтобы быть утвержденным в качестве официального кандидата от партии.

С тех пор многое изменилось, и сейчас выбор официального кандидата зачастую решается задолго до проведения общенационального партийного съезда. При всех спорных ситуациях и жестких противостояниях достойных конкурентов имя официального кандидата на должность президента от политической партии становится известным еще до съезда. Анализ предпочтений делегатов, избранных на партийный съезд, позволяет сделать вывод о том, кто будет утвержден в качестве официального кандидата. Сегодня можно смело констатировать, что национальный партийный съезд созывается для того, чтобы ратифицировать выбор, сделанный в ходе первичных выборов, кокусов и конференций на уровне штатов.

В значительной степени эти перемены явились результатом изменившегося порядка избрания делегатов для участия в работе партийного съезда. В прошлом, делегаты на съезд избирались партийными лидерами или должностными лицами. После II мировой войны и особенно после 1970-х гг. первичные выборы и партийные конференции стали все более открытыми для участия рядовых избирателей и партийных активистов. Все это позволило в значительной степени устранить национальных и региональных партийных функционеров и должностных лиц от контроля за номинационным процессом. Известно, что в ходе первичных выборов избиратели, как правило, уже сделали свой выбор и голосуют за тех или иных кандидатов на должность президента и делегатов для участия в работе национального партийного съезда.

Более того, несмотря на большое количество кандидатов, принимающих участие в президентской гонке (особенно когда действующий президент не принимает участия в предвыборной борьбе), возросшая продолжительность сезона праймериз и кокусов позволяет отсеивать наиболее слабых кандидатов, сокращая, тем самым, список основных претендентов до одного-двух кандидатов. Почти на каждом партийном съезде после 1956 г. лишь один кандидат пользовался подавляющей поддержкой делегатов.

Влияние телевидения

Начиная с 1952 г., когда телевизионное вещание охватило всю страну, национальные партийные съезды превратились из чисто партийных мероприятий в массовые события типа «шоу», привлекающие широкое внимание общественности. Телевизионное освещение партийных съездов потребовало полного переосмысления и реорганизации графика работ и событий. Заседания съезда, которые когда-то проводились только в течение светлого времени суток, стали планироваться на вечерние часы для того, чтобы в максимальной степени привлечь телевизионную аудиторию. На смену когда-то неспешному ходу событий пришел жесткий график энергичных действий. Продолжительные доклады и выступления были либо резко сокращены или вообще сняты с повестки дня.

Акцент был сделан на создание сценических платформ, удобных более для телезрителей чем для участников партийных съездов. Обе политические партии стали все более широко привлекать профессионально сделанные фильмы, рассказывающие как о кандидатах, так и о политических партиях. Показ видеоматериалов вообще стал неотъемлемой частью мероприятий в рамках партийного съезда. Они позволяют не только развлекать делегатов съезда, но и активно внедрять в сознание телезрителей образ кандидата на должность президента и его основные политические лозунги.

В 1992 г. три ведущие национальные коммерческие телевизионные сети объявили о постепенном сокращении освещения работы национальных партийных съездов. Это было связано с возросшими издержками и уменьшившимся интересом со стороны телезрителей. Наиболее полное, даже непрерывное, освещение событий национальных партийных съездов в настоящее время обеспечивается такими телевизионными сетями, как PBS (система общественного вещания), CNN (кабельная сеть новостей) и C-SPAN (кабельная сеть прямого вещания).

Планирование партийных съездов

Объявление о созыве партийного съезда

Официальные объявления о созыве национальных партийных съездов, как правило, исходят от национальных комитетов двух основных политических партий. Эти объявления, которые публикуются примерно за 18 месяцев до съезда, содержат информацию о дате и месте проведения съезда, распределении делегатских мест и правилах разрешения спорных ситуаций, связанных с удостоверением личности делегата. В последнее время демократы приняли правила, согласно которым объявление о созыве национального партийного съезда также содержит информацию о порядке избрания делегатов, деятельности различных рабочих комиссий съезда, а также основных мероприятиях общего характера.

Время и место проведения национальных партийных съездов

В течение всего XX в. национальные партийные съезды, как правило, проводились летом непосредственно перед началом общей избирательной кампании по выборам президента. Начиная с 1952 г., все партийные съезды проводились в июле или августе. Согласно традиции, уходящей своими корнями в далекий 1932 г., партия, не находящаяся у власти, первой проводит свой национальный съезд. Партия, находящаяся у власти, проводит свой съезд одним месяцем позже. В 2000 г. республиканский национальный съезд проводится с 31 июля по 3 августа в Филадельфии. Демократы проводят свой съезд с 14 по 17 августа в Лос-Анджелесе.

В XIX в. трудности транспортного характера приводили к тому, что в качестве мест проведения национальных партийных съездов, как правило, выбирались центральные города Америки. На первых порах в качестве места проведения национальных партийных съездов нередко избирался г. Балтимор, находившийся в центральной части атлантического побережья США. По мере освоения Запада в качестве места проведения национальных партийных съездов все чаще стал назначаться Чикаго и другие города Среднего Запада Америки. По мере освоения всей территории Соединенных Штатов и с появлением воздушного транспорта для проведения партийных съездов стали выбираться и другие города Америки. Наибольшее количество национальных партийных съездов собиралось в Чикаго (11 демократических и 14 республиканских).

Таблица 2. Хронология демократических и республиканских национальных партийных съездов за период с 1832 по 2000 г.

Год

Партия

Место

Дата

1832

Демократическая

Балтимор

21-23 мая

1835

Демократическая

Балтимор

20-23 мая

1840

Демократическая

Балтимор

5-6 мая

1844

Демократическая

Балтимор

27-29 мая

1848

Демократическая

Балтимор

22-25 мая

1852

Демократическая

Балтимор

1-5 июня

1856

Демократическая
Республиканская

Цинциннати
Филадельфия

2-6 июня
17-19 июня

1860

Демократическая
Республиканская

Чарлстон
Балтимор
Чикаго

23 апреля - 3 мая
18-23 июня
16-18 мая

1864

Демократическая
Республиканская

Чикаго
Балтимор

29-31 августа
7-8 июня

1868

Демократическая
Республиканская

Нью-Йорк
Чикаго

4-9 июля
20-21 мая

1872

Демократическая
Республиканская

Балтимор
Филадельфия

9-10 июля
5-6 июня

1876

Демократическая
Республиканская

Сент-Луис
Цинциннати

27-29 июня
14-16 июня

1880

Демократическая
Республиканская

Цинциннати
Чикаго

22-24 июня
2-8 июня

1884

Демократическая
Республиканская

Чикаго
Чикаго

8-11 июня
3-6 июня

1888

Демократическая
Республиканская

Сент-Луис
Чикаго

5-7 июня
19-25 июня

1892

Демократическая
Республиканская

Чикаго
Миннеаполис

21-23 июня
7-10 июня

1896

Демократическая
Республиканская

Чикаго
Сент-Луис

7-10 июля
16-18 июня

1900

Демократическая
Республиканская

Канзас-Сити
Филадельфия

4-6 июля
19-21 июня

1904

Демократическая
Республиканская

Сент-Луис
Чикаго

6-9 июля
21-23 июня

1908

Демократическая
Республиканская

Денвер
Чикаго

7-10 июля
16-19 июня

1912

Демократическая
Республиканская

Балтимор
Чикаго

25 июня - 2 июля
18-22 июня

1916

Демократическая
Республиканская

Сент-Луис
Чикаго

14-16 июня
7-10 июня

1920

Демократическая
Республиканская

Сан-Франциско
Чикаго

28 июня - 6 июля
8-12 июня

1924

Демократическая
Республиканская

Нью-Йорк
Кливленд

24 июня - 9 июля
10-1 июня

1928

Демократическая
Республиканская

Хьюстон
Канзас-Сити

26-29 июня
12-15 июня

1932

Демократическая
Республиканская

Чикаго
Чикаго

27 июня - 2 июля
14-16 июня

1936

Демократическая
Республиканская

Филадельфия
Кливленд

23-27 июня
9-12 июня

1940

Демократическая
Республиканская

Чикаго
Филадельфия

15-18 июля
24-28 июля

1944

Демократическая
Республиканская

Чикаго
Чикаго

19-21 июля
26-28 июня

1948

Демократическая
Республиканская

Филадельфия
Филадельфия

12-14 июля
21-25 июня

1952

Демократическая
Республиканская

Чикаго
Чикаго

2-26 июля
7-11 июля

1956

Демократическая
Республиканская

Чикаго
Сан-Франциско

13-17 августа
20-23 августа

1960

Демократическая
Республиканская

Лос-Анджелес
Чикаго

11-15 июля
25-28 июля

1964

Демократическая
Республиканская

Атлантик-Сити
Сан-Франциско

24-27 августа
13-17 июля

1968

Демократическая
Республиканская

Чикаго
Майами-Бич

26-29 августа
5-8 августа

1972

Демократическая
Республиканская

Майами-Бич
Майами-Бич

10-13 июля
21-23 августа

1976

Демократическая
Республиканская

Нью-Йорк
Канзас-Сити

12-15 июля
16-19 августа

1980

Демократическая
Республиканская

Нью-Йорк
Детройт

11-14 августа
14-17 июля

1984

Демократическая
Республиканская

Сан-Франциско
Даллас

16-19 июля
20-23 августа

1988

Демократическая
Республиканская

Атланта
Нью-Орлеан

18-21 июля
14-18 августа

1992

Демократическая
Республиканская

Нью-Йорк
Хьюстон

13-16 июля
17-20 августа

1996

Демократическая
Республиканская

Чикаго
Сан-Диего

26-29 августа
12-16 августа

2000

Демократическая
Республиканская

Лос-Анджелес
Филадельфия

14-17 августа
31 июля - 3 августа

Источник: National Party Convention, 1831-1988. (Washington, Congressional Quarterly, Inc., 1991.), 283 стр.; данные за 1992, 1996 и 2000 гг. даны по открытым источникам.

Выбор места для проведения партийного съезда. Выбор места для проведения национального партийного съезда представляет собой длительный процесс, в рамках которого специально назначенная комиссия рассматривает возможные места проведения съезда, вопросы обеспечения безопасности, а также участия местных властей в обеспечении мероприятий съезда. При выборе места проведения съезда важную роль играет соответствующее мнение действующего президента. Руководствуясь экономическими соображениями, местные власти и власти штатов активно стремятся привлечь к себе внимание политических партий. Присутствие огромного количества делегатов, партийных функционеров и представителей средств массовой информации всегда способствует привлечению усиленного внимания общества к месту проведения общенационального партийного съезда.

Делегаты

Делегаты национального партийного съезда избираются различными способами, многие из которых описаны в главе II. Количество делегатов съезда, определяемое национальным комитетом политической партии, постепенно увеличивалось. В 2000 г. на съезде Демократической партии будет присутствовать 4 337 основных делегатов и 610 альтернативных делегатов. На съезде Республиканской партии будет присутствовать 2 066 делегатов и такое же количество альтернативных делегатов. В приведенной ниже таблице дана динамика роста количества делегатов, начиная с 1952 г.

Таблица 3. Динамика роста количества делегатов национальных партийных съездов за период с 1952 по 2000 гг.

Год

Демократы

Республиканцы

1952
1956
1960
1964
1968
1972
1976
1980
1984
1988
1992
1996
2000

1 230
1 372
1 521
2 295
2 522
3 016
3 008
3 331
3 933
4 161
4 287
4 329
4 337

1 206
1 323
1 331
1 308
1 333
1 333
2 259
1 994
2 235
2 277
2 207
1 984
2 066

Источник: James W.Davis, National Conventions in an Age of Party Reform (Westport, CN: Greenwood Press, 1983). стр. 43 (1952-1980); данные по национальным партийным съездам демократов и республиканцев в 1984, 1988, 1992, 1996 и 2000 гг. даны по официальным источникам.

Организация партийных съездов

Демократическая и Республиканская партии пользуются едиными принципами организации и проведения своих съездов.

