Демократия.Ру




В государстве следует четко различать арифметическое большинство и большинство политическое. Антуан де Ривароль


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


26.04.2024, пятница. Московское время 22:19


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Опросы общественного мнения

Публикация результатов опросов общественного мнения является темой, которая никого не оставляет равнодушным. В странах развитой демократии существуют совершенно противоположные точки зрения по этому вопросу. Франция, например, продолжает запрещать публикации непосредственно перед выборами, тогда как в Соединенных Штатах Америки освещение опросов общественного мнения СМИ считается неотъемлемой частью свободы слова в ходе выборов. Проблема заключается в том, что результаты опросов общественного мнения, как и практически любой формы выражения мнений, не являются просто отражением точек зрения людей, но и могут формировать точку зрения других людей. Другими словами, то, как люди будут голосовать, может, в определенной степени, зависеть от того, что они узнали из результатов опросов общественного мнения... или, как им кажется, что они узнали.

По этой причине законы или правила, касающиеся освещения выборов СМИ, могут содержать попытку контроля над тем, каким образом опросы общественного мнения освещаются. В Черногории, например, некоммерческие СМИ не могут публиковать результаты опросов общественного мнения или какие-либо иные прогнозы в отношении результатов предстоящих выборов. В день выборов запрещается публиковать даже результаты предыдущих выборов.

Однако полный запрет на освещение результатов опросов общественных мнений, желаемых или нет, редко бывает целесообразным. Во Франции в течение длительного времени существовал запрет на освещение результатов опросов общественного мнения на выборах (хотя было время, когда такого запрета не было). На выборах в законодательный орган 1997 г. некоторые газеты нарушили это правило. В их числе были газеты Le Parisien и La Republique des Pyrennees. Газета Liberation обошла этот запрет, разместив результаты одного из опросов на сайте в Интернете, связанном с газетой Tribune de Geneve в Швейцарии. Этому примеру последовала газета France Soir, опубликовавшая материалы по опросу общественного мнения перед вторым туром голосования.

Эти случаи можно охарактеризовать как достаточно наглядные примеры того, как какой-то закон теряет свою эффективность, если его перестают уважать, несмотря на тот факт, что в течение многих лет он соблюдался. В Великобритании, где существует добровольная практика не освещать результаты опросов общественного мнения в день выборов, такое ограничение практически повсеместно выполняется.

В случае с опросами общественного мнения многое в большинстве случаев, по сравнению с освещением других событий, зависит от уровня профессионализма. Позиция Черногории по введению полного запрета на освещение некоммерческими СМИ результатов опросов общественного мнения может оказаться полезной в ситуации, когда искаженное представление результатов может значительно повлиять на исход самих выборов. Однако обычно вопрос освещения результатов опросов общественного мнения регулируется без особого нажима и отдается на откуп самим СМИ, которые разрабатывают свои собственные нормы и стандарты. Би-би-си, например, имеет свои собственные четкие внутренние инструкции, определяющие порядок освещения опросов общественного мнения, которые вот уже в течение многих лет применяются эффективно.

Российский опыт

С 1994 по 2002 г. в России существовал запрет на опубликование (обнародование) в СМИ в течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования результатов опросов общественного мнения. Важной новеллой, предусмотренной Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года в отношении обнародования данных вопросов, является увеличение так называемого «периода молчания»: опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения не допускается в течение пяти дней до дня голосования. Этот запрет действует и в отношении обнародования такой информации и в сетевых СМИ: законом прямо говорится, что пятидневный «период молчания» распространяется и на обнародование результатов опросов и в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования.

В 1999 г. законодатель предпринял попытку воспрепятствовать использованию результатов опросов в качестве формы предвыборной агитации: в ходе каждой из предшествующих избирательных кампаний фальсифицированные результаты опросов имели своей задачей ввести избирателя в заблуждение, повысить шансы «своего» кандидата и минимизировать шансы конкурентов. В законодательство была введена норма, согласно которой при публикации результатов опросов общественного мнения СМИ обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (т.н. «выборку»), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года опубликование опросов общественного мнения однозначно определил как разновидность информирования избирателей. При этом было закреплено, что нарушение требований к обнародованию результатов опросов общественного мнения (например, неполное указание либо неуказание сведений, обязательных для упоминания при обнародовании полученных при проведении опросов данных) влечет за собой признание информационных материалов, содержащих такие сведения, агитационными (п. 1 ст. 46 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года).

Этим же законом был расширен перечень сведений, обязательных для указания организациями СМИ при обнародовании результатов опросов общественного мнения: среди прочих данных необходимо упоминать регион проведения опроса, а также лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) его публикацию (п. 2 ст. 46 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта