Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право. Генрик Ибсен (1826-1906), норвежский драматург


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


30.11.2021, вторник. Московское время 09:36


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

3. О совершенствовании и развитии избирательного законодательства субъектов Российской Федерации


3.1. Структура избирательного законодательства субъектов Российской Федерации

3.2. Состояние избирательного законодательства субъектов Российской Федерации

3.3 Направления совершенствования и развития избирательного законодательства субъектов Российской Федерации


3.1. Структура избирательного законодательства субъектов Российской Федерации

Избирательное законодательство субъектов Российской Федерации представляет собой совокупность региональных нормативно-правовых актов законодательного и подзаконного характера, регулирующих выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные выборы.

Главенствующее место среди указанных актов занимают конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Следует отметить, что в отличие от Конституции Российской Федерации многие из региональных конституций и уставов содержат разделы об избирательной системе, что, по всеобщему признанию, значительно повышает гарантированность избирательных прав граждан на уровне субъектов Российской Федерации, эффективность правоприменительной деятельности.

Основными источниками избирательного права на региональном уровне являются законы, которые можно разделить на три группы: законы, регулирующие отдельные виды региональных и муниципальных выборов, законы, обеспечивающие регулирование различных видов выборов одного уровня и кодифицированные акты, комплексно регулирующие все виды указанных выше выборов, проводимых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В настоящее время общий массив регионального избирательного законодательства включает более 300 законов, в том числе 88 законов о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, 87 - о выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), 53 - о выборах в органы местного самоуправления, 43 - о выборах глав муниципальных образований, 42 - о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.

В 14 субъектах Российской Федерации избирательное законодательство кодифицировано. В семи из них кодексы регулируют выборы всех уровней, в Костромской области приняты два кодекса - избирательный и о референдумах, в Свердловской области и Коми- Пермяцком автономном округе кодексы регулируют выборы и отзыв, еще в пяти регионах - выборы, референдумы и отзыв.

К системе регионального избирательного законодательства можно отнести имеющиеся во всех субъектах Российской Федерации законы (в некоторых из них - положения) об избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

3.2. Состояние избирательного законодательства субъектов Российской Федерации

В связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 1997 года и изменений и дополнений к нему в 1999 году обновлена значительная часть регионального избирательного законодательства. В ряде субъектов Российской Федерации планируется в текущем году в основном завершить эту работу.

Однако правовой анализ региональных законов о выборах показывает, что еще во многих из них и после обновления сохраняются нормы, нарушающие установленные Федеральным законом гарантии избирательных прав. Это касается порядка формирования и полномочий избирательных комиссий, сроков выдвижения кандидатов, правил и порядка ведения предвыборной агитации, подведения итогов голосования и определения результатов выборов. Указанные недостатки содержатся в законах Брянской, Псковской и Сахалинской областей, Агинского Бурятского автономного округов, ряда других субъектов Российской Федерации.

Не всегда правильно просчитываются сроки конкретных избирательных действий. Особенно часто это касается соблюдения установленного Федеральным законом для выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации срока выдвижения кандидатов - не менее 30 дней. При этом закладывается возможность возникновения ситуации, когда с момента начала выдвижения кандидатов и до дня окончания приема от них подписных листов оказывается всего 20, а то и менее дней (законы Республики Марий Эл, Курской и Иркутской областей, Агинского Бурятского автономного округа).

В Коми-Пермяцком автономном округе наряду с Избирательным кодексом действуют законы о выборах главы администрации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти, законы о выборах в органы местного самоуправления. При этом основной массив норм как в Избирательном кодексе, так и в указанных законах дублируется, а отдельные положения, регулирующие одни и те же избирательные действия, противоречат друг другу. Подобная практика законодательного регулирования выборов создает серьезные трудности для правоприменителей, реально может повлечь нарушения избирательных прав граждан, поставить под сомнение результаты выборов.

Имеются примеры расхождения регионального избирательного законодательства с федеральным в части образования избирательных округов. В Республике Дагестан при выборах в Народное Собрание Республики предусматривалось образование национально- территориальных, женских, профессиональных округов, а при выборах в Махачкалинское городское Собрание - национально-территориальных округов, по которым могли быть выдвинуты кандидатами только лица соответствующих национальности, пола, уровня образования, что является грубым нарушением Конституции Российской Федерации и демократических принципов равного и всеобщего избирательного права - избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления независимо от пола, языка, национальности и так далее.

Несмотря на неоднократные указания о недопустимости подобного регулирования, выборы на основании указанных законодательных актов были проведены. Только жалоба о проверке конституционности данных положений, поступившая в Конституционный Суд Российской Федерации, заставила законодателей республики взяться за разработку необходимых дополнений в эти законы. Лишь в настоящее время в законодательство Республики Дагестан вносятся изменения и дополнения, предусматривающие вместо женских, профессиональных, национальных округов образование многомандатных округов с квотированием мест для ряда национальностей.

В Законах Ханты-Мансийского автономного округа «О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа «О выборах депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа» и «О порядке проведения съезда коренных малочисленных народов Севера по выдвижению кандидатов в депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа по единому шестимандатному национально- территориальному избирательному округу» предусмотрено квотирование мест для представителей коренных малочисленных народов путем образования единого шестимандатного национально-территориального округа, границы которого совпадают с границами автономного округа, в то время как согласно Федеральному закону число мандатов, подлежащих распределению в округе, не должно превышать пяти. При этом требование закона, касающееся количества выдвинутых кандидатов по данному округу - от 7 до 10 человек - нарушает принцип альтернативности выборов.

Большинство же несоответствий регионального избирательного законодательства гарантиям избирательных прав граждан, установленным Федеральным законом, касается правил проведения предвыборной агитации (Кировская, Саратовская и Калининградская области, Корякский автономный округ и другие).

В законах субъектов Российской Федерации, как правило, не установлен порядок предоставления эфирного времени зарегистрированным кандидатам, не указан срок начала ведения предвыборной агитации через средства массовой информации, встречаются такие ограничения в правах субъектов предвыборной агитации, как требование постоянного или преимущественного проживания на территории данного региона, устанавливается право на ведение агитации против участия в выборах.

Нередко законодатели механически переписывают нормы Федерального закона в региональный. Например, когда речь идет о равных условия доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации, о выделении бесплатного эфирного времени и печатной площади, а также помещений для проведения предвыборной агитации посредством проведения массовых мероприятий зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, не учитывается, что выборы проводятся только по мажоритарной системе.

В ряде субъектов Российской Федерации наметилась негативная тенденция необоснованного упрощения проведения региональных выборов путем снятия в законах порога явки избирателей на выборах, как это сделано, например, в Законе Сахалинской области «О выборах Главы администрации Сахалинской области». Такая практика формализует выборы, ставит под сомнение легитимность избранных органов.

Кроме того, в законах субъектов Российской Федерации часто встречаются терминологические и понятийные неточности, затрудняющие применение этих законов.

3.3 Направления совершенствования и развития избирательного законодательства субъектов Российской Федерации

Независимо от избираемых субъектами Российской Федерации форм законодательного регулирования выборов, действующие в данной области законы должно объединять главное - они должны основываться на федеральных законах, соответствовать им.

Отвечая указанному требованию, региональное избирательное законодательство способно не только дополнять и конкретизировать положения федерального законодательства, но и осуществлять самостоятельное регулирование различных аспектов избирательных отношений на местном уровне. При этом, как свидетельствует практика, избирательное законодательство субъектов Российской Федерации по темпам своего обновления может на определенных этапах обгонять развитие федерального законодательства, оказывать на него опережающее воздействие.

Таким образом, совершенствование и развитие избирательного законодательства субъектов Российской Федерации является одним из важнейших условий поступательного развития российской избирательной системы в целом.

В качестве основных направлений этого процесса можно назвать следующее:

внесение в конституции и уставы тех субъектов Российской Федерации, где это еще не сделано, специальных разделов об избирательной системе;

восполнение пробелов регионального законодательства о выборах, устранение имеющихся в нем внутренних противоречий и несоответствий федеральному законодательству;

объединение и систематизация нормативного регулирования выборов в рамках кодификационных актов;

повышение законотворческого потенциала региональных избирательных комиссий тех субъектов Российской Федерации, где указанные комиссии еще не наделены правом законодательной инициативы;

максимально четкое и ясное определение пределов регулирования муниципальных выборов на уровне регионального законодательства и нормативно-правовых актов местного самоуправления, а также связанное с этим повышение внимания к нормотворчеству муниципальных образований в сфере избирательного права, в том числе выраженное и в принятии необходимых актов соответствующими избирательными комиссиями;

установление эффективного механизма согласования избирательного законотворчества субъектов Российской Федерации с федеральным избирательным законодательством, препятствующего проявлениям правонарушающего характера.

Принимая во внимание особую значимость избирательных прав граждан, как единственного легитимного средства, обеспечивающего воспроизводство государственной и муниципальной власти, нельзя не признать, что за последние годы в жизнь российского общества, особенно на уровне регионов и муниципальных образований, прочно вошли такие институты реализации электоральных прав и обязанностей, как референдум, отзыв депутатов и выборных должностных лиц, решение вопросов местного значения через собрания (сходы) граждан, прямые выборы мировых судей населением.

Эти процессы также требуют пристального внимания со стороны субъектов законотворческого процесса как на федеральном, так и на региональном уровнях, своевременной, не отстающей от практики правовой регламентации, находящей выражение в нормах соответствующих законодательных актов.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2021  Карта сайта