Постоянное председательство

Хотя съезды обеих партий открываются временно избираемым председательствующим, одним из первых вопросов съезда является избрание постоянного председателя съезда. Постоянный председатель съезда, который руководит всеми остальными мероприятиями в рамках съезда, избирается из числа высокопоставленных партийных руководителей. Как правило, выбор падает на лидера партийной фракции в Палате представителей США. (Начиная с 1972 г., демократы придерживаются правила, согласно которому должность председательствующего на съезде занимают мужчины и женщины на ротационной основе с цикличностью четыре года.) В 1996 г. спикер Палаты представителей Ньют Гингрич (Джорджия) председательствовал на республиканском национальном съезде, в то время как лидер сенатского меньшинства Том Дешл (Южная Дакота) и лидер меньшинства в Палате представителей Ричард Гепхардт (Миссури) были сопредседателями на демократическом национальном съезде.

Комиссии съезда

Комиссии национальных партийных съездов готовят отчеты по мандатным вопросам, правилам и процедурам, а также партийным платформам. Пленарное заседание съезда утверждает или изменяет соответствующие рекомендации, представленные различными комиссиями съезда.

Постоянная организационная комиссия. Постоянная организационная комиссия, работающая между съездами, осуществляет подбор и подготовку сотрудников для обеспечения работы съезда. В рамках реформ 1972 г. демократы ликвидировали постоянную организационную комиссию, передав ее функции комиссии по правилам.

Мандатная комиссия. Мандатные комиссии обеих политических партий рассматривают вопросы аккредитации делегатов съезда. В ходе напряженного номинационного процесса члены мандатной комиссии иногда вынуждены рассматривать конфликтные ситуации с целью разрешения споров между делегатами. Комиссия по правилам или юридическая комиссия Национального комитета Демократической партии контролирует процесс избрания делегатов с целью обеспечения соблюдения уставных положений партии.

Комиссия по правилам. Комиссия по правилам разрабатывает процедуры, в соответствии с которыми национальные партийные съезды осуществляют свою деятельность.

Комиссия по выработке платформы. Первая партийная политическая платформа была принята демократами на национальном съезде 1840 г. Задача написания политической платформы возложена на комиссию по платформе, которая разрабатывает соответствующий документ, подлежащий утверждению пленарным заседанием съезда. Как правило, комиссии по политической платформе Республиканской и Демократической партий проводят слушания в различных городах страны перед партийными съездами с тем, чтобы уловить настроения общества и выслушать соответствующие рекомендации.

Повседневная деятельность съезда

Национальные партийные съезды как демократов, так и республиканцев, как правило, продолжаются в течение четырех дней и следуют примерно одному и тому же графику. Рабочие заседания нередко перемежаются показами видеоматериалов о тех или иных крупных деятелях партии. Видные деятели партии, представляющие весь спектр политических мнений, выступают с короткими докладами в ходе работы съезда. Представители различных конфессий произносят краткие проповеди и совершают молебны в начале и в конце рабочих заседаний.

В ежедневных отчетах о работе съезда содержится информация обо всех проведенных мероприятиях. Рабочий график мероприятий нередко меняется или целиком пересматривается в связи с теми или иными обстоятельствами.

Первый день

Первый день национального партийного съезда, как правило, посвящен решению организационных и процедурных вопросов. На первом заседании, которое открывает председатель Национального комитета партии, объявляются имена делегатов и избирается временный председательствующий. Затем с приветственными словами выступает мэр принимающего города и губернатор штата. В течение первого заседания также утверждаются составы рабочих комиссий съезда. На съезде Демократической партии все руководящие органы съезда формируются на первом заседании. На съезде республиканцев в ходе первого заседания заслушивается отчет мандатной комиссии, рассматриваются процедурные вопросы и утверждается политическая платформа партии. Постоянный председательствующий съезда избирается лишь на второй или даже третий день работы съезда.

Партийный съезд демократов заслушивает основного докладчика в ходе первого дня своей работы. Республиканцы заслушивают своих основных докладчиков на втором заседании.

Основной доклад

В основном докладе определяется тема и направленность не только съезда, но и всей предвыборной кампании в целом. Основные доклады, как правило, поручаются высокопоставленным должностным лицам или руководителям партии, подбираемым с учетом их общенациональной известности, ораторских способностей и перспективности в глазах избирателей.

В содержательном плане основной доклад отражает политику данной партии. В докладе, как правило, превозносятся дела партии и достижения действующего президента, если он является представителем данной партии. Резкой критике подвергается конкурирующий кандидат с его политикой и прошлым. Наиболее ярким в этом отношении был доклад, сделанный на национальном съезде демократов в 1896 г. Вильямом Дженнингсом Брайаном от штата Небраска. Его резкое осуждение политики «золотого стандарта» («Вам не удастся распять людей на золотых крестах».) обеспечило ему абсолютную победу на съезде и утверждение в качестве кандидата на должность президента Соединенных Штатов. В нижеследующей таблице дан перечень основных докладчиков на национальных партийных съездах XX в.

Таблица 4. Основные докладчики на национальных партийных съездах с 1900 по 1996 гг.

Год

Партия

Докладчик

Штат

1900

Демократическая
Республиканская

Чарльз С. Томас
Е.О. Вулкотт

Колорадо
Колорадо

1904

Демократическая
Республиканская

Джон Шарп Уильямс
Элиху Рут

Миссисипи
Нью-Йорк

1908

Демократическая
Республиканская

Теодор А. Белл
Джулиус С. Бюрроуз

Калифорния
Мичиган

1912

Демократическая
Республиканская

Элтон Б. Паркер
Элиху Рут

Нью-Йорк
Нью-Йорк

1916

Демократическая
Республиканская

Мартин С. Глинн
Уоррен Дж. Хардинг

Нью-Йорк
Огайо

1920

Демократическая
Республиканская

Хомер С. Камингз
Генри Кебет Лодж

Кентукки
Массачусетс

1924

Демократическая
Республиканская

Пет Харрисон
Теодор Е. Бартон

Миссисипи
Огайо

1928

Демократическая
Республиканская

Клод Дж. Бауэрс
Симон Д. Фесс

Индиана
Огайо

1932

Демократическая
Республиканская

Элбен В. Беркли
Л.Дж. Дикинсон

Кентукки
Айова

1936

Демократическая
Республиканская

Элбен В. Беркли
Фредерик Стейвер

Кентукки
Орегон

1940

Демократическая
Республиканская

Уильям Б. Бенкхед
Гарольд Е. Стессен

Аляска
Миннесота

1944

Демократическая
Республиканская

Роберт С. Керр
Ерл Уоррен

Оклахома
Калифорния

1948

Демократическая
Республиканская

Элбен В. Беркли
Дуайт Х. Грин

Кентукки
Иллинойс

1952

Демократическая
Республиканская

Пол А. Девер
Дуглас Макартур

Массачусетс
Нью-Йорк

1956

Демократическая
Республиканская

Френк Дж. Клемент
Артур Б. Ленгли

Теннеси
Вашингтон

1960

Демократическая
Республиканская

Френк Черч
Уолтер Х. Джадд

Айдахо
Миннесота

1964

Демократическая
Республиканская

Джон О. Пастор
Марк О. Хатфилд

Род-Айленд
Орегон

1968

Демократическая
Республиканская

Дениел К. Иноуйе
Дениэл Дж. Эванс

Гавайи
Вашингтон

1972

Демократическая
Республиканская

Рибин Эскью
Эдвард В. Брук
Ричард Дж. Лагер
Энн Армстронг

Флорида
Массачусетс
Индиана
Техас

1976

Демократическая

Республиканская

Джон Гленн
Барбара Джордан
Ховард Х. Бейкер, мл.

Огайо
Техас
Теннеси

1980

Демократическая
Республиканская

Моррис К. Юделл
Гай Уондер Джегт

Аризона
Мичиган

1984

Демократическая
Республиканская

Марио М. Куомо
Кетрин Ортега

Нью-Йорк
Нью-Мексико

1988

Демократическая
Республиканская

Энн Ричардс
Томас Кин

Техас
Нью-Джерси

1992

Демократическая


Республиканская

Билл Бредли
Барбара Джордан
Зелл Миллер
Фил Гремм

Нью-Джерси
Техас
Джорджия
Техас

1996

Демократическая
Республиканская

Эванс Бейх
Сьюзен Молинари

Индиана
Нью-Йорк

Источники: Proceedings of the National Conventions of the Democratic and Republican Parties, 1900-1996.

Второй день

Аккредитация. Обсуждение и утверждение докладов, представляемых мандатной комиссией, комиссией по правилам и комиссией по политической платформе партии, нередко затягивается вплоть до второго дня работы съезда. В последние годы мандатные вопросы решаются формально, однако известны случаи из истории, когда отколовшиеся партийные фракции того или иного штата направляли своих делегатов на съезд и требовали утвердить их присутствие.

Так, например, в 1968 г. национальный съезд Демократической партии принял решение о лишении мандатов делегации от штата Миссисипи, сформированной по расовому принципу, и утверждении в качестве участников съезда единой делегации «Свободные демократы» от того же штата. В 1972 г. споры вокруг представительства демократов от штатов Иллинойс и Калифорния вылились в длительные и весьма нелицеприятные дебаты на съезде. Эта конфронтация явилась результатом противоречий, возникших между сторонниками и противниками кандидата Джорджа МакГоверна из различных толкований новых правил избрания делегатов на съезд. В обоих случаях сторонники МакГоверна одержали верх и обеспечили избрание сенатора от штата Южная Дакота в качестве официального кандидата на должность президента Соединенных Штатов. Более консервативно настроенные делегаты в данном случае потерпели поражение.

Правила и процедуры. Рассмотрение и утверждение доклада комиссии по правилам и процедурам является еще одним важным делом, которое съезд решает в течение второго дня своей работы. Выступления в порядке обсуждения доклада данной комиссии, как правило, носят довольно жаркий характер, поскольку делегаты всячески стремятся обеспечить успех своего кандидата за счет внесения соответствующих процедурных поправок.

На республиканском съезде 1976 г. сторонники Рональда Рейгана безуспешно пытались внести поправку, согласно которой кандидат на должность президента должен был бы назвать своего напарника, баллотирующегося на пост вице-президента, перед первым голосованием. Невыполнение предлагаемой нормы освобождало бы многих делегатов от необходимости голосовать за своего кандидата в первом раунде. Сторонники Рейгана рассчитывали, что принятие этого правило вынудило бы конкурирующего кандидата Джеральда Форда назвать своего напарника, который наверняка оказался бы неприемлемым для некоторых из делегатов, ранее уже заявивших о поддержке Джеральда Форда. Это обстоятельство, безусловно, увеличило бы шансы Рейгана на победу на съезде.

Политическая платформа. Рассмотрение и утверждение политической программы партии (политической платформы) является еще одной задачей, решаемой в течение второго дня работы съезда. В том случае, когда в проект, предлагаемый комиссией по политической платформе, вносятся дополнения и изменения, утверждение политической программы партии переносится на третий день работы съезда.

Политическая платформа партии, представляющая собой официальный документ о политических принципах и намерениях, заранее разрабатывается комиссией по политической платформе. Нередко после обсуждения на съезде данный документ уточняется и изменяется. Изменения и дополнения в проект политической программы партии вносятся на основе предложений, высказываемых делегатами съезда. Предложения, выражающие мнение меньшинства, должны получить необходимую поддержку делегатов съезда для того, чтобы быть отраженными в тексте политической программы партии.

Процедура обсуждения политической платформы партии нередко выливалась в жаркие дебаты, в рамках которых сталкивались делегаты, объединившиеся вокруг противоборствующих кандидатов на должность президента. В 1984 г., например, кандидат Джесси Джексон стремился добиться того, чтобы в тексте политической платформы были записаны положения об отказе применять ядерное оружие первыми, об отмене второго раунда первичных выборов (считавшегося дискриминационным в отношении чернокожих кандидатов), а также о введении квот для обеспечения эффективной борьбы с расовой дискриминацией. Все эти предложения были восприняты оппонентами Джесси Джексона как левацкие. Партийный съезд, высказавшийся за кандидатуру Уолтера Мондейла, отклонил все три предложения, внесенные Джесси Джексоном. Однако пожелания конкурирующего кандидата были в той или иной мере отражены в окончательной редакции политической платформы партии.

Политические платформы имеют своей целью не только обеспечить лояльность партийных активистов, но и привлечь внимание со стороны независимых делегатов. В этих целях в тексте политических платформ, как правило, отсутствуют формулировки, которые могут быть восприняты как экстремистские по содержанию. Политические программы, содержащие радикальные идеи (как левого, так и правого толка) обычно уменьшали шансы кандидатов на победу.

Партийная программа, представляющая собой заявление о политических принципах и намерениях, не является обязывающим документом. Попав в Белый дом, президент вправе проигнорировать те обязательства, которые были даны на национальном партийном съезде. Например, в 1932 г. Франклин Делано Рузвельт был избран президентом Соединенных Штатов, поскольку его политическая платформа призывала к проведению жесткой экономической политики и обеспечению сбалансированного федерального бюджета. Однако, победив на выборах, президент и его команда приступили к реализации довольно затратной программы «Нового курса», имеющей целью стимулировать экономику и положить конец депрессии. Более того, политические платформы республиканцев 1980, 1984 и 1988 гг., призывавшие к сбалансированному федеральному бюджету, так и не были реализованы. В течение всего этого периода бюджетный дефицит продолжал нарастать.

Третий день

Третий день работы национального партийного съезда, как правило, посвящен вопросам избрания официального кандидата на пост президента. За последние годы этот вопрос решается в течение одного вечернего заседания в результате одного раунда голосования. Последним партийным съездом, потребовавшим несколько баллотировок для избрания официального кандидата на должность президента Соединенных Штатов, был национальный съезд Демократической партии 1952 г., когда Эдлай Стивенсон был, наконец, утвержден после третьего раунда голосования.

Номинационная речь. Для официального утверждения кандидата и его публичной поддержки на съезде привлекаются видные и перспективные лидеры партии. В классической номинационной речи, в которой подробно перечисляются и характеризуются все достоинства и достижения претендента, имя кандидата объявляется в самом конце. Этот прием, известный как «человек, который...», имеет целью оттянуть неизбежную демонстрацию поддержки, которая обязательно следует после упоминания имени кандидата. Современные номинационные речи во многом лишены такой хвалебной риторики.

Голосование. После завершения номинационных речей и обсуждения кандидатов секретарь съезда объявляет список делегатов съезда. Должность секретаря съезда, как правило, выполняет постоянный секретарь Национального комитета партии. Итоги голосования делегатов съезда по штатам объявляются руководителями соответствующих делегаций. Роль руководителя делегации штата, как правило, исполняет старшее партийное должностное лицо данного штата. Поскольку суммирование итогов голосования по штатам происходит на глазах у кандидатов, они внимательно следят за ходом подсчета голосов, определяющих их победу или поражение. По завершении подсчета голосов председательствующий, как правило, вносит предложение о поддержке победившего кандидата всем составом съезда. Это обычно делается для того, чтобы продемонстрировать единство рядов партии. В 1984 г. республиканцы отошли от традиции номинации действующего президента Рональда Рейгана и вице-президента Джорджа Буша на основе использования единого бюллетеня.

Четвертый день

Четвертый день, как правило, посвящен избранию кандидата на должность вице-президента и заслушиванию ответных речей утвержденных кандидатов на должность президента и вице-президента.

Утверждение кандидата на должность вице-президента. Согласно действующей практике, характерной для обеих политических партий, выборы кандидата на должность вице-президента является прерогативой кандидата на должность президента. Франклин Делано Рузвельт (в частности, в 1940 и 1944 гг.) был первым американским президентом, сумевшим отстоять своих кандидатов на должность вице-президента. В 1948 г. эта традиция была продолжена кандидатом от Республиканской партии Томасом Дьюи, который самостоятельно выбрал Эрла Уоррена в качестве кандидата на должность вице-президента. Обычно эти кандидаты подбирались из числа пользующихся широкой поддержкой политических деятелей, проигравших в качестве кандидата на пост президента или способных обеспечить так называемый географический баланс верховной власти.

Идея обеспечения баланса президентской власти остается важнейшим фактором современного номинационного процесса. Такие аспекты, как географическое происхождение, возраст и убеждения кандидата на должность вице-президента (например, якобы кандидат на должность президента из числа либералов может быть уравновешен кандидатом на должность вице-президента из числа консерваторов и наоборот), серьезным образом рассматриваются в ходе номинационного процесса. Выбор кандидата на должность президента редко оспаривается, хотя бывают и исключения. В 1956 г. на съезде Демократической партии кандидат на должность президента Эдлай Стивенсон открыто обратился к депутатам съезда с просьбой выдвинуть устраивающую его кандидатуру на должность вице-президента. Последовали бурные дебаты, в ходе которых был выдвинут и оказался утвержденным сенатор от штата Теннеси Эстес Кефовер, который при третьей баллотировке победил таких соперников, как сенатора Альберта Гора старшего (от штата Теннеси), сенатора Джона Ф. Кеннеди (от штата Массачусетс), сенатора Хьюберта Хамфри (от штата Миннесота) и мэра Нью-Йорка Роберта Ф. Вагнера.

Переизбирающиеся президенты обычно выбирают своих вице-президентов в качестве напарников на очередной срок. Это делается в интересах обеспечения единства партии и последовательности ее политики. Были случаи, когда действующего вице-президента пытались лишить места в президентской команде на новый срок. Например, в 1956 г. некоторые лидеры Республиканской партии безуспешно пытались заставить действующего президента Эйзенхауэра заменить вице-президента Никсона при избрании Эйзенхауэра на новый президентский срок. В 1976 г. вице-президент Нельсон Рокфеллер объявил о том, что он не будет добиваться переизбрания на новый срок, что было воспринято как попытка сохранить единство партийных рядов за счет избрания на должность вице-президента более консервативного деятеля, способного укрепить политические позиции президента Форда.

Процедура номинации кандидатов на должность вице-президента ничем не отличается от аналогичной процедуры номинации кандидатов на должность президента. Кандидатуры обычно выдвигаются видными партийными деятелями и затем выносятся на всеобщее партийное обсуждение. Голосование проходит по штатам, как и в случае избрания кандидата на должность президента. Нередко кандидат на должность вице-президента утверждается открытым общим голосованием.

Ответные речи утвержденных кандидатов. После своего избрания кандидат на должность вице-президента выступает с ответной речью. Затем наступает кульминационный момент съезда - ответная речь кандидата на должность президента Соединенных Штатов.

Франклин Делано Рузвельт, утвержденный кандидатом на должность президента от Демократической партии, был первым кандидатом, лично присутствовавшим на партийном съезде и выступавшим с ответной речью. До этого времени члены Национального комитета партии обычно наносили визит выигравшему кандидату с целью проинформировать его о победе на номинационном съезде. Первым республиканцем, утвержденным в качестве кандидата на должность президента Соединенных Штатов в 1944 г. и выступившим с ответной речью на съезде, был Томас Дьюи.

По своей значимости завершающая партийный съезд ответная речь кандидата ничем не отличается от главного доклада, произносимого на партийном съезде. Она дает возможность высветить основные темы и задать тон предстоящей предвыборной борьбе. Переизбирающиеся действующие президенты используют возможность ответной речи на партийном съезде для того, чтобы выгодно доложить о проделанной работе и призвать избирателей голосовать за свою кандидатуру на новых выборах.

Закрытие съезда. Сразу после ответной речи кандидата на должность президента победители собираются на подиуме вместе со своими женами, соперниками и руководителями партии для группового фотоснимка. На этом съезд закрывает свою работу.


8 Республиканский рекорд в этом отношении принадлежит национальному партийному съезду 1880 г., когда Джеймсу Гарфилду потребовалось 36 голосов депутатов для того, чтобы быть утвержденным в качестве кандидата на должность президента Соединенных Штатов.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2021  Карта сайта